ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗЕРНОУБОРОЧНЫХ
КОМБАЙНОВ «НИВА» И «КОЛОС»
Основная гидросистема комбайна «Нива»
Насос основной гидросистемы (НШ-32У) и насос системы
гидроусилителя рулевого управления (НШ-10Е) размещены на
двигателе так же, как и на комбайне СК-4. Насос основной
гидросистемы правого (по часовой стрелке) направления вращения с
отключаемым приводом.
При частоте вращения 1900 об/мин коленчатого вала двигателя вал
насоса вращается с частотой 1655 об/мин. Его теоретическая
производительность составляет 52,5 л/мин, а фактическая при
объемном к. п. д. нового насоса 0,92—48,3 л/мин.
Насос системы гидроусилителя рулевого управления также правого
направления вращения. Частота вращения его вала такая же, как и
коленчатого вала двигателя,— 1900 об/мин. При этих оборотах его
теоретическая производительность составляет 19 л/мин, а
фактическая при объемном к. п. д. 0,92—17,5 л/мин.
Масло из гидробака 6 (рис. 16) насос 12 основной гидросистемы
всасывает через шланг 9 (внутренний диаметр 25 мм), а насос 13
системы гидроусилителя рулевого управления— через шланг 10
(внутренний диаметр 18 мм). Внутри этих шлангов помещены
спиральные пружины, которые предохраняют шланги от сплющивания
при разрежениях в них во время работы гидросистемы.
В дне гидробака имеются два одинаковых по размерам наконечника:
на наконечник 42 надевают всасывающий шланг 10 насоса 13 системы
гидроусилителя рулевого управления, а на наконечник 39 — сливной
шланг 11 той же системы.
На крыше молотилки комбайна «Нива» размещены гидробак 6 (см.
рис. 16), насосы 12 и 13, предохранительные клапаны 29 и 32
основной гидросистемы и системы гидрообъемного рулевого
управления, распределитель 19 копнителя.
Гидробак закреплен на кронштейне подмоторной ра мы.
Предохранительные клапаны установлены между сливными и
нагнетательными магистралями основной гидросистемы и системы
гидроусилителя рулевого управления и закреплены па кронштейнах
26 и 33. С обеими магистралями клапаны соединены через
специальные фланцы 27, 28, 30 и 31. Маслопроводы к клапанам
подсоединяют так, чтобы отверстие в клапане со стороны,
противоположной крышке, было соединено с нагнетательной
магистралью, а боковое отверстие — со сливной. При неверной
установке предохранительного клапана в системе произойдет
авария. Клапаны непрямого действия регулируют на давление
открытия 63+4-2 кгс/см2. Между
клапанами и насосами устанавливают шланги высокого давления в
основной гидросистеме с внутренним диаметром 16 мм, а в системе
гидрообъемного рулевого управления — 12 мм.
Распределитель копнителя закреплен на кронштейне 18. От этого
распределителя отходят четыре маслопровода: 25 — нагнетательный
от насоса 12, 17 — к секционному распределителю, 20 — к
гидроцилиндрам копнителя,
21 — сливной.
Коммуникация маслопроводов па копнителе такая же, как и на
самоходных комбайнах GK-4 с копнителем 44-8Б. Отличие
заключается только в том, что в комбайнах «Нива» в
гидроавтоматической системе закрытия копнителя применены
трубопроводы с внутренним диаметром 6 мм (вместо 10 мм), а
шланги с внутренним диаметром 8 мм (вместо 12 мм). В связи с
этим в гидро-цилиндрах закрытия копнителя ввернуты штуцера с
под-соединительной резьбой M16XU5 (вместо М22Х1.5). Аналогично в
распределителе 19 копнителя штуцер, к которому подсоединяют
трубопровод 20, имеет также подсоединительную резьбу М16Х1,5
(вместо М22Х1.5).
В зависимости от комплектации комбайна «Нива» в его гидросистеме
устанавливают различные секционные распределители, имеющие от
пяти до семи рабочих секций с разным порядком расположения типов
этих секций.
До мая 1974 г. на комбайнах «Нива» устанавливали семисекционный
распределитель ГА-34000В, в котором все секции имеют
двухсторонние подсоединительные отверстия, а все секции с
запорными клапанами имеют по два клапана. К секциям такого
распределителя трубопроводы подсоединяют в следующем порядке
(рис. 17 и 18): 1-я секция — трубопровод 23 (12X0,9) от
гидроцилиндра подъема и опускания жатки; 2-я секция —
трубопровод 22 (8X0,7) от гидроцилиндров подъема и опускания
мотовила; 3-я секция — трубопровод 21 (8X0.7) от гидроцилиндра
вариатора мотовила; 4-я секция — трубопроводы 19 и 20 (8X0,7) от
гидроцилиндра вариатора скорости комбайна; 5-я секция —
трубопроводы 17 и 18 (12X0,9) от гидроцилиндра очистки сеток
воздухозаборника; 6-я секция — запасная; 7-я секция —
трубопровод 16 (12Х Х0>9) от вибраторов бункера.
Рис. 17. Установка секционного распределителя и
ручек управления на комбайне «Нива»:
1—7 — ручки управления распределителем; 8 — плита; 9 — ось; 10 — рычаг,
соединенный с тягами; 11 — тяга; 12 — вилка; 13 — болт; 14 — резиновое
уплотнительное кольцо; 15 — муфта; 16—23, 25—27 — трубопроводы; 24 —
фланец.
Трубопроводы от потребителей одностороннего
действия подсоединяют к отверстиям распределителя со стороны
выходящего наружу золотника, кроме 7-й секции
которые через трубопроводы 9 и 1 соединены
с распределителем, имеются дроссельные отверстия диаметром 3 мм.
К правым угловым штуцерам, не имеющим дроссельных отверстий,
подсоединены трубопроводы 8 и 3, сообщающиеся со сливной
магистралью, минуя распределитель 17.
Насос-дозатор 46 и распределитель 55 системы гидрообъемного
рулевого управления размещены под площадкой водителя, а
гидроцилиндр 53 — на мосту управляемых колес.
Насос-дозатор 13 (рис. 21) крепят к специальной крышке 12
четырьмя болтами с пружинными шайбами. Крышка закреплена на
площадке водителя также четырьмя болтами с гайками и пружинными
шайбами.
На верхнюю цилиндрическую часть корпуса насоса-дозатора надета
труба 10, имеющая два разреза внизу. Хомутом 11 труба соединена
с верхней частью корпуса.
Хвостовик вала насоса соединен шлицами с муфтой 7, приваренной к
валу 4 руля. Осевое смещение муфты и вала ограничено осью 9 со
шплинтом.
Для снятия насоса-дозатора с комбайна отвертывают гайку 3,
снимают рулевое колесо 2 и стремянку 6, поднимая вверх наружную
трубу 10. Затем расшплинтовывают и вынимают ось 9. Подняв вверх
вал 4 руля, отсоединяют муфту вала от хвостовика
насоса-дозатора. После этого отъединяют от насоса-дозатора
трубопроводы, отвертывают четыре болта, крепящие насос-дозатор к
крышке, и снимают насос. Устанавливают насос-дозатор на комбайн
в обратном порядке.
С целью обеспечения высокой эксплуатационной надежности
маслопроводов гидрообъемного рулевого управления применяют
трубопроводы и шланги с более высокими разрывными давлениями,
чем в основной гидросистеме.
Трубопроводы имеют наружный диаметр 12 мм и толщину стенки 1,25
мм. Свертные трубы с меньшей толщиной стенки в системе
гидрообъемного рулевого управления не применяют.
Рукава с металлической оплеткой. Заделка рукавов неразъемная.
Наружный диаметр их 24 мм, внутренний— 12 мм. Сливные рукава
имеют внутренний диаметр 18 мм. Герметичность соединения рукавов
с переходником трубопровода обеспечивают хомуты.