Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - 1988 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

 

Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 18

 

 

 

ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ КАБИНА. СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА КАБИНЫ И СНАРЯЖЕНИЯ ЛЕТЧИКОВ

Герметическая кабина вентиляционного типа представляет герметизированный отсек фюзеляжа, закрытый сверху откидными частями фонаря. Кабина двухместная: впереди - рабочее место курсанта, сзади - инструктора.

Герметизация откидных частей фонаря и козырька передней кабины (рис. 48) осуществляется резиновыми шлангами (10, 17 и 19), в которые подается воздух давлением 1,8-2,55 кгс/см . Воздух в систему герметизации поступает из баллона емкостью 2 л (4) с давлением 150 кгс/см2 через понижающие редукторы 150х50 кгс/см2 (12) и 50х1,5 кгс/см (13). Кран герметизации (16) откидных частей фонаря и козырька передней кабины сблокирован с рукояткой (15) включения подачи воздуха в кабину КОН-ДИЦ.-ГЕРМЕТ. Управление системой герметизации и включения подачи воздуха в кабину возможно как с рабочего места курсанта, так и с рабочего места инструктора.

 

 

 

Рис. 61. Принципиальная схема системы наддува, вентиляции и обогрева кабин:
1 - двигатель; 2 - заслонка с электроприводом; 3 - фильтр; 4 - ограничитель расхода воздуха; 5 - предохранительный клапан; 6 - заслонка с электроприводом; 7 - воздухо-воздушный радиатор; 8 - турбохолодильник; 9 - турбохолодильная установка; 10 - переключатель температуры ЛЕТО-ЗИМА;

 

 

 

 

 

 

 

Герметизация откидных частей фонаря и козырька передней кабины происходит после закрытия откидных частей фонаря, закрытия их замков с последующим перемещением рукоятки КОНДИЦ.-ГЕРМЕТ. вперед. Разгерметизация производится обратным движением рукоятки. В случае открытия замков откидных частей фонаря кабины без предварительной разгерметизации рукояткой или при катапультировании давление воздуха из шлангов стравливается автоматически. Открытие откидных частей фонаря без предварительного сброса давления из шлангов не рекомендуется во избежание выхода откидных частей из шарниров подвески.

Для создания нормальных условий экипажу в полете на самолете установлена система кондиционирования воздуха кабины и снаряжения летчиков.

Наддув, вентиляция и обогрев кабины, а также вентиляция пододежного пространства снаряжения летчиков и индивидуальная вентиляция (душирование) производится воздухом, отбираемым от последней ступени компрессора двигателя (рис. 61).

Отбор воздуха от компрессора осуществляется открытием заслонки (2) с помощью переключателя КОНДИЦ. (36), установленного в обеих кабинах на правых пультах. Переключатель в задней кабине имеет преимущество в функционировании над переключателем передней кабины. В эксплуатации переключатель (36) в задней кабине находится в среднем положении и закрыт предохранителем, управление отбором воздуха осуществляется переключателем из передней кабины. Закрытое положение заслонки отбора воздуха сигнализируется загоранием табло КОНДИЦ. ЗАКРЫТО (34).

Воздух от заслонки отбора по трубопроводу проходит фильтр (3), ограничитель расхода воздуха (4) и дальше поступает в две магистрали: «горячую» и «холодную». В «холодной» магистрали установлен воздухо-воздушный радиатор (7), турбохолодильник (8) и водоотделитель (12). «Холодная» магистраль за турбохолодильником (8) разделяется на трубопровод наддува кабины и трубопровод системы вентиляции снаряжения и индивидуальную вентиляцию экипажа. В оба трубопровода через регулирующие заслонки (6) подается горячий воздух из «горячей» магистрали.

Подача воздуха в кабину к коллекторам обдува остекления фонаря (40) к ногам летчика (41) передней кабины осуществляется постановкой рукоятки КОНДИЦ.-ГЕРМЕТ. (30) в переднее положение. При перемещении рукоятки (30) вперед сначала происходит герметизация откидных частей фонаря и козырька передней кабины, а затем - открытие крана подачи воздуха (14) в кабину. В полете его рукоятка (14) должна находиться в переднем крайнем положении.

Регулирование количества воздуха на вентиляцию снаряжения осуществляется рукояткой ВЕНТИЛЯЦИЯ КОСТЮМА (25), расположенной на левом пульте в обеих кабинах, а на индивидуальную вентиляцию (душирование) - с помощью насадка (24), расположенного на правом пульте в обеих кабинах.

При выполнении полетов одним летчиком рукоятка ВЕНТИЛЯЦИЯ КОСТЮМА (25) и насадок индивидуальной вентиляции (24) в задней кабине должны находиться в закрытом положении.

Регулирование температуры воздуха, подаваемого в кабину, на снаряжение и индивидуальную вентиляцию производится как автоматически с помощью электронного регулятора (19 и 20) температуры, так и вручную.

Органы управления регулированием температуры установлены только на рабочем месте курсанта:

- для кабины - на щитке КОНДИЦ. КАБИНЫ (32) на правом пульте;

- для снаряжения и индивидуальной вентиляции - на щитке ОБДУВ-КОСТЮМ (31) справа приборной доски.

На щитке КОНДИЦ. КАБИНЫ размещены переключатель ТЕПЛО-ХОЛОД-АВТОМАТ и задатчик температуры с диапазоном температур 10-25°С, на щитке ОБДУВ-КОСТЮМ управления температурой воздуха на входе в снаряжение (на выходе из насадка индивидуальной вентиляции) - четырехпозиционный переключатель ТЕП-ЛО-ХОЛОД-АВТОМАТ и задатчик температуры с диапазоном температур 10-80°С.

Переключатели ТЕПЛО-ХОЛОД-АВТОМАТ кроме указанных трех положений имеют также нейтральное положение.

Для введения в работу системы автоматического регулирования температуры воздуха в кабине необходимо:

- установить четырехпозиционный переключатель на щитке КОНДИЦ. КАБИНЫ в положение АВТОМАТ;

- установить рукоятку задатчика температуры на желаемую температуру в кабине;

- включить электропитание от бортовой сети или наземного источника;

- включить АЗС КОНДИЦ. ВОЗД., АНТИОБЛ.-ОБДУВ ПВД (ЛЕВ. и ПРАВ ), СИГ-

НАЛ на вспомогательном электрощитке и ПРЕОБРАЗ. на основном электрощитке.

Для введения в работу системы автоматического регулирования температуры воздуха на входе в снаряжение на выходе из насадка индивидуальной вентиляции необходимо:

- установить четырехпозиционный переключатель на щитке ОБДУВ-КОСТЮМ в положение АВТОМАТ;

- установить рукоятку задатчика температуры на желаемую температуру на входе в снаряжение (на выходе из насадка индивидуальной вентиляции); рекомендуется в зависимости от температуры воздуха в кабине задатчик температуры на входе в спецснаряжение устанавливать на значения температуры, указанные в табл. 18;

- включить электропитание от бортовой сети или наземного источника;

- включить АЗС КОНДИЦ. ВОЗД., АНТИОБЛ.-ОБДУВ. ПВД (ЛЕВ. и ПРАВ), СИГ-

НАЛ (ОБДУВ. ПИЛОТА) на вспомогательном электрощитке и ПРЕОБРАЗ. на основном электрощитке.


Таблица 18

Температура в кабине, °С

Положение рукоятки задатчика температуры на входе в снаря­жение, °С

+50

10

+25

25

0

33

-25

43

-40

60

-50

80

 

 

 

Ручное управление регулированием температуры воздуха в кабине или на входе в снаряжение осуществляется четырехпозиционным переключателем постановкой его в положение ТЕПЛО, если в кабине (на входе в снаряжение) холодно или в положение ХОЛОДНО, если в кабине (на входе в снаряжение) жарко.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. До устранения недостатка по ограничению температуры воздуха на входе в снаряжение по «горячей» линии установка на ТЕПЛО четырехпозиционного переключателя запрещается, так как в этом случае температура на входе в снаряжение может достичь 180-200°С.

Режим давления в кабине в зависимости от высоты полета поддерживается автоматически регулятором давления АРД-57В (15).

На высотах 0-2000 м избыточное давление в кабине, поддерживаемое регулятором, не превышает 0,05 кгс/см2 по УВПД-20. С увеличением высоты избыточное давление постепенно нарастает, на высотах 7000 м достигает величины 0,21-0,25 кгс/см и при дальнейшем наборе высоты остается постоянным.

Для предохранения кабины от повышенного избыточного давления при отказе регулятора АРД-57В на самолете установлен предохранительный клапан 127Т (18), который срабатывает при избыточном давлении 0,29±0,02 кгс/см2 по УВПД-20.

Предохранительный клапан 127Т также предохраняет кабину от образования в ней Отрицательного перепада давления.

При образовании в кабине отрицательного перепада давления величиной 0,03-

0,04 кгс/см2 по УВПД-20 необходимо уменьшить скорость полета.

Для контроля в полете величины избыточного давления в кабине на приборных досках рабочих мест установлены указатели высоты и перепада давления в кабине УВПД-20 (33).

При образовании в кабине повышенного положительного или отрицательного перепада давлений на приборных досках отсвечивается табло ДАВЛЕНИЕ В КАБИНЕ (35).



СРЕДСТВА АВАРИЙНОГО ПОКИДАНИЯ



Для обеспечения покидания самолета членами экипажа в аварийных случаях на самолете Л-39 установлены пиротехнические системы аварийного сброса откидных частей фонарей и катапультные установки ВС-1БРИ.

Системы аварийного сброса откидных частей фонарей, установленные в передней и задней кабинах самолета, одинаковы. Каждая система состоит из пиромеханизма, заряжаемого пиропатроном ПК-3М-1, цилиндра открытия замков фонаря, двух телескопических цилиндров принудительного подброса фонаря, трубопроводов, тяг и четырех замков откидной части фонаря.

Аварийное сбрасывание подвижных частей фонарей в полете может быть осуществлено от ручек управления катапультированием, установленных на катапультных креслах, ручек автономного сброса, установленных на правых бортах кабин самолета, а также от ручек эксплуатационного открытия замков откидных частей фонарей.

Катапультная установка ВС-1БРИ состоит из катапультного кресла, телескопического стреляющего механизма и порохового ракетного двигателя. В качестве направляющих катапультного кресла используется наружный цилиндр телескопического стреляющего механизма.

Общий вид катапультного кресла ВС-1БРИ показан на рис. 62.

Катапультное кресло состоит из каркаса, чашки и заголовника. В заголовнике кресла размещается стабилизирующий парашют, вводимый в действие с помощью специального механизма. Этот парашют предназначен для обеспечения стабилизированного движения летчика в полете с креслом на начальном участке траектории.

В чашке кресла размещается коробка носимого аварийного запаса НД-39 без предметов комплектации. Основной спасательный парашют и стабилизирующий парашют летчика располагаются в нише спинки кресла.

Кресло ВС-1БРИ оборудовано объединенной подвесной-привязной системой. Фиксация ног летчика при катапультировании осуществляется с помощью специальных лямок, уложенных в кабине. Один конец этих лямок крепится к полу кабины. Другой конец закреплен на кресле с помощью замка. Открытие замков подвесной-привязной системы и замков фиксации ног осуществляется автоматически автоматами ЛУН-5821-8 и ЛУН-5820-8. Кроме того, все замки кресла могут быть открыты летчиком вручную. Ручка аварийного открытия замков кресла расположена на правой стороне чашки кресла. За ней размещена ручка разблокировки кресла с откидной частью фонаря.

На левой стороне чашки кресла расположены ручка стопорения плечевых ремней, тумблер перемещения чашки кресла по высоте, механизм поворота порохового ракетного двигателя и объединенный разъем коммуникаций.

На передней стенке чашки кресла размещена сдвоенная ручка управления катапультированием.

 

Рис. 62. Общин вид катапультного кресла:
1 - сдвоенная ручка катапультирования; 2 - поясные привязные ремни; 3 - плечевые привязные ремни; 4 - заголовник; 5 - контейнер стабилизирующего парашюта; 6 - парашют летчика



Телескопический стреляющий механизм установлен за спинкой катапультного кресла, а пороховой ракетный двигатель - под чашкой кресла. При выполнении полетов на самолете Л-39 вес летчика с надетым обмундированием и специальным снаряжением не должен превышать 108 кг. При этом рост «сидя» летчика не должен быть более 98 см.

Для исключения опасности столкновения летчиков между собой при катапультировании, а также со сбрасываемыми фонарями на самолете установлена электрическая система блокировки очередности катапультирования. Эта система в случае необходимости может быть отключена летчиком.

Тумблеры РАЗБЛОКИРОВКА КРЕСЛА установлены на правых панелях кабин самолета.

В случае отказа в срабатывании катапультной установки летчики могут покинуть самолет через борт кабины.



КИСЛОРОДНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ВЫСОТНОЕ СПЕЦСНАРЯЖЕНИЕ



На самолете для членов экипажа установлен комплект кислородного оборудования ККО-5 с высотой применения до 40 км. На самолете Л-39, имеющем практический потолок 11 км, комплект ККО-5 установлен в учебных целях.

Комплектация кислородного оборудования, установленного в передней и задней кабинах, имеет некоторые отличия. В задней кабине (кабине инструктора) не предусмотрено применение высотно-компенсирующего костюма и гермошлема, поэтому не установлены изделия вентиляции подшлемного пространства, манометр избыточного давления М-2000 и изделия обогрева смотрового стекла гермошлема.

Запас газообразного кислорода (20 л) на борту самолета размещен в четырех цилиндрических баллонах МА-4 емкостью 4 л каждый и в двух шаровых баллонах T -2 емкостью 2 л каждый. Рабочее давление в кислородной системе 150 кгс/см2.

Принципиальная схема кислородного оборудования самолета показана на рис.

63.

Все полеты можно выполнять в защитном шлеме ЗШ-3 (ЗШ-5) с кислородной маской КМ-32 (КМ-34). В учебных целях в передней кабине допускается выполнение полетов в гермошлеме ГШ-6А (ГШ-6М) и высотном компенсирующем костюме ВКК-6М (ВКК-3М).

При необходимости полеты в обеих кабинах можно выполнять с применением вентилирующего комбинезона ВК-3М.

В полетах над водной поверхностью разрешается применять следующее спец-снаряжение:

- высотный морской спасательный комплект типа ВМСК-4;

- авиационный спасательный жилет типа АСЖ-58;

- авиационный спасательный пояс типа АСП-74.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. При полетах с гермошлемом типа ГШ-6А применять спасательный жилет типа АСЖ-68 запрещается.

При использовании вентилируемого снаряжения расход воздуха через него регулировать по теплоощущению.

Перед надеванием спасательного пояса летчик должен убедиться в наличии контровки пусковых фишек и шпилек конвертов поплавков.

После надевания пояса (самостоятельно или с помощью специалиста по спец-снаряжению) сместить поплавки назад, установив их между предплечьями опущенных рук и лопатками.

Перед надеванием жилета АСЖ-58 для уменьшения раздутия его камер при подъеме на высоту тщательно удалить из них остаточный воздух сворачиванием (скатыванием) жилета при открытых клапанах мундштуков трубок поддува, после чего клапаны закрыть. Жилет надевается поверх мехового воротника полетного обмундирования.

В случае раздутия жилета АСЖ-58 в полете стравить воздух из его камер кратковременным нажатием на мундштуки трубок поддува.

Перед надеванием жилета АСЖ-58Б убедиться, что клапан левого мундштука (основной камеры) закрыт, клапан правого мундштука (запасной камеры) открыт, а высотный (дренажный) клапан зачеканен шпилькой.

Перед выполнением полета в ВМСК проверить его состояние и убедиться, что клапаны сброса воздуха открыты. Вентиляция спецснаряжения летчика (ВМСК-4, ВК-3М) осуществляется воздухом, подаваемым из системы кондиционирования. Система вентиляции спецснаряжения проверяется при работающем двигателе. Летчик должен пользоваться только индивидуальным комплектом спецснаряжения, который подбирается по размерам и подгоняется с помощью врача и техника (механика) по высотному спецснаряжению.

Перед выполнением полета в спецснаряжении летчик должен уточнить его состояние у техника (механика) по высотному спецснаряжению и при его помощи проверить радиосвязь и герметичность клапанов вдоха и выдоха. При обнаружении неисправности применять спецснаряжение запрещается.

Кислородная маска должна надеваться, а смотровой щиток гермошлема должен закрываться на земле перед выруливанием. В передней кабине в течение всего полета с закрытым щитком ГШ рукоятка крана ВЕНТИЛЯЦИЯ ШЛЕМА должна находиться в положении ВКЛ.

 

 

 

Рис. 63. Принципиальная схема кислородной системы:
1 - кислородный баллон МА-4; 2 - кислородный баллон Ш-2; 3 - зарядный штуцер с обратным клапаном; 4 - тройник; 5 - индикатор кислорода ИК-52; 6 - регулятор подачи кислорода РПК-52; 7 - кислородный редуктор КР-26А; 8 - кислородный вентиль КВ-2МС; 9 - обратный клапан; 10 - кран вентиляции шлема КВШ-6; 11 - вентиляционное устройство шлема ВУШ-6; 12 - манометр М-2000; 13 - объединенный разъем коммуникаций ОРК-9А; 14 - кислородный прибор КП-52М; 15 - высотный компенсирующий костюм ВКК-6М; 16 - кислородный парашютный прибор КП-27М; 17 - герметический шлем ГШ-6А; 18 - кислородная маска КМ-32.



В полете периодически контролировать запас кислорода по манометру, а также подачу кислорода легочным автоматом (кислородным прибором) по сегментам индикатора кислорода.

При уменьшении давления в кислородной системе до 30 кгс/см2 снизиться до безопасной высоты (4000 м).

В случае неисправности комплекта ККО-5 (ощущается недостаток кислорода, большое сопротивление при вдохе) или ухудшения самочувствия рукоятку АВАРИЯ на РПК-52 установить в положение ВКЛ. При этом усилить контроль за запасом кислорода, так как расход кислорода увеличивается в 2-3 раза.

Примечание. На высотах до 2000 м, если рукоятка РПК-52 100% О2-СМЕСЬ установлена в положении СМЕСЬ, кислород на дыхание не подается и сегменты индикатора кислорода ИК-52 на вдох и выдох не реагируют.

При включенной вентиляции ГШ сегменты могут не реагировать на вдох и выдох и на высотах более 2000 м. Чтобы убедиться в исправности кислородного оборудования, необходимо произвести 2-3 глубоких вдоха-выдоха или рукоятку 100% 02-СМЕСЬ установить в положение 100% О2, при этом сегменты индикатора при вдохе должны сходиться, а при выдохе расходиться.

При полете в гермошлеме следить за степенью нагрева смотрового стекла гермошлема и при необходимости пользоваться кнопкой быстрого обогрева стекла ГШ.

 

 

 

 

СИСТЕМА ПРОТИВОПЕРЕГРУЗОЧНОГО КОСТЮМА


На самолете установлено два противоперегрузочных автомата давления АД-6Е с фильтрами АД-5. Воздух к автоматам подается от компрессора двигателя. Для компенсации действия перегрузок (nY) может использоваться противоперегрузочный костюм ППК-1У или противоперегрузочное устройство, вмонтированное в высотный компенсирующий костюм ВКК-6М (ВКК-32М).

При использовании ППК-1У, ВКК-3М головка автомата АД-6Е и его предохранительный клапан устанавливаются в положение МИН., при использовании ВКК-6М -в положение МАКС.

При создании перегрузок в полете подача воздуха в камеры костюма должна быть плавной, а обжатие тела камерами в местах прилегания должно возрастать (уменьшаться) по мере увеличения (уменьшения) перегрузки. При резких изменениях перегрузки возможно резкое изменение давления в камерах костюма и возникновение неприятных ощущений.

При выводе самолета из пикирования при работе двигателя в режиме малого газа давление, выдаваемое автоматом АД-6Е в камеры костюма ВКК-6М (головка автомата и его предохранительный клапан установлены в положение МАКС.), может оказаться недостаточным (не соответствующим действующей перегрузке). Поэтому летчик при работе двигателя в этом режиме должен выполнять вывод самолета из пикирования более плавно, не создавая больших перегрузок.


ПРОТИВООБЛЕДЕНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА


Самолет Л-39 оборудован воздушно-тепловой противообледенительной системой воздухозаборников двигателя и переднего козырька кабины летчика (рис. 64). Крыло и оперение защиты от обледенения не имеют. Включение противообледени-тельной системы осуществляется как автоматически от сигнализатора обледенения РИО-3, так и вручную.

 

 

Рис. 64. Принципиальная схема противообледенительной системы:
1 - фонарь кабины; 2 - электроблок; 3 - датчик РИО-3; 4 - воздухозаборник; 5 - ограничитель расхода воздуха; 6 - электромеханизм с заслонкой; 7 - двигатель.




Противообледенительная система (ПОС) предназначена для защиты от обледенения входных кромок воздухозаборников и ВНА двигателя, а также переднего козырька кабины летчика.

Горячий воздух для ПОС отбирается от последней ступени компрессора двигателя.

Включение и выключение ПОС производится как автоматически по сигналу от сигнализатора обледенения РИО-3 (трехпозиционный переключатель АНТИОБЛЕД. в этом случае должен находиться в положении АВТОМАТ), так и вручную переключателем АНТИОБЛЕД., который находится на правом пульте и имеет три положения; АВТОМАТ., ВРУЧНУЮ и ЗАКРЫТО. О начале обледенения сигнализирует информационное табло с символом снежинки на голубом поле, а о работе ПОС - надпись ПРО-ТИВООБЛ. РАБОТАЕТ там же.

Для включения ПОС необходимо включить бортовую сеть и АЗС на вспомогательном распределителе ПРОТИВ. ОБДУВ ПИЛОТА и СИГНАЛИЗАЦИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..