Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - 1988 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

 

Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 17

 

 

АВИАЦИОННОЕ И РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолета обеспечивает возможность выполнения полетов днем и ночью в простых и сложных метеорологических условиях.

Расположение приборов в кабине экипажа показано на рис. 54-60.



ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Основным источником электроэнергии постоянного тока является генератор постоянного тока типа ВГ-7500Я мощностью 9000 Вт, установленный на двигателе. Его нормальная работа обеспечивается следующей пускорегулирующей аппаратурой:

- угольным регулятором напряжения Р-27;

- стабилизирующим трансформатором ТС-9М-2;

- выносным сопротивлением ВС-25Б;

- дифференциально-минимальным реле ДМР-400ДСП;

- автоматом защиты от перенапряжения АЗП-1МБ.

Включение генератора в сеть обеспечивается выключателем типа ВГ-15К ГЕНЕРАТОР ОСНОВ, на главном электрощитке передней кабины и последовательно с ним включенным выключателем типа ЗВГ-15К СЕТЬ на электрощитке задней кабины.

Запасным источником электроэнергии постоянного тока является генератор типа ЛУН 2117.02 мощностью 3000 Вт с приводом от воздушной турбины типа В-910. Выпуск данной установки в поток встречного воздуха осуществляется автоматически при отказе основного источника электроэнергии или авиадвигателя в полете. Включение схемы автоматического выпуска и включения генератора в сеть осуществляется выключателем типа ВГ-15К ЗАПАСНОЙ

 

ГЕНЕРАТОР.

Кроме того, предусмотрена возможность аварийного выпуска запасного источника с помощью крана АВАР. ГЕНЕРАТОР, расположенного на правой панели передней кабины.

Аккумуляторная батарея типа 12САМ-28 является аварийным источником питания и установлена в левой части носового отсека.

Наземный источник электроэнергии подсоединяется с помощью штепсельного разъема ШРАП-500, расположенного на левом борту фюзеляжа. Для сигнализации подключения наземного источника электроэнергии предусмотрена сигнальная лампа с зеленым светофильтром, расположенная рядом с штепсельным разъемом.

Подключение аккумуляторной батареи и наземного источника осуществляется выключателем ВГ-15К АККУМ., расположенным на главном электрощитке передней кабины.
Контроль напряжения и тока источников электроэнергии постоянного тока осуществляется с помощью вольтамперметра ВА-62-8, расположенного на приборной доске передней кабины.

 

 

 

Рис. 54. Приборная доска передней кабины
Рис. 55. Левый пульт передней кабины

 

 

Рис. 56. Правый пульт передней кабины
Рис. 57. Средний пульт передней кабины

 

 

Для питания потребителей переменным током на самолете установлены два статических преобразователя типа ЛУН 2456, ЛУН 2457 и электромеханический преобразователь типа ПТ-500Ц. Статический преобразователь типа ЛУН 2457 мощностью 8001000 ВА обеспечивает все радиооборудование (кроме радиостанции РТЛ-11) переменным однофазным током напряжением 115 В, частотой 400 Гц.

Подключение преобразователя к сети постоянного тока производится через автомат защиты типа АЗР-70 ПРЕОБРАЗ. на главном электрощитке.

 

 

Статический преобразователь ЛУН 2456 мощностью 40 ВА обеспечивает трехфазным током напряжением 36 В и частотой 400 Гц приборы с дистанционной передачей (комбинированный указатель поворота, скольжения и вариометр ЛУН 1180, трехстрелочный указатель ЛУН 1530 и др.). Включение преобразователя в самолетную сеть осуществляется через автомат защиты АЗСГК-50 ДВИГАТЕЛЬ на главном электрощитке и последовательно ему включенный АЗСГК-5 КОНТРОЛЬ ДВИГАТЕЛЯ на вспомогательном электрощитке передней кабины.

 

Электромеханический преобразователь типа ПТ-500Ц предназначен для обеспечения гироскопических приборов (авиагоризонта типа АГД-1, гиромагнитного компаса типа ГМК-1АЭ), радионавигационной аппаратуры «Искра-К» и радиодальномера «Квант» переменным трехфазным током напряжением 36 В, частотой 400 Гц.

К преобразователю ПТ-500Ц посредством выключателя ПРИБОРЫ ДВИГАТЕЛЯ АВАРИЙНО, расположенного на правой панели управления, можно подключить приборы контроля работы двигателя в случае отказа преобразователя ЛУН 2456.

К сети 28 В преобразователь подключен через автомат защиты АЗСГК-50 ПТ-500Ц на вспомогательном распределителе передней кабины.

Цепи питания всех потребителей электроэнергии обеспечены защитной аппаратурой, основой которой являются автоматы защиты типа АЗСГК, размещенные, как правило, на электрощитках и пультах управления передней и задней кабин.

Примечание. На самолетах с 19-й серии вместо преобразователя ЛУН 2457 устанавливаются два статических преобразователя ЛУН 2458.8.

 

 

 

Рис. 58. Приборная доска задней кабины
Рис. 59. Левый пульт задней кабины

 

 

Рис. 60. Правый пульт задней кабины


Статические преобразователи ЛУН 2458.8 питают потребители переменным однофазным током напряжением 115 В, частотой 400 Гц.

Статический преобразователь ЛУН 2458.8 № I питает аппаратуру Р-832М, РКП-41, РВ-5, МРП, РИО-З, ИВ-ЗОО, золотниковые механизмы APT.

Статический преобразователь ЛУН 2458.8 № II питает аппаратуру РСБН-5С, СРО, ракеты СС.

При отказе одного из преобразователей его потребители подключаются к исправному преобразователю. Подключение преобразователей ЛУН 2458.8 к сети постоянного тока производится через автоматы защиты сети типа A3-70 ПРЕОБРАЗ. I и ПРЕОБРАЗ. II.



СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЕ И СВЕТОСИГНАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Светотехническое оборудование самолета включает:

- систему комбинированного подсвета пультов летчиков, приборных досок и отдельных приборов;

- систему внешней сигнализации;

- систему внутрикабинной сигнализации;

- рулежно-посадочное освещение.

Система комбинированного подсвета пультов летчиков, приборных досок и отдельных приборов состоит из независимых основной (красной) и запасной (белой) магистралей.

Переключение с основной магистрали на запасную при коротком замыкании в основном осуществляется автоматически.

Подключение к сети 28 В выполнено через два автомата защиты типа АЗСГК ОСВЕЩ. КРАСНОЕ, БЕЛОЕ, расположенных на вспомогательном электрощитке передней кабины. Управление освещением, независимое для передней и задней кабин, осуществляется с помощью специального пульта управления ОСВЕЩЕНИЕ ПРИБОРОВ, расположенного на левой панели передней и задней кабин. На пульте находятся переключатель и потенциометр, обеспечивающие выбор цветности подсвета (красный или белый) и плавную регулировку яркости.

В случае отказа системы комбинированного освещения приборная доска в передней кабине может быть освещена лампой аварийного освещения СМ-1БМ, включе-ние которой производится отдельным выключателем на левой панели управления в передней кабине.

Система внешней сигнализации состоит из четырех арматур типа ХС-39, расположенных на стойках шасси и хвостовом коке, и аэронавигационных огней типа БАНО-45 на законцовках левой и. правой плоскостей.

Система подключена к самолетной сети через автомат защиты типа АЗСГК-5 АНО-МОНТАЖНАЯ ЛАМПА вспомогательного электрощитка, а управление осуществляется со специального пульта АНО на правой панели передней кабины. На пульте расположены переключатели типа 2ППНГ-15К МИГАНИЕ НЕПРЕРЫВНО и типа ППНГ-15К ЯРКОСТЬ на три положения 60%-30%-100% для подбора требуемой яркости.

Каждая кабина оборудована сигнализатором аварийных режимов ЛУН 2690-17 с красным мигающим светом и независимой системой световой сигнализации, основой которой является унифицированное световое табло прямоугольной формы с буквенным или символическим обозначением на красном, желтом или зеленом фоне.

Исключением является сигнализатор положения шасси, створок шасси и тормозных щитков, выполненный в виде самостоятельного блока и расположенный слева от приборной доски передней и задней кабин.

Защита независимых систем сигнализации осуществляется автоматами защиты типа АЗСГК-5 СИГНАЛИЗАЦИЯ, расположенными на вспомогательном электрощитке передней и электрощитке задней кабин, а управление - потенциометром ЯРКОСТЬ и кнопкой КОНТРОЛЬ со специальных пультов слева от приборных досок передней и задней кабин.

Посадочно-рулежное освещение состоит из двух посадочно-рулежных фар с лампой-фарой СМФ-5, установленных в носовой части крыльевых топливных баков и подключенных к сети 28 В через автоматы защиты типа АЗСГК-10 ФАРЫ ЛЕВАЯ-ПРАВАЯ на вспомогательном распределителе. Переключение нитей фар осуществляется переключателем типа 2ППНГ-15К РУЛЕЖНАЯ, ПОСАДОЧНАЯ слева от приборной доски передней и задней кабин.

Основой электрической системы запуска является пусковая панель Л39-К8248. которая подключена к самолетной сети 28 В через автомат защиты типа АЗСГК-50 ДВИГАТЕЛЬ на главном электрощитке. Отдельные электрические цепи питаются от вспомогательного электрощитка через автоматы защиты ПУСКОВАЯ ПАНЕЛЬ, ТОП-ЛИВОНАСОС, ЗАЖИГАНИЕ. Все элементы управления запуском находятся в передней кабине на левой панели. На левой панели задней кабины установлены кнопки ЗАПУСК турбостартера и двигателя и переключатель для останова двигателя ОСТАНОВ Д-ЛЯ.

Система электрического управления отдельными агрегатами позволяет осуществлять:

- выпуск и уборку шасси в нормальном и аварийном режимах;

- управление закрылками и тормозными щитками;

- продольную и поперечную балансировку самолета;

- блокировку тормозов, растормаживание колес;

- регулировку сидений.



ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

На приборных досках в передней и задней кабинах (рис. 54 и 58) установлены следующие пилотажно-навигационные приборы:

- комбинированный указатель скорости и числа М ЛУН 1170;

- высотомер БД-20;

- указатель авиагоризонта АГД-1;

 

- комбинированный вариометр с указателем поворота и скольжения ЛУН 1180;

- указатель радиокомпаса ЛУН 3615;

- указатель радиовысотомера УВ-5;

- навигационно-пилотажный прибор НПП.

Слева от приборных досок установлены часы типа АЧС-1.

Кроме того, в передней кабине установлены указатель перегрузок с сигнализацией типа ЛУН 1722 и аварийный магнитный компас типа ЛУН 1221.

Комбинированный указатель скорости и числа М типа ЛУН 1170 предназначен для измерения приборной скорости от 100 до 1200 км/ч, истинной воздушной скорости от 300 до 1200 км/ч, числа М от 0,5 до 1 и сигнализации при М=0,78 на высотах полета 0-15000 м.

Высотомер ВД-20 служит для определения барометрической высоты в пределах 0-20000 м.

Комбинированный вариометр с указателем поворота и скольжения предназначен для одновременного, взаимно независимого измерения вертикальной составляющей скорости подъема или снижения самолета в диапазоне ±80 м/с и угловой скорости в диапазоне ±5,7 град/с относительно вертикальной оси самолета, что соответствует параметрам производимого самолетом поворота при скорости 350 км/ч и крене 45°. Вариометр выдерживает скоростную нагрузку до 300 м/с. Диапазон показаний указателя поворота ограничен упорами на отметках 6,5 град/с.

Питание всех мембранно-анероидных приборов осуществляется от приемников воздушных давлений типа ЛУН 1153 (основной) и типа ЛУН-1150 (резервный), установленных на специальных кронштейнах на правой и левой плоскостях соответственно.

Для предотвращения обледенения приемники воздушных давлений имеют электрический обогрев, включение которого осуществляется кнопками ОБОГРЕВ ПВД, расположенными на левой панели передней кабины. Цепи питания обогревательных элементов защищены автоматами защиты типа АЗСГК-10 ПВД ЛЕВЫЙ и ПРАВЫЙ.

Дистанционный авиагоризонт АГД-1 предназначен для определения положения самолета в пространстве относительно горизонта.

Авиагоризонт обеспечивает устойчивые показания углов крена и тангажа в пределах 360°, за исключением углов тангажа 85-95° при пикировании и кабрировании, на которых показания авиагоризонта могут быть неопределенными. Ошибки по тангажу и послевиражная погрешность не превышают 2-3° и автоматически корректируются в прямолинейном полете с постоянной скоростью через 2-3 мин.

На самолете установлен комплект авиагоризонта АГД-1 с двумя указателями. Гиродатчик авиагоризонта расположен под правой панелью задней кабины. Питание по постоянному току осуществляется от самолетной сети 28 В через автомат защиты типа АЗСГК-5 АГД, ГМК, а по переменному току - от преобразователя ПТ-500Ц.

Гиромагнитный компас ГМК-1АЭ предназначен для определения магнитного курса полета самолета и углов его разворота, обеспечивает определение курса с точностью ±1,5°. Питание компаса обеспечивается от сети постоянного тока через АЗСГК-5 АГД, ГМК на главном распределителе передней кабины, а по переменному току - от преобразователя ПТ-500Ц. Пульт управления гиромагнитного компаса расположен на правой панели передней кабины.

Авиационные часы АЧС-1 имеют завод пружины на 5 суток и точность хода ±1 мин за сутки.

Магнитный компас типа ЛУН 1221 предназначен для определения компасного курса самолета в случае отказа гиромагнитного компаса. Компас имеет индивидуальный подсвет, девиационное устройство и устройство для компенсации установочной ошибки.

Указатель перегрузок (акселерометр) типа ЛУН 1722 предназначен для определения перегрузок, действующих на самолет в направлении, перпендикулярном плоскости крыла, и сигнализации опасных перегрузок плюс 8 и минус 4 с допуском ±0,5. На приборе имеется кнопка для сброса стрелок с фиксированного положения.

Для имитации отказа (в учебных целях) авиагоризонта АГД-1 и гиромагнитного компаса на среднем пульте задней кабины установлены два выключателя типа 2ВГ-15К КРЕН, ТАНГАЖ и переключатель типа 2ППГ-15К ГМК, с помощью которых обеспечивается введение ложных показаний в указатели передней кабины.

Для имитации отказа системы статического и полного давления на среднем пульте задней кабины имеются краны ПОЛН. ДАВЛ. и СТАТ. ДАВЛ., перекрывающие проводку ПВД на мембранно-анероидные приборы, расположенные в передней кабине. Часть самолетов оборудована системой директорного управления СДУ-39.

На самолетах, оборудованных СДУ вместо АГД-1, установлены КПП, которые кроме функций авиагоризонта обеспечивают индикацию:

- командных сигналов для директорного управления самолетом с помощью командных стрелок и тангажа;

- отклонения самолета от равносигнальных зон курсоглиссадных маяков

- отказов гировертикалей, радиотехнических средств навигации и посадки - флажками-сигнализаторами «Т» и «К». При отказах флажки-сигнализаторы находятся в поле зрения прибора.

Система директорного управления СДУ-39 предназначена для выдачи сигналов на командные стрелки тангажа и крена КПП при выполнении захода на посадку в ди-ректорном режиме управления с использованием наземных средств посадки, соответствующих нормам 1 категории, а также для выдачи сигналов на командную стрелку тангажа при выполнении полета в режиме стабилизации высоты. Включение системы производится выключателем СДУ, размещенным на правом пульте летчика в передней кабине.



РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Самолет имеет следующее радиоэлектронное оборудование:

а) радиосвязное оборудование:

- ультракоротковолновая радиостанция РТЛ-11 или УКВ-ДЦВ Р-832М;

- самолетное переговорное устройство, использующее низкочастотные цепи УКВ радиостанции РТЛ-11;

- автономное самолетное переговорное устройство (резервное - при установке РТЛ-11, основное - при установке Р-832М);

б) радионавигационное оборудование:

- аппаратура ближней навигации и посадки РСБН-5С («Искра-К»);

- автоматический радиокомпас РКЛ-41 с двумя пультами управления;

- радиовысотомер малых высот РВ-5;

- маркерный радиоприемник МРП-56ПС;

в) радиотехническое оборудование: СРО-2М.



РАДИОСВЯЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Командная радиостанция РТЛ-11 (Р-832М) предназначена для двухсторонней радиосвязи самолета с землей и между самолетами в телефонном режиме в диапазоне частот 100-150 МГц (P-832M - в диапазоне 118-140 и 220-389, 95 МГц). Количество предварительно настраиваемых каналов 21 (Р-832М - 20). Управление осуществляется с помощью пульта управления радиостанцией. Питание радиостанции осуществляется

постоянным током напряжением 27 В (Р-832М - постоянным током напряжением 27 В и переменным током напряжением 115 В, 400 Гц).

На левой панели в передней и задней кабинах размещена абонентская коробка, которая обеспечивает регулирование громкости СПУ и принимаемого радиостанцией сигнала, а также прослушивание сигналов радиокомпаса.

Кнопки включения радиостанции в режим «Передача» установлены на торцевой части РУД в передней и задней кабинах. Включение радиостанции осуществляется в передней кабине автоматом защиты сети, размещенным на основном электрощитке.

Антенна радиостанции щелевого типа размещена в верхней части киля самолета под радиопрозрачным обтекателем.

Самолетное переговорное устройство предназначено для внутрисамолетной связи членов экипажа. На самолетах, оборудованных радиостанцией РТЛ-11, имеются два СПУ - основное и резервное. В качестве основного СПУ используются низкочастотные цепи радиостанции.

Включение запасного СПУ осуществляется автоматом защиты сети СПУ, размещенным на электрощитке в задней кабине.

Кнопки СПУ размещены на РУД в передней и задней кабинах.



РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Аппаратура ближней навигации и посадки РСБН-5С




Аппаратура ближней навигации и посадки РСБН-5С («Искра-К»), сопряженная с автономными датчиками высоты, скорости и курса, при работе с наземными навигационными и посадочными радиомаяками предназначена для решения задач ближней навигации, выполнения захода на посадку и посадки в сложных метеоусловиях и обеспечивает:

- непрерывное указание координат самолета - азимута (А) и дальности (Д) - относительно точки установки наземного радиомаяка;

- полет по заданному азимуту на маяк и от маяка по приборам НПП и ППД-2 и полет по орбите любого радиуса в пределах дальности действия системы;

- привод на аэродром посадки, оборудованный навигационным радиомаяком, с пробиванием облачности вниз и выполнением предпосадочного маневра;

- заход на посадку по зонам курсового и глиссадного радиомаяков с измерением дальности до точки приземления;

- возврат самолета на аэродром посадки по нуль-прибору (селектору азимута) при отказе курсовой системы самолета;

- заход самолета на посадку по сигналам наземного радиомаяка РСБН, расположенного на удалении не более 300 м от центра ВПП (без использования радиомаяка ПРМГ);

- прослушивание на борту самолета позывных сигналов радиомаяка РСБН.

Аппаратура РСБН-5С обеспечивает индикацию местоположения самолета на индикаторе кругового обзора наземного оборудования системы РСБН.

При отсутствии информации по радиоканалу аппаратура РСБН-5С обеспечивает навигацию самолета по автономным данным.

Основные тактико-технические данные аппаратуры РСБН-5С:

а) дальность действия аппаратуры в режиме радиокоррекции при работе с радиомаяком РСБН ограничивается пределами прямой видимости и составляет на высоте полета 1000 м не менее 115 км;

б) дальность действия аппаратуры при работе с радиомаяком ПРМГ составляет:

- по дальномерному каналу:

на высоте полета 10000 м не менее 180 км;

 

на высоте полета 1000 м не менее 80 км; на высоте полета 300 м не менее 20 км:

- по каналу курса:

на высоте полета 10000 м не менее 180 км; на высоте полета 1000 м не менее 80 км; на высоте полета 300 м не менее 20 км;

- по каналу глиссады на высоте полета 300 м не менее 20 км:

в) максимальная ошибка измерения в режиме радиокоррекции составляет:

- по азимуту не более 0,25° (точность индикации азимута на указателе 2°);

- по номинальной дальности не более 0,25 км;

г) величина радиуса зоны неустойчивой радиокоррекции над радиомаяком составляет:

- на высоте полета 5000 м не более 5 км;

- на высоте полета 3000м не более 3 км;

д) количество каналов связи «земля-самолет» и «самолет-земля» как при работе с радиомаяком РСБН (режим «Навигация»), так и при работе с радиомаяком ПРМГ (режим «Посадка») равно 40.

На правой панели передней кабины размещен пульт управления, который обеспечивает выбор необходимого канала в режимах «Навигация» и «Посадка», контроль наличия радиокоррекции или исправности каналов дальности и азимута, регулировку громкости позывных наземной станции, установку нуля азимута и начальную установку значений азимута и дальности. Кроме того, на правой панели передней кабины размещены переключатель выбора режимов работы аппаратуры РСБН-5С «Навигация-Посадка-Пробивание облачности», регулятор яркости подсвета пульта управления РСБН-5С, кнопки контроля исправности РСБН-5С и опознавания.

На левой панели в передней кабине установлен выключатель ПРОСЛУШИВАНИЕ позывного наземного радиомаяка РСБН.

На правом табло на приборной доске передней кабины установлены лампы ПРОБИВ. ОКОНЧЕНО и СОГЛАС. АЗИМУТА.

На правой панели в задней кабине установлена кнопка ИСКРА, СОГЛАС. ЗАДАННОГО АЗИМУТА, а на правом табло приборной доски задней кабины - лампы АЗИМУТ ТОЧНО и ДАЛЬНОСТЬ ТОЧНО.

Включение аппаратуры РСБН-5С осуществляется из передней кабины АЗС ПРЕОБРАЗ., ИСКРА и АГД-ГМК на основном электрощитке и АЗС ПТ-500Ц на дополнительном электрощитке передней кабины.



Автоматический радиокомпас РКЛ-41



Автоматический радиокомпас РКЛ-41 обеспечивает отсчет курсового угла радиостанции, на которую настроен радиокомпас, и позволяет:

- производить полет на радиостанцию и от нее с визуальной индикацией курсового угла радиостанции;

- определять пеленг на радиостанцию;

- выполнять заходы на посадку по системе ОСП;

- работать в качестве резервного связного радиоприемника на средних волнах.

Радиокомпас РКЛ-41 работает:

- в режимах «Кавт.» и «Круч.»; эти режимы являются основными и служат для автоматического пеленгования радиостанции с той лишь разницей, что в режиме «Кавт.» осуществляется автоматический переход по сигналам маркерного радиоприемника с частоты ДПРС на частоту БПРС, а в режиме «Круч.» эта операция выполняется вручную;

 

- в режиме «Антенна», предназначенном для прослушивания позывных приводных радиостанций и TTTBPC и настройки РКЛ-41 на заданную частоту, режим может использоваться при отказе самолетной УКВ радиостанции;

- в режиме «Рамка», предназначенном для слухового пеленгования приводных радиостанций.

Основные тактико-технические данные радиокомпаса РКЛ-41 следующие:

- непрерывный диапазон частот - от 150 до 1800 кГц;

- питание: по постоянному току 27 В, по переменному - напряжением 115 В (400 Гц);

- дальность действия по приводной радиостанции ПАР-8СС при высоте полета 1000 м - 180 км; при этом ошибка в определении истинного пеленга должна быть не более ±10°, колебания стрелки указателя пеленга - не более ±3°, в режиме «Антенна» позывные должны прослушиваться удовлетворительно, а стрелка индикатора настройки должна иметь заметные отклонения;

- величина зоны неустойчивых показаний радиокомпаса при полете наземной приводной радиостанции составляет не более высоты полета самолета.

Антенны радиокомпаса размещены: ненаправленная поверхностного типа, состоящая из двух частей и являющаяся частью гаргрота фюзеляжа - между шпангоутами 25-28; направленная гониометрическая неподвижная - под фюзеляжем между шпангоутами 15-17.

Пульты управления радиокомпасом размещены в передней и задней кабинах на правых панелях.

Указатели курса и сигнализации АВТОМ. ПЕРЕКЛ. БЛИЖНЯЯ на правом табло размещены на приборных досках в передней и задней кабинах.

Включение радиокомпаса производится из передней кабины, для чего необходимо включить на основном электрощитке АЗС ПРЕОБРАЗ., на дополнительном электрощитке АЗС АРК и перевести переключатель на пульте управления радиокомпаса из положения ВЫКЛ. в одно из следующих положений: КАВТ, КРУЧ., АНТЕННА, РАМКА.



Радиовысотомер малых высот РВ-5



Предназначен для определения истинной высоты полета над земной поверхностью в диапазоне от 0 до 750 м и для сигнализации летчику о снижении самолета ниже заданной опасной высоты полета.

Основные тактико-технические данные РВ-5:

- диапазон измеряемых высот от 0 до 750 м;

- точность измерения высоты по указателю от 0 до 10 м - ±0,8 м, а от 10 до 750 м -

±8% измеряемой высоты;

- мощность передатчика - не менее 0,4 Вт;

- звуковая и световая сигнализации могут задаваться любые в диапазоне от 0 до 750
м;

- сигнализация опасной (заданной) высоты полета осуществляется подачей в телефоны летчиков непрерывного сигнала частотой 400 Гц в течение 3 -8 с и загоранием на указателях красного сигнального табло ОПАСН. ВЫСОТА в передней кабине;

- точность сигнализации опасной высоты по отношению к показаниям высоты указателем радиовысотомера на высотах 2-10 м - ±0,5 м и на 10-750 м - ±5%;

- на высотах более 750 м стрелка устанавливается на правом упоре в черном секторе

шкалы;

- показания радиовысотомера не зависят от покрова местности и атмосферных условий.

Особенности работы радиовысотомера:

- отдельные крупные строения, возвышенности, овраги, крутые берега рек и озер отмечаются изменениями показаний высоты;

- на углах тангажа и кренах более 25° показания радиовысотомера неточные (особенно при полетах над лесом, постройками и др.), пользоваться радиовысотомером в этих случаях не рекомендуется;

- нецелесообразно пользоваться радиовысотомером при полетах над горной местностью, когда резкие изменения расстояний от летящего самолета до земли могут превышать диапазон измеряемых высот.

Антенны радиовысотомера размещены в нижней части фюзеляжа самолета: впереди - приемная, сзади - передающая.

Указатели высоты с сигнальным табло - потенциометром ОПАСН. ВЫСОТА, лампой-кнопкой КОНТРОЛЬ размещены в левой части приборных досок в передней и задней кабинах, дополнительная сигнализация ОПАСНАЯ ВЫСОТА - на левом световом табло на приборной доске передней кабины.

Для включения радиовысотомера необходимо включить на основном электрощитке передней кабины АЗС ПРЕОБРАЗ. и МРП-РВ.



Маркерный радиоприемник МРП-56ПС



Служит для определения момента пролета самолета над наземными маркерными радиомаяками.

Основные тактико-технические данные МРП-56ПС:

- частота модуляции 3000 Гц;

- высота срабатывания не менее 2000 м;

- при пролете наземного маркерного радиомаяка срабатывает световая и звуковая (в телефоны летчиков) сигнализация.

Антенна маркерного радиомаяка размещена в нижней части фюзеляжа между шпангоутами № 18 и 20.

Сигнальный трафарет МАРКЕР установлен в правом световом табло на приборной доске в передней и задней кабинах.

Для включения маркерного радиоприемника необходимо включить на основном электрощитке передней кабины АЗС ПРЕОБРАЗ. и МРП-РВ.



РАДИОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ



Пульт управления СРО-2М и щиток ВЗРЫВ-БЕДСТВИЕ расположены на правом борту передней кабины, антенны - в носовой и хвостовой частях фюзеляжа, под конусными радиопрозрачными обтекателями консольных крыльевых топливных баков.

Для включения СРО-2М необходимо включить на основном и дополнительном электрощитках передней кабины АЗС СРО, а на пульте управления сдвоенный выключатель ПИТАНИЕ.



ВООРУЖЕНИЕ САМОЛЕТА



Самолет Л-39 оборудован бомбардировочным и ракетным (неуправляемым и учебным управляемым) вооружением, а также прицельным и фотоконтрольным оборудованием.

Вооружение, прицельное и фотоконтрольное оборудование самолета Л-39 предназначены для выполнения следующих задач:

- прицельного бомбометания (фотобомбометания) с пикирования авиабомбами калибра 50-100 кг;

 

- прицельной стрельбы неуправляемыми ракетами типа С-5 (фотострельбы) по наземным целям с пикирования;

- имитации пуска управляемых ракет по воздушным целям с использованием учебных ракет И-318;

- фотострельбы по воздушным целям.



Расположение органов управления вооружением в кабинах самолета



Органы управления бомбардировочным и ракетным (неуправляемым и управляемым) вооружением, а также органы управления прицельным и фотоконтрольным оборудованием расположены.

а) в передней кабине:

- на среднем пульте - АЭС ОРУЖИЕ, УБ-16, ДСП, ФКП, ОБОГРЕВ СС, НАКАЛ СС, реостат ГРОМК. СС, сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии подвесок на держателях, сигнальные табло ГОТОВ, СС, ВЗРЫВ, ПУС 0; переключатели ЛЕВАЯ-ПРАВАЯ ОБЕ, АВАР. СБРОС, АВАР. ВЗРЫВ-НЕВЗРЫВ, переключатель вариантов стрельбы 2РС-АВТ.-4РС; пульт ПУ-ЭКСР-46;

- на кронштейне прицела АСП-ЗНМУ-39 - выключатель радиодальномера «Квант», сигнальная лампа КВАНТ, кнопка СБРОС ЦЕЛИ, сигнальные табло ЗАХВАТ ЦЕЛИ, ОПАСНАЯ ПЕРЕГР., ВЫХОД ИЗ АТАКИ, РАЗРЕШ. ДАЛЬНОСТЬ, указатель дальности ЛУН 1770-8;

- на основном электрощитке правого пульта - АЗС ПРЕОБРАЗ., РТЛ, КВАНТ;

- на вспомогательном электрощитке правого пульта - АЗС УПРАВЛ., СИГНАЛ., АВАР. СБРОС, САРПП ЭКСР-46 КЛ-39;

- на ручке управления самолетом - боевая кнопка, кнопка включения ФКП;

- на ручке управления двигателем (рис. 55) - рукоятка привода реостата дальности.

б) в задней кабине:

- над приборной доской - сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии подвесок на держателях, сигнальные табло СС, ЗАХВАТ ЦЕЛИ, ОПАСНАЯ ПЕРЕГР., ВЫХОД ИЗ АТАКИ, ВЗРЫВ, ГОТОВ, СБРОС ПУСК, РАЗРЕШ. ДАЛЬНОСТЬ, НАКАЛ, ОБОГРЕВ, указатель дальности ЛУН 1770-8;

- на правом пульте - выключатель СЕТЬ, АЗС СИГНАЛИЗ., ОРУЖИЕ, переключатели АВАР. СБРОС и АВАР. ВЗРЫВ-НЕВЗРЫВ.

На самолетах до 5-й серии элементы управления вооружением по составу и расположению имеют следующие отличия:

а) в передней кабине:

- на среднем пульте (рис. 57) отсутствуют АЗС УБ-16, сигнальное табло ГОТОВ, переключатель АВАР. ВЗРЫВ-НЕВЗРЫВ; вместо двухпозиционного переключателя АВАР. СБРОС установлен трехпозиционный переключатель (закрывается предохранительным колпачком в нейтральном положении);

- на вспомогательном электрощитке правого пульта питание электроцепей аварийного сбрасывания подвесок и кассеты ЭКСР-46 выполнено от одного АЗС ЭКСР-46 АВАР. СБРОС.

б) в задней кабине:

- над приборной доской (рис. 58) отсутствуют сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии подвесок на держателях, сигнальные табло СС, ВЗРЫВ, ГОТОВ; вместо сигнального табло СБРОС ПУСК установлено табло СПУСК ОРУЖИЯ;

- на правом пульте (рис. 60) отсутствует переключатель АВАР. ВЗРЫВ-НЕВЗРЫВ и вместо двухпозиционного переключателя АВАР. СБРОС установлен трехпозиционный переключатель (закрывается предохранительным колпачком в нейтральном положении).

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ: 1. Система управления вооружением из задней кабины на самолетах всех серий выполнена таким образом, что с помощью АЗС ОРУЖИЕ обеспечивается отключение электрических систем управления боевым сбрасыванием авиабомб и стрельбой неуправляемыми ракетами независимо от положения элементов управления вооружением в передней кабине.

2. На самолетах всех серий установлена блокировка электрических систем управления боевым сбрасыванием авиабомб и стрельбой неуправляемыми ракетами при скорости полета менее 310 км/ч.

Блокировочное реле запитывается через АЗС УПРАВЛ.

Указанную блокировку необходимо использовать для предохранения при работе с оружием на земле, оставляя АЗС УПРАБЛ. в положении ВКЛЮЧЕНО.



Бомбардировочное вооружение



В состав бомбардировочного вооружения входят:

- крыльевые балочные держатели Л39М-117, Л39М-118;

- боевая и аварийная электрические системы управления сбрасыванием авиабомб;

- электрическая система управления взведением взрывателей (механизмы МПИ);

- механическая система управления взведением взрывателей (прутки УВП-ИС и механизмы «Взрыв-невзрыв»);

- электрическая система сигнализации наличия авиабомб на балочных держателях.

Крыльевые балочные держатели Л39М-117, Л39М-118 оборудованы серийными замками ДЗ-57Д и предназначены для ПОДВЕСКИ авиабомб калибра 50-100 кг; блоков УБ-16-57У и пусковых устройств АПУ-13М1 с ракетами И-318. На держателях установлен автомат одновременного сброса (АОС), который без вмешательства летчика во всем диапазоне скоростей полета самолета выполняет автоматическое сбрасывание оставшегося блока (пускового устройства с ракетой) в случае самопроизвольного отделения от самолета одного из двух блоков (пусковых устройств с ракетами).

Сбрасывание авиабомб от боевой системы управления производится только на взрыв одиночно и залпом из передней кабины при скорости полета самолета более 310 км/ч (при скорости полета менее 310 км/ч боевая система управления блокируется специальным реле, отключающим цепь сбрасывания авиабомб при выпущенных закрылках). Управление сбрасыванием авиабомб осуществляется от боевой кнопки.

Для сбрасывания авиабомб от боевой системы необходимо:

- включить АЗС ОРУЖИЕ, СИГНАЛИЗ. и выключатель СЕТЬ в задней кабине, АЗС СИГНАЛ., УПРАВЛ., ОРУЖИЕ, АСП, ФКП (для включения прицела АСП-3НМУ-39) в передней кабине; при этом в обеих кабинах загорятся сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии авиабомб на держателях, и сигнальные табло ГОТОВ желтого цвета (загораются при скорости полета самолета более 310 км/ч), сигнализирующие о подключении электрической цепи боевой системы управления сбрасыванием авиабомб;

- установить переключатель ЛЕВАЯ-ПРАВАЯ ОБЕ в передней кабине в положение ЛЕВАЯ (для сбрасывания одной авиабомбы) или ПРАВАЯ ОБЕ (для сбрасывания второй авиабомбы или двух авиабомб одновременно);

- откинуть предохранительную скобу и нажать боевую кнопку, при этом в зависимости от положения переключателя ЛЕВАЯ-ПРАВАЯ ОБЕ будут сброшены одна или две авиабомбы и соответственно погаснут в обеих кабинах сигнальные табло зеленого цвета; в задней кабине загорится сигнальное табло СБРОС ПУСК белого цвета (табло горит в течение времени удерживания кнопки в нажатом положении).

Примечание. При проверке боевой системы управления сбрасыванием авиабомб на земле необходимо выключить АЗС УПРАВЛ. в передней кабине (отключить блокировку системы).

Сбрасывание авиабомб от аварийной системы управления производится залпом на взрыв или невзрыв во всем диапазоне скоростей полета из обеих кабин самолета.

Управление аварийным сбрасыванием авиабомб осуществляется от переключателей АВАР. СБРОС.

Для аварийного сбрасывания авиабомб на взрыв необходимо:

- включить АЗС СИГНАЛИЗ. и выключатель СЕТЬ в задней кабине, АЗС АВАР. СБРОС, СИГНАЛ, в передней кабине; при этом в обеих кабинах загорятся сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии авиабомб на держателях;

- установить переключатель АВАР. ВЗРЫВ-НЕВЗРЫВ в передней (или задней) кабине в положение ВЗРЫВ, при этом в обеих кабинах загорятся сигнальные табло ВЗРЫВ красного цвета, сигнализирующие о подключении электрической цепи «Взрыв» аварийной системы управления сбрасыванием авиабомб;

- откинуть предохранительный колпачок и установить переключатель АВАР. СБРОС в передней (задней) кабине в верхнее положение, при этом будут сброшены на взрыв обе авиабомбы и в обеих кабинах погаснут сигнальные табло зеленого цвета.

Для аварийного сбрасывания авиабомб на невзрыв необходимо:

- включить АЗС СИГНАЛИЗ. и выключатель СЕТЬ в задней кабине, АЗС АВАР. СБРОС, СИГНАЛ, в передней кабине; при этом в обеих кабинах загорятся сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии авиабомб на держателях;

- откинуть предохранительный колпачок и установить переключатель АВАР. СБРОС в передней (задней) кабине в верхнее положение, при этом будут сброшены на не-взрыв обе авиабомбы и в обеих кабинах погаснут сигнальные табло зеленого цвета.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Аварийная система управления сбрасыванием авиабомб из передней кабины выполнена зависимой от положения переключателя АВАР. ВЗРЫВ-НЕВЗРЫВ в задней кабине. При установке переключателя АВАР. ВЗРЫВ-НЕВЗРЫВ в задней кабине в положение ВЗРЫВ или НЕВЗРЫВ авиабомбы будут сброшены соответственно на взрыв или невзрыв независимо от того, в какое положение установлен переключатель АВАР. ВЗРЫВ-НЕВЗРЫВ в передней кабине.



Неуправляемое ракетное вооружение



В состав неуправляемого ракетного вооружения входят:

- два шестнадцатиствольных блока УБ-16-57У;

- прибор управления стрельбой ПУС-36ДМ;

- крыльевые балочные держатели Л39М-117 Л39М-П8;

- электрические системы управления стрельбой неуправляемыми ракетами и сигнализации.

Блоки УБ-16-57У подвешиваются на держатели с помощью рым-болтов и устанавливаются в пристрелочно положении параллельно продольной оси самолета. Основными частями блока УБ-16-57У являются 16 стволов ракетных орудий калибра 57 мм с держателями ракет, кожух, передний и задний обтекатели, электропроводка.

Прибор управления стрельбой ПУС-36ДМ предназначен для распределения и посылки импульсов тока в электрозапалы ракет обоих блоков.

Электрическая система управления стрельбой неуправляемыми ракетами позволяет вести серийную стрельбу при скорости полета самолета более 310 км/ч ракетами из двух блоков УБ-16-57У в следующих вариантах:

- по 32 ракеты в серии (по 16 ракет из каждого блока);

- по 4 ракеты в серии (по 2 ракеты из каждого блока);

- по 2 ракеты в серии (по 1 ракете из каждого блока).

 

 

Временной интервал между выстрелами в серии составляет 0,025 с. Управление стрельбой осуществляется от боевой кнопки из передней кабины.

В целях исключения стрельбы при выпущенных закрылках систем управления стрельбой блокируется специальным реле, срабатывающим в полетах самолета на скоростях менее 310 км/ч.

Для выполнения стрельбы неуправляемыми ракетами необходимо:

- включить АЗС ОРУЖИЕ, СИГНАЛИЗ. и выключатель СЕТЬ в задней кабине, АЗС СИГНАЛ., УПРАВЛ., АВАР. СБРОС, ОРУЖИЕ, УБ-16, АСП, ФКП (для включения прицела АСП-ЗНМУ-39) в передней кабине;

- установить переключатель вариантов стрельбы 2РС-АВТ.-4РС в положение, соответствующее выбранному варианту стрельбы, при этом в обеих кабинах загорятся сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии блоков УБ-16-57У на держателях, сигнальные табло ГОТОВ желтого цвета (загораются при скорости полета самолета более 310 км/ч), сигнализирующие о подключении электрической цепи системы управления стрельбой неуправляемыми ракетами, и сигнальное табло ПУС 0 белого цвета в передней кабине;

- откинуть предохранительную скобу и нажать боевую кнопку (кнопку удерживать в нажатом положении в течение 0,5-1 с в зависимости от количества ракет в серии), при этом в соответствии с выбранным вариантом стрельбы будет отстреляно 2, 4 или 32 ракеты и погаснет табло ПУС 0; в задней кабине загорится сигнальное табло СБРОС ПУСК белого цвета (табло горит в течение времени удерживания кнопки в нажатом положении).

Примечание. При проверке системы управления стрельбой неуправляемыми ракетами на земле необходимо выключить АЗС УПРАВЛ. в передней кабине (отключить блокировку системы).

Сбрасывание блоков УБ-16-57У в аварийной обстановке осуществляется от аварийной системы управления сбрасыванием подвесок (авиабомб, блоков УБ-16-57У, пусковых устройств АПУ-13М1 с ракетами И-318).

Для аварийного сбрасывания блоков УБ-16-57У необходимо:

- включить АЗС СИГНАЛИЗ. и выключатель СЕТЬ в задней кабине, АЗС АВАР. СБРОС, СИГНАЛ, в передней кабине, при этом загорятся в обеих кабинах сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии блоков УБ-16-57У на держателях;

- откинуть предохранительный колпачок и установить переключатель АВАР. СБРОС в передней (задней) кабине в верхнее положение, при этом будут сброшены оба блока и погаснут сигнальные табло зеленого цвета.

При подвеске блоков ракетных орудий на держатели к электроцепи аварийной системы управления сбрасыванием автоматически подключается цепь автомата одновременного сброса (АОС) блоков, с помощью которой производится сбрасывание оставшегося блока при самопроизвольном отделении от самолета одного из двух блоков.



На самолетах до 5-й серии

Для выполнения стрельбы неуправляемыми ракетами необходимо:

- включить АЗС ОРУЖИЕ, СИГНАЛИЗ. и выключатель СЕТЬ в задней кабине, АЗС

СИГНАЛ., УПРАВЛ., ОРУЖИЕ, АСП, ФКП в передней кабине, при этом в передней кабине загорятся сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии блоков УБ-16-57У на держателях, сигнальное табло ПУС 0 белого цвета и сиг-нальное табло ВЗРЫВ красного цвета (загорается при скорости полета самолета более 310 км/ч), сигнализирующее о подключении электрической цепи системы управления стрельбой неуправляемыми ракетами;

- установить переключатель вариантов стрельбы 2РС-АВТ.-4РС в положение, соответствующее выбранному варианту стрельбы;

- откинуть предохранительную скобу и нажать боевую кнопку, при этом в соответствии с выбранным вариантом стрельбы будет отстреляно 2, 4 или 32 ракеты; в задней кабине загорится сигнальное табло СПУСК ОРУЖИЯ белого цвета.

Для аварийного сбрасывания блоков УБ-16-57У необходимо:

- включить АЗС СИГНАЛИЗ. и выключатель СЕТЬ в задней кабине, АЗС СИГНАЛ., ЭКСР-46 АВАР. СБРОС в передней кабине, при этом в передней кабине загорятся сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии блоков УБ-16-57У на держателях;

- установить переключатель АВАР. СБРОС в передней (задней) кабине в положение НЕВЗРЫВ, при этом будут сброшены оба блока и погаснут сигнальные табло зеленого цвета.

Основные данные неуправляемых ракет приведены в табл. 17.

 

 

Таблица 17

Основные характеристики

С-5К

С-5М

Калибр, мм Тип взрывателя

57

В-5К

57

В-5М1

 

 

 

 

Управляемое ракетное вооружение

В состав управляемого ракетного вооружения входят:

- две учебные управляемые ракеты И-318;

- два пусковых устройства АПУ-13М1;

- крыльевые балочные держатели Л39М-118;

- самолетный радиолокационный СРД-5МК («Квант»);

- вычислитель разрешенной дальности ВРД-2А;

- датчик перегрузок МП-28А;

- указатели дальности ЛУН 1770-8 в передней и задней кабинах;

- электрические системы питания, сигнализации и управления пуском ракет И-318.

Управляемое ракетное вооружение позволяет имитировать пуск ракет при скорости полета самолета более 310 км/ч, а также контролировать правильность действий летчика (с помощью самописцев, установленных на ракетах).

Авиационные пусковые устройства АПУ-13М1 предназначены для подвески, транспортировки и обеспечения электропитанием ракет И-318.

Пусковые устройства подвешиваются на держатели с помощью бугелей и устанавливаются в пристрелочном положении параллельно продольной оси самолета. Основными частями пускового устройства являются:

- балка (силовой элемент) с направляющими для подвески ракет, кожухом, передним и задним обтекателями;

- стопорная защелка с антивибраторами, удерживающая ракету на пусковом устройстве;

- электрическое пусковое устройство ЭПУ-13ТБ1, предназначенное для питания ракеты, определения исправности и обеспечения сигнализации о готовности ракеты к пуску.

Радиолокационный дальномер «Квант» предназначен для определения дальности до цели, скорости сближения с целью и определения (совместно с вычислителем разрешенной дальности ВРД-2А) разрешенной дальности пуска ракет.

Дальномер обеспечивает:

- автоматическое определение текущей дальности до цели и выдачу ее значения на указатели дальности ЛУН 1770-8;

 

- автоматическое сравнение текущей дальности с разрешенной дальностью пуска ракет и выдачу сигнала разрешенной дальности на сигнальные табло РАЗРЕШ. ДАЛЬНОСТЬ;

- выдачу сигнала о необходимости выхода из атаки на сигнальные табло ВЫХОД ИЗ АТАКИ.

Основные данные радиодальномера «Квант»:

- дальность действия по захвату цели типа Л-39 не менее 3,5 км;

- минимальная высота боевого применения 2000 м;

- ошибка в определении дальности ±100 м;

- разрешающая способность по дальности не хуже 200 м;

- мертвая зона радиодальномера не более 300 м;

- диаграмма направленности антенны (на уровне половинной мощности) в пределах 6°,

- мощность в импульсе 5 -7 кВт;

- время подготовки к работе 2-2,5 мин.

Комплект блоков радиодальномера «Квант» размещен в носовой части фюзеляжа, антенна радиодальномера размещена также в носовой части фюзеляжа (под конусным радиопрозрачным обтекателем).

Для включения радиодальномера «Квант» необходимо:

- включить выключатель СЕТЬ в задней кабине, АЗС ПРЕОБРАЗ., КВАНТ и выключатель КВАНТ в передней кабине, при этом наличие высокого напряжения контролируется по загоранию сигнальной лампы КВАНТ.

Захват цели радиодальномером контролируется по загоранию в обеих кабинах сигнальных табло ЗАХВАТ ЦЕЛИ зеленого цвета. Управление сбросом цели осуществляется от кнопки СБРОС ЦЕЛИ в передней кабине.

Текущая дальность до цели контролируется по указателям дальности ЛУН 17708, разрешенная дальность пуска ракет - по загоранию сигнальных табло РАЗРЕШ. ДАЛЬНОСТЬ зеленого цвета в обеих кабинах.

Захват цели ракетой сигнализируется подачей звукового сигнала в телефоны летчика.

Выход из атаки контролируется по загоранию в обеих кабинах сигнальных табло ВЫХОД ИЗ АТАКИ красного цвета.

Датчик перегрузок МП-28А предназначен для измерения перегрузки и подключения электрической цепи сигнализации при достижении перегрузки 2 (загораются в обеих кабинах сигнальные табло ОПАСНАЯ ПЕРЕГР. красного цвета).

Пуск ракет разрешается, если звучит сигнал захвата цели ракетой, горят сигнальные табло РАЗРЕШ. ДАЛЬНОСТЬ, перегрузка самолета не превышает 2 (не горят сигнальные табло ОПАСНАЯ ПЕРЕГР).

Управление пуском ракет (имитация пуска) осуществляется от боевой кнопки из передней кабины.

Для выполнения имитации пуска управляемых ракет необходимо:

- включить АЗС ОРУЖИЕ, СИГНАЛИЗ. и выключатель СЕТЬ в задней кабине, АЗС СИГНАЛ., УПРАВЛ., ОРУЖИЕ, АСП, ФКП (для включения прицела АСП-ЗНМУ-39), ОБОГРЕВ СС, НАКАЛ СС, ПРЕОБРАЗ. КВАНТ, РТЛ (для включения радиостанции) в передней кабине; при этом загорятся в обеих кабинах (на самолетах до 5й серии только в передней кабине) сигнальные табло зеленого цвета, сигнализирующие о наличии пусковых устройств па держателях, и сигнальные табло СС зеленого цвета; в задней кабине загорятся сигнальные табло НАКАЛ, ОБОГРЕВ зеленого цвета.

На самолетах до 5-й серии, кроме того, загорится в передней кабине сигнальное табло ВЗРЫВ красного цвета (при скорости полета самолета более 310 км/ч), сигнали-

 

зирующее о подключении электрической цепи системы управления пуском управляемых ракет:

- установить переключатель ЛЕВАЯ-ПРАВАЯ ОБЕ в положение ЛЕВАЯ (для выполнения имитации пуска левой ракеты) или ПРАВАЯ ОБЕ (для выполнения имитации пуска правой ракеты);

- при условиях, разрешающих пуск, откинуть предохранительную скобу и нажать боевую кнопку (кнопку удерживать в нажатом положении в течение 2-2,5 с в целях обеспечения нормальной работы самописцев ракет), при этом в соответствии с выбранным вариантом самописцы зафиксируют условия выполнения имитации пуска; в задней кабине загорится сигнальное табло СБРОС ПУСК белого цвета (на самолетах до 5 -й серии сигнальное табло СПУСК ОРУЖИЯ).

Примечание. При проверке системы управления пуском ракет на земле необходимо выключить АЗС УПРАВЛ. в передней кабине (отключить блокировку системы).

Сбрасывание пусковых устройств АПУ-13М1 с ракетами И-318 в аварийной обстановке осуществляется от аварийной системы управления сбрасыванием подвесок (авиабомб, блоков УБ-16-57У, пусковых устройств АПУ-13Л11 с ракетами И-318).

Для аварийного сбрасывания пусковых устройств АПУ-13М1 с ракетами И-318 (в том числе и на самолетах до 5 -й серии) необходимо выполнить операции, изложенные в описании неуправляемого ракетного вооружения.

При подвеске пусковых устройств с ракетами на держатели к электроцепи аварийной системы управления сбрасыванием автоматически подключается цепь автомата одновременного сброса (АОС) пусковых устройств, с помощью которой производится сбрасывание оставшегося пускового устройства с ракетой при самопроизвольном отделении от самолета одного из двух пусковых устройств.



Прицельное и фотоконтрольное оборудование



В состав прицельного оборудования входит авиационный стрелковый прицел АСП-3НМУ-39, который представляет собой серийный прицел АСП-3НМ, оборудованный механизмом наклона отражателя.

Механизм наклона отражателя позволяет отклонять оптическую ось прицела (линию визирования) в вертикальной плоскости на угол от 0 до 20°.

Поворот отражателя производится рукояткой, расположенной на прицельной головке.

Прицел АСП-3НМУ-39 установлен в передней кабине и предназначен для выполнения прицеливания в режиме работы «Гиро» или «Непод.» при боевом применении всех вариантов вооружения и при фотострельбе по воздушным и наземным целям. Основные тактико-технические данные прицела:

- наибольший угол упреждения, который строит автоматика прицела, не менее 8°;

- возможный диапазон использования углов наклона линии визирования (наклона отражателя) в вертикальной плоскости на самолетах по 5-ю серию включительно со-

ставляет 0-10°;

- дальность до цели, вводимая в прицел, 180-800 м;

- база цели, устанавливаемая на прицеле, 7-45 м;

- угловая величина наибольшего диаметра переменной окружности сетки 122 тыс.;

- угловая величина наименьшего диаметра переменной окружности сетки 17,5 тыс.;

- угловая величина постоянного диаметра кольца сетки 132 тыс.;

- угловая величина диаметра кольца механического визира 132 тыс.

Для включения прицела необходимо включить в задней кабине АЗС ОРУЖИЕ и

выключатель СЕТЬ, в передней кабине АЗС АСП, ФКП. При этом в поле зрения прицела через отражатель будет видно изображение сетки.

Яркость свечения сетки регулируется реостатом подсвета сетки прицела.

 

Для включения прицела в режим работы «Гиро» необходимо установить переключатель ГИРО-НЕПОД. на прицельной головке в положение ГИРО.

В состав фотоконтрольного оборудования входит фотоконтрольный прибор ФКП-2-2, установленный на прицельной головке и предназначенный для контроля результатов прицеливания при фотострельбе по воздушным и наземным целям, стрельбе неуправляемыми ракетами по наземным целям и при бомбометании (фотобомбометании) с пикирования.

Основные данные фотоконтрольного прибора:

- фокусное расстояние объектива 75 мм;

- максимальная дальность фотографирования цели размером 10 м 750-800 м;

- максимальная дальность фотографирования цели размером 20 м 1300-1500 м;

- время непрерывного фотографирования 12 с;

- скорость съемки 4-6 кадров в секунду;

- ширина применяемой пленки 35 мм;

- длина пленки 1,7 м;

- число кадров 60;

- размер кадра 24х24 мм.

Электропитание на ФКП-2-2 подается при включении АЗС ОРУЖИЕ и выключателя СЕТЬ в задней кабине. АЗС ОРУЖИЕ и АСП, ФКП в передней кабине самолета.

Включение осуществляется нажатием боевой кнопки, при этом производится фотографирование прицельной сетки и цели.

Работа прибора контролируется по вращению сигнального стробоскопического диска на крышке прибора.

Кроме того, работоспособность прибора можно проверить при нажатии кнопки ФКП на ручке управления самолетом в передней кабине.



Установка кассеты сигнальных ракет ЭКСР-46



Электрифицированная кассета сигнальных ракет ЭКСР-46 предназначена для выполнения стрельбы сигнальными ракетами.

Установка состоит из пульта управления стрельбой ПУ-ЭКСР-46 и одной четырехствольной кассеты под серийные сигнальные ракеты калибра 26 мм.

Для стрельбы сигнальными ракетами необходимо:

- включить АЗС САРПП ЭКСР-46 КЛ-39 (на самолетах до 5-й серии - АЗС ЭКСР-46 АВАР. СБРОС) и выключатель СИГНАЛ. РАКЕТЫ на ПУ-ЭКСР-46 в передней кабине:

- нажать соответствующую цвету сигнальной ракеты кнопку на пульте ПУ-ЭКСР-46.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..