Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 16
ДВИГАТЕЛЬ АИ-25ТЛ
На самолете Л-39 установлен двухконтурный двухвальный турбореактивный
двигатель АИ-25ТЛ с осевым двенадцатиступенчатым компрессором,
разделительным корпусом, кольцевой камерой сгорания, трехступенчатой
осевой газовой турбиной, камерой смешения, удлинительной трубой и
реактивным соплом.
Основные параметры и ограничения двигателя приведены в табл. 16.
Зависимость оборотов ротора КВД от температуры наружного воздуха
показана на рис. 50-52.
Компрессор двигателя - осевой, дозвуковой, двухкаскадный. Первый каскад
-компрессор низкого давления, второй каскад - компрессор высокого
давления.
Компрессор низкого давления - трехступенчатый, состоит из входного
направляющего аппарата (ВНА), ротора, статора, передней и задней опор
ротора. Лопатки ВНА полые, обогреваемые воздухом, подводимым из-за IX
ступени компрессора высокого давления.
Ротор компрессора низкого давления - барабанно-дисковой конструкции,
кон-сольно установлен на подшипниках качения. Диски ротора закреплены на
фланце вала с помощью болтов, а рабочие лопатки в дисках - шарнирно.
Рис. 50. График зависимости изменения оборотов
ротора КВД в полете на номинальном режиме от температуры наружного
воздуха
Статор компрессора низкого давления представляет собой неразъемный
наружный корпус цилиндрической формы с установленными в нем
направляющими аппаратами и рабочими кольцами. Лопатки направляющих
аппаратов - сплошные и закреплены в наружном и внутреннем кольцах
электроклепкой.
Компрессор высокого давления - девятиступенчатый, включает поворотный
входной направляющий аппарат, ротор, статор и клапаны перепуска воздуха
из-за III и
V ступеней компрессора.
Входной направляющий аппарат позволяет изменять угол установки лопаток и
автоматически фиксировать их при запуске (-15°) и на рабочих режимах
выше оборотов закрытия КПВ за V ступенью (0 ^ -5°).
Ротор компрессора высокого давления - барабанно-дисковой конструкции,
состоит из дисков, проставок и вала. Ротор вращается на двух
подшипниках. Рабочие лопатки ротора установлены на дисках с помощью
замков типа «ласточкин хвост».
Статор компрессора высокого давления состоит из неразъемного корпуса
цилиндрической формы, проставки, направляющих аппаратов и рабочих колец.
Снаружи корпус компрессора высокого давления закрыт кожухом, образующим
внутреннюю поверхность воздушного тракта второго контура. Из-за
компрессора высокого давления отбирается воздух для наддува
герметической кабины и в систему кондиционирования, а также для
противообледенительных систем двигателя и самолета.
Разделительный корпус, расположенный между компрессорами низкого и
высокого давлений, служит для разделения потока воздуха между контурами
двигателя, размещения агрегатов и приводов к ним, а также для размещения
опор компрессоров.
Основные приводы агрегатов расположены в нижнем приливе корпуса и
приводятся во вращение от ротора высокого давления.
Камера сгорания состоит из корпуса, жаровой трубы, топливного коллектора
с форсунками и двух воспламенителей.
Жаровая труба - кольцевого типа, с 12 головками. Рабочие форсунки -
центробежные, одноканальные.
Турбина - двухвальная, реактивная. Одноступенчатая турбина высокого
давления приводит во вращение ротор компрессора высокого давления,
двухступенчатая турбина низкого давления - ротор компрессора низкого
давления. Направление вращения роторов - левое (против хода часовой
стрелки, если смотреть со стороны реактивного сопла).
Основные параметры и ограничения двигателя
Таблица 16
Режим
работы
Параметр
взлетный
(макси
мальный)
Номиналь
ный
0,85 номинального
малый газ
Тяга, кгс
Суммарная степень
повышения дав
1720
1500
1275
Не более 135
ления
9,5
-
-
-
Степень
двухконтурности
1,983
-
-
-
Удельный расход
топлива, кг/кгс в ч
0,600
0,585
0,580
-
Число оборотов
ротора КВД, % -
106,8±1
103,2±1
99,6±1
56±1,5
об/мин
Давление топлива
перед рабочими
17600±165
17000±165
16400±165
-
форсунками, кгс/см2
Температура газов за турбиной, не более °С:
Не более 65
на земле
660
625
590
600
в полете
Температура масла
на входе в двига-
705 до H=8000
м, 715 на
Н>8000 м
670
635
600
тель, °С
-5 - +90
-5 - +90
-5 - +90
-5 - +90
Максимальная высота
применения, м Максимальная продолжительность
10000
12000
12000
12000
непрерывной работы,
мин
Не более 20
Не ограничено
Не ограничено
Не более 30. В
полете не ограничено
Общая наработка за
ресурс, %
Время приемистости
при перемещении РУД с режима малого газа до
10
40
Не ограничено
Не ограничено
максимального, с
Время запуска
двигателя на земле и в
9-12
-
-
-
полете, с
Максимально
допустимая температура газов за турбиной при запуске
двигателя, °С:
Не более 50
на земле
Не более 550
-
-
-
в полете
Не более 600
-
-
-
Турбина высокого давления состоит из соплового
аппарата первой ступени и ротора.
Сопловой аппарат турбины - разборной конструкции, состоит из наружного и
внутреннего колец, между которыми расположены охлаждаемые лопатки.
Рабочее колесо ротора турбины состоит из диска и охлаждаемых рабочих
лопаток, которые закреплены в елочных пазах диска.
Турбина низкого давления включает статор и ротор. Статор состоит из
наружного корпуса, сопловых лопаток II и III ступеней и внутренних
корпусов. Ротор состоит из двух рабочих колес и вала; рабочие колеса
скреплены между собой стяжными болтами. Рабочие лопатки попарно крепятся
в одном елочном пазу и фиксируются в осевом направлении.
Рис. 51. График зависимости изменения оборотов
ротора КВД в полете на максимальном режиме от температуры наружного
воздуха
Рис. 52. График зависимости тяги, удельного
расхода топлива и оборотов ротора КВД от числа М и высоты полета (режим
работы двигателя максимальный)
Теплонапряженные детали турбины (лопатки турбины
высокого давления, диски, замковые соединения и ножки рабочих лопаток)
охлаждаются вторичным воздухом, отбираемым из камеры сгорания.
Топливная система двигателя состоит из системы низкого давления, системы
высокого давления и пусковой системы.
В системе высокого давления осуществляется
автоматическое управление двигателем по режимам и управление двигателем
с помощью аварийной (ручной) системы в случае нарушения работы основной
системы регулирования.
Система высокого давления включает шестеренный насос - агрегат 4001,
топливный регулятор - агрегат 4000, топливный коллектор, рабочие
форсунки и соединяющие их трубопроводы.
В пусковую систему входят электромагнитный клапан пускового топлива,
пусковые форсунки воспламенителей и трубопроводы пускового топлива.
Раскрутка ротора компрессора высокого давления при запуске двигателя
осуществляется с помощью воздушного стартера СВ-25ТЛ; подача воздуха к
воздушному стартеру - от вспомогательного двигателя «Сапфир-5»,
установленного на борту самолета.
Масляная система двигателя - циркуляционная, замкнутая, под давлением,
автономная.
В масляную систему двигателя входят следующие основные узлы: маслобак,
топливомасляный агрегат, маслоагрегат, воздухоотделитель, магнитная
пробка, клапан переключения откачивающей секции, датчик замера
температуры масла и датчик замера давления масла на входе в двигатель,
термостружкосигнализатор ТСС.
В качестве смазки применяются масла МК-8 (МК-8П) или МК-6.
Максимальное и минимальное количество масла в баке, при котором
разрешается выпуск самолета в полет, соответственно равно 7,5 и 4,5 л.
На самолетах с 8-й серии (с № 0829) установлена система защиты двигателя
от перегрева с регулятором температуры РТ-12-9.
Система обеспечивает:
а) при опробовании двигателя на земле и на разбеге самолета до отрыва
переднего колеса:
- сигнализацию о достижении температуры газов за турбиной 700±15°С и
уменьшение подачи топлива в двигатель при работе на основной системе
топливопитания для предотвращения забросов температуры газа за турбиной
выше 700±15°С;
- сигнализацию о достижении температуры газов за турбиной 700±15°С при
работе на аварийной системе топливопитания;
- электроостанов двигателя при достижении температуры газов за турбиной
730±15°С при работе двигателя на основной и аварийной системах
топливопитания;
б) на разбеге после отрыва переднего колеса и в полете с выпущенными
шасси или закрылками - сигнализацию о достижении температуры газа за
турбиной 700±15°С и 730±15°С. Если в полете при работе двигателя на
основной системе топливопитания с выпущенными шасси или закрылками горит
сигнальное табло «700°С», то после уборки шасси и закрылков произойдет
частичная срезка топлива и уменьшение тяги двигателя на период горения
табло «700°С»;
в) в полете с убранными шасси и закрылками:
- сигнализацию о достижении температуры газов за турбиной 700±15°С и
уменьшение подачи топлива в двигатель при работе на основной системе
топливопитания для предотвращения заброса температуры газа выше
700±15°С;
- сигнализацию о достижении температуры газа за турбиной 700±15°С при
работе двигателя на аварийной системе топливопитания;
- сигнализацию о достижении температуры газов за турбиной 730±15°С при
работе двигателя на основной и аварийной системах топливопитания. Если в
полете произошло загорание табло «730±15°С», то оно горит и после
снижения температуры газа за турбиной, а при посадке самолета после
касания земли передним колесом происходит электроостанов двигателя.
Датчиками температуры для регулятора РТ-12-9 служат термопары двигателя.
Сигнализация о достижении температуры газов за турбиной 700±15°С и
730±15°С вы-ведена на два сигнальных табло «700°С» и «730°С»,
размещенных на общем сигнальном табло в передней кабине.
Уменьшение подачи топлива в двигатель или автоматическая остановка
двигателя по сигналам регулятора РТ-12-9 производится с помощью
соответствующих электромагнитных клапанов топливно-регулирующей
аппаратуры двигателя.
Для включения регулятора РТ-12-9 и управления его работой в передней
кабине установлены:
- автомат защиты сети РТ-12 на правом щитке АЗС;
- переключатель КОНТРОЛЬ 1-2 на правом пульте;
- переключатель ВКЛЮЧЕНИЕ РТ-12 на левом пульте.
В задней кабине за катапультным сиденьем находится кнопка выключения
сигнального табло «730°С».
Система защиты двигателя от перегрева включается в работу автоматами
защиты сети ДВИГАТЕЛЬ, РТ-12 и переключателем ВКЛЮЧЕНИЕ РТ-12.
Для проверки исправности системы при неработающем двигателе необходимо
последовательно нажать переключатель КОНТРОЛЬ 1 -2 в положения КОНТРОЛЬ
1 и КОНТРОЛЬ 2. Загорание сигнального табло «700°С» свидетельствует о
нормальной работе системы.
После выполнения проверки кратковременно выключить и снова включить АЗС
РТ-12.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ «САПФИР-5»
Для автономного воздушного запуска двигателя АИ-25ТЛ на самолете Л-39
используется вспомогательный двигатель «Сапфир-5».
Двигатель «Сапфир-5» представляет собой одновальный газотурбинный
двигатель с системой отбора воздуха за компрессором (рис. 53).
Конструктивно двигатель «Сапфир-5» состоит из одноступенчатого
центробежного компрессора, кольцевой про-тивоточной камеры сгорания,
двухступенчатой осевой турбины, выхлопного сопла, редуктора, воздушного
ресивера с клапаном перепуска воздуха и противопульсаторным клапаном и
агрегатов, обслуживающих работу двигателя.
Основные данные двигателя «Сапфир-5»:
а) число оборотов ротора двигателя, об/мин:
- на холостом ходу - 43800;
- на номинальном режиме - 50500;
- минимальное (при срабатывании защиты) - 35100;
- максимальное (при срабатывании защиты) - 56500;
б) расход отбираемого воздуха - 0,4 кг/с;
в) температура отбираемого воздуха - 150°С;
г) вес двигателя - 33±1 кгс;
д) температурные условия применения - от -40 до +60°С.
Запуск двигателя «Сапфир-5» осуществляется автоматически с помощью
электростартера от аккумуляторной батареи 12САМ-28 или других источников
постоянного тока напряжением 27 В±10%. Топливо к двигателю подается из
самолетной магистрали.
В качестве топлива для двигателя «Сапфир-5» используются все сорта
топлива, применяемые для двигателя АИ-25ТЛ. Расход топлива 50 кг/ч при
числе оборотов 50500 об/мин. В топливную систему двигателя «Сапфир-5»
входят: топливный фильтр, электромагнитный клапан, топливный насос с
электродвигателем, регулирующий фильтр, топливный коллектор, восемь
топливных форсунок, фильтр сливного топлива, сервоклапан, обратный
клапан и соединительные трубопроводы.
На двигателе «Сапфир-5» установлена автономная
масляная система, в которой масло циркулирует по следующей схеме:
маслобак-маслонасос-двигатель-маслобак. Основными агрегатами масляной
системы являются: маслобак, маслонасос, маслофильтр, распределитель
масла и сигнализатор минимального давления масла. В качестве смазки
применяется масло МК-8 (МК-8П), МК-6, а также другие масла,
соответствующие французскому стандарту АИР3513.
Рис. 53. Принципиальная схема вспомогательного
двигателя «Сапфир-5»
Система отбора и перепуска воздуха обеспечивает устойчивую работу
двигателя «Сапфир-5» на всех режимах и предназначена:
- для перепуска воздуха из-за компрессора на режимах запуска и холостого
хода;
- для подачи и регулирования количества воздуха, отбираемого от
двигателя «Сапфир-5», запуска самолетного двигателя АИ-25ТЛ.
Система отбора и перепуска воздуха состоит из спирального ресивера,
предохранительной трубки «Вентури», клапана перепуска воздуха и
противопульсаторного клапана.
Система управления служит для перевода двигателя «Сапфир-5» на заданный
режим и выдерживания этого режима. Система состоит из коробки управления
и датчика оборотов. Система управляет оборотами двигателя «Сапфир-5» в
зависимости от данных, поставляемых датчиком оборотов, и обеспечивает
постоянство числа оборотов на холостом ходу 43800 об/мин и на режиме
отбора воздуха для запуска двигателя АИ-25ТЛ 50500 об/мин. Кроме того,
система управления обеспечивает защиту двигателя «Сапфир-5» и выдает
сигнал на останов в следующих случаях:
- если в течение 2 с после нажатия на кнопку запуска двигателя
«Сапфир-5» датчик
оборотов не выдает сигнала на регулирование оборотов;
- при замыканиях в электропроводке и отказах датчика оборотов;
- если за 30 с двигатель «Сапфир-5» не выходит на малый газ (35100
об/мин);
- при достижении ротором двигателя «Сапфир-5» максимально допустимого
числа
оборотов 56500 об/мин;
- по истечении 10 мин общей продолжительности
работы;
- после окончания процесса запуска двигателя АИ-25ТЛ и достижения ее
ротором КВД 41,5-44,5% оборотов;
- если давление масла в системе смазки двигателя «Сапфир-5» упадет до
минимально допустимого значения; по истечении 45 с работы двигателя
«Сапфир-5» на режиме отбора воздуха для запуска двигателя АИ-25ТЛ, если
ротор КВД двигателя АИ-25ТЛ не достигнет 42% оборотов, система
управления переводит «Сапфир-5» на холостой ход и прекращает запуск
двигателя АИ-25ТЛ.
Между отдельными запусками двигателя «Сапфир-5» необходимо выдерживать
перерыв 20 мин на земле и 10 мин в полете. В случае необходимости можно
в полете произвести повторный запуск сразу, но количество таких
повторных запусков не должно превышать 3% общего количества запусков.