Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 12

 

  Главная      Учебники - Разные     Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - 1988 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..

 

 

 

Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 12

 

 

 

Глава VIII
ОБЛЕТ САМОЛЕТА


597. Облет самолета производится с целью проверки работы двигателя, агрегатов и систем самолета, авиационного и радиотехнического оборудования и оценки летных характеристик самолета.

598. В процессе эксплуатации производятся следующие полеты для облета самолета:

- после выполнения 100- и 200-ч регламентных работ;

- после замены двигателя;

- после замены агрегатов топливорегулирующей аппаратуры;

- для проверки работы АГД-1;

- для проверки балансировки самолета и оценки устойчивости и управляемости.

599. При обнаружении неисправности в процессе облета или при осмотре после облета необходимость повторного облета определяется заместителем командира части по ИАС.

600. При выполнении облета самолета руководствоваться настоящей Инструкцией, а также бюллетенями и указаниями главного инженера ВВС.

Результаты облета заносятся в карточку облета самолета, а заключение летчик записывает в формуляр самолета.



ОБЛЕТ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ 100- и 200-ч РЕГЛАМЕНТНЫХ РАБОТ



601. Задание выполнять в следующем порядке:

а) проверить синхронность и эффективность затормаживания и растормажива-ния колес поочередно из первой и второй кабин, управляемость самолета при рулении, работу аварийной системы торможения:

б) проверить поведение самолета при взлете и наборе высоты, синхронность и время уборки шасси и закрылков при их автоматической уборке, параметры работы двигателя на максимальном режиме;

в) на высоте 1500 м на скорости полета по прибору 410 км/ч выпустить и убрать тормозные щитки, наблюдая за поведением самолета и давлением в гидросистеме, резкое изменение углов крена и тангажа, уменьшение давлений в гидросистеме не допускаются;

г) в процессе набора на высоте 2000 м проверить параметры работы двигателя на максимальном режиме (обороты ротора КВД, температуру газов за турбиной, давление топлива перед рабочими форсунками, давление масла на входе в двигатель);

д) не прекращая набора, на высоте 2000-2500 м при номинальном режиме работы двигателя и нейтральном положении триммера руля высоты на скорости полета по прибору 350 км/ч проверить продольную балансировку самолета.

На самолете, имеющем нормальную продольную балансировку, на этом режиме полета при нейтральном положении триммера руля высоты летчик не должен прикладывать к ручке управления самолетом заметных тянущих или давящих усилий, а только удерживать самолет от крена.

Если на приборной скорости 350 км/ч самолет не балансируется и для сохранения этой скорости требуется прикладывать к ручке управления заметные усилия, с помощью триммера снять усилия и оставить триммер в этом положении до окончания полета для проведения регулировочных работ, после которых повторить облет на проверку балансировки;

е) на высоте 2500-3000 м в процессе набора высоты в прямолинейном полете без скольжения на скорости по прибору 400 км/ч отпустить ручку управления и убедиться

 

в отсутствии кренения самолета. При наличии кренения допускается отклонение ручки управления самолетом для устранения крена (не более 1/5 ее хода от нейтрального положения) с приемлемыми усилиями, не утомляющими летчика (2-3 кГ), снять усилия триммером.

На высоте 2500-3000 м в режиме горизонтального полета на скорости по прибору 400 км/ч перейти на питание от запасного источника электроэнергии, поставив АЗС ГЕНЕРАТОР ОСНОВ, в положение ВЫКЛ. Проверить выпуск запасного генератора и по показаниям ампервольтметра убедиться в нормальной работе запасного генератора;

ж) на высоте 3000 м в режиме горизонтального прямолинейного полета на максимальном режиме работы двигателя выполнить разгон до скорости, близкой к максимальной КПР=620 км/ч. Проверить отсутствие кренения самолета.

В процессе разгона периодически кратковременно освобождать педали управления с целью проверки путевой балансировки самолета. При свободных педалях на максимальной скорости на указателе скольжения допускается плавный «уход» шарика до ±1 диаметра. При этом летчик должен иметь возможность парировать разворот отклонением педалей с приемлемыми усилиями;

з) проверить устойчивость работы двигателя при дросселировании и приемистости, для чего на высоте 6000 м и скорости полета по прибору 360-400 км/ч произвести дросселирование двигателя перемещением РУД с максимального режима до режима малого газа за 1-2 с; проверить приемистость двигателя перемещением РУД за 1-2 с с режима малого газа до максимального. Записать показания приборов контроля работы двигателя (обороты ротора КВД, температуру газов за турбиной, давление топлива и масла; при приемистости - максимальные обороты ротора КВД и температуру газов за турбиной, время приемистости, которое определяется с момента дачи РУД до достижения оборотов ротора КВД на 5-6% меньше оборотов на установившемся максимальном режиме).

На высоте 6000 м на номинальном режиме работы двигателя начать с углом снижения 25-30° разгон до скорости, соответствующей числу М=0,8, при этом проверить автоматический выпуск тормозных щитков (М=0,78±0,02). В процессе разгона периодически кратковременно освобождать педали с целью проверки путевой балансировки самолета. При свободных педалях на максимальной скорости допускается плавный «уход» шарика указателя скольжения до ±1 диаметра. При этом летчик должен иметь возможность парировать разворот отклонением педалей с приемлемыми усилиями.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если при достижении числа М=0,8 тормозные щитки не выпустились, необходимо, не ожидая их выпуска, прекратить разгон и вывести самолет из снижения. Вывод из снижения производить с перегрузкой не более 5 и закончить на высоте не ниже 2000 м;

и) периодически в течение всего полета контролировать выработку топлива из крыльевых и основных баков;

к) проверять в течение всего полета работоспособность навигационнопилотажных приборов, электро- и радиоэлектронного оборудования;

л) проверить поведение самолета на планировании, устойчивость работы двигателя (на малом газе - обороты ротора КВД, температуру газов, давление топлива и масла) и работу систем выпуска шасси и закрылков;

м) на пробеге проверить работоспособность и эффективность тормозов.



ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ПОСЛЕ ЗАМЕНЫ ДВИГАТЕЛЯ

602. Задание выполнять в следующем порядке:

а) перед выполнением полета произвести пробу двигателя; при взлете проверить параметры двигателя на взлетном режиме: на высоте 50-70 м установить номинальный режим работы двигателя;

б) в процессе набора высоты на 2000 м проверить параметры двигателя на максимальном режиме (обороты ротора КВД, температуру газов за турбиной, давление топлива перед рабочими форсунками, давление масла на входе в двигатель);

в) на высоте 3000 м проверить устойчивость работы двигателя на всех режимах: максимальном, номинальном, 0,85 номинального и на режиме малого газа; на указанных режимах зафиксировать параметры, время приемистости 9-12 с;

г) проверить устойчивость работы двигателя на режимах: максимальном, номинальном, 0,85 номинального и на режиме малого газа, для чего на высоте 6000 м и скорости полета по прибору 310-340 км/ч произвести дросселирование двигателя с максимального режима до малого газа за 1 -2 с; проверить приемистость двигателя перемещением РУД за 1 -2 с с режима малого газа до максимального;

д) периодически в течение всего полета контролировать выработку топлива из основных и крыльевых баков, проверять в течение всего полета работоспособность пилотажно-навигационного оборудования, электро- и радиоэлектронного оборудования;

е) проверить устойчивость работы двигателя на малом газе при планировании; проверить работу системы выпуска шасси и закрылков;

ж) на пробеге проверить эффективность тормозов.



ВТОРОЙ ПОЛЕТ ПОСЛЕ ЗАМЕНЫ ДВИГАТЕЛЯ (ПОЛЕТ ПОСЛЕ ЗАМЕНЫ АГРЕГАТОВ ТОПЛИВОРЕГУЛИРУЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ)


603. Задание выполнять в следующем порядке:

а) при взлете проверить параметры двигателя на максимальном режиме;

б) после взлета, уборки шасси и закрылков установить номинальный режим работы двигателя и набрать высоту 6000 м: на высоте 6000 м перевести самолет в горизонтальный полет, установить приборную скорость 310-340 км/ч, проверить параметры двигателя на всех режимах: максимальном, номинальном, 0,85 номинального, на малом газе - и приемистость; на максимальном режиме продолжать набор высоты: время непрерывной работы двигателя па максимальном режиме не более 20 мин;

в) на высоте 10000 м в горизонтальном полете проверить параметры работы двигателя на режимах: максимальном, номинальном, 0,85 номинального и малом газе, проверить устойчивость работы при дросселировании двигателя;

г) периодически в течение всего полета контролировать выработку топлива из основных и крыльевых баков, проверять в течение всего полета работоспособность пилотажно-навигационного оборудования, электро- и радиоэлектронного оборудования;

д) проверить устойчивость работы двигателя на малом газе при планировании; проверить работу системы выпуска шасси и закрылков;

е) на пробеге проверить эффективность тормозов.



ОБЛЕТ САМОЛЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ, УСТОЙЧИВОСТИ И УПРАВЛЯЕМОСТИ

604. Полет выполнять в ПМУ без внешних подвесок с заправленными крыльевыми баками. Программа облета не исключает объединения с другими проверками.

Задания выполнять в следующем порядке.

Перед полетом летчик должен проверить заправку всех систем и установку триммеров в нейтральное положение.

Запустить двигатель и произвести опробование на всех режимах.

 

На взлете:

а) оценить поведение самолета на разбеге;

б) оценить величину тянущего усилия при подъеме переднего колеса (должны быть 8-10 кГ) и изменение его (уменьшение) после отрыва;

в) зафиксировать наличие небольшого кабрирующего момента при уборке шасси;

г) зафиксировать величину приборной скорости, автоматической уборки закрылков (310±10 км/ч) и появление при этом незначительного кабрирующего момента;

д) зафиксировать, что нет кренения и скольжения, а также рост давящих усилий с увеличением скорости полета, которые на приборной скорости 410 км/ч достигают 2-

3 кГ при нейтральном положении триммеров;

е) продолжать набор высоты на номинальном режиме; в горизонтальном полете на высоте 1500 м, приборной скорости 410 км/ч выпустить и убрать тормозные щитки, наблюдая за поведением самолета; резкое изменение углов крена и тангажа не допускается;

ж) перейти в набор высоты, на Н=2000-2500 м приборной скорости 410 км/ч при нейтральном положении триммера руля высоты убедиться, что нет заметных тянущих или давящих усилий на ручке управления самолетом; если самолет на этой скорости не сбалансирован, снять усилия триммером;

з) на высоте 2500-3000 м в процессе набора высоты на приборной скорости 410 км/ч при нейтральном положении триммера элеронов проверить поперечную балансировку, для чего «освободить» ручку управления самолетом; при наличии кренения самолета парировать его отклонением ручки управления (расход ручки по элеронам для парирования кренения должен быть не более 1/5 хода от нейтрального положения и усилия не более 3 кГ. Если расход ручки и усилия для парирования кренения больше указанной величины, триммером снять усилия и, не изменяя положение триммера элеронов, произвести посадку для выяснения причин и устранения недостатка).

В зоне произвести проверку балансировки устойчивости и управляемости на различных режимах, для чего:

а) на Н=6000 м увеличить обороты двигателя до максимальных, разогнать самолет до максимальной приборной скорости 580 км/ч в горизонтальном полете;

б) проверить, нет ли кренения и скольжения самолета при нейтральном положении педалей (давящее усилие на ручке управления около 10 кГ); сбалансировать самолет триммерами в этом режиме;

в) установить двигателю номинальный режим и перевести самолет на снижение с углом 25-30°.

При достижении числа М=0,78±0,02 зафиксировать автоматический выпуск тормозных щитков и срабатывание световой сигнализации. При выпуске тормозных щитков давящие усилия на ручке управления самолетом возрастают при М=0,78 на ДР=30 кГ (становятся равными 40 кГ); не превышая числа М=0,8, плавно вывести самолет из снижения с уменьшением оборотов до малого газа.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если при достижении числа М=0,8 тормозные щитки не выпустились, необходимо, не ожидая их выпуска, прекратить разгон и вывести самолет из снижения. Вывод из снижения производить с перегрузкой не более 5 и закончить его на высоте не ниже 2000 м.

Оценить поведение самолета при заходе на посадку, планировании и посадке.

При выпуске шасси появляется незначительный пикирующий момент. При выпуске закрылков на 25° появляется незначительный пикирующий момент, который исчезает при выпуске закрылков в посадочное положение.

 

 

 

 

ПОЛЕТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ АГД-1


605. Полет для проверки АГД-1 производить в простых метеорологических условиях каждый раз при замене гироагрегата АГД-1, а также после устранения неисправностей, выявленных летчиком в полете.

В остальных случаях полет для проверки авиагоризонта АГД-1 можно совмещать с облетом самолета после выполнения 100- и 200-ч регламентных работ.

Для проверки авиагоризонта необходимо выполнить в режиме горизонтального полета на высоте 3000-4000 м левый и правый развороты на 180° с креном 18-20°, левый и правый развороты на 180° с креном 65-70°, правую и левую бочки, правую и левую полупетли, боевой разворот вправо и влево.

Снятие ошибок указателя авиагоризонта производить после выполнения каждой эволюции самолета в следующем порядке:

а) в режиме горизонтального полета самолет выровнять по тангажу и по крену (на указателе авиагоризонта силуэт-самолет должен быть совмещен с нулевыми делениями шкалы крена и тангажа);

б) наблюдая за ориентирами по курсу полета, показаниями компаса и указателя поворота, определить, летит ли самолет прямолинейно или разворачивается; если самолет разворачивается, выровнять его по крену до прекращения разворота, при этом шарик указателя скольжения должен находиться между рисками (в центре);

в) по отклонению силуэт-самолета от нулевых делений шкалы крена определить ошибку АГД-1 по крену; после разворотов с указанными выше кренами ошибка должна быть не больше ±3°, после каждой фигуры сложного пилотажа - не больше ±5°.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     10      11      12      13     ..