Самолёт Л-39. Лётная эксплуатация (руководство) - часть 12
Глава VIII
ОБЛЕТ САМОЛЕТА
597. Облет самолета производится с целью проверки работы двигателя,
агрегатов и систем самолета, авиационного и радиотехнического
оборудования и оценки летных характеристик самолета.
598. В процессе эксплуатации производятся следующие полеты для облета
самолета:
- после выполнения 100- и 200-ч регламентных работ;
- после замены двигателя;
- после замены агрегатов топливорегулирующей аппаратуры;
- для проверки работы АГД-1;
- для проверки балансировки самолета и оценки устойчивости и
управляемости.
599. При обнаружении неисправности в процессе облета или при осмотре
после облета необходимость повторного облета определяется заместителем
командира части по ИАС.
600. При выполнении облета самолета руководствоваться настоящей
Инструкцией, а также бюллетенями и указаниями главного инженера ВВС.
Результаты облета заносятся в карточку облета самолета, а заключение
летчик записывает в формуляр самолета.
ОБЛЕТ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ 100- и 200-ч РЕГЛАМЕНТНЫХ РАБОТ
601. Задание выполнять в следующем порядке:
а) проверить синхронность и эффективность затормаживания и
растормажива-ния колес поочередно из первой и второй кабин,
управляемость самолета при рулении, работу аварийной системы торможения:
б) проверить поведение самолета при взлете и наборе высоты, синхронность
и время уборки шасси и закрылков при их автоматической уборке, параметры
работы двигателя на максимальном режиме;
в) на высоте 1500 м на скорости полета по прибору 410 км/ч выпустить и
убрать тормозные щитки, наблюдая за поведением самолета и давлением в
гидросистеме, резкое изменение углов крена и тангажа, уменьшение
давлений в гидросистеме не допускаются;
г) в процессе набора на высоте 2000 м проверить параметры работы
двигателя на максимальном режиме (обороты ротора КВД, температуру газов
за турбиной, давление топлива перед рабочими форсунками, давление масла
на входе в двигатель);
д) не прекращая набора, на высоте 2000-2500 м при номинальном режиме
работы двигателя и нейтральном положении триммера руля высоты на
скорости полета по прибору 350 км/ч проверить продольную балансировку
самолета.
На самолете, имеющем нормальную продольную балансировку, на этом режиме
полета при нейтральном положении триммера руля высоты летчик не должен
прикладывать к ручке управления самолетом заметных тянущих или давящих
усилий, а только удерживать самолет от крена.
Если на приборной скорости 350 км/ч самолет не балансируется и для
сохранения этой скорости требуется прикладывать к ручке управления
заметные усилия, с помощью триммера снять усилия и оставить триммер в
этом положении до окончания полета для проведения регулировочных работ,
после которых повторить облет на проверку балансировки;
е) на высоте 2500-3000 м в процессе набора высоты в прямолинейном полете
без скольжения на скорости по прибору 400 км/ч отпустить ручку
управления и убедиться
в отсутствии кренения самолета. При наличии
кренения допускается отклонение ручки управления самолетом для
устранения крена (не более 1/5 ее хода от нейтрального положения) с
приемлемыми усилиями, не утомляющими летчика (2-3 кГ), снять усилия
триммером.
На высоте 2500-3000 м в режиме горизонтального полета на скорости по
прибору 400 км/ч перейти на питание от запасного источника
электроэнергии, поставив АЗС ГЕНЕРАТОР ОСНОВ, в положение ВЫКЛ.
Проверить выпуск запасного генератора и по показаниям ампервольтметра
убедиться в нормальной работе запасного генератора;
ж) на высоте 3000 м в режиме горизонтального прямолинейного полета на
максимальном режиме работы двигателя выполнить разгон до скорости,
близкой к максимальной КПР=620 км/ч. Проверить отсутствие кренения
самолета.
В процессе разгона периодически кратковременно освобождать педали
управления с целью проверки путевой балансировки самолета. При свободных
педалях на максимальной скорости на указателе скольжения допускается
плавный «уход» шарика до ±1 диаметра. При этом летчик должен иметь
возможность парировать разворот отклонением педалей с приемлемыми
усилиями;
з) проверить устойчивость работы двигателя при дросселировании и
приемистости, для чего на высоте 6000 м и скорости полета по прибору
360-400 км/ч произвести дросселирование двигателя перемещением РУД с
максимального режима до режима малого газа за 1-2 с; проверить
приемистость двигателя перемещением РУД за 1-2 с с режима малого газа до
максимального. Записать показания приборов контроля работы двигателя
(обороты ротора КВД, температуру газов за турбиной, давление топлива и
масла; при приемистости - максимальные обороты ротора КВД и температуру
газов за турбиной, время приемистости, которое определяется с момента
дачи РУД до достижения оборотов ротора КВД на 5-6% меньше оборотов на
установившемся максимальном режиме).
На высоте 6000 м на номинальном режиме работы двигателя начать с углом
снижения 25-30° разгон до скорости, соответствующей числу М=0,8, при
этом проверить автоматический выпуск тормозных щитков (М=0,78±0,02). В
процессе разгона периодически кратковременно освобождать педали с целью
проверки путевой балансировки самолета. При свободных педалях на
максимальной скорости допускается плавный «уход» шарика указателя
скольжения до ±1 диаметра. При этом летчик должен иметь возможность
парировать разворот отклонением педалей с приемлемыми усилиями.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если при достижении числа М=0,8 тормозные щитки не
выпустились, необходимо, не ожидая их выпуска, прекратить разгон и
вывести самолет из снижения. Вывод из снижения производить с перегрузкой
не более 5 и закончить на высоте не ниже 2000 м;
и) периодически в течение всего полета контролировать выработку топлива
из крыльевых и основных баков;
к) проверять в течение всего полета работоспособность
навигационнопилотажных приборов, электро- и радиоэлектронного
оборудования;
л) проверить поведение самолета на планировании, устойчивость работы
двигателя (на малом газе - обороты ротора КВД, температуру газов,
давление топлива и масла) и работу систем выпуска шасси и закрылков;
м) на пробеге проверить работоспособность и эффективность тормозов.
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ПОСЛЕ ЗАМЕНЫ ДВИГАТЕЛЯ
602. Задание выполнять в следующем порядке:
а) перед выполнением полета произвести пробу
двигателя; при взлете проверить параметры двигателя на взлетном режиме:
на высоте 50-70 м установить номинальный режим работы двигателя;
б) в процессе набора высоты на 2000 м проверить параметры двигателя на
максимальном режиме (обороты ротора КВД, температуру газов за турбиной,
давление топлива перед рабочими форсунками, давление масла на входе в
двигатель);
в) на высоте 3000 м проверить устойчивость работы двигателя на всех
режимах: максимальном, номинальном, 0,85 номинального и на режиме малого
газа; на указанных режимах зафиксировать параметры, время приемистости
9-12 с;
г) проверить устойчивость работы двигателя на режимах: максимальном,
номинальном, 0,85 номинального и на режиме малого газа, для чего на
высоте 6000 м и скорости полета по прибору 310-340 км/ч произвести
дросселирование двигателя с максимального режима до малого газа за 1 -2
с; проверить приемистость двигателя перемещением РУД за 1 -2 с с режима
малого газа до максимального;
д) периодически в течение всего полета контролировать выработку топлива
из основных и крыльевых баков, проверять в течение всего полета
работоспособность пилотажно-навигационного оборудования, электро- и
радиоэлектронного оборудования;
е) проверить устойчивость работы двигателя на малом газе при
планировании; проверить работу системы выпуска шасси и закрылков;
ж) на пробеге проверить эффективность тормозов.
ВТОРОЙ ПОЛЕТ ПОСЛЕ ЗАМЕНЫ ДВИГАТЕЛЯ (ПОЛЕТ ПОСЛЕ ЗАМЕНЫ АГРЕГАТОВ
ТОПЛИВОРЕГУЛИРУЮЩЕЙ АППАРАТУРЫ)
603. Задание выполнять в следующем порядке:
а) при взлете проверить параметры двигателя на максимальном режиме;
б) после взлета, уборки шасси и закрылков установить номинальный режим
работы двигателя и набрать высоту 6000 м: на высоте 6000 м перевести
самолет в горизонтальный полет, установить приборную скорость 310-340
км/ч, проверить параметры двигателя на всех режимах: максимальном,
номинальном, 0,85 номинального, на малом газе - и приемистость; на
максимальном режиме продолжать набор высоты: время непрерывной работы
двигателя па максимальном режиме не более 20 мин;
в) на высоте 10000 м в горизонтальном полете проверить параметры работы
двигателя на режимах: максимальном, номинальном, 0,85 номинального и
малом газе, проверить устойчивость работы при дросселировании двигателя;
г) периодически в течение всего полета контролировать выработку топлива
из основных и крыльевых баков, проверять в течение всего полета
работоспособность пилотажно-навигационного оборудования, электро- и
радиоэлектронного оборудования;
д) проверить устойчивость работы двигателя на малом газе при
планировании; проверить работу системы выпуска шасси и закрылков;
е) на пробеге проверить эффективность тормозов.
ОБЛЕТ САМОЛЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ЕГО БАЛАНСИРОВКИ, УСТОЙЧИВОСТИ И
УПРАВЛЯЕМОСТИ
604. Полет выполнять в ПМУ без внешних подвесок с заправленными
крыльевыми баками. Программа облета не исключает объединения с другими
проверками.
Задания выполнять в следующем порядке.
Перед полетом летчик должен проверить заправку всех систем и установку
триммеров в нейтральное положение.
Запустить двигатель и произвести опробование на всех режимах.
На взлете:
а) оценить поведение самолета на разбеге;
б) оценить величину тянущего усилия при подъеме переднего колеса (должны
быть 8-10 кГ) и изменение его (уменьшение) после отрыва;
в) зафиксировать наличие небольшого кабрирующего момента при уборке
шасси;
г) зафиксировать величину приборной скорости, автоматической уборки
закрылков (310±10 км/ч) и появление при этом незначительного
кабрирующего момента;
д) зафиксировать, что нет кренения и скольжения, а также рост давящих
усилий с увеличением скорости полета, которые на приборной скорости 410
км/ч достигают 2-
3 кГ при нейтральном положении триммеров;
е) продолжать набор высоты на номинальном режиме; в горизонтальном
полете на высоте 1500 м, приборной скорости 410 км/ч выпустить и убрать
тормозные щитки, наблюдая за поведением самолета; резкое изменение углов
крена и тангажа не допускается;
ж) перейти в набор высоты, на Н=2000-2500 м приборной скорости 410 км/ч
при нейтральном положении триммера руля высоты убедиться, что нет
заметных тянущих или давящих усилий на ручке управления самолетом; если
самолет на этой скорости не сбалансирован, снять усилия триммером;
з) на высоте 2500-3000 м в процессе набора высоты на приборной скорости
410 км/ч при нейтральном положении триммера элеронов проверить
поперечную балансировку, для чего «освободить» ручку управления
самолетом; при наличии кренения самолета парировать его отклонением
ручки управления (расход ручки по элеронам для парирования кренения
должен быть не более 1/5 хода от нейтрального положения и усилия не
более 3 кГ. Если расход ручки и усилия для парирования кренения больше
указанной величины, триммером снять усилия и, не изменяя положение
триммера элеронов, произвести посадку для выяснения причин и устранения
недостатка).
В зоне произвести проверку балансировки устойчивости и управляемости на
различных режимах, для чего:
а) на Н=6000 м увеличить обороты двигателя до максимальных, разогнать
самолет до максимальной приборной скорости 580 км/ч в горизонтальном
полете;
б) проверить, нет ли кренения и скольжения самолета при нейтральном
положении педалей (давящее усилие на ручке управления около 10 кГ);
сбалансировать самолет триммерами в этом режиме;
в) установить двигателю номинальный режим и перевести самолет на
снижение с углом 25-30°.
При достижении числа М=0,78±0,02 зафиксировать автоматический выпуск
тормозных щитков и срабатывание световой сигнализации. При выпуске
тормозных щитков давящие усилия на ручке управления самолетом возрастают
при М=0,78 на ДР=30 кГ (становятся равными 40 кГ); не превышая числа
М=0,8, плавно вывести самолет из снижения с уменьшением оборотов до
малого газа.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если при достижении числа М=0,8 тормозные щитки не
выпустились, необходимо, не ожидая их выпуска, прекратить разгон и
вывести самолет из снижения. Вывод из снижения производить с перегрузкой
не более 5 и закончить его на высоте не ниже 2000 м.
Оценить поведение самолета при заходе на посадку, планировании и
посадке.
При выпуске шасси появляется незначительный пикирующий момент. При
выпуске закрылков на 25° появляется незначительный пикирующий момент,
который исчезает при выпуске закрылков в посадочное положение.
ПОЛЕТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ АГД-1
605. Полет для проверки АГД-1 производить в простых метеорологических
условиях каждый раз при замене гироагрегата АГД-1, а также после
устранения неисправностей, выявленных летчиком в полете.
В остальных случаях полет для проверки авиагоризонта АГД-1 можно
совмещать с облетом самолета после выполнения 100- и 200-ч регламентных
работ.
Для проверки авиагоризонта необходимо выполнить в режиме горизонтального
полета на высоте 3000-4000 м левый и правый развороты на 180° с креном
18-20°, левый и правый развороты на 180° с креном 65-70°, правую и левую
бочки, правую и левую полупетли, боевой разворот вправо и влево.
Снятие ошибок указателя авиагоризонта производить после выполнения
каждой эволюции самолета в следующем порядке:
а) в режиме горизонтального полета самолет выровнять по тангажу и по
крену (на указателе авиагоризонта силуэт-самолет должен быть совмещен с
нулевыми делениями шкалы крена и тангажа);
б) наблюдая за ориентирами по курсу полета, показаниями компаса и
указателя поворота, определить, летит ли самолет прямолинейно или
разворачивается; если самолет разворачивается, выровнять его по крену до
прекращения разворота, при этом шарик указателя скольжения должен
находиться между рисками (в центре);
в) по отклонению силуэт-самолета от нулевых делений шкалы крена
определить ошибку АГД-1 по крену; после разворотов с указанными выше
кренами ошибка должна быть не больше ±3°, после каждой фигуры сложного
пилотажа - не больше ±5°.