Техническая эксплуатация складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации (1991 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации (1991 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

 

Техническая эксплуатация складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации (1991 год) - часть 3

 

 




4. СБОР ОТРАБОТАННЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ (ОНП)
4.1. Приказом руководителя авиапредприятия в службах, на аэродромах и точках ПАНХ назначаются лица, ответственные за организацию сбора и сдачи ОНП на склад ГСМ и нефтебазу.

4.2. Пункт сбора и хранения ОНП оборудуется на бетонированной (асфальтированной) площадке должен иметь средства пожаротушения, емкости для хранения каждой группы ОНП, насосы, снабженные фильтрами на приеме из металлической сетки, устройства для подогрева отработанных масел.

Емкости должны быть заземлены, пронумерованы и иметь плотно закрывающиеся крышки, защитные сетки на горловине с размером ячеек не более 1 кв.мм, воронки для слива ОНП, мерные ленты.

На таре или ярлыке для хранения и транспортирования ОНП должны быть следующие надписи:

- наименование группы ОНП;

- обозначение ГОСТ 21046-86;

- наименование предприятия-поставщика;

- предупредительная надпись ’’огнеопасно".

4.3. Для приема отстоя топлива из отстойников топливозаправщиков, ВС и из резервуаров предусматриваются пункты слива отстоя топлива.

Пункт слива отстоя топлива размещается на расходном складе ГСМ аэропорта в зоне налива топлива в топливозаправщики и в районе мест стоянок ВС, перрона.

Пункт слива отстоя состоит из следующего оборудования:

- резервуаров горизонтальных подземных с совмещенным механическим дыхательным клапаном;

- насоса центробежного;

- фильтра сетчатого;

- фильтра тонкой очистки на выдаче из емкостей;

- трубопроводной обвязки с запорной арматурой, включая трубопровод от резервуаров хранения.

4.4. Технологическая система (оборудование) пункта слива отстоя обеспечивает:

- прием отстоя из мелкой тары и из различных емкостей (из фильтров-сепараторов, уплотнений насосов, ВС);

- слив отстоя из резервуаров хранения склада ГСМ;

- фильтрацию отстоявшегося топлива;

- выдачу авиатоплив из резервуаров пункта слива в автотранспорт;

- откачку отстоявшейся воды из резервуаров пункта в нефтеловушку.

В период между работами по сливу отстоя сливные воронки должны быть плотно закрыты крышками.

В процессе эксплуатации сливных устройств необходимо следить за герметичностью соединений сальниковых и других видов уплотнений, своевременно устранять дефекты, не допускать засорения трубопровода и запорной арматуры. По мере заполнения необходимо освобождать резервуары узла слива от отстоявшейся воды и топлива.

Не реже одного раза в год резервуары необходимо полностью освобождать и очищать.

4.5. При сборе ОНП всех групп должно быть исключено попадание в них пластичных смазок, органических растворителей, жиров, лаков, красок и загрязнений, а при сборе отработанных групп моторных и индустриальных масел - разбавление их бензином, керосином, дизельным топливом, мазутом.

5. МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖБЫ ГСМ
5.1. Ответственность за метрологическое обеспечение (МО) возлагается на руководителя службы ГСМ, который назначает лиц, осуществляющих контроль за средствами измерений.

5.2. Ответственный за метрологическое обеспечение в службе ГСМ в соответствии с ОСТ 5400028-85 "Метрологическое обеспечение службы ГСМ. Основные положения" выполняет следующие обязанности:

- устанавливает номенклатуру применяемых средств измерений (СИ) и ведет их учет;

- составляет годовые графики поверки СИ в соответствии со сроками, определенными "Перечнем подлежащих поверке рабочих СИ в ГА РФ" , согласовывает их с БПРМД и контролирует их выполнение;

- обеспечивает доставку СИ на поверку и ремонт. Монтаж и демонтаж СИ проводят лица, эксплуатирующие их;

- осуществляет контроль за соблюдением метрологических правил, требований и норм, а также за состоянием, применением и надлежащим хранением СИ;

- готовит акты на списание непригодных СИ.

5.3. На каждый резервуар независимо от его формы и вместимости после его установки составляется градуировочная таблица с интервалом в 1 см, позволяющая определять объем нефтепродукта в резервуаре по уровню наполнения. Таблица должна быть утверждена руководителем авиапредприятия, а при использовании резервуара в учетно-расчетных операциях градуировочная таблица утверждается представителем Госстандарта в соответствии с МИ 1823-87 "Методические указания ГСИ. Вместимость стальных вертикальных цилиндрических резервуаров. Методика выполнения измерений геометрическим и объемным методом".

5.4. Для градуирования и составления таблиц необходимо привлекать специально обученный персонал. Организации, проводящие градуировку, должны быть зарегистрированы в органах Госстандарта в соответствии с РД-50-89-86 и должны иметь (предъявить) регистрационное удостоверение на право проведения градуировки.

5.5. Резервуары стальные вертикальные стационарные(PBС) со стационарными крышами вместимостью от 100 до 10000 куб.м должны быть отградуированы по МИ 1823-87 с погрешностью градуировки не более 0,1 + 0,2%.

Резервуары стальные горизонтальные вместимостью 3 - 200 куб.м должны градуироваться по ГОСТ 8.346- 79.

Градуировка проводится объемным или геометрическим методом с погрешностью 0,5 + 1,0 % с учетом поправок на уклон оси резервуара.

5.6. К градуировочной таблице должны быть приложены:

- акт и протокол определения размеров резервуара;

- акт ежегодных измерений базовой высоты;

- таблица средних значений вместимости на 1 мм высоты наполнения: вертикального резервуара - для каждого пояса; горизонтального резервуара - для каждого сантиметра градуировочной таблицы;

- уклон горизонтального резервуара;

- объем "мертвого остатка" в резервуаре.

В градуировочной таблице указывают величины, на которые внесены поправки при ее расчете.

5.7. Переградуировку резервуаров согласно МИ 1823 - 87 следует проводить:

- для резервуаров, применяемых в учетно-расчетных операциях, один раз 5 лет;

- для резервуаров, применяемых в оперативном учете ГСМ, один раз в 10 лет.

5.8. На каждом резервуаре должна быть нанесена базовая высота (высотный трафарет) - расстояние от днища в точке касания груза рулетки до риски направляющей планки замерного люка. Базовая высота резервуара должна поверяться ежегодно. Результаты поверки оформляются актом, утверждаемым руководителем авиапредприятия.

В процессе эксплуатации проводится контроль за величиной базовой высоты при измерениях высоты наполнения резервуара. В случае несоответствия базовой высоты существующей необходимо выявить причину расхождения (провал днища, наличие грязи, отложения, предметов на днище и т.д.), устранить, ее, и в случае необходимости, произвести переградуировку резервуара.

5.9. На технологических трубопроводах для нефтепродуктов должна быть указана их вместимость, определенная метрологической службой авиапредприятия.

При изменении схемы трубопровода, длины или диаметра отдельных его участков вместимость трубопровода должна быть пересмотрена, но не реже одного раза в 10 лет.

5.10. Железнодорожные цистерны и танки наливных судов, применяемые в качестве мер вместимости, должны иметь индивидуальные градуировочные таблицы.

При приеме ГСМ из них может использоваться объемно-массовый метод определения количества с использованием градуированного резервуара или с помощью счетчиков с погрешностью измерения в пределах +0,5 %.

5.12. Автотопливоцистерны для перевозки ГСМ должны быть снабжены свидетельствами, в которых указывается вместимость цистерны до указателя уровня (планки), дата и отметка органов Госстандарта о прохождении поверки (один раз в 2 года).

6. ПОРЯДОК УЧЕТА И СПИСАНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ
6.1. Здания, сооружения, машины, оборудование и другое имущество, числящееся в составе основных фондов службы ГСМ, подлежат учету в соответствии с "Инструкцией по учету основных фондов в эксплуатационных предприятиях, на ремонтных заводах, в строительно-монтажных управлениях и других хозяйственных предприятиях и организациях гражданской авиации."

6.2. Ответственность за учет основных средств (фондов) в службе ГСМ несет руководитель службы.

6.3. На службе ГСМ должны быть инвентарные списки основных средств, в которые своевременно вносятся изменения и дополнения.

Первоначально инвентарные списки составляются бухгалтерией авиапредприятия по данным последней инвентаризации и передаются руководителю службы ГСМ.

6.4. Ежегодно в авиапредприятии производится инвентаризация основных средств. Инвентаризацию проводит инвентаризационная комиссия, назначаемая приказом руководителя авиапредприятия.

6.5. До начала инвентаризации руководитель службы ГСМ обязан сдать инвентарные списки основных средств службы в бухгалтерию для сличения в них записей ГСМ по фактическому учету с данными бухгалтерского учета (инвентарных карточек) и устранения расхождений, выявленных в инвентарных списках.

6.6. Списание основных средств службой ГСМ должно производиться в соответствии с "Типовой инструкцией о порядке списания пришедших в негодность оборудования, хозяйственного инвентаря и другого имущества, числящегося в составе основных фондов".

6.7. Службой ГСМ могут быть списаны с баланса числящиеся в составе основных фондов здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество после назначенного срока службы и полностью утратившие свое производственное значение вследствие износа, если восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно, а также пришедшие в негодность или уничтоженные в результате стихийных бедствий, аварий и т.д. Рекомендуемые сроки службы основного технологического оборудования приведены в приложении 13.

6.8. Допускается также списание оборудования несовершенных конструкций, морально устаревшего, если его эксплуатация невозможна, а модернизация технически нецелесообразна и экономически неэффективна. Такое списание в каждом конкретном случае возможно только с разрешения руководителя авиапредприятия.

Замена такого оборудования должна быть предусмотрена в плане внедрения новой техники.

6.9. Для определения непригодности основных фондов к дальнейшему использованию по причинам, указанным в п.6.7, 6.8 и оформления необходимой документации (акта, протокола) на cписание их с баланса авиапредприятия приказом руководителя создается постоянно действующая комиссия в составе руководителя службы ГСМ, бухгалтера, представителей других служб, осуществляющих совместно со службой ГСМ эксплуатацию технических средств и объектов авиатопливообеспечения.

К участию в работе комиссии в необходимых случаях могут привлекаться начальник склада ГСМ, инженер по оборудованию и другие работники службы ГСМ.

6.10. Постоянно действующая комиссия производит непосредственный осмотр объекта, подлежащего списанию:

- устанавливает непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию, причины, обусловившие целесообразность списания;

- определяет возможность использования отдельных узлов, деталей и материалов и производит их оценку;

- устанавливает наличие узлов и деталей, изготовленных из цветных и драгоценных металлов и определяет порядок их утилизации и сдачи;

- составляет акт (по форме № ОС-4) на списание каждого объекта, который передает в бухгалтерию (2 экз.).

6.11. При списании в актах необходимо указать недостающие детали и узлы, характер и размеры повреждений, степень износа и коррозии, нецелесообразность и невозможность ремонта или восстановления объекта, а кроме того:

- по резервуарам - техническое состояние на основе результатов комплексной проверки, включая дефектоскопию сварных соединений, состояние и износ основного металла, деформацию, коррозию, геометрическую форму;

- по насосам и компрессорам - состояние корпуса цилиндров и т.д.;

- по электромоторам - состояние корпуса, ротора, статора;

- по строениям - техническое состояние основных частей здания (фундамент, перекрытие, стены, крыши и т.д.);

- по сосудам, работающим под давлением, грузоподъемным механизмам и другим объектам, зарегистрированным в Госгортехнадзоре - оценку технического состояния,

6.12. При установлении непригодности основных фондов, контролируемых Государственными инспекциями, для участия в работе комиссии приглашаются представители соответствующих инспекций (Госавтоинспекции, Котлонадзора, Судоходной инспекции и др.).

При неявке представителя соответствующей инспекции акт на списание составляется без его участия, о чем делается отметка в акте.

6.13. При осмотре объектов и составлении актов на их списание комиссия использует необходимую техническую документацию (технические паспорта, ведомости дефектов, поэтажные планы и другие материалы). Если техническая документация отсутствует, составляет точное техническое описание объектов, характеризующее его назначение, конструкцию, габариты, массу и т.д.

6.14. Списание с баланса объектов, оборудования и т.д. производятся только на основании актов, утвержденных руководителем авиапредприятия.

6.15. Не допускается разборка и демонтаж списываемого оборудования, а также ликвидация хозяйственного инвентаря и других объектов основных фондов до утверждения акта, а по транспортным средствам и другим объектам, контролируемым Государственными инспекциями, до снятия их с учета в этих инспекциях.

При демонтаже и разборке ликвидируемых объектов производится отбор всех годных к использованию узлов, деталей, которые приходуются как поделочный материал или лом по цене возможного использования.

6.16. В случае нарушения действующего порядка списания с баланса основных фондов виновные в этом должностные лица должны привлекаться к ответственности в установленном порядке.

6.17. В случае передачи оборудования с баланса одного авиапредприятия другому служба ГСМ подготавливает Акт приемки передачи основных средств типовой формы и передает в бухгалтерию для оформления.

ЧАСТЬ II. СРЕДСТВА ЗАПРАВКИ

7. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Заправка ВС авиаГСМ осуществляется специально предназначенными для этого техническими средствами, оснащенными необходимым оборудованием, с соблюдением правил и требований настоящего Руководства и другой нормативно-технической документации.

7.2. Технические средства заправки эксплуатируются в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и регламентом технического обслуживания.

7.3. Для заправки ВС авиаГСМ используются следующие средства:

- подвижные (автотопливозаправщики типа АТЗ-60; ТЗ-22, ТЗ-7, 5-5334, АТЗ-40, АТЗ-11,5 и др. (приложение 14), маслозаправщики типа МЗ-66);

- стационарные (системы централизованной заправки самолетов (ЦЗС);

- передвижные (агрегаты типа УЗС-7Б),

- переносные (агрегаты типа ФЗА-ЗМ).

7.4. Выбор способа и средства заправки для каждого аэропорта осуществляется с учетом технико-экономических пoказателей и должен обеспечивать рентабельность процесса, получение максимальной прибыли, высвобождение обслуживающего персонала, улучшение условий труда.

Наиболее рациональным способом заправки является - комбинированный, т.е. использование системы ЦЗС и ТЗ в экономически и технически обоснованных пропорциях.

7.5. Системы ЦЗС по мощности делятся на высокой, средней и малой производительности, а по степени автоматизации на автоматизированные, полуавтоматизированные и упрощенные.

7.6. Системы высокой и средней производительности должны строиться по проектам, выполненным специализированными проектными организациями (ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект" и его филиалы).

Упрощенные системы ЦЗС могут строиться по технической документации, разработанной специалистами авиапредприятий использованием материалов ГПИ и НИИ ГА "Аэропроект".

7.7. Передвижные в переносные средства заправки, как правило, применяются на оперативных точках и временных аэродромах АХР и ПАНХ. Заправка осуществляется в соответствии с "Инструкцией по организации обеспечения, хранения, подготовки, контроля качества, заправки ВС ГСМ на аэродромах ПАНХ".

8. ПОДВИЖНЫЕ СРЕДСТВА ЗАПРАВКИ
8.1. Для обеспечения заправки ВС авиаГСМ служба спецтранспорта (ССТ) выделяет в оперативное подчинение службе ГСМ необходимые подвижные средства.

Подвижные средства заправки закрепляются за определенной маркой авиаГСМ, которая указывается на трафарете.

8.2. Служба ССТ несет ответственность за:

- техническую исправность средств заправки и укомплектованность их специальным исправным оборудованием, поверенными, допущенными к применению средствами измерения (СИ), противопожарными средствами;

- проведение гидравлических испытаний раздаточных рукавов (перед установкой и ежемесячно);

- проверку целостности стренг заправочных рукавов;

- соответствие полного электрического сопротивления антистатических раздаточных рукавов установленным требованиям (раздел 2.6.);

- проверку, наличие и исправность электрической цепи тросов заземления и выравнивания потенциалов.

8.3. Служба ГСМ несет ответственность за:

- замену фильтроэлементов в фильтрах, установленных на средствах заправки;

- очистку (промывку) емкостей ТЗ, МЗ, баков ПВК жидкости;

- пломбировку емкостей ТЗ, МЗ, фильтров, ННЗ, баков ПВК жидкости.

8.4. Очистка (промывка) емкостей подвижных средств заправки и расходных бачков ПВК жидкостей, установленных на подвижных ЗА, выполняется по технологии и в сроки, приведенные в разделе 2.4.3. настоящего Руководства.

8.5. Руководители заправочных бригад должны вести "Журнал выполнения периодических работ на подвижных средствах заправки" (приложение 15), в который заносятся сведения о выполнении периодических работ по каждому средству (очистка цистерн, поверка СИ, испытание рукавов и т.д.).

8.6. Допуск средств заправки к заправке ВС производится в начале очередной смены на месте стоянки спецмашин. Руководитель заправочной бригады службы ГСМ совместно с механиком (бригадиром) ССТ производят проверку каждого подвижного средства в соответствии с табл. 8.1.

Таблица 8.1.

 


#G0Наименование операций проверки
 

Вид контроля
 

Подвижные средства заправки
 


 


 

ТЗ
 

МЗ
 

ВЗА
 

ЗА
 

Наличие пломб на:

- горловине цистерны, дыхательных клапанах
 



визуально
 



+
 



+
 



+
 



-
 

- фильтрах, СИ, КИП
 

визуально
 

+
 

+
 

+
 

+
 

- емкости с ПВК жидкостью
 

визуально
 

-
 

-
 

-
 

+
 

Исправность СИ, КИП
 

визуально
 

+
 

+
 

+
 

+
 

Соответствие надписей и трафаретов залитой марке авиаГСМ
 



визуально
 



+
 



+
 



-
 



-
 

Герметичность технологического оборудования
 


визуально
 


+
 


+
 


+
 


+
 

Состояние раздаточных рукавов и их крепления к штуцерам барабанов
 


визуально
 


+
 


+
 


+
 


+
 

Целость металлической стренги в топливном рукаве
 

С помощью тестера или устройства с контрольной лампочкой
 


+
 


-
 


-
 


+
 

Исправность наконечников нижней заправки (раздаточных кранов)
 

визуально
 

+
 

+
 

+
 

+
 

Целость и чистота фильтрующих сеток в наконечниках (раздаточных кранах)
 

визуально
 

+
 

+
 

-
 

+
 

Наличие и исправность тросиков выравнивания потенциалов на ННЗ (раздаточных кранах)
 

визуально
 

+
 

+
 

-
 

+
 

Пломбировка разъемной части наконечников после проверки
 

визуально
 

+
 

+
 

-
 

+
 

Наличие и исправность заземлительной цепочки
 

визуально
 

+
 

+
 

-
 

+
 

Целость тросов заземления и выравнивания потенциалов и их крепления
 

визуально
 

+
 

+
 

-
 

+
 

Наличие упорных колодок
 

визуально
 

+
 

+
 

+
 

+
 

Наличие брезентовых чехлов (крышек) на горловинах емкости
 


визуально
 


+
 


+
 


+
 


-
 

Наконечниках нижней заправки (раздаточных кранах)
 

визуально
 

+
 

+
 

+
 

+
 

Оборудование искрогасителями выхлопных струй двигателей средств заправки
 

визуально
 

+
 

+
 

+
 

+
 

Закрытие капотами двигателей насосных отсеков
 

визуально
 

+
 

+
 

+
 

-
 

 





Примечание: В процессе заправки ВС 1 раз в смену производится контроль перепада давления на фильтрах и запись результатов измерений в журнал. Руководитель заправочной бригады по записям в журнале контролирует готовность фильтра к работе или производит замену фильтроэлементов.
8.7 . При положительных результатах осмотра и проверки чистоты авиаГСМ и на основании записей в журнале (приложение 15) руководитель заправочной бригады службы ГСМ допускает средство заправки к работе по заправке ВС, а в журнале (приложение 16) делает отметку.

В случае несоответствия требованиям, указанным в табл. 8.1. подвижное средство к заправке ВС не допускается. Руководитель заправочной бригады службы ГСМ изымает контрольный талон и сообщает об этом диспетчерам ССТ и ПДСП, руководителю службы ГСМ.

8.8 . Заправка ВС должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 13.8.

9. ПЕРЕДВИЖНЫЕ И ПЕРЕНОСНЫЕ СРЕДСТВА ЗАПРАВКИ
9.1. Для заправки ВС на временных аэродромах и площадках ПАНХ, где расходы авиатоплива небольшие, наиболее целесообразно использовать передвижные установки УЗС-7Б и переносные ФЗА-ЗМ. Они предназначены для механизированной заправки вертолетов и самолетов авиатопливом из стационарных или передвижных емкостей, имеют средства фильтрации и водоотделения, серийно выпускаются отечественной промышленностью.

9.2. Все виды работ по поставке авиаГСМ, подготовке к заправке ВС, проведению заправки, техническому обслуживанию оборудования на аэродромах (площадках) ПАНХ выполняются в соответствии с "Инструкцией по организации обеспечения, хранения, подготовки контроля качества, заправки ВС ГСМ на аэродромах ПАНХ".

9.3. Исправность передвижных средств заправки, поддержание их в работоспособном состоянии, обеспечивается лицами, назначенными приказом по авиапредприятию, которому принадлежит аэродром ПАНХ.

9.4. Ежедневно перед началом работ проверяется готовность средств заправки к работе в соответствии с технологической картой. Результаты проверки заносятся в журнал проверки качества ГСМ и допуска технических средств к работе.

9.5. При выполнении заправки ВС с помощью передвижных и переносных средств должны выполняться требования охраны труда и пожарной безопасности в соответствии с разделом 13.8. Руководства.

10. СИСТЕМЫ ЦЗС

10.1. Состав сооружений и оборудования, испытания, ввод в эксплуатацию систем ЦЗС
10.1.1. Производительность систем ЦЗС должна рассчитываться с учетом обеспечения интенсивности заправки ВС в час "пик" в пределах заданного времени.

10.1.2. Состав зданий, сооружений и оборудования систем ЦЗС определяется необходимостью выполнения всего комплекса обязательных технологических операций путем расчетов. Типовой набор зданий, сооружений и оборудования для систем ЦЗС различной производительности, не совмещенной с расходным или перевалочным складом ГСМ, приведен в табл. 10.1.

10.1.3. Основные параметры систем ЦЗС (максимальная производительность и давление в трубопроводной сети) должны определяться с учетом перспективного роста интенсивности движения самолетов на 10-15 лет.

10.1.4. Для расчета параметров систем ЦЗС необходимы следующие исходные данные:

- интенсивность поступления самолетов по типам на заправку;

в год,

в час "пик",;

- средний объем заправки самолетов по типам, куб. м;

- максимальный суточный расход месяца "пик", куб.м;

- количество мест заправки на перроне и МС;

- расстояние от склада ГСМ до перрона;

- генплан перрона и МС самолетов;

- схема подземных коммуникаций аэропорта на участка предполагаемого размещения ЦЗС;

- перепад отметок поверхностей территории склада ГСМ (резервуаров и перрона), м.

10.1.5. Определение параметров систем ЦЗС и проведение основных расчетов выполняется в следующей последовательности:

- сбор исходных данных;

-.расчет производительности;

- разработка принципиальной технологической схемы, подбор оборудования;

- гидравлический расчет трубопроводов и выбор насосных агрегатов;

- определение количества и места установки гидроамортизаторов;

- определение количества заправочных агрегатов;

- выбор способа управления.

Таблица 10.1.
 


#G0№ п/п
 

Сооружение и оборудование
 

Назначение
 

Производительность системы ЦЗС, куб.м/ч
 


 


 


 

800-900
 

600
 

450
 

300-360
 

200
 

120
 

1
 

2
 

3
 

4
 

5
 

6
 

7
 

8
 

9
 


 

Резервуары с внутренним противокоррозионным покрытием, оснащенные общепромышленным оборудованием, а также плавающими топливозаборными устройствами
 

Хранение оперативного запаса топлива, отстой, подготовка и выдача его на заправку
 


 


 


 


 


 


 


 

РВС-1000, РВС-2000, РВС-3000, РВС-5000
 


 

Не менее 3-х резервуаров для любой системы ЦЗС
 

2
 

Насосная станция производительностью куб м/час
 

Подача топлива на заправку ВС., налив
 

800-900
 

600
 

450
 

300-360
 

200
 

120
 


 

Количество насосов типа Н, НК
 

ТЗ, осуществление внутрискладских перекачек
 


10-11
 


7-9
 


6-8
 


5-7
 


3-4
 


2-3
 

3
 

Средства фильтрации и водоотделения
 

Очистка подаваемого на заправку топлива от механических примесей т воды
 

Количество средств фильтрации и водоотделения определяется исходя из расчетов
 

4.
 

Пункты налива ТЗ (слива из АТЦ). шт.
 

Наполнение ТЗ топливом насосными агрегатами системы ЦЗС
 

2
 

2
 

2
 

2
 

1
 

-
 

5.
 

Трубопроводные коммуникации с внутренним противокоррозионным покрытием, м
 

Транспортирование топлива от расходных резервуаров к местам заправки
 

до 10000
 

до 8000
 

до 7000
 

до 4000
 

до 4000
 

до 3000
 

6.
 

Служебное здание, куб.м
 

Здание с помещениями для обслуживающего персонала, для диспетчера и пультов управления, боксами для ЗА, мастерскими
 

4400
 

4000
 

3500
 

2500-3000
 

2000
 

-
 

7.
 

Гидроамортизаторы (в расчете на ГА - 2 шт.)
 

Защита трубопроводов и оборудования от гидроударов
 

50-70
 

40-60
 

40-50
 

30-40
 

20-30
 

10-20
 

8.
 

Технологические колодцы, шт.
 

Размещение трубопроводной и специальной арматуры
 

8-10
 

5-8
 

5-7
 

5-7
 

4-5
 

3-4
 

9.
 

Гидрантные или присоединительные колонки, шт.
 

Поддержание заданного давления на выходе из системы ЦЗС, перекрытие потока топлива, подсоединение раздаточных рукавов
 

50-100
 

50-100
 

50-80
 

50-80
 

30-50
 

-
 

10.
 

Заправочные агрегаты, шт. типа:

АЦЗ - 150
 

Обеспечение соединения, заправочных горловин ВС с трубопроводной сетью системы ЦЗС, необходимых режимов заправки, чистоты и учета топлива, добавления присадок
 



6-8
 



4-6
 



4-5
 



2-3
 



-
 



-
 


 

АЦЗ - 75
 


 

1-2
 

1-2
 

1-2
 

2-3
 

2-3
 

-
 


 

АЦЗ - С
 


 

-
 

-
 

-
 

-
 

-
 

4-5
 

11.
 

Средства автоматизированного контроля, управления системы ЦЭС, компл.

- автоматизация резервуарного парка
 

Дистанционное и авто-матическое управление технологическими опе-рациями и контроль за работой оборудования и систе-мы в целом
 

1
 

1
 

1
 

1
 

-
 

-
 


 

- автоматизация включения насосов ЦЭС (САУ-ЦЗС, САУ - 6)
 


 

1
 

1
 

1
 

1
 

1
 

-
 


 

- дистанционное управление насосами
 


 

-
 

-
 

-
 

-
 

-
 

+
 

12.
 

Стационарная система для обратного слива топлива
 

Слив топлива из заправочной системы самолетов, освобождение раздаточных рукавов
 

-
 

-
 

-
 

-
 

-
 

1
 

13.
 

Стенд настройки заправочных агрегатов и гидрантных регуляторов
 

Обеспечение настройки работы заправочных агрегатов и гидрантных регуляторов
 

1
 

1
 

1
 

1
 

1
 

-
 

14.
 

Нефтеловушка, шт.
 

Сбор нефтепродуктов с территории станции ЦЭС
 

1
 

1
 

1
 

1
 

1
 

Нефтеловушка склада ГСМ
 

15.
 

Катодная защита трубопроводов ЦЭС, компл.
 

Предохранение трубопроводов системы ЦЭС от коррозии, вызванной блуждающими токами
 

1
 

1
 

1
 

1
 

-
 

-
 

16.
 

Насосная станция автоматического пожаротушения, шт.
 

Подача раствора для тушения пожара резервуаров
 

1
 

1
 

1
 

-
 

-
 

-
 

 






Примечание: 1. В случае совмещения системы ЦЗС с расходными или перевалочным складом ГСМ ряд сооружений может не предусматриваться, в т.ч. служебные здания пункты налива и т.д.

2. Количество насосов принято в расчете на насос производительностью 90 куб.м/ч, которая соответствует пропускной способности фильтра-водоотделителя ФТВ-1500. Учтена необходимость резервного насоса.
10.1.6. Технологическая схема системы ЦЗС определяет состав и последовательность размещения оборудования, сооружений, характер трубопроводной сети, обеспечивающих заданный режим заправки.

Технологическая схема должна предусматривать:

- предварительную фильтрацию топлива при подаче его в расходные резервуары ЦЗС;

- отстаивание и верхний забор топлива из резервуаров;

- фильтрации и водоотделение топлива, подаваемого на заправку;

- подачу топлива на заправку самолетов;

- подачу топлива на налив ТЗ (в упрощенных системах ЦЗС может на предусматриваться);

- регулирование режимов подачи топлива по расходу и давлению;

- добавку к топливу ПВК жидкости;

- учет количества выдаваемого топлива;

- защиту оборудования от гидроударов и статического электричества;

- освобождение трубопроводов и технологического оборудования от топлива;

- обратный слив топлива из раздаточных рукавов (в автоматизированных системах ЦЗС выполняется ЗА, в упрощенных стационарной системой обратного слива).

Принципиальная технологическая схема системы ЦЗС производительностью 120 куб.м./ч приведена на рис,10.1.1.

Пример расчета системы ЦЗС производительностью 120 куб.м./ч приведен в приложении 17.

10.1.7. Диаметры труб и потери напора трубопроводных сетей систем ЦЗС определяются гидравлическим расчетом по максимальной производительности подачи топлива на каждом участке.

Все трубопроводы системы ЦЗС должны иметь наружное и внутренние противокоррозионное покрытие, а также при необходимости катодную защиту от блуждающих токов.

10.1.8. Подача топлива в системе ЦЗС производится однотипными центробежными насосами, установленными в общей насосной станции расходного склада, или в специальной насосной станции системы ЦЗС.

10.1.9. Технологические колодцы систем ЦЗС располагаются в местах ответвлений и в конечных точках технологических трубопроводов, предназначаются для установки запорной арматуры, сливных и воздухоспускных вентилей, а также блоков гидроамортизаторов. Дно колодцев должно иметь уклон 0,003-0,005 в сторону приямка для сбора воды и пролитого топлива.

10.1.10. Гидрантные колонки, применяемые в системах ЦЗС, устанавливаются на местах стоянки ВС и обеспечивают соединение ЗА с трубопроводами системы ЦЗС и другие функции.

10.1.11. При размещении гидрантных колонок на МС учитывают:

- различные возможности расстановки и типы ВС. для которых предназначена стоянка;

- расположение заправочных горловин ВС;

- требования к размещению средств заправки у ВС (не менее 5 м от любой выступающей точки);

- характеристики работы ЗА (радиус работы заправочных агрегатов, обусловленный длиной рукавов).

10.1.12. Основными средствами защиты систем ЦЗС от гидравлических ударов являются гидроамортизаторы.

Гидроамортизаторы устанавливаются в насосных станциях, на заправочных агрегатах, в технологических колодцах, трубопроводной сети, на пунктах налива топлива в ТЗ.

10.1.13. В системах ЦЗС применяются подвижные и стационарные заправочные агрегаты (АЦЗ-75А, АЦЗ-150М, АЦЗ-С).

В упрощенных системах ЦЗС, как правило, применяются стационарные агрегаты, изготавливаемые силами эксплуатационных предприятий.

10.1.14. В системах ЦЗС могут использоваться системы автоматизированного управления САУ-ЦЗС и САУ-6, которые обеспечивают:

- последовательное включение насосов;

- последовательное отключение насосов;

- автоматическое включение следующего по очереди насоса при не включении предыдущего;

- аварийное отключение всех насосов в течение 10-15 с;

- учет моточасов работы насосов.

Системы САУ-ЦЗС и САУ-6 аналогичны, отличаются конструктивным исполнением и количеством управляемых насосов (САУ-ЦЗС- тремя насосами, а САУ-6 - шестью насосами).

10.1.15. В упрощенных системах ЦЗС, как правило, предусматривается дистанционное (ручное) управление насосами, для чего на местах стоянки ВС прокладывают кабели, связывающие насосные агрегаты со стационарными заправочными агрегатами, на которых устанавливаются кнопки управления.

10.1.16. После окончания строительно-монтажных работ, трубопроводы должны быть подвергнуты наружному осмотру, испытаниям на прочность и герметичность. Испытания трубопроводов могут проводиться по отдельным, полностью законченным .участкам. Режимы, технология испытаний приведены в разделе 2.3.1. Руководства.

Гидравлические испытания трубопроводов производятся после заполнения системы авиатопливом перед проведением промывки.

10.1.17. Промывка трубопроводов должна производиться авиатопливом по схемам, специально разработанным для конкретной системы ЦЗС. При этом необходимо определить количество вспомогательного оборудования, последовательность выполнения операций, исполнителей.





10.1.18. Для проведения промывки системы ЦЗС необходимо иметь:

- специально выделенные топливозаправщики или автотопливоцистерны;

- дополнительные фильтры грубой очистки;

- сборно-разборные трубопроводы;

- средства транспорта;

- портативные радиопередатчики;

- посуду для отбора проб;

- приборы для оперативного контроля качества промывки (ИКТ, ПЭК-Т);

- предварительно изготовленное вспомогательное оборудование (заглушки для труб, байпасы, вставки и т.д.);

-.ведра, щетки, губки;

- защитные средства для безопасности персонала и средства противопожарной безопасности.

Количество необходимых средств определяется для каждой системы в зависимости от ее производительности, длины и диаметров трубопроводных коммуникаций.

10.1.19. Для проведения промывки и гидравлических испытаний должны быть временно демонтированы расходомеры, изъяты из корпусов фильтров чехлы и фильтроэлементы, закрыты задвижки гидроамортизаторов, заглушены специальными фланцами расходные трубопроводы к гидрантным колонкам.

Необходимые связи должны быть восстановлены с помощью временных трубопроводов, вставок, байпасов, изготовленных заранее.

10.1.20. Промывать трубопроводы следует последовательно по участкам и одновременно только одну нитку. Закольцовка групп оборудования и трубопроводов допускается в отдельных технически обоснованных случаях.

10.1.21. Промывка производится насосами системы ЦЗС, управление которыми должно осуществляться вручную. Производительность прокачки при промывке может составлять от 30 до 100% от максимального расхода через промываемый трубопровод и должна повышаться постепенно.

Общее количество потребного для промывки системы ЦЗС топлива может составлять 200-300% от общей емкости промываемой трубопроводной системы и должно определяться с учетом конкретных диаметров и протяженности трубопроводов.

10.1.22. Рекомендуется производить промывку в следующей последовательности:

- трубопроводы резервуарного парка;

- коллекторы насосной станции;

- трубопроводы по участкам по мере их удаления от насосной станции;

- распределительные трубопроводы;

- расходные трубопроводы к гидрантным колонкам.

В зависимости от особенностей конкретной схемы, наличия на трассе технологических колодцев и запорной арматуры последовательность промывки может, измениться.

Промывка точек слива должна осуществляться одновременно с промывкой трубопроводов.

10.1.23. Количество прокачек зависит от степени загрязнения труб. Контроль качества топлива осуществляется визуально, с помощью ИКТ и лабораторного анализа проб.

Контроль качества и отбор проб должны осуществляться после каждой прокачки.

Использованное для промывки топливо применяется повторно после его отстоя, фильтрации и соответствия по чистоте.

10.1.24. Трубопроводы к гидрантным колонкам промываются последовательно путем прокачки через них топлива в ТЗ. К фланцам, установленным на трубопроводах вместо гидрантных колонок, с помощью переходника с ответным фланцем под УБС присоединяются рукава ТЗ.

Фильтры ТЗ, используемых для промывки, освобождаются от фильтроэлементов, а в наконечники нижней заправки ставится фильтрующая сетка с ячейками 100-150 мкм, для удержания загрязнений.

Загрязнения собираются на дополнительных фильтрах грубой очистки, вмонтированных в разные участки системы ЦЗС, и грязевики и периодически удаляются.

По результатам промывки каждого трубопровода должен быть составлен акт.

10.1.25. После завершения промывки восстанавливают временно демонтированное оборудование, зачищают резервуары ЦЗС, используемые для промывки, производят пуск оборудования, проверку готовности технологических схем, систем управления, защиты, сигнализации и т.д. и готовят систему к приемочным испытаниям.

10.1.26. Для приемочных испытаний системы ЦЗС создается комиссия, которая проводит следующие виды испытаний:

- на производительность;

- обеспечение чистоты топлива;

- на гидравлический удар.

Кроме испытаний всей системы ЦЗС производятся испытания системы автоматизированного управления, пункта налива топлива в ТЗ и стационарных или передвижных заправочных агрегатов.

Испытания системы ЦЗС проводят в 2 этапа. На первом этапе - все испытания проводят с использованием имитаторов ВС, (как правило ТЗ), на втором, этапе - заправляют ВС.

10.1.27. Для проведения испытаний должны быть подготовлены необходимые дополнительные средства и оборудование, в т.ч. топливозаправщики, транспорт, радиостанции, манометры, самописцы, средства отбора проб, противопожарные, средства и т.д., а также таблицы для записи результатов, определено количество вспомогательного персонала, проведен его инструктаж.

10.1.28. Испытания системы ЦЗС на производительность проводятся на каждой линии трубопроводов отдельно, при одновременной работе нескольких гидрантных (присоединительных) колонок. Общая производительность одновременно работающих колонок должна равняться производительности испытываемого трубопровода.

При проведении испытаний топливо выдается в ТЗ, подсоединяется к заправочным агрегатам систем ЦЗС. Включение насосных агрегатов производится автоматически или дистанционно в зависимости от типа системы ЦЗС.

10.1.29. Испытания проводятся на разных режимах давления заправки, через каждые 0,05 МПа (0,5 кгс/кв.см), начиная с 1,5 кгс/кв.см и до рабочего. Операторы одновременно на всех ЗА снимают показания счетчиков и показания манометров на входе в ТЗ и заносят результаты замеров в заранее заготовленные таблицы. Каждый цикл испытаний должен проводиться не менее двух раз.

10.1.30. Испытания на тонкость фильтрации и водоотделения проводятся во время испытаний на производительность, путем отбора проб топлива из различных точек.

При этом отбираются пробы топлива из расходных резервуаров, фильтров и из сливных штуцеров гидрантных (присоединительных) колонок, из наконечника ЗА и отстойника ТЗ, из ТЗ после наполнения его емкости.’

Анализы проводится с помощью ИКТ, заключительные анализы в лаборатории.

10.1.31. После проведения анализов топлива поставляется протокол данного испытания, в котором указывается время и место взятия каждой пробы, результаты аэродромного и лабораторного анализов, а также выводы о возможности заправки самолетов топливом из системы ЦЗС.

10.1.32. При испытаниях на гидравлический удар определяют величины давления в системе при различных вариантах отключения гидрантных колонок и возможности создания опасного давления.

При проведении испытаний производят одновременное отключение 2-х, 3-х гидрантных (присоединительных) колонок, и производят запись давления на манометрах, установленных на входе в ТЗ, камерах гидроамортизаторов, и на гидрантных регуляторах.

Каждый вариант испытаний проводится дважды, результаты испытаний заносятся в таблицы и оформляются протоколом.

10.1.33. Испытания системы автоматизированного управления контроля производятся одновременно со всеми видами испытаний, данные о работе пультов, первичных датчиков и средств должны записываться в журнал.

10.1.34. Испытания пункта налива топлива в ТЗ проводятся при наполнении ТЗ с соблюдением режимов налива, при этом хронометрируются все операции.

10.1.35. Испытания заправочных агрегатов производятся с целью определения возможности заправки через него самолетов на различных режимах одновременно с другими видами испытаний. При испытаниях в процессе заправки снимают показания счетчика и манометров ЗА.

В процессе испытаний проводят окончательную настройку оборудования.

10.1.36. По результатам испытаний составляют акт и система ЦЗС в случае ее соответствия необходимым требованиям принимается в эксплуатацию решением приемочной комиссии.
10.2. Эксплуатация специального оборудования
10.2.1. В процессе эксплуатации заправочных агрегатов (подвижных, стационарных) необходимо:

- строго соблюдать заводские инструкции по эксплуатации агрегата и его оборудования;

- проводить техническое обслуживание в соответствии с регламентом, восстанавливать или заменять вышедшие из строя отдельные узлы или детали;

- создавать условия для хранения подвижных заправочных агрегатов;

- осуществлять допуск к заправке в соответствии с разделом 8;

- выполнять заправку с соблюдением правил и требований раздела 13.8.

10.2.2. Техническая исправность стационарных ЗА (АЦЗ-С и других) обеспечивается службой ГСМ. В начале очередной смены техник ГСМ визуально проверяет исправность всего технологического оборудования, средств заземления и выравнивания электрических потенциалов, а также средств пожаротушения. После произведенной проверки техник ГСМ оформляет отдельно на каждый ЗА (пункт) контрольный талон с записью "Заправку разрешаю".

10.2.3. Настройку спецоборудования подвижного ЗА и проверку его рукавов на герметичность целесообразно производить на специальном испытательном стенде системы ЦЗС (рис.10.2..1).

10.2.4. В процессе эксплуатации гидрантной колонки необходимо ежедневно проверять надежность установки ее в колодце, герметичность прокладки разгрузочного клапана и уплотнительного кольца верхнего клапана, легкость присоединения наконечника ЗА.

10.2.5. Ремонтировать гидрантный регулятор в колодце не допускается.

В процессе эксплуатации в колодце разрешается производить только регулировку автомата аварийного отключения времени срабатывания запорного клапана и дорегулировку давления.

Полная настройка регулятора давления должна производится на специальном стенде (рис. 10. 2.1).

10.2.6. Настройку регулятора давления на стенде следует осуществлять в следующем порядке:

- демонтировать гидрант из колодца и установить его на стенде;

- поворотом ручки 10 гидрантного регулятора в горизонтальное положение необходимо добиваться такого положения, при котором дальнейшее ее движение невозможно. В этом положении зафиксировать ручку с помощью запорного винта. Необходимо помнить, что при неустойчивой фиксации ручки и при подаче давления под гидрант возможно быстрое возвращение ее в открытое положение, сопровождающееся ударом;
 

 

 

 

 




Рис. 10.2.1. Схема стенда для настройки заправочного агрегата (А) и гидрантного регулятора (Б)
1 - заправочный агрегат; 2 - наконечник НПГ; 3 - кран для стравливания давления; 4,12,15 - манометры; 5 - гидрантный регулятор РГ; 6 - винт регулировок автомата аварийного закрытия РГ; 7 - дроссель; 8 - механизм управления РГ; 9 - винт регулировки давления на выходе из гидранта; 10 -дроссельный кран для подачи топлива в механизм управления; 11 - ручка РГ; 13 - наконечник ННЗ; 14 - УБС; 16 - задвижки.
~ повернуть против часовой стрелки до упора дроссель 6 механизма управления;

- убедиться, что кран 3 для стравливания у гидранта находится в закрытом положении, вместо заглушки дренажного трубопровода установить манометр 11;

- открыть ручку 10 гидрантного регулятора поворотом вниз до вертикального положения и пустить топливо в гидрант, открыв задвижки на напорном топливопроводе стенда;

- поворотом регулировочного винта 8 механизма управления установить давление на выходе из гидранта 6-7 кгс/кв.см (давление контролировать по манометру 11);

- закрыть ручку гидранта, закрыть задвижки стенда, демонтировать гидрант.

10.2.7. Для обеспечения эффективной работы гидроамортизаторов необходимо поддерживать в них заданное давление азота, которое зависит от места установки гидроамортизаторов. У гидрантов, на заправочных агрегатах, в технологических колодцах, пунктах налива ТЗ давление азота в камере гидроамортизатора должно быть порядка 0,85 +0,9; а в насосной станции -0,4 + 0,5 от рабочего давления топлива.

10.2.8. Зарядка гидроамортизатора азотом может производиться до или после его установки на топливную магистраль.

Для зарядки гидроамортпзатора необходимо иметь шланг и баллон с азотом. Применение воздуха и кислорода запрещается. Зарядку производить в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.

Необходимо постоянно поддерживать и контролировать работоспособность гидроамортизатора.

10.2.9. Эксплуатация пультов автоматизированного управления перекачкой топлива на объектах авиатопливообеспечения аэропортов типа САУ производится в соответствии с Техническими описаниями и инструкциями по эксплуатации завода-изготовителя.

10.2.10. Пульт САУ после включения и настройки при работе в автоматическом режиме не требует выполнения обслуживающим персоналом никаких технологических операций за исключением изменения программы очередности включения насосов.

10.2.11. Техническое обслуживание изделий типа САУ основано на методе обслуживания "По состоянию", который состоит из оперативного обслуживания и ремонта по достижению предельного состояния электро-радиоэлементов.

Оперативное обслуживании выполняется ежедневно и включает в себя:

- протирку пыли наружных поверхностей узлов изделия;

- контроль исправности сигнальных ламп;

- измерение и регулирование напряжений блока питания и печатной платы выпрямителя счетчика моточасов
 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..