Техническая эксплуатация складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации (1991 год) - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации (1991 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

Техническая эксплуатация складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации (1991 год) - часть 2

 

 

 


2.8. ЛАБОРАТОРИЯ ГСМ


2.8.1. При работе в лабораториях служб ГСМ необходимо выполнять требования следующих документов:

- "Методических рекомендаций по анализу качества ГСМ в ГА";

- Инструкции по применению и контролю качества авиаГСМ и спецжидкостей в ГА:

- РД 50-194-80 "Методические указания. Аттестация аналитических лабораторий предприятий и организаций. Основные положения".
 

 

 

2.8.2. В лабораториях ГСМ подсоединение коммуникаций лабораторной установочной мебели и к инженерным сетям должно производиться в соответствии с монтажными схемами, приведенными в технической документации.

2.8.3. Помещения лаборатории ГСМ должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию с механическим побуждением. В вытяжных шкафах следует предусмотреть системы местных отсосов.

Вытяжные шкафы должны поддерживаться в исправном состоянии. Запрещается пользоваться вытяжными шкафами с разбитыми стеклами или неисправной вентиляцией.

2.8.4. Запрещается загромождение вытяжных шкафов посудой, приборами и лабораторным оборудованием, не связанным с выполняемой работой.

2.8.5. В весовой комнате должна поддерживаться температура 20+2°С, для чего рекомендуется устанавливать бытовой кондиционер.

2.3.6. При подаче газа для работы газовых лабораторных горелок необходимо с помощью газорегуляторной установки или редуктора снижать давление газа до рабочих величин.

2.8.7. Газовая сеть каждого рабочего помещения лаборатории должна иметь запорный кран или вентиль на ответвлении от общей газовой магистрали. Эти краны и вентили располагают снаружи рабочих помещений в легкодоступных местах.

2.8.8. Баллоны со сжатым углекислым газом при эксплуатации устанавливаются в местах, недоступных действию прямых солнечных лучей или теплоизлучению от отопительных и нагревательных приборов.

Баллоны укрепляются в вертикальном положении специальными хомутами.

Запрещается держать в лаборатории более одного баллона с газом.

2.8.9. На всех склянках с реактивами всегда должны быть постоянные пробки и этикетки с указанием названия реактива, степени его чистоты.

2.8.10. По окончании работ необходимо закрыть газовые и водные краны, потушить горелки, лампы и другие приборы, выключить электронагревательные приборы, электромоторы, вентиляцию, электрическое освещение; промыть водой раковины, убрать всё горючее на склад, закрыть пробками сосуды с реактивами и материалами, прибрать помещение лаборатории и рабочие места.

2.8.11. Работа лаборатории ГСМ осуществляется по месячным планам, являющимся составной частью плана работы службы ГСМ предприятия ВТ.

2.8.12. Регистрацию результатов работы следует вести регулярно аккуратно. Подчисток и поправок в Документации не допускается; страницы журналов должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журналы для записей следует хранить в течение трех лет.
2.9. ТАРНЫЕ ХРАНИЛИЩА, СКЛАДСКИЕ ЗДАНИЯ
2.9.1. Строительство тарных, хранилищ следует осуществлять в соответствии с типовым проектом ТП 506-155.87.

2.9.2. Открытые площадки для хранения ГСМ в таре ограждаются земляным валом или стеной высотой 0,5м из несгораемого материала. В местах прохода или проезда на площадке устраиваются пандусы, а в земляном валу - специальные устройства для выпуска осадков.

2.9.3. Ручная укладка бочек с ГСМ на полу допускается не более, чем в два яруса.

2.9.4. При хранении ГСМ в таре на открытых огражденных площадках следует выполнять следующие требования:

- число штабелей из тары должно быть не более 6;

- размеры штабеля должны быть - длина 25 м, ширина - 15м, высота 5,5 м;

- тару или поддоны укладывать в штабеле в два ряда с проходами шириною 1м;

- расстояние между штабелями на площадке - 5 м, а между штабелями соседних площадок - 15 м.

2.9.5. Легковоспламеняющиеся ГСМ следует хранить только в металлической таре, тару со спиртами следует хранить в отдельном помещении.

2.9.6. Тарные хранилища должны ежесуточно осматриваться ответственным лицом. При осмотре проверяется состояние укупорки и тары. При наличии течи немедленно принимаются меры к её устранению.

2.9.7. После израсходования спецжидкости тару необходимо пропаривать не менее 1 часа и складировать.

2.9.8. В качестве складского здания может быть использован док-склад ДСХА-2. Док-склад - одноэтажное неотапливаемое здание площадью 348 кв.м (12 х 29), монтируемое на стальной обвязке и устанавливаемое на опорах (кирпичных или бетонных). Внутри док-склада устанавливают стеллажи из труб модульной конструкции, для транспортировки груза имеется электротель фер грузоподъёмностью 0,5 т., устанавливаемый на монорельс. Принудительная вытяжная вентиляция может осуществляться вентилятором; электрооборудование, предназначенное для электроосвещения, рассчитано на трехфазный ток напряжением 220/380 В с частотой 50 Гц,
2.10. НЕФТЕЛОВУШКИ
2.10.1. Для механической очистки производственных и дождевых сточных вод на объектах авиатопливообеспечения необходимо применять различные очистные сооружения, и в том числе нефтеловушки.

2.10.2. Сточные воды, прошедшие очистку в нефтеловушке, следует доочищать фильтрами, пристроенными к нефтеловушке и заполненными пенополиуретаном или керамзитом. Эффект очистки в этом случае должен составить: по взвешенным веществам 5-10 мг/л, по нефтепродуктам - 1-3 мг/л.

2.10.3. Строительство нефтеловушек пропускной способностью 5, 10, 20 и 30 л/с необходимо производить по типовым проектам (ТП 902-157, ТП 902-158, ТП 902-159 и ТП 902-160).

2.10.4. Нефтеловушки пропускной способностью не более 15 л/с допускается объединять в одном блоке со сборным резервуаром уловленных ГСМ и с камерой для установки насосов.

2.10.5. Для сбора ГСМ из нефтеловушек следует предусматривать отдельный резервуар ёмкостью не менее 5 куб.м.

Для обеспечения бесперебойной работы очистных сооружений нефтеловушки должны иметь не менее двух секций.

2.10.6. Нефтеловушки должны быть оборудованы:

- сероудерживающей решеткой (на подводящем коллекторе);

- устройствами (нефтесборные щелевые трубы) для улавливания и отвода всплывающих ГСМ;

- скребковым транспортёром или гидросмывом, направляющим осадок к приямку нефтеловушки;

- устройствами (гидроэлеватор, насос и др.) для удаления осадка со дна приямка;

- обогревающими устройствами (паровые или водяные змеевики); расположенные на глубине 0,2 м от поверхности жидкости по периметру каждой секции и на участке нефтесборных труб у сливного ребра;

- фильтрами доочистки стоков;

- средствами пожаротушения (переносные пеногенераторы типа ГВП-600).

2.10.7. В процессе эксплуатации нефтеловушки необходимо:

- следить за равномерностью распределения сточных вод между секциями в количестве, не превышающем расчётный расход;

- производить регулярный сбор накапливающихся ГСМ и своевременную очистку от осадка;

- осуществлять постоянный контроль за чистотой и исправностью распределительных и сборных лотков, нефтесборных труб, водосливов и механизмов для сгребания и удаления осадка;

- производить счистку подводящих и отводящих лотков;

- поддерживать строгую горизонтальную водосливов;

- регулярно производить техническое обслуживание оборудования нефтеловушки в соответствии с действующим регламентом. Сведения о замеченных неполадках заносить в журнал по эксплуатации нефтеловушки.

2.10.8. Распределение потока сточных вод между секциями нефтеловушки необходимо регулировать с помощью входных шиберов или задвижек, замеряя высоту слоя воды на водосливах.

При равномерном распределении потока она должна быть одинаковой.

2.10.9. Сбор всплывших ГСМ должен осуществляться ежесменно.

2.10.10. Нефтесборные трубы должны быть установлены строго горизонтально, чтобы при их повороте вокруг продольной оси через прорезь, сделанную вдоль труб, поступали нефтепродукты с одного уровня во избежание попадания вместе с ними большого количества воды.

2.10.11. Осадок, накопившийся в нефтеловушках, следует сгребать скребковыми механизмами под водой к приямку, из которого откачивать не реже одного раза в неделю.

Периодичность удаления осадка должна устанавливаться в зависимости от содержания механических примесей в сточных водах.

2.10.12. В случае аварийной остановки скребкового механизма на продолжительное время включение его вновь в работу должно осуществляться только после освобождения нефтеловушки от осадка (во избежание поломки скребков и обрывов цепи).

2.10.13. В нефтеловушках устаревших конструкций, не оборудованных нефтесборными трубами и скребками, сбор всплывших ГСМ следует проводить по мере их накопления, но не реже 1 раза в неделю Для этого необходимо прикрытием выходного шибера (задвижки) поднимать уровень воды в нефтеловушке до тех пор, пока в нефтесборные лотки тонким слоем не начнут поступать ГСМ. После сбора основной массы ГСМ выходной шибер необходимо открыть, чтобы уровень воды принял своё обычное положение.

2.10.14. В открытых нефтеловушках для ускорения сбора накопившихся ГСМ могут применяться ручные скребки различных конструкций, с помощью которых ГСМ сгоняются к нефтесборным устройствам.
2.11. АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ
2.11.1. Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для заправки автомобилей, автотракторной техники и специальных машин с двигателями внутреннего сгорания авиатопливом и смазочными маслами.

2.11.2. На АЗС предусматривается выполнение следующих операций:

- приём нефтепродуктов, поступающих в авто- и железнодорожных цистернах, а также расфасованных в мелкую тару;

- хранение нефтепродуктов в подземных и наземных металлических резервуарах и таре;

- отпуск нефтепродуктов;

- учёт нефтепродуктов при их приёме, хранении и отпуске;

- сбор и хранение отработанных масел.

2.11.3. Строительство АЗС следует осуществлять по типовым проектам ТП 503-6-3, ТП 503-266, ТП 506-191, ТП 503-6-1.

2.11.4. Площадки под АЗС должны быть ровными и обеспечивать свободный подъезд авто- и спецмашин к колонкам и сливным устройствам.

2.11.5. Объём и масса нефтепродукта, принятого на АЗС из цистерн, определяется путём измерений в ней уровня, плотности и температуры нефтепродукта. Отсчёт уровня должен производиться с точностью 1 мм, плотности 0,5 кг/куб.м (0,0005г/куб.см) температуры 0,5°С.

2.11.6. Нефтепродукты сливают через сливной фильтр самотёком или под напором. Слив нефтепродукта необходимо контролировать от начала до окончания.

2.11.7. В процессе приёма необходимо контролировать уровень нефтепродукта в резервуаре с помощью рулетки метроштока, местного или дистанционного указателя. Переполнение резервуара и разлив нефтепродукта не допускается.

2.11.8. Нефтепродукт каждой марки должен храниться в предназначенных для него резервуаре или таре согласно ГОСТ 1510-84.

2.11.9. Каждый резервуар должен быть оснащен полным комплектом оборудования, предусмотренного типовым проектом или стандартами, позволяющими производить отбор проб и измерение уровня нефтепродуктов в резервуаре, и иметь градуировочную таблицу, надписи с указанием порядкового номера резервуара, базовой высоты, марки хранимого нефтепродукта.

2.11.10. Эксплуатация резервуаров и установленной на них дыхательной арматуры, их техническое обслуживание, ремонт и очистка, а также ввод резервуаров в эксплуатацию после ремонта и очистки должны выполняться в соответствии с разделом 2.4. настоящего Руководства.

2.11.11. Крышки смотровых и приёмных колодцев необходимо открывать только при измерениях, сливных операциях и проведении профилактических мероприятий.
2.11.12. Уровень масла в резервуаре при подготовке должен поддерживаться на 150-200 мм ниже предельного.

2.11.13. Масла и смазки в таре должны храниться в специально отведенных местах АЗС на стеллажах.

2.11.14. Хранение на АЗС легковоспламеняющихся жидкостей в мелкой расфасовке разрешается в количестве, необходимом для пятисуточной реализации, за исключением гидротормозной жидкости, запасы которой не должны превышать 20 бутылей.

2.11.15. Задвижки, краны, вентили и другие запорные устройства должны содержаться в исправности и обеспечивать возможность надежного и быстрого перекрытия трубопроводов.

2.11.16. Все фланцевые соединения трубопроводов и оборудования должны быть плотно затянуты на прокладках из паронита, бензостойкой резины, либо на специальных прокладках для нефтепродуктов.

2.11.17. Заправка автомобилей и других транспортных средств производится через топливо-, масло- и смесераздаточные колонки.

2.11.18. На каждой колонке должны быть нанесены её порядковый номер и марка отпускаемого нефтепродукта, а на колонках для отпуска этилированного бензина должна быть табличка с надписью "Этилированный бензин, ядовит".

2.11.19. Объём нефтепродукта, отпущенного через топливо-и маслораздаточные колонки за смену, должен определяться по показаниям указателей суммарного учёта.

3. ОКРАСКА И МАРКИРОВКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3.1.1. Опознавательная - определенного цвета окраска внешних поверхностей трубопроводов и технологического оборудования указывает на содержание в них соответствующего вещества.

Основные цвета, рекомендуемые для опознавательной окраски, приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1
 

 


#G0Транспортируемое вещество
 

Цвет окраски трубопроводов и оборудования
 

Рекомендуемый номер образца цвета краски (согласно приложению Ш СН -181-70)
 

Авиатопливо
 

Светло-коричневый
 

22.4.охра светлая
 

Авиабензин
 

Коричневый
 

21.1 сиена натуральная
 

Авиамасло
 

Темно-коричневый
 

17.1. сиена жженая
 

Автобензин
 

Светло-серый
 

06 кость жженая
 

Дизельное топливо
 

Темно-серый
 

01 кость жженая
 

Спецжидкость
 

Белый
 

- белая
 

Воздух
 

Синий
 

13.1 ультрамарин
 

Вода, охлаждающая жидкость
 

Зеленый
 

9.2. кобальт зеленый светлый
 

Противопожарная жидкость, пар
 

Красный
 

3.2. кадмий красный светлый
 

Газ
 

Желтый
 

6.1. кадмий лимонный
 

 

 

3.1.2. Противопожарные трубопроводы и все оборудование, предназначенное для тушения пожара, необходимо окрашивать в красный цвет.

3.1.3. Опознавательная окраска, маркировка и надписи должны по необходимости, но не реже, чем раз в год, возобновляться с учетом обеспечения ясной видимости цветов, изображений и надписей. Окраска должна быть ровной, без потеков, морщин, пятен и не должна отслаиваться.

3.1.4. В основных производственных помещениях объектов ГСМ на хорошо доступных для обозрения местах, необходимо вывешивать схемы, расшифровывающие опознавательную окраску и маркировку оборудования и средств заправки, а также знаки безопасности.

3.1.5. Маркировочные щитки, надписи и предупреждающие знаки должны располагаться с учетом местных условий в наиболее ответственных пунктах коммуникаций (на ответвлениях, у мест врезки трубопроводов, у мест отбора проб, у вентилей и задвижек, контрольных приборов, в местах прохода трубопроводов через стены, перегородки и т.д.).
3.2. ОКРАСКА И МАРКИРОВКА ТРУБОПРОВОДОВ
3.2.1. Опознавательную окраску наружных поверхностей трубопроводов следует наносить на всю поверхность или на отдельные участки.

В закрытых помещениях (в насосной станции, водо- и маслостанциях), на пунктах, железнодорожных эстакадах, в технологических колодцах и камерах всю поверхность трубопроводов необходимо окрашивать опознавательной окраской.

На наружные поверхности трубопроводов большой протяженности (технологические, транспортные) опознавательная окраска наносится лишь на отдельные участки. В этом случае основная поверхность трубопроводов окрашивается в серебристый цвет, а опознавательная окраска наносится в наиболее ответственных и заметных местах: у технологического оборудования и арматуры, на ответвлениях, в местах прохода трубопроводов через стены, обвалования, на вводах и выводах из производственных зданий, а также на прямолинейных участках трубопроводов протяженностью более 50 м через каждые 25 м.

3.2.2. Опознавательную окраску наружных поверхностей трубопроводов большой протяженности следует наносить отдельными участками, ширина которых должна быть:

- для труб диаметром до 300 мм - не менее четырех диаметров;

- для труб диаметром свыше 300 мм - не менее двух диаметров.

При параллельно расположенных трубопроводах участки опознавательной окраски на всех трубопроводах рекомендуется принимать одинаковой ширины и наносить их с одинаковыми интервалами.

3.2.3. Для обозначения наиболее опасных по свойствам продуктов, перекачиваемых по трубопроводам, кроме опознавательной окраски необходимо наносить предупреждающие цветные кольца, как указано в табл. 3.2.1.
Таблица 3.2.1.

 


#G0Цвет предупреждающих колец
 

Свойства перекачиваемого продукта
 

Красный
 

Легковоспламеняемость, огнеопасность, взрывоопасность
 

Желтый
 

Опасность или вредность (ядовитость, токсичность, способность вызывать удушье, химические ожоги, высокое давление или глубокий вакуум и др.)
 

 





3.2.4. На наружные поверхности трубопроводов с топливом (авиакеросин, авиабензин, автобензин, дизельное топливо) и авиамаслом следует наносить одно красное кольцо, на трубопроводы с продуктами, обладающими токсическими свойствами (жидкость "Арктика", этиленгликоль и др.) - одно желтое кольцо.

3.2.5. В случаях, когда продукт обладает одновременно несколькими опасными свойствами (например, дихлорэтан, ПВК жидкость и др.), на трубопроводах наносятся предупреждающие кольца красного и желтого цвета.

На вакуумных трубопроводах, кроме отличительной окраски необходима надпись "ВАКУУМ".

Ширина предупреждающих колец и расстояний между ними должна быть в зависимости от величины наружного диаметра трубопровода в соответствии с рис.3.2.1 и таблицей 3.2.2.

 

 

 


Рис. 3.2.1. Предупреждающие кольца на трубопроводах:

А - при нанесении одного предупреждающего кольца;

Б - при нанесении двух предупреждающих колец.
Таблица 3.2.2.

 


#G0Наружный диаметр, (с изоляцией), мм
 

Расстояние между предупреждающими кольцами L, мм
 

Ширина предупреждающих колец, , мм
 

до 80
 

2000
 

40
 

от 81 до 300
 

3000
 

50
 

от 161 до 300
 

4000
 

70
 

свыше 300
 

6000
 

100
 

 

 





3.2.6. При двух и более трубопроводах предупреждающие кольца наносятся одинаковой ширины с одинаковыми интервалами между ними.

3.2.7. На наружные поверхности трубопроводов, кроме опознавательной окраски и предупреждающих колец, следует наносить надписи, указывающие марку продукта, перекачиваемого по трубопроводу. Надписи выполняются белой краской на зеленом, красном и коричневом фоне, черной краской - на синем, желтом и сером фоне.

Высота маркировочных надписей на трубопроводах должна приниматься в зависимости от наружного диаметра трубопровода в соответствии с рис. 3.2.2. и табл. 3.2.3.

 

 

 



Рис. 3.2.2. Маркировочные надписи на трубопроводах
Таблица 3.2.3

 


#G0Варианты размеров
 

Наружный диаметр, D, мм
 

Высота, h мм
 


 


 

одна строка
 

Две строки
 

1
 

от 30
 

19
 

-
 

2
 

от 81 до 160
 

32
 

19
 

3
 

от 161 до 220
 

50
 

25
 

4
 

от 221 до 300
 

63
 

32
 

5
 

свыше 300
 

90
 

50
 

 

 

3.2.8. Для обозначения трубопроводов с особо опасными для здоровья и жизни людей или эксплуатации предприятия содержимым (см. табл.3.2.1), а также при необходимости конкретизации вида опасности, дополнительно к цветным предупреждающим кольцам должны применяться предупреждающие знаки.

3.2.9. Предупреждающие знаки должны иметь форму треугольника. Изображения должны быть черного цвета на желтом фоне в соответствии с ГОСТ 12.4.026-76.

3.2.10. Изображение предупреждающих знаков должно приниматься в соответствии с рис. 3.2.3. и табл. 3.2.4.
 



Таблица 3.2.4.
 

#G0Варианты размеров
 

а, мм
 

1
 

26
 

2
 

52
 

3
 

74
 

4
 

105
 

5
 

148
 

 

 

 









3.2.11. В тех случаях, когда от воздействия внешних условий (например, агрессивных протекающих веществ) может произойти изменение оттенка опознавательной окраски трубопроводов, должны быть использованы маркировочные щитки.

Маркировочные щитки должны применяться для дополнительного обозначения вида веществ и их параметров (температуры, давления и т.д.), необходимых по условиям эксплуатации. На маркировочные щитки на трубопроводах или на поверхности конструкций, к которым прикреплены трубопроводы, должны наноситься буквенные или цифровые надписи.

3.2.12. Надписи на маркировочных щитках и самих трубопроводах должны выполняться четким, хорошо различимым шрифтом и не должны содержать лишних данных, непонятных терминов и сокращений. Шрифт для надписей рекомендуется принимать в соответствии с ГОСТ 10807-78.

Обозначение вида веществ посредством химических формул запрещается.

3.2.13. Направление потока продукта, перекачиваемого по трубопроводам, должно указываться острым концом маркировочных щитков или стрелками, наносимыми непосредственно на наружные поверхности трубопроводов.

Форма и размер стрелок должны соответствовать форме и размеру маркировочных щитков.

3.2.14. Маркировочные щитки должны выполняться четырех типов:

1 - для указания потока, движения которого в трубопроводе возможно в обоих направлениях;

2 - для указания потока в левом направлении;

3 - для указания потока в правом направлении;

4 - для указания места отбора перекачиваемого вещества.

3.2.15. Размеры маркировочных щитков должны соответствовать указанным на рис. 3.2.4 и табл. 3.2.5.

 

Таблица 3.2.5

 


#G0Варианты размеров
 

а, мм
 

В, мм
 

Высота букв, h мм
 


 


 


 

одна строка
 

две строки
 

1
 

26
 

74
 

19
 

-
 

2
 

52
 

148
 

32
 

19
 

3
 

74
 

210
 

50
 

25
 

4
 

105
 

297
 

63
 

32
 

5
 

148
 

420
 

90
 

50
 

 

 



3.2.16. Размер маркировочных щитков, надписей на трубопроводах и предупреждающих знаков выбираться в зависимости от расстояния, с которого они должны восприниматься персоналом, связанным с эксплуатацией трубопроводов, в соответствии с табл. 3.2.6.

Таблица З.2.6.

 


#G0Расстояние от рабочего места, м
 

Варианты размеров щитков, надписей и знаков
 

от 6
 

1
 

от 6 до 12
 

2
 

от 12 до 18
 

3
 

от 18 до 24
 

4
 

свыше 24
 

5

 

 




3.2.17. Маркировочные щитки, предупреждающие знаки и надписи на трубопроводах следует располагать в хорошо освещенных местах или подсвечивать, чтобы обеспечить их четкую видимость. Источники света не должны закрывать изображений и надписей, а также ослеплять персонал.

Освещенность на ответственных пунктах коммуникаций, где расположены маркировочные щитки, надписи и предупреждающие знаки, должны быть не менее 150 лк при лампах накаливания.

3.2.18. Опознавательная окраска трубопроводов, предупреждающие кольца и надписи на них и маркировочных щитках приведены в табл. 3.2.7.
3.3. Окраска технологического оборудования
3.3.1. Цвет технологического оборудования объектов авиатопливообеспечения, окрашиваемого на месте, должен соответствовать общей цветовой гамме интнрьера из цветов, указанных в табл. 5 СН 181-70 "Указания по проектированию цветовой отделки интерьеров производственных зданий промышленных предприятий". Количество цветов в цветовом решении оборудования, как правило, не должно быть более трех (не считая опознавательных).

3.3.2. Цвета окраски технологического оборудования приведены в табл. 3.3.1 и 3.3.2.

Таблица 3.2.7

ОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОКРАСКА ТРУБОПРОВОДОВ

Таблица 3.3.1.

 

 

 


#G0Наименование оборудования
 

Цвет окраски
 

1
 

2
 

1. Средства приема:

- сливные стояки для приема авиатоплива, установки для нижнего слива топлив, сливные коллекторы;
 


В соответствии с табл. 3.2.7, предупреждающим кольцом и надписью, указывающей марку продукта.
 

- сливные стояки для авиамасел, установки для нижнего слива масел, сливные коллекторы;
 

Темнокоричневый с красным кольцом и надписью, указывающей марку продукта
 

- сливной стояк для приема спецжидкостей, установка для нижнего слива спецжидкостей, сливной коллектор для спецжидкостей;
 

Белый с красным и желтым и предупреждающими кольцами и надписью с наименованием спецжидкости
 

- вакуумные коллекторы
 

Синий с надписью "Вакуум"
 

- металлоконструкции (эстакады, лестницы, перила, ограждения)
 

Черный
 

2. Средства хранения:

- резервуары для топлива и спец-жидкостей
 


серебристый
 

- клапан дыхательный
 

синий
 

- огневой предохранитель
 

красный
 

- пенопроводы и пеногенераторы
 

красный
 

- приемо-раздаточные патрубки, управляемые хлопушкой
 

под цвет продукта
 

- сифонный кран
 

под цвет продукта
 

- лестницы, перила, ограждения
 

черный
 

3. Водомаслостанция:
 

- резервуары наземные для масел с оборудованием
 

темно-коричневый
 

- бойлеры для хранения и подогрева масел
 

темно-коричневый
 

- маслопровод
 

темно-коричневый с надписью, указывающей марку продукта, и красным предупредительным кольцом.
 

- водопровод.
 

зеленый.
 

- паропровод
 

красный с надписью "ПАР"
 

- газопровод
 

желтый, с одним красным кольцом
 

- воздухопровод.
 

синий;
 

- насосы
 

под цвет продукта
 

4. Насосная станция:
 

- насосы
 

под цвет продукта
 

- электродвигатели
 

цвет завода-изготовителя
 

- вакуум-насосы
 

синий
 

- фильтры
 

под цвет продукта
 

- трубопроводы
 

под цвет продукта с предупреждающим кольцом и надписью, указывающей марку продукта
 

5. Пункт налива авиатоплива в топливозаправщики:
 

- наливной стояк, топливопроводы
 

под цвет продукта с предупреждающим красным кольцом и надписью, указывающей марку продукта
 

- фильтры, счетчики, дозатор ПВК жидкости
 

под цвет продукта или серебристый
 

- гидроамортизатор
 

желтый
 

- расходная емкость жидкости ПВК
 

белая с предупреждающими надписями
 

- трубопроводы, подводящие жидкость ПВК
 

белая с красным и желтым предупреждающими кольцами
 

6. Устройство для слива отстоя:
 

- насос
 

под цвет продукта
 

- электродвигатель
 

цвет завода-изготовителя.
 

- сливная емкость с оборудованием
 

под цвет продукта
 

- фильтр, трубопроводы
 

под цвет продукта или серебристый
 

 

 




3.3.3. На стенках вертикальных резервуаров на высоте 3000 мм от днища должны наноситься знак опасности и три надписи:

- верхняя - "ОГНЕОПАСНО" - красным цветом;

- средняя - марка хранящегося продукта - черным цветом;

- нижняя - номер резервуара - черным цветом.

Высота букв надписи "огнеопасно" должна быть 400мм, размер букв других надписей приводится в таблице 3.3.3; на резервуары, содержащие вещества с опасными и вредными свойствами, после надписей (см. п.п. 3.3.3; 3.3.4) необходимо наносить предупреждающую окраску желтого цвета в виде полосы шириной 50-150 мм в зависимости от размеров резервуаров.
Таблица 3.3.3.
 


#G0Где применяется надпись
 

Размер сторон квадратиков, составляющих сетку для шрифта надписей, мм
 

В лаборатории, в производственных помещениях
 

1,5; 2; 3
 

На вертикальных резервуарах высотой до 6м и на горизонтальных резервуарах
 

20
 

На вертикальных резервуарах высотой 6м и более
 

30
 

 




Знак опасности наносится в соответствии с ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация. Знаки опасности" Изображение знака опасности см. на рис. 3.3.1.

3.3.4. На горизонтальных резервуарах надписи, указанные в п. 3.3.3 следует наносить со стороны приемно-раздаточных патрубков. Высота букв надписи "огнеопасно" должна составлять 200 мм, высота букв других надписей - в соответствии с табл. 3.3.3.

3.3.5. На горизонтальных резервуарах со спецжидкостью знак опасности имеет следующее изображение:

- фон квадрата - белый;

- символ опасности - черный череп со скрещенными костями;

- надпись на знаке - "яд" - черная;

- номер класса, подкласса - "6,1" - черный.

Примеры расположения надписей на вертикальных и горизонтальных резервуарах приведены в табл. 3.3.2.

3.3.6. Запорная арматура на трубопроводах (задвижки, краны, вентили) окрашивается в черный цвет, маховики аварийных задвижек - в красный. Бронзовая арматура не окрашивается.

3.3.7. На запорную арматуру белой краской наносится порядковый номер, соответствующий технологической схеме. Размер цифр должен соответствовать величине трубопровода (см. табл. 3.2.3.). Нумерация малогабаритной арматуры, расположенной в труднодоступных местах, производится на бирках.

Бирки изготавливаются прямоугольной формы размером 55х75 мм из материалов, которые не дают искры и обеспечивают необходимую прочность бирок.

Окраска и маркировка подвижных и стационарных средств заправки и транспортировки ГСМ проводится в соответствии с табл. 3.3.2 и действующим стандартом "Средства технического обслуживания и обеспечения полетов летальных аппаратов".

3.3.8. Для обозначения транспортных средств, перевозящих ГСМ, должны устанавливаться транспортные таблицы системы информации об опасности (СИО).

Таблицы СИО необходимо устанавливать спереди и сзади средства перпендикулярно его продольной оси.
 

 

 



Рис.3.3.1 Информационная таблица для обеспечения транспортных средств.
Расшифровка КЭМ - кода экстренных мер:

3 - применять распыленную воду; 4 -. применять пену или составы на основе хладонов; 5 - предотвратить попадание веществ в сточные воды и водоема, 1203 -номер бензина автомобильного по списку веществ ООН; К - необходим полный защитный комплект одежды и дыхательный аппарат; Э - необходима эвакуация людей; цифры 3,1 на знаке опасности означают номер класса и подкласса опасного груза в соответствии с ГОСТ 19433-81
Спереди таблица СИО устанавливается на правой стороне бампера. Таблица СИО не должна выступать за габариты бампера в правую сторону и вниз, а также перекрывать номерной знак транспортного средства.

Сзади таблица СИО устанавливается на стенке кузова или цистерны. Она не должна выступать за них, а также перекрывать номерной знак и внешние световые приборы.

3.3.9. Таблицы СИО изготавливаются грузоотправителем ГСМ и представляются автотранспортному предприятию для установки на транспортное средство.

Для установки таблиц СИО на транспортном средстве имеются специальные устройства, обеспечивающие надежную их фиксацию.

3.3.10. Размеры таблиц СИО должны соответствовать рис. 3.3.1.

При изготовлении и окраске таблиц СИО необходимо соблюдать следующие требования:

- фон левой части таблиц - белый;

- фон граф "КЭМ" (код экстренных мер) и № ООН (№ организации Объединенных Наций) - оранжевый;

- наименование граф ("КЭМ", № ООН) и надпись в знаке опасности легковоспламеняющаяся жидкость выполняются белым цветом;

- окантовка таблицы, разделительные линии граф, КЭМ, № ООН и надписи в знаках опасности - черным цветом;

- толщина окантовки рамки и распределительных линий таблиц равна 15 мм;

- толщина цифр и букв - не менее 15 мм, на знаке, опасности не менее 3 мм.

3.3.11. Для ГСМ установлен следующий Код экстренных мер (КЭМ): для бензинов (автомобильных и авиационных) - 345К, при этом в случае ДТП* выполняют действия в соответствии с расшифровкой на рис 3.3.1.

_____________________________________________

* ДТП - дорожно-транспортное происшествие
Для керосинов, реактивных, дизельных топлив - КЭМ-145К, где цифра 1 кода означает: Воду не применять! Применять сухое огнетушащее средство! Остальные цифры и буквы в соответствии изложенным на рис. 3.3.1.

Таблица 3.3.2

ОПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ОКРАСКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
 

 

.3.12. Полная идентификация перевозимого ГСМ осуществляется по номеру ООН, который указывается в таблице СИО.

3.3.13. В соответствии с ГOOT 19433-88 "Грузы опасные. Классификация, знаки опасности" и перечнем указателя опасных веществ и предметов, разработанное Комитетом экспертов ООН по перевозке опасных грузов, ГСМ классифицируются следующим образом (табл. 3.3.4.).
Таблица 3.3.4.

Классификация ГСМ
 


#G0Наименование опасного груза
 

№ ООН
 

Класс
 

Подкласс
 

Категория
 

Группа
 

1. Бензины автомобильные
 

1203
 

3
 

1
 

1
 

1
 

2. Бензины авиационные
 

1115
 

3
 

1
 

1
 

2
 

3. Керосины
 

1223
 

3
 

3
 

1
 

3
 

4. Топливо для реактивных двигателей
 

1863
 

3
 

3
 

1
 

3
 

5. Топливо дизельное
 

1202
 

3
 

3
 

1
 

3
 

 


3.3.14. Знак опасности

Знак опасности предусмотрен ГОСТ 19433-88 в качестве средства информации и предупреждения водителей, других участников движения, лиц, осуществляющих надзор за дорожным движением, производственного персонала и населения о том, что перевозимый груз обладает свойствами, требующими соблюдения специальных мер предосторожности при транспортировании и выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Знак опасности имеет форму квадрата со стороной не менее 190 мм, повернутого на угол 90 градусов.

Знак опасности окрашивается в установленный ГОСТ 19433-88 цвет. На поверхности знака наносятся символы опасности и надпись в зависимости от характера перевозимого груза.

Символ наносится в верхней части знака условно разделенного на два треугольника. В нижнем треугольнике указывается номер класса и подкласса. Между символом и номером класса (подкласса) помещается надпись, характеризующая опасность груза.

3.3.15. Погрузчики и тележки должны иметь предупреждающую окраску на бамперах и боковых поверхностях, выполненную в виде чередующихся одинаковых по ширине полос желтого и черного цветов типа "зебра". Ширина каждой полосы ( 200 + 5). мм. Полосы должны наноситься под углом 45°.

3.3.16. Отличительные цвета для обозначения баллонов и бочек в производственных помещениях, а также текст и цвет надписей на них надлежит принимать согласно "Правил устройства и безопасности эксплуатации сосудов, работающих под давлением".
3.4. Знаки безопасности
3.4.1. Для обеспечения обслуживающего персонала соответствующей информацией на объектах ГСМ должны устанавливаться знаки безопасности, указанные в табл.3.4.1. ( ССБТ ГОСТ 12.4. 026-76).

Таблица 3.4.1.
 


3.4.2. В местах, где требуется запрещение или ограничение каких-либо действий, устанавливаются запрещающие знаки (например: запрещение курения, пользования открытым огнем, отбора жидкостей, входа или въезда, движения автотранспорта и др.). Они представляют собой красный круг с белым полем внутри и символическим изображением черного цвета, перечеркнутым красной краской, либо красный круг с белым полем внутри и черными поясняющими надписями.

3.4.3. Для предупреждения о возможной опасности устанавливаются предупреждающие знаки (например: о взрыве, воспламенении, воздействии токсических или ядовитых веществ, поражении электрическим током, движении автомобильного или железнодорожного транспорта). Они представляют собой желтый равносторонний треугольник вершиной кверху с черным символическим изображением.

3.4.4. В том случае, когда в определенном месте проводится работа, при которой необходимо соблюдать правила техники безопасности, устанавливаются предписывающие знаки. Они представляют собой зеленый квадрат с белым или черным символическим изображением или зеленый квадрат с белым полем внутри и черной или красной поясняющей надписью.

3.4.5. Для указания местонахождения различных объектов и устройств (местонахождения пожарных кранов, огнетушителей, мастерских, мест курения и др.) применяются указательные знаки. Они представляют собой синий прямоугольник с черным символическим изображением или черной надписью внутри белого квадрата. Для указательных знаков пунктов медицинской помощи и пожарной безопасности символ или надпись должны быть красного цвета внутри белого квадрата.

3.4.6. При необходимости уточнить, ограничить и усилить действие знаков безопасности допускается применять дополнительные таблички прямоугольной формы с поясняющими надписями или с указательной стрелкой. Головки стрелки в соответствии с ГОСТ 10807-78.

3.4.7. Дополнительные таблички следует размещать горизонтально под знаком безопасности или вертикально справа от него. Длина дополнительной таблички должна быть не более диаметра, или длины существующей стороны знака безопасности.

3.4.8 Размеры знаков безопасности и дополнительных табличек в зависимости от расстояния до рабочего места, а также места применения знаков должны соответствовать табл. 3.4.2.

3.4.9. Производственные знаки безопасности могут изготавливаться из листовой стали или из других прочных материалов (пластмассы, прессованного картона и др.).

3.4.10. Пояснительные надписи на знаках безопасности необходимо выполнять шрифтом в соответствии с ГОСТ 10807-78.

3.4.11. Основные знаки безопасности и порядок их применения на объектах ГСМ приведены в ГОСТ 12.4.026-76.
Таблица 3.4.2

 

 


#G0Номера размеров знаков
 

Расстояние от знака до рабочего места, м
 

Размеры знаков, мм
 

Размеры дополнительных табличек, мм
 

Места применения знаков
 


 


 

запрещающих (внешний диаметр), предписывающих (сторона квадрата)
 

предупреждающих (сторона треугольника).
 

указательных (стороны прямоу-

гольника)
 


 


 

1
 

2
 

3
 

4
 

5
 

6
 

7
 

1
 

до 20
 

280
 

360
 

280х360
 

280х85

280х110

360х120

360х140
 

На дверях помещений
 

2
 

Св. 20 до 40
 

360
 

450
 

360х450
 

360х120

360х140

450х140

450х180
 

В малых и средних помещениях
 

3
 

Св. 40 до 50
 

560
 

710
 

560х710
 

560х170

560х220

710х210

710х280
 

В больших помещениях и вне помещений
 

4
 

Св.50 до 70
 

710
 

900
 

710х900
 

710х210

710х280

900х260

900х360
 

В больших помещениях и вне помещений
 

5
 

Св.70 до 100
 

900
 

1120
 

900х1120
 

900х260

900х360

1120х340

1120х450
 

В больших помещениях и вне помещений
 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..