Составление рабочего плана занятий радиокружка

  Главная        Учебники - Радиотехника        Радиоконструирование (Н. Н.Путятин)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

Составление рабочего плана занятий радиокружка

Распределение учебного материала программы по занятиям должно быть произведено особенно тщательно. Сочетание теоретических тем и практических работ должно быть составлено с таким расчетом, чтобы практические работы всегда следовали за изучением теории.
 

Ниже приводится примерное распределение учебного материала программы по занятиям.

Занятие 1. Тема 1. Вводная беседа и организационные вопросы. Техника безопасности, знакомство с радиолабораторией, рабочим местом и инструментом (4 часа).

Знакомство с кружковцами. Правила поведения в радиолаборатории. Значение радиотехники. Программа и работа кружка. Правила техники безопасности при работе с электроинструментом и на станках. Оказание первой помощи. Правила санитарии и гигиены. Инструмент и его назначение. Монтажный инструмент: кусачки, бокорезы, плоскогубцы, круглогубцы, пинцеты разные, ножницы, скальпель, отвертки разные. Паяльник и его устройство.

Практические занятия. Знакомство с инструментом, определение его неисправностей, приемы обращения с инструментом.

Методические рекомендации. Обратить внимание кружковцев на применение радиотехники в различных областях народного хозяйства, науке, быту и т. д., отметив, что изобретателем радио является великий русский ученый А. С. Попов. Сообщить кружковцам о том, какие знания и практические навыки они будут иметь в результате работы в кружке. Подчеркнуть, что они будут заниматься конструированием простейшей аппаратуры самостоятельно, т. е. будут конструкторами. Правила техники безопасности связать с содержанием рабочего места в порядке и чистоте, объяснить, что нарушение правил может привести к несчастному случаю. Показать методы оказания первой помощи пострадавшему от электрического тока. Объяснить, что список инструмента будет пополняться по мере надобности в процессе занятий в течение учебного года.

Занятие 2. Тема 2. Основные понятия и законы постоянного тока. Пайка (4 часа).

Наша страна—родина великих открытий в области электротехники. Великие русские ученые: Ломоносов М. В., Яблочков П. Н., Петров В. В., Ленц Э. X., Лодыгин А. Н., Уса-гин И. Ф. и другие. Их открытия в области электротехники. Значение электричества в жизни людей.

Практические занятия. Пайка. Объяснить физическую сущность пайки. Показать нормальную пайку и способы механического крепления выводов деталей. Практические работы по пайке.

Методические рекомендации. При объяснении физической сущности пайки обратить внимание кружковцев на необходимость хорошей зачистки поверхностей проводников или выводов деталей, их прогрева и применения флюсов. Рассказать, как правильно зачистить изоляцию провода большого и маленького диаметров, как хорошо залудить отрезок проводника. Показать механическое крепление проводников различными способами друг с другом. Обратить внимание на количество припоя в месте пайки. При показе пайки дать определение нормально нагретого
паяльника и показать, какие будут получены пайки при работе недогретым и перегретым паяльниками. Для пайки рекомендуется использовать кусочки медного провода любой марки диаметром 0,5—0,8 мм. Подчеркнуть необходимость надежности пайки примерами из практики пользования радиоаппаратурой.

Занятие 3. Тема 2. Основные понятия и законы постоянного тока. Пайка (4 часа).

Электризация тел при трении. Два рода электрических зарядов. Понятие об электрическом поле. Проводники, полупроводники, изоляторы (диэлектрики). Строение вещества. Атом. Электрон. Понятие об электрическом токе.

Практические занятия. Продолжение практических работ по пайке различными способами.

Методические рекомендации. Дать кружковцам понятие различия между проводниками и полупроводниками в зависимости от изменения температуры. Электрическое поле рассматривать как «особое материальное состояние пространства». Продемонстрировать действие электрического поля одноименных и разноименных зарядов.

Продемонстрировать кинофильм «Строение атома».

Занятие 4. Тема 2. Диэлектрики (4 часа).

Изоляционные материалы: текстолит, гетинакс, стеклотекстолит, фторопласт, бумага, полистирол, поливинилхлорид, оргстекло, керамика, лакоткань, пряжа, электронит и другие. Краткие сведения об изготовлении, свойствах, применении, обработке и т. д.

Практические занятия. Изготовление монтажной платы из ге тинакса или текстолита для монтажа резисторов и конденсаторов на 10—12 пар монтажных заклепок.

Методические рекомендации. Познакомить кружковцев с изо-^ ляционными материалами, их происхождением, свойствами, применением и обработкой. Показать образцы диэлектриков. Практически изготовить силами кружковцев монтажные платы из ге-тинакса или текстолита для монтажа резисторов и конденсаторов размерами 50X140X2 мм на 12 пар монтажных лепестков, заклепок или шпилек, изготовленных из отрезков медного луженого провода длиной 10 мм. Лепестки или заклепки располагаются в два ряда вдоль платы на расстоянии 10 мм от краев друг против друга. Расстояние между соседними заклепками 10 мм (см. рис. 22). Изготовление плат производить с применением линейки и угольника.

Занятие 5. Тема 2. Основные понятия и законы постоянного тока. Пайка (4 часа).

Источники тока: гальванические элементы, аккумуляторы, солнечные батареи, атомные батареи и др. Устройство гальванических элементов. Соединение элементов в батареи. Потребитель (нагрузка). Приборы управления: выключатели, рубильники. Электрическая цепь. Направление движения тока и электронов.
 

Практические занятия. Продолжение практических работ по пайке проводников различными способами.

Методические рекомендации. Показать кружковцам условные обозначения электрической лампы, выключателя, источника тока, зажимов (клемм), соединительных проводов и т. д. Начертить схему электрической цепи. Дать понятие нагрузки. Начертить на доске эквивалентную электрическую цепь. Обратить внимание

 

кружковцев на устройство сухих элементов, для чего разобрать на детали батарею типа 3336Л.

Продемонстрировать кинофильм «Электрический ток».

Занятие 6. Тема 2. Проводники. Пайка (4 часа).

Материалы с малым удельным сопротивлением: медь, олово, свинец, алюминий, серебро, бронза, латунь, гартованная латунь, сталь и др. Их свойства, применение, обработка и т. д. Материалы с большим удельным сопротивлением: нихром, константан, манганин, никелин. Их происхождение, свойства, применение.
 


Практические занятия. Продолжение практических работ по пайке.

Методические рекомендации. Продемонстрировать кружковцам образцы металлов и сплавов и объяснить их характеристики.

Занятие 7. Тема 2. Основные понятия закона постоянного тока. Пайка (4 часа).

Единицы измерения электрического тока: ампер, вольт. Измерительные приборы: амперметр и вольтметр. Сопротивление проводников электрическому току. Единица измерения сопротивления проводников электрическому току. Закон Ома для участка цепи. Явление короткого замыкания.

Практические занятия. Продолжение практических работ по пайке.

Методические рекомендации. Показать кружковцам измерительные приборы: вольтметр и амперметр, обратив внимание на их включение в электрическую цепь. Дать определение короткого замыкания и проиллюстрировать его простым расчетом.

Занятие 8. Тема 2. Резисторы и правила их монтажа. Знакомство с радиоаппаратурой и ее демонтаж (4 часа).
Радиодетали — резисторы. Их назначение, устройство, маркировка. Типы резисторов.

Практические занятия. Демонтаж конструкций заводского производства.

Методические рекомендации. Показать кружковцам различные типы резисторов: ВС, MJ1T, УЛМ, УЛИ, МОН, МТ, С2-6, С2-10, С4-1, ПКВ, ППЗ-1, СП, СПО, СПЗ-За и другие, выбрав из них несколько, имеющихся в распоряжении руководителя кружка. Обратить внимание на определение типов и мощности резисторов по внешнему виду. Одновременно дать характеристику резистора по маркировке.

На примере конструкций заводского изготовления показать пайки и способы крепления радиодеталей, выполненные по нормалям (техническим условиям на монтаж). При демонтаже следует сохранять выводы радиодеталей, изучая способы их крепления.

Занятие 9. Тема 2. Основные понятия и законы постоянного тока. Знакомство с радиоаппаратурой и ее демонтаж (4 часа).

Понятие проводимости. Последовательное соединение сопротивлений. Параллельное соединение сопротивлений. Тепловое действие тока. Предохранители. Работа и мощность электрического тока. Условные графические обозначения элементов в схемах по ЕСКД.

Практические занятия. Продолжение демонтажа конструкций заводского производства.

Методические рекомендации. Проделать опыт короткого замыкания сети с низковольтным напряжением проводником диаметром 0,07—0,12 мм, предварительно подготовив опыт и предусмотрев технику безопасности.

Занятие 10. Тема 3. Основные понятия о магнетизме и электромагнетизме. Монтаж радиодеталей (4 часа).

Магнит. Полюса магнита. Взаимодействие полюсов магнита. Понятие о магнитном поле. Магнитные силовые линии.

Практические занятия. Правила монтажа радиодеталей. Практические работы по монтажу резисторов на платах, изготовленных кружковцами.

Методические рекомендации. Магнитное поле рассматривать как «особое материальное состояние пространства». Продемонстрировать действие магнитного поля. «Показать» магнитные силовые линии. Обратить внимание кружковцев на способы крепления крупных радиодеталей, крепление выводов деталей к монтажным лепесткам, заклепкам, шпилькам, на прокладку соединительных проводов. Объяснить правила монтажа резисторов: допустимая длина вывода от корпуса резистора до места пайки, до изгиба и т. д.

Занятие 11. Тема 3. Основные понятия о магнетизме и электромагнетизме. Мойтаж радиодеталей (4 часа).

Действие проводника с током на магнитную стрелку. Магнитное поле катушки с током. Электромагнит, звонок, телеграф, реле. Устройство микрофона и головного телефона.

Практические занятия. Продолжение практических работ по монтажу радиодеталей.

Методические рекомендации. Продемонстрировать отклонение магнитной стрелки при пропускании тока по проводнику, расположенному вблизи стредки. Показать возникновение магнитного поля катушки с током по взаимодействию с магнитной стрелкой. Осуществить простую телефонную линию связи между двумя лабораториями или на местности.

Занятие 12. Тема 3. Конденсаторы и правила их монтажа. Монтаж радиодеталей (4 часа).

Радиодетали — конденсаторы. Их назначение, устройство, маркировка. Новая система маркировки конденсаторов. Правила монтажа конденсаторов.

Практические занятия. Продолжение практических работ по монтажу радиодеталей.

Методические рекомендации. Показать кружковцам различные типы конденсаторов: КБГ, КСО, СГМ, КТ, КД, КЛС, ЭТО, ЭМ, ЭМИ, КЭ, К40П, КЮ-7, К15-4, К50-3, К53-1 и другие, имеющиеся в распоряжении руководителя кружка. Обратить внимание на определение типов конденсаторов по внешнему виду. Одновременно дать характеристику конденсатора по маркировке. Объяснить правила монтажа конденсаторов: допустимую длину вывода от корпуса до места пайки, до изгиба и т. д.

Занятие 13. Тема 3. Обмоточные провода. Монтаж радиодеталей (4 часа).

Назначение и марки обмоточных проводов (ПЭЛ-1, ПЭЛ-2, ПЭВ-1, ПЭВ-2, ПЭВТЛ-1, ПЭВТЛ-2, ПЭТК, ПЭМ-1, ПЭМ-2, ПЭЛШО, ПЭЛР, ПЭМП, ПЭЖБО, ПЭТВ, ПЭЛВ и др.). Ли-цендрат, его устройство и марки.

Практические занятия. Продолжение практических работ по монтажу радиодеталей.

Методические рекомендации. Показать кружковцам обмоточные провода различных марок. Обратить внимание на лицендрат и способы залуживания его концов. Дать задание кружковцам изготовить каркас для намотки катушек индуктивности к следующему занятию. Объяснить способы изготовления каркасов.

Занятие 14. Тема 3. Основные понятия о магнетизме и электромагнетизме. Катушки индуктивности (4 часа).

Действие магнитного поля на проводник с током. Правило левой руки. Электродвигатель. Индуктивный ток. Правило правой руки. Индуктивность. Единица измерения индуктивности.

Практические занятия. Назначение, устройство и изготовление катушек индуктивности. Практические занятия по намотке катушек индуктивности различными способами: однослойная, сотовая, «универсаль».

Методические рекомендации. Показать и разъяснить кружковцам способы намотки катушек индуктивности: «вслой», «вразрядку», «шаговую», «сотовую», «универсаль», «внавал».

Занятие 15. Тема 3. Основные понятия о переменном токе. Катушки индуктивности (4 часа).

Электрическая емкость. Конденсатор и его устройство. Единицы измерения емкости. Соединение конденсаторов. Понятие о переменном токе и его параметрах. Понятие о фазе. Диапазон частот переменного тока, используемый в промышленности, радиотехнике, телевидении, любительской связи. Трансформатор, его устройство и назначение. Условные графические обозначения элементов в схемах по ЕСКД.

Практические занятия. Продолжение намотки катушек индуктивности различными способами.

Методические рекомендации. Продемонстрировать на экране осциллографа переменные токи различной частоты. Для иллюстрации диапазона частот лучше всего начертить на доске горизонтальный отрезок прямой линии, который разделить на поддиапазоны, соответственно обозначив их границы в герцах, килогерцах, мегагерцах (см. рис. 23).

Занятие 16. Тема 4. Принцип радиосвязи. Колебательный контур (4 часа).

Краткие биографические сведения об А. С. Попове. Изобретение радио, первая радиопередача. Постановление Совета Народных Комиссаров от 2 мая 1945 года об установлении Дня радио. Этапы развития радио за годы Советской власти. Принцип радиосвязи. Структурные схемы передатчика и приемника. Понятие о модуляции и детектировании. Принцип частотного разделения каналов связи. Избирательное устройство. Колебательный контур, его назначение и устройство.

Методические рекомендации. Зачитать кружковцам постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 2 мая 1945 года «Об ознаменовании 50-летии со дня изобретения радио А. С. Поповым»,.

Продемонстрировать принцип радиосвязи на модели радиоуправляемой автомашины.

Занятие 17. Тема 4. Колебательный контур. Магнитные материалы (4 часа).

Краткие сведения о работе колебательного контура. Понятие

о резонансе в колебательном контуре и его использовании при приеме радиостанций. Понятие о настройке контура в резонанс. Детали колебательных контуров современных приемников. Простейший расчет колебательного контура приемника. Магнитные материалы: карбонильное железо, альсифер, феррит и др. Их структура и физические свойства.

Практические занятия. Знакомство с устройством и назначением деталей колебательных контуров и магнитными материалами. Их характеристика, назначение, устройство.

Методические рекомендации. Понятие резонанса излагать в возможно более популярной форме, доступной пониманию школьников. Указать способы настройки контуров в резонанс. Сообщить

о качественных показателях контуров в зависимости от приме» ненного провода для намотки. Обратить особое внимание на обмоточный провод — лицендрат. Изложить устройство и физические свойства магнитных материалов. Объяснить название — магнитодиэлектрики.

Занятие 18. Тема 5. Детекторный приемник и его конструирование (4 часа). Структурная и принципиальная схемы приемника. Краткие сведения о работе и конструкции приемника.

Практические занятия. Расчет, конструирование и изготовление детекторного приемника. Порядок конструирования приемника. Элементарный расчет колебательного контура.

Методические рекомендации. Сообщить кружковцам, что они приступают к самостоятельному конструированию простейшего приемника. Для этого следует произвести ряд вычислений, сделать чертежи и схемы, по которым изготовить приемник, в том числе чертежи корпуса (внешнее оформление). Указать на необходимость предварительного макетирования конструкции на куске картона или гетинакса.

Макет лучше изготавливать на картоне, предварительно начертив на нем принципиальную схему. В местах соединения деталей следует сделать опорные стойки из кусков луженого провода диаметром 0,4—0,6 мм. Соединения между ними нужно делать с той же стороны, где начерчена схема, иначе при проверке придется макет переворачивать, что очень неудобно в работе. Детали припаивают также со стороны чертежа, тогда при налаживании нужную деталь легко выпаять и заменить другой. Примером тому может служить макет однотранзисторного усилителя низкой частоты, показанный на рис. 24.

Занятие 19. Тема 5. Монтажные провода. Изготовление детекторного приемника (4 часа). Знакомство с монтажными проводами и их назначением.

Практические занятия. Элементарный расчет колебательного контура.

Методические рекомендации. Показать кружковцам устройство монтажных проводов различных марок — ПМГ, МГШВ, МГТФ и др. Объяснить разницу между обмоткой и оплеткой.