Аттестационные тесты для учителей литературы (2020 год)

 

  Главная       Тесты      Тесты для аттестации учителей (2020 год)

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

 

 

Аттестационные тесты для учителей литературы (2020 год)

кафедра ГД


1. Какой из русских князей в произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» изображён так: «Бьёшься ты впереди, прыщешь на воинов стрелами, гремишь о шлемы мечами булатными. Куда, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом посвечивая, – там лежат поганые головы половецкие»?

2. Кому из героев «Слова о полку Игореве» принадлежат слова: «Светлое и пресветлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно, зачем, владыка, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады? В поле безводном жаждой им луки согнуло, горем им колчаны заткнуло?»

3. Кого из писателей принято считать главой русского сентиментализма?

4. Укажите название пьесы Д.И. Фонвизина, жанр которой в литературоведении определяется как «комедия воспитания».

5. Каково авторское определение жанра пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

6. Кому из героев комедии А.С. Грибоедова принадлежит высказывание: «Свежо предание, а верится с трудом»?

7. Ниже приведены слова одного из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Кому принадлежит эта реплика:
А все Кузнецкий мост и вечные французы.
Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!

8. В начале поэмы «Медный всадник» ее герой Евгений мечтает о

9. О ком из героев романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкин сказал: «Любой роман возьмите и найдете, верно, ее портрет»?

10. Что имел ввиду А.С. Пушкин, когда писал: «Но вреден север для меня»?

11. О каком персонаже романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» идёт речь:


Рвалась и плакала сначала,
С супругом чуть не развелась;
Потом хозяйством занялась,
Привыкла и довольна стала»?

12. О ком из героев романа бытовало такое мнение у провинциальных помещиков:
Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьёт одно
Стаканом красное вино… ?



13. На каком языке было написано письмо Татьяны к Онегину?

14. Кто из героев романа закончил в Германии Геттингенский университет?

15. В.Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Жизнь каких слоев общества показана в романе?

16. Издателем и редактором какого периодического издания был А.С. Пушкин:

17. Какая поэма М.Ю. Лермонтова открывается эпиграфом из Библии «Вкушая вкусих мало меду и се аз умираю»?

18. Определите идею поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

19. Стремясь создать типичный портрет, «составленный из пороков всего… поколения», М.Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени» развивал принципы


20. К какой жанровой разновидности романа можно отнести «Героя нашего времени»?
21. В какой из частей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» встречается описание Койшаурской долины?
22. Какая часть из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» заканчивается фразой: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..» ?
23. Кто из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» стрелял себе в лоб, пытаясь доказать, что предопределение судьбы существует?
24. Чей это портрет из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «… рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре»?

25. Определить по портрету героя: «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с солнцем…»?
26. Какой героине принадлежат слова: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? … я не раба его – я княжеская дочь!»?
27. Жанр пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» ее автор определяет как
28. Н.В. Гоголь в пьесе «Ревизор» подвергает своих героев своеобразной «ревизии». Что находится в центре авторского внимания?
29. По описанию из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» установить, кому из персонажей принадлежал дом: «Он шагнул в тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба… На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину».
30. По речевой характеристике установить героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: «чёрта лысого получишь», «субтильный суперфлю», «скандальозно», «во рту словно эскадрон ночевал».
31. По портрету установить героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: «Он ему на этот раз показался похожим на средней величины медведя … для довершения сходства фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями он ступал и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги».
32. По портрету установить героя поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»: «Долго он не мог рассмотреть, какого пола была фигура. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее на женский капот, на голове колпак… «Ой, баба!» – подумал он про себя».
33. У кого из персонажей  поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» в усадьбе была беседка с надписью «Храм уединённого размышления»?
34. Кому из героев поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» принадлежат слова: «… зацепил, поволок, сорвалось – не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать»?
35. Кого из героев поэмы Н.В. Гоголь не относит к «мертвым» душам?
36. Кому принадлежат приведенные ниже слова из драмы А.Н. Островского «Гроза»: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
37. Кому принадлежит реплика из драмы А.Н. Островского «Бесприданница», обращенная к главной героине пьесы: «Хороши ваши приятели! Какое уважение к вам! Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека, – человек сам располагает своей судьбой, они смотрят на вас, как на вещь»?
38. Укажите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева:
39. К какой жанровой разновидности романа относится произведение И.С.Тургенева «Отцы и дети»?
40. Что завершает последнюю, двадцать восьмую, главу романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»?
41. Какому из персонажей романа И.А. Гончарова «Обломов» дана следующая авторская характеристика: «Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь – вот что было его постоянною задачею, и, добираясь постепенно до ее решения, он понимал всю трудность и был внутренно горд и счастлив всякий раз, когда ему случалось заметить кривизну на своем пути и сделать прямой шаг»?
42. Кто из героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» говорил о себе: «Клейменый, да не раб»?
43. С каким из сражений, изображенных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», связаны следующие размышления князя Андрея: «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал ... совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба?»?
44. В честь кого устраивал ужин в Английском клубе Илья Андреевич Ростов?
45. Кто отбил партию пленных русских, среди которых был Пьер?
46. Кто ухаживал за раненым князем Андреем?
47. Где произошла первая встреча Наташи и князя Андрея?
48. Как закончилась дуэль, в которой принимал участие Пьер?
49. Что случилось с Князем Андреем во время Бородинского сражения?
50. Описание чьей комнаты приведено ниже (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»): «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отстававшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»?
51. Кто из героев романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» подслушивает разговор Раскольникова с Соней об убийстве?
52. По речевой характеристике установить персонажа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: «Милостивый государь, милостивый государь! (…) О государь мой, вам, может быть, все это в смех, как и прочим, и только беспокою вас глупостию всех этих мизерных подробностей домашней жизни моей, ну, а мне не в смех».
53. Кому из глуповских градоначальников ("История одного города" М.Г. Салтыкова-Щедрина) принадлежит "присказка": «Не потерплю! Разорю!»
54. Назовите настоящую фамилию поэта второй половины 19 века А.А. Фета.
55. Предчувствие катастрофы человеческой цивилизации выразилось в рассказе И. Бунина
56. Назовите автора и произведение, героями которого являются крестьяне, Ярмола, бабка Мануйлиха, Иван Тимофеевич.
57. О ком персонажи рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет» с иронией отзываются «Пе-Пе-Же», «Ромео», «влюбленный телеграфист», «сумасшедший»?
58. О каком трагическом событии извещает ночлежников Барон в финале пьесы М. Горького «На дне»?
59. По речевой манере угадайте персонажа пьесы М. Горького «На дне»: «Фата-моргана! Наврал тебе старик... Ничего нет! Нет городов, нет людей... ничего нет!»
60. Роман «Мать» М. Горького была создана в
61. Прекрасная Дама, Незнакомка, Кармен – это образы поэзии
62. Сборник А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме» датируется:
63. Строфа:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников. Одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна
взята из стихотворения А. Блока:

64. Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» изображает:
65. Образ «черного» человека в стихотворении А. Блока «Фабрика» олицетворяет:
66. Ранние стихи А. Ахматовой были посвящены:
67. Десять переизданий претерпел сборник А. Ахматовой:
68. Строкой «Слава тебе, безысходная боль!» начинается стихотворение А. Ахматовой:
69. В стихотворении «Мне голос был» Ахматова говорит о:
70. Поэма А. Ахматовой «Реквием» отражает:
71. Автором следующих строк
Я хочу быть понят своей страной.
А не буду понят, что ж?..
По родной стране пройду стороной,
Как проходит косой дождь
является:
72. Стихотворение В. Маяковского «Послушайте!» посвящено изображению:
73. Стихотворение В. Маяковского «Вам!» обращено:
74. «Четыре крика четырех частей» поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» включают:
75. Строками: «в этой жизни помереть не трудно. / Сделать жизнь значительно трудней» завершается стихотворение В. Маяковского:
76. Одной из главных особенностей есенинской поэзии является
77. Есенин воспринял Октябрьскую революцию:
78. Цикл стихотворений С. Есенина «Москва кабацкая» является выражением:
79. Цикл стихотворений С. Есенина «Любовь хулигана» посвящен:
80. Строка С. Есенина «Заметался пожар голубой» является метафорическим выражением:
81. Какое из приведенных высказываний отнесено к поэзии С.А. Есенина?
«Много раз отмечали исключительное его свойство отличать живую душу во всем вокруг; <…> в цветах, с которыми поэт «выпил бы на ты», ветре, который может быть и «серебряным», и «косматым», – во всем, что дышит, движется, растет и селится на земле». М. Щеглов.
«Первое видение романтической любви – образ нездешней Возлюбленной. Любимая является поэту в неземном, таинственном озарении… Поэт называет ее (…) Лучезарной, Ясной, Светлой, Златокудрой, Недостижимой, Святой». В.Жирмунский.
«Еще чуть не юношей он заявил, что может быть «от мяса бешеный» и может быть безукоризненно нежный, не мужчина, а «облако в штанах». Таким и остался на всю жизнь». А.Михайлов.
«Велика земная любовь» – вот движущее начало… лирики (поэта). В одном из стихотворений любовь названа «пятым временем года». Из этого необычного, пятого времени увидены все остальные четыре, обычные… Мир открывается в дополнительной реальности: «ведь звезды были крупнее, ведь пахли иначе травы». Н.Скатов.
82. Суровая доля мужа С. Эфрона, обречённость Белой армии послужили толчком к созданию М. Цветаевой цикла стихотворений:
83. В стихотворении М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» лирическая героиня говорит о
84. К какому литературному направлению были близки ниже названные поэты: А. Ахматова, М. Кузмин, Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий.
85. Роман В.В. Набокова «Машенька» был написан в
86. Кто из персонажей романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» жаловался на то, что «и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность»?
87. По портрету определите персонажа романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «… был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была покрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью»
88. В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» репутацию «нехорошей квартиры» дома № 302 по Садовой улице в Москве обрела квартира
89. Следующей пейзажной зарисовкой «Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули теплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лед, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны» открывается рассказ М. Шолохова
90. О ком из героев романа-эпопеи «Тихий Дон» М. Шолохова говорится: «стал он на грани в борьбе двух начал, отрицая оба их»?
91. С кем из женских персонажей романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» соотносится пейзажная зарисовка: «Всходит остролистая зеленая пшеница, растет, через полтора месяца грач хоронится в ней с головой. И не видно; сосет из земли соки, выколосится; потом зацветет, золотая пыль кроет колос; набухнет зерно пахучим и сладким молоком. Выйдет хозяин в степь – глядит, не нарадуется. Откуда ни возьмись, забрел в хлеба табун скота: ископытили, в пахоть затолочили грузные колосья. Там, где валялись, - круговины примятого хлеба… дико и горько глядеть»?
92. Какое событие в романе-эпопее М. Шолохова «Тихий Дон» символизируют явления природы: «Сухое тлело лето… На отводе горели сухостойные бурьяны, и сладкая марь невидимым пологом висела над Обдоньем. Ночами густели над Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи. По ночам на колокольне ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми затравевшими могилами».
93. В романе М. Шолохова «Поднятая целина» олицетворением народной смеховой культуры выступает
94. Нобелевская премия М.А. Шолохову была присуждена в
95. Жанр книги А. Толстого «Петр Первый» определяется как
96. 1936 годом датируется поэма А. Твардовского
97. Какой подзаголовок дан А. Твардовским поэме «Василий Теркин»?
98. Повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» вышла в свет в
99. Фамилия главного героя повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
100. Конфликт повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» определяется между
101. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор»
102. Неотъемлемой чертой облика главной героини рассказа А. Солженицына «Матренин двор» является
103. Определяющими портрет Фаддея из рассказа А. Солженицына «Матренин двор» является
104. Главная героиня рассказа А. Солженицына «Матренин двор» автору представляется
105. Нобелевская премия А.И. Солженицыну была присуждена в
106. Повесть «Привычное дело» принадлежит перу
107. Главной темой крупных произведений В. Распутина является
108. Главную героиню повести В. Распутина «Прощание с Матерой» зовут
109. Автором рассказа «В ту же землю» (1995) является:
110. Временные границы понятия «современная литература» определяется годами:
111. Предпосылкой перемен в русской литературе последних двух десятилетий явились:
112. Современная отечественная литература:
113. К «возвращенным» именам русских литераторов 20 в. относятся:
114. К современной неоклассической прозе не относится
115. К современному литературному постмодернизму не относится
116. Назовите роман Саши Соколова, написанный как поток сознания главного героя или поток его памяти?
117. Повесть-сказка Ф. Искандера «Кролики и удавы» относится к:
118. Назовите имя поэта ХХ века, автора строк:
Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а так,
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни – рискни! –
Не бросай одного его:
Пусть он в связке одной с тобой –
Там поймешь, кто такой.
119. К современным исследователям принципов и приемов анализа литературного произведения относятся:
120. К типам анализа литературного произведения относятся:
121. В центре анализа литературного произведения на уроках литературы находится:
122. Отбор стихотворений для анализа на уроке литературы регламентируется:
123. Схемы анализа литературных произведений являются:
124. Какому литературному направлению соответствуют следующие характеристики: культ чувства, трогательность, искания идеального образа «жизни вне цивилизации», стремление к естественности в поведении человека.
125. Художественный образ – это:
126. Установить жанр текста:
Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…
Но, Боже, как их замолчать заставить! (А.Ахматова)
127. Укажите элементы композиции литературного произведения, которые являются дополнительными.
128. Продолжить фразу, чтобы высказывание было верным.
Кульминация – это:
129. Какой системе стихосложения характерны ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест:
130. Назовите трёхсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге:
131. Определить размер стихотворения:
Соловьиная песня унылая,
Что как жалоба катится слезная,
Плачь, душа моя, плачь, моя милая,
Тебя небо лишь слушает звездное!
А. Толстой
132. Определить принадлежность отрывка:
… Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня.
И сам, покорный общему закону,
Переменился я – но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо…
А. Пушкин.
133. Определить использованную в отрывке рифму:
Не высидел дома.
Аненнский, Тютчев, Фет
Опять тоскою к людям ведомый
Иду в кинематографы, в трактиры, в кафе.
В. Маяковский.
134. Определить рифму строфы:
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
М. Лермонтов
135. Определить рифмовку в строфе:
Дитя прекрасно. Ясно это?
Оно – совсем не то, что мы.
Все мы – из света и из тьмы,
Дитя – из одного лишь света.
А. Межиров.

136. Онегинская строфа состоит из:

137. Определить использованный в отрывке стилистический прием:
С чем нас сравнить с тобою, друг прелестный?
Мы два конька, скользящих по реке,
Мы два гребца на утлом челноке,
Мы два зерна в одной скорлупке тесной,
Мы две пчелы на жизненном цветке,
Мы две звезды на высоте небесной.
А. Фет;

138. Как называется использованный Есениным в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» приём, основанный на резком противопоставлении мира патриархальной Руси и мира современной поэту действительности?

139. Какой художественный прием, средство изобразительности использован в следующем отрывке:
Потому что здесь порой
Ходит маленькая ножка,
Вьется локон золотой…
А.С. Пушкин


140. Выделенное в строфе курсивом слово
И думает, что он незаменим.
Что все на свете он переиначит,
Что Пастернака перепастерначит,
А я не знаю, что мне делать с ним.
А. Ахматова.
является:

141. В отрывке из стихотворения
Ты, меня любивший фальшью
Истины – и правдой лжи.
М. Цветаева.
использован

142. В строфе:
О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска…
выделенные курсивом слова являются:

143. Определить использованное в отрывке изобразительно-выразительное средство: «Жизнь, как подстреленная птица, / подняться хочет и не может» (Ф. Тютчев).

144. Определить использованное в отрывке изобразительно-выразительное средство:
Лишь ива, голову склоня,
над речкой медленной уснула.
И. Кашпуров.

145. Назвать вид тропа, использованный в тексте: «Такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить» (Н.В. Гоголь).

146. Определить использованное в отрывке изобразительно-выразительное средство: «В этот миг бикфордов шнур урока догорел, раздался дребезжащий взрыв школьного звонка» (Ю. Поляков).

147. Определить использованное в отрывке изобразительно-выразительное средство: «Только слышно на улице где-то / Одинокая бродит гармонь» (М. Исаковский).

148. Определить использованный в отрывке художественный прием: «Если прислушаться к звукам, доносящимся из кабинетов, можно немало узнать о тех, кто, стоя у доски или расхаживая между партами, сеет в пределах школьной программы разумное, доброе, вечное».

149. Определить использованный в отрывке художественный прием:
И, наконец, - чтоб было всем известно! –
Что ты  любим! Любим! Любим! Любим!
М. Цветаева;

150. Определить использованный в отрывке фонический прием:
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
К. Бальмонт.


 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..