МВД. Вопросы и ответы (сборник, 2018 год) - часть 5

 

  Главная      Книги - Разные     МВД. Вопросы и ответы (сборник, 2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

 

МВД. Вопросы и ответы (сборник, 2018 год) - часть 5

 

 

 

 

V. Вопросы информационно-правовой деятельности

49. Вопрос ГУ МВД России по г. Москве


«Реализация Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» в деятельности органов внутренних дел:

- формы реализации Федерального закона в деятельности правовых подразделений;

- необходимость в разработке на уровне МВД России нормативного правового акта, регламентирующего оказание бесплатной юридической помощи.

Ответ (позиция УПИ ДПД МВД России )

В статье 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» указано, что федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.

Этой же нормой предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи гражданам, нуждающимся в социальной поддержке и социальной защите, в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Указанный Федеральный закон является нормативным правовым актом прямого действия, необходимость издания ведомственного нормативного правового акта, регламентирующего оказание бесплатной юридической помощи подразделениями органов внутренних дел, отсутствует.

50. Вопрос ГУ МВД России по Ставропольскому краю

Правовая пропаганда в органах внутренних дел: вопросы системного подхода к правовому воспитанию как фактору законопослушного поведения. (Трудности законотворческого характера при разработке региональных программ правового просвещения вследствие отсутствия целевого бюджетного финансирования).

Ответ (позиция УПИ ДПД МВД России)

Порядок осуществления научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел определен приказом МВД России от 1 апреля 2016 г. № 155 «Об осуществлении научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - Приказ № 155).

В целях выявления потребности в проведении научных исследований актуальных проблем в деятельности органов внутренних дел участники научной деятельности на постоянной основе проводят анализ оперативно-служебной

 

деятельности в пределах установленной компетенции на предмет выявления проблем, требующих научного разрешения.

В соответствии с пунктом 11 Руководства по осуществлению научной (научно-исследовательской) деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом № 155, территориальные органы

МВД России выявляют проблемы, требующие научного разрешения, и по результатам рассмотрения их на заседаниях научно-практических секций направляют в подразделения центрального аппарата МВД России информацию о проблемах, требующих научного разрешения, и предложения по исследованию выявленных проблем с обоснованием необходимости проведения научных исследований, возможных видов выходных документов и предполагаемых исполнителей научно-исследовательских работ.

Подразделения центрального аппарата МВД России анализируют информацию и предложения территориальных органов МВД России о проблемах, требующих научного разрешения, определяют их актуальность и достаточность научного и методического обеспечения соответствующих подразделений. Готовят с учетом решений, принятых научно-практическими секциями, проекты заявок на проведение научных исследований.

Результаты научных исследований, в том числе по правовой пропаганде, размещаются в установленном порядке на Портале правового информирования СОДПП ИСОД МВД России.

51. Вопрос ГУ МВД России по Пермскому краю

Согласно Инструкции по ведению систематизированного учета правовых актов в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 25 августа

2017 г. № 680 (далее - Инструкция), в подразделениях обязательно ведение картотеки для правовых актов, имеющих пометку «для служебного пользования» и содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Пункт 13 Инструкции устанавливает, что при отсутствии возможностей обеспечения организации сохранности правового акта, хранение контрольного экземпляра правового акта осуществляется подразделением делопроизводства и режима в порядке, установленном в системе МВД России.

В случае, если картотека ведется в электронном варианте, и хранение контрольного документа осуществляет подразделение делопроизводства и режима, то происходит дублирование функций: одна и та же информация вносится в АИПС «Правовые акты территориального органа МВД России» (реквизиты приказа, имеющих грифы ограничения использования), и в электронную картотеку.

Кроме того, проверка актуальности приказа посредством АИПС »Правовые акты территориального органа МВД России» намного удобнее, доступнее и быстрее.

Ответ (позиция УПИ ДПД МВД России)

Ведение систематизированной картотеки для правовых актов, имеющих пометку «для служебного пользования» и содержащих сведения, составляющие государственную тайну, обусловлено необходимостью обеспечения поиска
 

 

соответствующего нормативного правового акта, текст которого отсутствует в информационно-поисковой системе, исходя из наименования признака информации, содержащегося в таком акте, в соответствии с Классификатором систематизированной картотеки правовых актов в системе МВД России, утвержденным приказом МВД России от 25 августа 2017 г. № 680 «Вопросы организации информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

52. Вопрос ГУ МВД России по Свердловской области

В течение 12 месяцев 2017 года осуществлялась работа по представлению интересов ГУ МВД России по Свердловской области в судах общей юрисдикции по 320 искам, по которым Главное управление привлечено в качестве третьего лица, из них, по 178 искам (что составляет 55,6 % от общего числа) о признании утратившими право пользования жилым помещением (выселения), снятии с регистрационного учета, о взыскании задолженности по кредитным договорам.

В течение 3 месяцев 2018 года ГУ МВД России по Свердловской области привлекалось районными судами, действующими на территории Свердловской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора по 56 искам, в том числе по 21 иску (что составляет 37,5 % от общего числа) о признании утратившими право пользования жилым помещением (выселения), снятии с регистрационного учета, о взыскании задолженности по кредитным договорам.

При удовлетворении исков о признании граждан утратившими право проживания на спорной жилой площади у территориального органа МВД России возникает обязанность снять ответчиков с регистрационного учета в силу подпункта «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.

Вместе с тем по делам указанной категории ГУ МВД России по Свердловской области не является участником спорных материальных правоотношений, права и обязанности регистрационного органа решениями суда не затрагиваются, сам по себе материально-правовой интерес в том или ином результате дела у ГУ МВД России по Свердловской области отсутствует.

Правовым управлением подготовлена и направлена Председателю Свердловского областного суда информация с предложением о рассмотрении вопроса подготовки разъяснения районным судам, действующим на территории Свердловской области, об исключении из числа участников процесса на стадии подготовки дела к судебному разбирательству согласно положениям пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня

2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» ГУ МВД России по Свердловской области, привлекаемого в качестве третьего лица по данной категории исков (исх. № 19/1647 от 05.10.2017).

Согласно информации, поступившей из Свердловского областного суда, вопрос о необходимости привлечения ГУ МВД России по Свердловской области к
 

 

участию в гражданских делах данной категории является актуальным, и в настоящее время проводится обобщение судебной практики, но, вместе с тем, определение субъектного состава участвующих в деле лиц относится к исключительной компетенции суда, рассматривающего дело.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции по работе с модулем «Иск» сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России, утвержденной приказом МВД России от 25 августа 2017 г. № 680, в модуле «Иск» учитываются судебные документы, а также судебные повестки, судебные акты и иные документы, рассматриваемые в рамках судопроизводства, и подлежат вводу в графическом или текстовом формате согласно Руководству пользователя модуля «Иск».

Учитывая, что Инструкция по работе с модулем «Иск» не содержит исключений по объектам учета судебных документов, значительное количество служебного времени юрисконсульта занимает введение в модуль «Иск» информации по искам, по которым территориальные органы привлекались районными судами, качестве третьего лица (о признании утратившими право пользования жилым помещением (выселения), снятии с регистрационного учета, о взыскании задолженности по кредитным договорам).

Ответ (позиция УПИ ДПД МВД России)

В модуль «Иск» СОДПП ИСОД МВД России вносится информация, которая учитывается в соответствии с требованиями приказов МВД России от 16 мая 2016 г. № 250 «О совершенствовании статистической отчетности о состоянии правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 28 декабря 2012 г. № 1147 «Вопросы правоприменительной практики», а также статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

53. Вопрос МВД России по Республике Ингушетия

В связи с увеличением штатной численности правового отдела МВД по Республике Ингушетия, а также переходом подразделений Министерства на электронную форму документооборота через СЭД ИСОД МВД России, имеется недостаток в компьютерной технике (4 рабочих станции). Кроме того, вводимое МВД России в эксплуатацию программное обеспечение по умолчанию настроено на работу с широкоформатными мониторами (диагональ 21 дюйм и выше, соотношение сторон 16:9), операционной системой Windows 7 или выше. Требования к использованию программного обеспечения СОДПП ИСОД МВД России аналогичные вышеуказанным. В частности, для приложений «Правовая экспертиза», «Антикоррупционная экспертиза», «Конструктор НПА» требуется соответствующая вычислительная мощность процессора рабочей станции, о чем указывается в информационном окне при инсталляции данных приложений.

В настоящее время в правовом отделе МВД по Республике Ингушетия заявленным требованиям соответствуют только 5 рабочих станций, остальные компьютеры (2007-2009 г. в.) работают на платформе Windows ХР и относятся к категории морально устаревших.
 

Ответ (позиция УПИ ДПД МВД России)

Обновление парка СВТ (средств вычислительной техники) производится в соответствии с приказом МВД России от 28.08.2017 № 675 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая

2010 г. № 365». Согласно приказу подразделениями оформляются заявки на формирование и финансирование (корректировку) мероприятий по информатизации, которые направляются в Департамент информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - ДИТСиЗИ МВД России).

В рамках реализации плана информатизации осуществляются поставки в регионы, в том числе на СВТ с доступом в ИСОД МВД России. Подключение к ИСОД МВД России проводится на основании приказа МВД России от

10.04.2015 № 016 «Вопросы организации эксплуатации единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России».

В соответствии с пунктами 4 и 5 приказа МВД России от 23 декабря 2016 г. № 888 «Вопросы организации работы сервиса обеспечения

деятельности правовых подразделений системы МВД России» обеспечение внедрения СОДПП на программно-технических средствах центра обработки данных ИСОД МВД России возложено на ДИТСиЗИ МВД России совместно с ДПД МВД России.

Кроме того ДИТСиЗИ МВД России должен ежегодно предусматривать ассигнования на сопровождение СОДПП в пределах объема средств, выделенных на техническое обслуживание ИСОД МВД России.

В настоящее время проводятся мероприятия по модернизации СОДПП ИСОД МВД России, в число которых входит обновление модуля «Антикоррупционная экспертиза».

Программное обеспечение модулей «Антикоррупционная экспертиза» и «Правовая экспертиза» позволяет настроить наборы правил для подготовки проектов правовых актов в территориальных органах МВД России.

2. Для включения в сборник «Методические материалы по правовой работе и иным вопросам правового обеспечения деятельности территориальных органов МВД России» рекомендуем следующие материалы:

- Методические рекомендации о порядке осуществления мониторинга правоприменения в ГУ МВД России по Краснодарскому краю и территориальных органах МВД России на районном уровне Краснодарского края;

- Методические рекомендации о порядке работы с модулем «Мониторинг» сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России (ГУ МВД России по Кемеровской области);

- Методические рекомендации по проведению мониторинга правоприменения в УМВД России по Калужской области;

- Раздел III «Правовая пропаганда» Методических рекомендаций по информационно-правовой деятельности УМВД России по Калужской области.
 

 

 

 

54. Вопрос УМВД России по Тамбовской области

Несмотря на то, что информационно-правовая деятельность и информатизация (компьютеризация) различные понятия с различными целями, они имеют смежные стороны. В случае неудовлетворительного состояния одной из них, эффективность и результативность другого становятся на порядок ниже.

Так, неудовлетворительное состояние компьютерного парка в отдельных, в том числе и правовых подразделениях территориальных органов, приводит к невозможности реализации информационного потенциала программного обеспечения, направленного на решение служебных задач, в силу устаревших компьютерных комплектующих, (монитор, МФУ, сканер, отсутствие веб-камер).

Немаловажным моментом является тот факт, что при наличии АРМ, нет технической возможности доступа к информационным ресурсам посредством удаленного доступа (через сетевую инфраструктуру).

Подтверждением вышеуказанного является то обстоятельство, что даже в крупных городских образованиях, в местах с удаленным расположением от основного места расположения органа внутренних дел, отсутствует соответствующий сетевой доступ.

Прямым критерием является эффективность работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений.

Так модуль «Антикоррупционная экспертиза» направлен на выявление коррупционных факторов в проектах НПА и в непосредственно изготовленных НПА. К сожалению, программный потенциал модуля не обеспечивает полноту выявления искомых факторов коррупциогенности, а, наоборот, в ряде ситуаций без учета контекста содержимого в проверяемом документе указывает на наличие таковых факторов.

Схожая проблема имеется и в смежном модуле «Правовая экспертиза».

Кроме того, сам СОДПП требует активного увеличения всестороннего технических информационных банков, которые он в себе содержит при эксплуатации модулей.

А именно, эксплуатация сервиса на региональном уровне в своем качественном значении стремится к минимуму, в силу того, что по своему наполнению банки-источники ориентированы на центральный аппарат МВД России.

В перспективе для правовых подразделений МВД России хотелось бы наиболее полной интеграции в СОДПП всех имеющихся и разрабатываемых на перспективу программных комплексов правового назначения

Ответ (позиция УПИ ДПД МВД России)

Обновление парка СВТ (средств вычислительной техники) производится в соответствии с приказом МВД России от 28.08.2017 № 675 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 365». Согласно приказу подразделениями оформляются заявки на формирование и финансирование (корректировку) мероприятий по информатизации, которые направляются в Департамент информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее -ДИТСиЗИ МВД России).
 

В рамках реализации плана информатизации осуществляются поставки в регионы, в том числе на СВТ с доступом в ИСОД МВД России. Подключение к ИСОД МВД России проводится на основании приказа МВД России от 10.04.2015 № 016 «Вопросы организации эксплуатации единой системы информационноаналитического обеспечения деятельности МВД России».

В соответствии с пунктами 4 и 5 приказа МВД России от 23 декабря 2016 г. № 888 «Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России» обеспечение внедрения СОДПП на программно-технических средствах центра обработки данных ИСОД МВД России возложено на ДИТСиЗИ МВД России совместно с ДПД МВД России.

Кроме того ДИТСиЗИ МВД России должен ежегодно предусматривать ассигнования на сопровождение СОДПП в пределах объема средств, выделенных на техническое обслуживание ИСОД МВД России.

В настоящее время проводятся мероприятия по модернизации СОДПП ИСОД МВД России, в число которых входит обновление модуля «Антикоррупционная экспертиза».

Программное обеспечение модулей «Антикоррупционная экспертиза» и «Правовая экспертиза» позволяет настроить наборы правил для подготовки проектов правовых актов в территориальных органах МВД России.

55. Вопрос УМВД России по Пензенской области

В СТРАС «Юрист» в разделе «Юридические консультации» размещен ответ СПУ ДПД МВД России по вопросу установления неполного рабочего дня сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, согласно которому статья 93 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой определена возможность установления неполного рабочего дня (смены) одному из родителей (опекуну, попечителю), имеющего ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет), в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации применена быть не может.

Учитывая изложенную позицию МВД России возможно ли и необходимо ли отменить ранее изданные приказы об установлении неполного рабочего дня женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет?

Ответ (позиция УПИ ДПД МВД России)

Согласно пункту 5 Инструкции по формированию и использованию автоматизированной информационно-поисковой системы «Юридические консультации» и наполнению рубрики «Часто задаваемые вопросы», утвержденной приказом МВД России от 25 августа 2017 г. № 680 (приложение № 8), материалы консультационного характера по правовым вопросам, размещенные в банке данных АИПС «Юридические консультации» и рубрике «Часто задаваемые вопросы», имеют статус официальной позиции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..