МВД. Вопросы и ответы (сборник, 2018 год) - часть 2

 

  Главная      Книги - Разные     МВД. Вопросы и ответы (сборник, 2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

 

МВД. Вопросы и ответы (сборник, 2018 год) - часть 2

 

 

 

II. Вопросы обеспечения социальных гарантий



19. Вопрос УМВД России по Липецкой области


Нормы действующего в настоящее время приказа МВД России от 08.11.2006 № 895 «Об утверждении Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России» во многом не соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе нормам Закона № 247-ФЗ. Указанный приказ нуждается в значительной корректировке.

Возникают определенные правовые проблемы при заключении МВД России государственных контрактов (договоров) об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел РФ.

В частности, до недавнего времени существовала неопределенность в вопросе о возможности заключения указанных контрактов (договоров) без процедур торгов (закупка у единственного исполнителя).

Верховный суд РФ своим определением от 23 ноября 2017 г. № 309-КГ17-12269 подтвердил правомерность заключения государственных контрактов (договоров) об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел РФ в организациях государственной системы здравоохранения без проведения процедур торгов у единственного поставщика. Судом отказано в передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ кассационной жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - антимонопольный орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.11.2016 по делу А71-12321/2016, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 18.05.2017 по тому же делу.

Хотя вышеуказанные судебные акты касаются конкретного спора, возникшего между антимонопольным органом и Министерством внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике, они имеют важное значение для системы МВД России в целом.

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

Порядок оказания сотрудникам медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, а также порядок возмещения расходов за оказанную медицинскую помощь определен постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторнокурортного обеспечения».

Согласно п. 2 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения

 

 

расходов указанным организациям, утвержденных названным постановлением, расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне (далее - орган), где проходят службу (проживают) сотрудники, по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией.

Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) определен закрытый перечень товаров, работ и услуг, на которые не распространяется действие Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, Закон № 44-ФЗ распространяется на правоотношения, возникающие при заключении государственных контрактов об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел и возмещении соответствующих расходов.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации, заказчиком может осуществляться закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определена структура государственной системы здравоохранения.

С учетом изложенного следует, что предусмотрена возможность заключения органом контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на оказание медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел с государственным учреждением здравоохранения.

При этом орган вправе осуществить закупку конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участие в котором могут принять не только государственные учреждения здравоохранения, но и муниципальные.

Данная позиция отражена в разъяснениях, данных Министерством экономического развития Российской Федерации (письма от 28 января 2015 г. № ОГ-Д28-1611, от 11 февраля 2015 г. № Д28и-306, от 16 декабря 2015 г. № Д28и-3796).

Статьей 45 Закона «О полиции», статьей 11 Закона № 247-ФЗ, сотрудникам органов внутренних дел гарантировано беспрепятственное и бесплатное оказание медицинской помощи во всех организациях государственной или муниципальной
 

 

системы здравоохранения при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций системы МВД России, либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования.

Порядок оказания сотрудникам медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, а также порядок возмещения расходов за оказанную медицинскую помощь определен постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1232 «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членам их семей медицинской помощи и их санаторнокурортного обеспечения».

Согласно п. 2 Правил оказания медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, и возмещения расходов указанным организациям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1232, расходы на оказание медицинской помощи сотрудникам возмещаются медицинским организациям территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, где проходят службу (проживают) сотрудники (далее - орган), по тарифам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (в медицинской организации) на момент оказания медицинской помощи, в соответствии с договором, заключенным между органом и медицинской организацией.

При этом, по мнению ФАС России, а также Минэкономразвития России, выраженному, в частности, в письме от 30.04.2014 № Д28и-609, на правоотношения по оказанию медицинской помощи сотрудникам распространяются требования Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Также согласно письму Минэкономразвития России от 30.04.2014 № Д28и-609 МВД России вправе заключать государственные контракты на оказание медицинских услуг без проведения процедур торгов с учреждениями государственной системы здравоохранения как с единственным исполнителем в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

В то же время антимонопольные органы придерживались по данному вопросу иной позиции, полагая, что заказчик вправе осуществить закупку медицинской помощи (медицинских услуг) исключительно конкурентными способами.

Следует отметить, что применение конкурентных способов при заключении контрактов об оказании медицинской помощи сотрудникам сопряжено со значительными трудностями ввиду значительных временных затрат, требуемых на проведение процедур закупок, невозможности точного определения объема и видов медицинской помощи, подлежащих оказанию, а также необязательности для
 

 

организаций государственной системы здравоохранения участия в процедурах закупок. Указанные обстоятельства негативно сказываются на качестве оказания медицинской помощи сотрудникам, более того могут поставить под угрозу жизнь и здоровье сотрудника в связи с несвоевременным оказанием ему медицинской помощи в экстренных случаях.

В результате проведения внеплановых проверок по фактам заключения Министерством внутренних дел Российской Федерации по Удмуртской Республике контракта от 24.04.2016 № Ю-52 с единственным исполнителем - Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики «Республиканская офтальмологическая клиническая больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» и контракта от 19.04.2016 № Ю-51 с единственным исполнителем Бюджетным учреждением здравоохранения Удмуртской Республики «Республиканский клинический онкологический диспансер имени С.Г. Примушко Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» антимонопольным органом в действиях заказчика установлено наличие нарушений пункта 6 части 1 статьи http://www.udmurtiya.arbitr.ru/93 Закона № 44-ФЗ. По мнению

антимонопольного органа, все медицинские организации государственной системы здравоохранения Удмуртской Республики имеют равные права и при прочих равных условиях могут оказывать соответствующие услуги сотрудникам полиции.

Министерство внутренних дел по Удмуртской Республике с указанными доводами не согласилось. Обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к антимонопольному органу о признании незаконными актов от

29.06.2016 № 61, № 62 по результатам внеплановой камеральной (документарной) проверки соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Удовлетворяя заявление Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, суд первой инстанции исходил из следующих обстоятельств.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в отношении закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 45 Закона «О полиции», статьей 11 Закона № 247-ФЗ установлено наличие исключительных полномочий по оказанию медицинских услуг сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации только медицинскими организациями Министерства внутренних дел Российской Федерации либо при их отсутствии - организациями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

При этом из смысла п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не следует, что в соответствующих нормативных правовых актах должны быть указаны
конкретные медицинские организации в целях возложения на них исключительных полномочий по оказанию медицинской помощи.

Доказательств того, что иные медицинские учреждения имеют возможность оказать весь спектр медицинских услуг на территории города Ижевска необходимых заказчику (Министерству) суду не представлено.

Таким образом, суд пришел к выводу об отсутствии нарушений в действиях Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, признал незаконными, несоответствующими Закону № 44-ФЗ акты от 29.06.2016 №№ 61, 62, принятые антимонопольным органом в отношении Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике.

Решение суда первой инстанции было обжаловано антимонопольным органом в апелляционном и кассационном порядке, однако вышестоящие суды подтвердили правомерность судебного решения, вынесенного Арбитражным судом Удмуртской Республики.

Хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что в возникшем споре Верховным судом РФ поддержана позиция МВД России, законодательство Российской Федерации в этом вопросе нуждается в корректировке. Представляется целесообразным дополнение части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ самостоятельными положениями, позволяющими МВД России без процедур торгов заключать государственные контракты (договоры) об оказании медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел РФ.

20. Вопрос УМВД России по Липецкой области

Одной из важнейших социальных гарантий сотрудникам органов внутренних дел является медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение. Между тем и в этой сфере деятельности имеются серьезные проблемы, связанные как с несовершенством законодательства, регулирующего данные правоотношения, так и с недостаточной информированностью сотрудников.

Так, например, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» с 1 января 2011 года военнослужащие и приравненные к ним в организации оказания медицинской помощи лица, в том числе сотрудники органов внутренних дел не относятся к субъектам обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), в связи с чем полис ОМС им не выдается, а использование полисов ОМС, выданных ранее, является неправомерным.

Вместе с тем значительное число сотрудником не обладают информацией о данном изменении в законодательстве и продолжают получать медицинскую помощь в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по полису ОМС. В итоге их действия расцениваются как причинение имущественного вреда и квалифицируются по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 159.5 УК РФ (Мошенничество в сфере страхования).

Подробнее остановимся на проблемах в законодательстве, в области медицинского и санаторно-курортного обслуживания сотрудников.
 

 

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 268-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу абзаца одиннадцатого части второй статьи 16 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В соответствии с нормативными предписаниями пункта 7 статьи 2 данного Федерального закона лица, поступающие на военную службу (за исключением военной службы по призыву) или приравненную к ней службу, а также проходящие военную или приравненную к ней службу обязаны сдать имеющийся у них полис обязательного медицинского страхования (далее - полис ОМС) или сообщить о его утрате путем подачи соответствующего заявления в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд лично или через своего представителя.

Сроки сдачи полисов ОМС Федеральным законом прямо не определены.

При этом в силу нормативных предписаний пункта 7 статьи 2 названного Федерального закона контроль за выполнением требований Федерального закона будет осуществляться в рамках информационного взаимодействия.

Письмом МВД России от 19 февраля 2018 года (исх. № 1/1763) до руководителей подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном и региональном уровнях и иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России доведена информация о необходимости организации информационной работы среди личного состава по разъяснению положений законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья и в сфере обязательного медицинского страхования в части использования полисов ОМС.

21. Вопрос УМВД России по Липецкой области

Представляется целесообразным внесение изменений в часть 2 статьи 45 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон «О полиции»), а также в часть 1 и часть 7 статьи 11 Закона № 247-ФЗ, в части, касающейся права сотрудников органов внутренних дел, а также иных лиц на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (уточнения видов материалов зубных протезов, относящихся к дорогостоящим).

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона «О полиции» сотрудник полиции имеет право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Аналогичные нормы содержатся в части 1 и части 7 статьи 11 Закона № 247-ФЗ.

При этом перечень материалов зубных протезов, относящихся к дорогостоящим, на уровне федерального законодательства в настоящее время не определен.
 

В то же время, на уровне регионального законодательства к дорогостоящим материалам относят, как правило, металлокерамику и искусственные имплантаты. Подобные нормы содержатся, в частности, в Законе Московской области от 23.03.2006 № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», Законе Липецкой области от 02.12.2004 № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области».

Учитывая изложенное, в целях уточнения видов материалов зубных протезов, относящихся к дорогостоящим, необходимо в части 2 статьи 45 Закона «О полиции», части 1 и части 7 статьи 11 Закона № 247-ФЗ слова «(за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов)» заменить словами «(за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, других дорогостоящих материалов и искусственных имплантатов)».

Внесение указанных изменений позволит исключить неоднозначное толкование понятия «дорогостоящие материалы», сократить число исков, предъявляемых к органам и подразделениям системы МВД России, по вопросам, связанным с изготовлением и ремонтом зубных протезов.

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

Определение перечня материалов зубных протезов, относящихся к дорогостоящим не затрагивает предмет правового регулирования федеральных законов от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Понятие «драгоценные металлы» содержится в Федеральном законе от 26 марта 1998 г. N° 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

К драгоценным металлам отнесены золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).

22. Вопрос УМВД России по Липецкой области

Нормы действующего в настоящее время приказа МВД России от 08.11.2006 № 895 «Об утверждении Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России» во многом не соответствуют нормам действующего законодательства, в том числе нормам Закона № 247-ФЗ. Указанный приказ нуждается в значительной корректировке.

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

МВД России во исполнение пункта 6 Плана-графика подготовки актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере
 

 

миграции», а также в рамках реализации частей 9 и 12 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 16 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разработан проект приказа «Об отдельных вопросах медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также членов их семей и лиц, находящихся на их иждивении, в медицинских организациях системы МВД России» (далее - проект приказа).

Согласно письму Аппарата Правительства Российской Федерации от

31 марта 2017 г. № П4-16963 издание названного приказа МВД России продлено в связи с тем, что это возможно сделать только после издания постановления Правительства Российской Федерации «О порядке оказания сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, отдельным категориям граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, медицинской помощи и их санаторно-курортного обеспечения».

23. Вопрос УМВД России по Тульской области

В акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности УМВД России по Тульской области от 26 апреля 2018 г., проведенной КРУ МВД России поставлен вопрос о правильности исчисления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 1.1 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудников органов внутренних дел российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 247-ФЗ). В период проведения ревизии ревизором представлено разъяснение ФЭД МВД России, адресованное начальнику УМВД России по Орловской области (исх. № 31/9-2433 от 13.03.2018), в котором отмечено, что нормативными правовыми актами, регулирующими выплату данной ежемесячной денежной компенсации, не предусмотрено при определении ее размера вычитать пенсию по случаю потери кормильца с учетом надбавок и повышений. Принятие решения о вычете размера пенсии с учетом надбавок и повышений будет носить неоправданно расширительное толкование правовых норм при их применении, ограничивающее объем социальных гарантий и льгот граждан.

В связи и с изложенным, УМВД России по Тульской области предписано в срок до 1 августа 2018 г. произвести выплату ежемесячной денежной компенсации членам семей погибших сотрудников в сумме 1083,9 тыс. рублей.
 

 

Ежемесячная денежная компенсация (далее - ЕДК), предусмотренная частью 1.1 статьи 12 ФЗ № 247-ФЗ, выплачивается в виде разницы между приходившейся на долю лиц, перечисленных в части 1.2. статьи 12, частью денежного довольствия, получаемого погибшим (умершим) сотрудником по состоянию на день его гибели (смерти) или получаемого умершим гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, по состоянию на день его увольнения, и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца.

Размеры пенсии по случаю потери кормильца предусмотрены статьей 36 Закона, денежное довольствие для исчисления пенсий статьей 43. Вместе с тем, статьями 38, 45 Закона определены надбавки к пенсии по случаю потери кормильца и повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров.

Закон не содержит понятий основного размера пенсии и дополнительных выплат к пенсии. Вместе с тем, имеющаяся судебная практика свидетельствует

о том, что при определении размера ЕДК учитывается пенсия по случаю потери кормильца с учетом надбавок и повышений, поскольку надбавки и повышения, назначаемые в соответствии с требованиями указанного Закона, составляют пенсию по случаю потери кормильца, и определенные условия их назначения не свидетельствуют о том, что повышения и надбавки отдельны от понятия «пенсия по случаю потери кормильца» (Апелляционное определение Воронежского областного суда от 11.01.2017 по делу № 33-49).

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

Согласно позиции ФЭД МВД России1 частью 11 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо смерти гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел, наступившей вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, членам семьи ежемесячно выплачивается денежная компенсация.

Размеры пенсии по случаю потери кормильца определены статьей 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовноисполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон о пенсионном обеспечении).

Членами семей, являющимися инвалидами I группы, достигшим 80-летнего возраста, детям-инвалидам, инвалидам с детства I и II групп, а также потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери, статьей 38
 

1 Ответ ФЭД МВД России на запрос УМВД России по Тульской области направлен письмом (исх. № 31/9-7593 от 17.07.2018).
 

 

 

 

 

Закона о пенсионном обеспечении установлены надбавки к пенсии по случаю потери кормильца.

Кроме того, статьей 45 Закона о пенсионном обеспечении некоторым категориям пенсионеров (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, ряду других категорий) пенсия по случаю потери кормильца предусматривается в повышенном размере.

Законодательством Российской Федерации, регламентирующим выплату ежемесячной денежной компенсации, не предусмотрено при определении размера ежемесячной денежной компенсации вычитать пенсию по случаю потери кормильца с учетом надбавок и повышений.

В этой связи полагаем, что применение иного толкования указанных выше норм законодательства Российской Федерации, повлечет ограничение объема социальных гарантий и льгот граждан.

24. Вопрос МВД по Республике Калмыкия

В соответствии с ч. 5 статьи 11 Федерального закона от 19.07.2011 «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 247-ФЗ) граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), имеют право на медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.

При этом законодатель установил, что такая социальная гарантия не предоставляется гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел по определенным основаниям (часть 8 статьи 3).

Из анализа названной нормы следует, что критерием наличия права на медицинское обслуживание, установленное сотрудникам органов внутренних дел, является стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более и основания увольнения со службы.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранам боевых действий государством предоставлена дополнительная мера социальной поддержки в виде сохранения обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию.

Вопрос: Сохраняют ли право на медицинское обслуживание в медицинских учреждениях системы МВД России лица, уволенные по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Закона № 247-ФЗ, либо не имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), но являющиеся ветеранами боевых действий.

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» за ветеранами боевых действий сохраняется право на получение
 

 

 

медицинской помощи в медицинских организациях, к которым они были прикреплены в период работы до выхода на пенсию.

Частью 5 статьи 20 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях предусмотрено, что если сотрудники и граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел, а также члены их семей имеют право на предоставление одной и той же социальной гарантии в соответствии со статьями 1 - 12 настоящего Федерального закона, с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации по нескольким основаниям, им предоставляется социальная гарантия по одному из оснований по их выбору.

В соответствии с ранее действующим законодательством Российской Федерации (Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-I, Правила оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) членам семей отдельных категорий военнослужащих, сотрудников федеральной противопожарной службы Г осударственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, членам семей отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в федеральной противопожарной службе Г осударственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, таможенных органах Российской Федерации, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 911 (до издания постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1232) лица, уволенные за грубое нарушение служебной дисциплины, не имели права на медицинское обеспечение в медицинских организациях системы МВД России.

25. Вопрос МВД по Республике Калмыкия

Согласно части 7 статьи 11 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 247-ФЗ) за гражданином Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и ставшим инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обеспечение в медицинских организациях системы МВД России.

Следует отметить, что с изданием Закона № 247-ФЗ указанная социальная гарантия впервые предусмотрена для граждан Российской Федерации, уволенных
 

 

со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Положения части 7 статьи 11 Закона № 247-ФЗ вступили в силу согласно статье 21 Федерального закона от 19 июля 2011 № 247-ФЗ с 1 января 2012 года.

Вопрос: Возможно ли предоставление такой социальной гарантии для граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, до введения в действие Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ, поскольку иное применение указанного закона ставит их в неравное положение с лицами, уволенными со службы в органах внутренних дел и ставшими инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, после

1 января 2012 года.

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

Статьей 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации впервые в целях усиления социальной защищенности граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел и ставших инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, сохраняется право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, а также на лечение в ведомственных санаторно-курортных учреждениях за плату в размере 25 процентов стоимости путевки, определяемой руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Ранее такая норма была определена только для пенсионеров МВД России с выслугой в органах внутренних дел 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении.

26. Вопрос МВД по Республике Марий Эл

В МВД по Республике Марий Эл 15 ноября 2017 года на постоянно действующей комиссии по вопросам выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, рассматривался вопрос о назначении и выплате в соответствии с требованиями ч.3 ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» единовременного пособия членам семьи бывшего инспектора дорожно-патрульной
 

 

 

службы взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД МО МВД России «Волжский» старшего лейтенанта полиции в отставке Бакуркина Артема Вячеславовича, умершего в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

По факту смерти бывшего инспектора дорожно-патрульной службы взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД МО МВД России «Волжский» старшего лейтенанта полиции Бакуркина Артема Вячеславовича, умершего 10 февраля 2017 года, проведена проверка, заключение по которой утверждено 17 февраля 2017 года начальником МО МВД России «Волжский» подполковником полиции А.Р. Белунскасом.

В ходе проверки установлено следующее. 10 февраля 2017 года в ОРЛС МО МВД России «Волжский» поступил рапорт о том, что 10 февраля 2017 года около 10 часов 00 минут в дежурную часть МО МВД России «Волжский» поступило сообщение, о том, что по адресу: Республика Марий Эл, г. Волжск, ул. Комсомольский переулок, д. 1«а», скончался бывший инспектор дорожнопатрульной службы взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД МО МВД России «Волжский» старший лейтенант полиции в отставке Бакуркин Артем Вячеславович.

Согласно справке кадрового подразделения МО МВД России «Волжский» установлено, что в соответствии ч. 3 и ч. 4 ст. 43 ФЗ «О полиции» членами семьи А.В. Бакуркина, 1977 г.р., умершего в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы органах внутренних дел Российской Федерации, являются:

- отец: Бакуркин Вячеслав Владимирович, 11.07.1950г.р., паспорт: серия 8800 № 1100642, выдан 30.12.2000г. ОВД города Волжска Республики Марий Эл;

- мать: Бакуркина Лидия Алексеевна, 07.01.1952 г.р., паспорт: серия 88 00 № 100641, выдан 30.12.2000г. ОВД города Волжска Республики Марий Эл;

- супруга: Бакуркина Наталья Владмировна, 23.09.1977 г.р., паспорт: серия 88 00 № 100643, выдан 30.12.2000г. ОВД города Волжска Республики Марий Эл;

- сын: Бакуркин Артем Артемович, 05.05.2011 г.р., свидетельство о рождении I-EC №657691 от 12.05.2011г., выдано отделом ЗАГС администрации городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл Российской Федерации.

В соответствии с требованиями приказа МВД России от 18.06.2012 г. №590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам» и согласно ч.3 ст. 43 ФЗ «О полиции» члены семьи умершего А.В. Бакуркина, претендуют на получение единовременной выплаты в размере 3000000 (трех миллионов) рублей в равных долях, если смерть гражданина Российской Федерации наступила в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах
внутренних дел, исключившего возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.

Бывший инспектор дорожно-патрульной службы взвода дорожнопатрульной службы ГИБДД МО МВД России «Волжский» старший лейтенант полиции в отставке А.В. Бакуркин, 1977 года рождения, уволен 25 мая 2016 года из органов внутренних дел приказом МВД по Республике Марий Эл от 20 мая

2016 года № 294 л/с в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 82 (по состоянию здоровья) Федерального закона Российской Федерации от

30.11.2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный факт подтверждается свидетельством о болезни ВВК МСЧ МВД России по Республике Марий Эл от 08 апреля 2016 года № 489, на основании которого А.В. Бакуркину установлен диагноз: Подагра с поражением мелких суставов стоп, кистей, голеностопных суставов с частыми обострениями. Мочекаменная болезнь: самостоятельное отхождение конкрементов из

мочеточников в 2015 году, двухсторонняя пиелоэктазия без нарушения функции почек. Гипертоническая болезнь I стадии. Посттравматический артроз правого локтевого сустава без нарушения функции. Поясничный остеохондроз с незначительными нарушениями функции позвоночника - заболевание получено в период военной службы.

А.В. Бакуркин военно-врачебной комиссией МСЧ МВД России по Республике Марий Эл на основании статей 64 «б», 72 «в», 43 «в», 65 «в» графы III Расписания болезней (и ТДТ) (приложение № 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 г. № 523) признан: В - ограниченно годным к службе в органах внутренних дел. Степень ограничения - 4. Не годен к службе в должности инспектора дорожно-патрульной службы взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД МО МВД России «Волжский» по 1 группе предназначения.

Согласно заключению ВВК МСЧ МВД России по Республике Марий Эл от 10мая 2017 года №660 заболевание А.В. Бакуркина, 10.01.1977 г.р., старшего лейтенанта полиции в отставке, бывшего инспектора дорожно-патрульной службы взвода дорожно-патрульной службы ГИБДД МО МВД России «Волжский, приведшее к смерти 10.02.2017 г.: «Ишемическая болезнь сердца:

нестенозирующий атеросклероз, мелкоочаговый кардиосклероз. Острая сердечно -сосудистая недостаточность. Отек легких. Левосторонний гидроторакс. Заболевание получено в период военной службы».

Судебно-химическое исследование крови и мочи трупа А.В. Бакуркина показало наличие этилового спирта в концентрации: в крови - 0,75%о, в моче -1,85%о.

Таким образом, смерть А.В. Бакуркина наступила в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, не исключавшего возможности дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.

Согласно справке УРЛС МВД по Республике Марий Эл от 25 мая 2016 г. №4/180 по состоянию на 25 мая 2016 года (на момент увольнения Бакуркина А.В.) вакантных должностей в органах и подразделениях системы МВД по Республике
 

Марий Эл по 4 группе предназначения, соответствующих состоянию здоровья Бакуркина А.В., не имелось.

Решением постоянно действующей комиссии МВД по Республике Марий Эл по вопросам выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, от 15 ноября 2017 года было отказано в выплате указанного единовременного пособия членам семьи умершего сотрудника. Соответствующая информация до членов семьи доведена в установленном порядке. В суд члены семьи Бакуркина А.В. не обращались.

В связи с тем, что ранее, до принятия Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 1 марта 2017 г. №3-П, на постоянно действующей комиссии МВД по Республике Марий Эл не рассматривались вопросы о предоставлении названного выше единовременного пособия членам семьи сотрудников, которые уволены со службы по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе, но признаны годными к службе на должностях, отнесенных к 4 группе предназначения, и умерли в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, принято решение обратиться в ДПД МВД России по данному вопросу.

При этом обращаю Ваше внимание на то, что предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 1 марта 2017г. №3-П) являлись положения ч.5 ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции». Оценка нормам права, изложенным в ч.3 ст.43 Федерального закона от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции», Конституционным Судом Российской Федерации не давалась.

На основании изложенного, прошу разъяснить, имеются ли правовые основания для назначения и выплаты членам семьи А.В. Бакуркина единовременного пособия, указанного в ч.3 ст.43 Федерального закона от

07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции».

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

В соответствии с частью 3 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) предусмотрено, что членам семьи сотрудника полиции и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции.
 

 

Одним из оснований для назначения единовременного пособия является исключение возможности дальнейшего прохождения службы в связи с военной травмой или заболеванием, полученным в период прохождения службы.

Заключением ВВК при увольнении со службы А.В. Бакуркин, проходивший службу на должности, отнесенной к 1 группе предназначения, признан ограниченно годным к службе вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы, степень ограничения 4.

Приказом МВД России по Республике Марий Эл от 20 мая 2016 г. № 294 л/с А.В. Бакуркин уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе) по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе.

Заключением ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Марий Эл» от 10 мая 2017 г. № 660 установлено, что причиной смерти А.В. Бакуркина в течение одного года после увольнения со службы явилось заболевание, полученное в период прохождения службы и исключившее возможность дальнейшего прохождения службы.

Согласно справке УРЛС МВД по Республике Марий Эл от 25 мая 2016 г. № 4/180 на момент увольнения А.В. Бакуркина вакантных должностей, подходящих ему по состоянию здоровья, не имелось.

Учитывая изложенное, оснований для отказа членам семьи А.В. Бакуркина в назначении выплаты единовременного пособия, предусмотренного частью 3 статьи 43 Закона о полиции, не имеется.

При этом в соответствии с пунктом 9 Инструкции осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012 г. № 590 (далее - Инструкция, зарегистрирована в Минюсте России 3 августа 2012 года, регистрационный номер № 25097), принятие решения об осуществлении выплат в возмещение вреда возложено на соответствующие комиссии по вопросам выплат.

В силу положений подпункта 7.2 Положения о Центральной комиссии МВД России по вопросам выплат пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имуществу вреда отнесено оказание консультативной и методической помощи постоянно действующим комиссиям органов внутренних дел, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления возложенных на МВД России полномочий, по вопросам выплат пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имуществу вреда.

В этой связи соответствующей комиссии МВД по Республике Марий Эл по вопросам выплат пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение
 

причиненного имуществу вреда для разрешения спорных ситуаций необходимо обращаться за оказанием консультативной помощи в Центральную комиссию МВД России по вопросам выплат пособий, денежных компенсаций и сумм в возмещение причиненного имуществу вреда.

Позиция ДПД МВД России направлена в МВД по Республике Марий Эл (исх. № 25/17343 от 11.07.2018).

 

27. Вопрос УМВД России по Ульяновской области

Отношения, связанные с обеспечением денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел, урегулированы Федеральным законом от

30 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях).

В соответствии с частью 10 статьи 2 Закона о социальных гарантиях ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия службы устанавливается в размере до 100 процентов должностного оклада. Порядок выплаты и предельные размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в зависимости от условий службы и характера выполняемых задач определяются Правительством Российской Федерации. Конкретные размеры указанной ежемесячной надбавки определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Перечень особых условий службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 1021 (далее -Перечень).

Перечень должностей сотрудников, при замещении которых выплачивается надбавка, и размеры надбавки по этим должностям в установленных пределах определен приказом МВД России от 25 июля 2017 г. № 522 (далее - перечень должностей) применительно к функциям и задачам, выполняемым соответствующими подразделениями, в которых проходят службу сотрудники.

Согласно пункту 12 перечня должностей надбавка устанавливается сотрудникам, замещающим штатные должности, связанные с работой с закрепленной служебной собакой (щенком), в: кинологических подразделениях; строевых подразделениях полиции; изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке (кроме штатных должностей, указанных в пункте 23 настоящего Перечня) - 20 процентов должностного оклада.

Ранее действующим Наставлением по организации деятельности кинологических подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 23 апреля 2015 года № 476дсп было определено, что специалист-кинолог - это сотрудник органов внутренних дел,
 

прошедший профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки и непосредственно осуществляющий применение, дрессировку и тренировку закрепленной за ним служебной собаки, щенка в оперативнослужебной деятельности согласно должностному регламенту (должностной инструкции), в том числе выращивание и воспитание служебных собак, щенков.

Однако приказ МВД России от 25 августа 2017 г. № 676дсп такого понятия не содержит.

Анализ вышеприведенных нормативных правовых актов позволяет прийти к выводу о том, что надбавка за особые условия, применительно к кинологическим подразделениям, назначается сотрудникам, замещающим штатные должности, связанные с применением и закреплением собак.

При этом ранее действующим приказом МВД России от 19 декабря 2011 г. № 1259 аналогичная надбавка устанавливалась сотрудникам, замещающим штатные должности в строевых подразделениях полиции, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, в кинологических подразделениях, связанные с применением служебных собак, в размере 20 процентов должностного оклада.

Изменение нормативных положений не позволяет определить порядок установления (прекращения) надбавки в период отпуска, служебной командировки, временной нетрудоспособности сотрудника, за которым закреплена служебная собака.

Проведенной ревизией финансово-хозяйственной деятельности кинологического подразделения УМВД России по Ульяновской области как нарушение указано на факт переплаты денежного довольствия полицейским-кинологам по установлению и выплате надбавки в период их отсутствия по уважительным причинам (отпуск, временная нетрудоспособность, командировка). При этом контрольно-ревизионным подразделением не принято во внимание, что служебная собака закреплена за сотрудником приказом, замещаемая сотрудником должность предусмотрена штатным расписанием, применение служебной собаки предусмотрено должностной инструкцией.

В целях недопущения нарушений финансовой дисциплины полагаю целесообразным обсуждение данного вопроса в рамках совещания-семинара с руководителями правовых подразделений.

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

Согласно пункту 12 Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых выплачивается ежемесячная надбавка за особые условия службы, и размеров надбавки по этим должностям, утвержденного приказом МВД России от 25 июля 2012 г, № 522 надбавка за особые условия службы выплачивается сотрудникам, замещающим штатные должности в кинологических подразделениях, связанные с работой с закрепленной служебной собакой (щенком).

Связь такой деятельности обусловлена наличием соответствующих функций в должностной инструкции (регламенте), а также закреплением за сотрудником служебной собаки (щенка).
Иных условий выплаты надбавки вышеуказанными нормативами не предусмотрено.

Согласно пунктам 74 и 85 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65 (далее - порядок) денежное довольствие за время отпусков (оплачиваемых), временной нетрудоспособности выплачивается в размере из установленных на день убытия в отпуск (ко дню освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью) оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат.

Положения пункта 75 порядка применяются в случае изменения размера (не оснований для установления) денежного довольствия в период нахождения сотрудника в отпуске, например в случае индексации окладов.

В соответствии с пунктом 110 Порядка и условий командирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России 14 февраля 2017 г. № 65, при направлении сотрудника в служебную командировку ему гарантируется сохранение замещаемой должности и денежного содержания.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм сотрудникам кинологических подразделений установленная надбавка за особые условия службы за работу с закрепленной служебной собакой (щенком) сохраняется и выплачивается в составе денежного довольствия (содержания) в период нахождения такого сотрудника в оплачиваемом отпуске, командировке и освобождения от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью.

Указанная позиция соответствует представленной в ДПД МВД России позиции ФЭД МВД России (исх. N° 31/3-8721 от 14.08.2018).

28. Вопрос УМВД России по Ульяновской области

Согласно ч. 1 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТКРФ) минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Федеральным законом от 7 марта 2018 г. № 41-ФЗ внесены изменения в часть первую статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «Оминимальном размере оплаты труда», с 1 мая 2018 года на всей территории Российской Федерации установлен минимальный размер оплаты труда (далее также - МРОТ) в сумме 11163 рублей в месяц.

В силу ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При неполной выплате в установленный срок заработной платы, причитающейся работнику, работодатель несет ответственность согласно ст. 236 ТК РФ и ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
 

Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц -от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со статьей 60.2 ТК РФ поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания и увеличения объема работ.

Правила оплаты труда при расширении зон обслуживания и увеличении объема работ установлены статьей 151 ТК РФ. В соответствии с данной статьей при расширении зон обслуживания и увеличении объема работы работнику производится доплата, размер которой устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы. При этом необходимым условием является наличие в штатном расписании соответствующей вакантной должности, за счет частичного занятия которой происходит расширение зоны обслуживания.

В рассматриваемом случае полная ставка работника должна быть не меньше МРОТ, который устанавливается в соответствии со статьей 133 ТК РФ, то есть месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ. В случае если работник отработал больший объем времени по сравнению с нормативным, за время, отработанное сверх нормы, ему полагается начислить заработную плату исходя из отработанного им времени. Такая доплата также должна рассчитываться с учетом МРОТ, но пропорционально отработанному времени при выполнении дополнительного объема работ сверх ставки.

Размеры окладов (должностных окладов, тарифных ставок), условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, порядок формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала подразделений системы МВД России регламентированы приказом МВД России от 27 августа 2008 г. № 751 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (зарегистрирован в Минюсте России 08.10.2008 № 12427). При установлении работникам выплат компенсационного и стимулирующего характера следует принимать во внимание положения статьи 132 ТК РФ, согласно которой заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда. Таким
 

образом, доплачивая отдельным работникам заработную плату до МРОТ, следует избегать уравнивания доходов работников, выполняющих более сложную и квалифицированную работу, с отличающимися условиями труда.

В соответствии с пунктом 4 приложения № 5 к вышеназванному приказу МВД России руководители учреждений при необходимости вправе перераспределять средства фондов оплаты труда гражданского персонала по согласованию с вышестоящим распорядителем бюджетных средств, с учетом безусловного обеспечения выплат компенсационного характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ведомственными нормативными правовыми актами, регулирующими размеры и порядок выплаты заработной платы работникам органов внутренних дел, вопрос осуществления доплаты до уровня МРОТ не урегулирован. Вместе с тем, выплаты заработной платы ниже уровня МРОТ нарушает права работников и влечет наступление ответственности работодателя.

В целях недопущения нарушения требований действующего законодательства и наступления юридической ответственности соответствующих должностных лиц по начислению работникам заработной платы (с учетом выплат компенсационного и стимулирующего характера) менее размера МРОТ полагаю целесообразным обсуждение данного вопроса в рамках совещания-семинара с руководителями правовых подразделений.

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

Согласно позиции ФЭД МВД России Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее - Закон № 82) минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) с 1 мая 2018 года установлен в размере 11 163 рублей.

Оплата труда гражданскому персонала системы МВД России осуществляется согласно приказу МВД России от 27 августа 2008 г. № 751 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (далее - Приказ).

В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 приложения № 4 к Приказу гражданскому персоналу ежемесячно выплачивается надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (далее -надбавка).

Надбавка устанавливается в пределах формы оплаты труда гражданского персонала приказом руководителя подразделения с указанием конкретного размера на определенный период (не более чем на год) и максимальными размерами не ограничивается.

При необходимости руководитель вправе принимать решение в отношении работников об изменении надбавки до истечения периода на который она установлена. Доведение размера оплаты труда конкретного работника до уровня МРОТ ФЭД МВД России предлагает осуществлять путем изменения надбавки в пределах фонда оплаты труда.

ФЭД МВД России совместно с ДПД МВД России ведется работа по переработке Приказа.
 

 

 

Указанная позиция соответствует представленной в ДПД МВД России позиции ФЭД МВД России (исх. N° 31/3-8721 от 14.08.2018).

29. Вопрос УМВД России по Забайкальскому краю

О возмещении пенсионерам МВД России расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно

В соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 19 июля2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, имеющему стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении),за исключением лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, и одному из членов его семьи, а также гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел и ставшему инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, выплачивается денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и обратно (один раз в год).

В целях реализации указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 30 ноября 2011 г. № 1229, которым утверждены Правила возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам органов внутренних дел, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные или оздоровительные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и членам их семей, а также проезда членов семьи и родителей погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 1 Правил гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел, имеющему стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготной исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и одному из членов его семьи, - в случае проезда в санаторно-курортную или оздоровительную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних и обратно (1 раз в год), выплачивается денежная компенсация расходов на проезд железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным транспортом.
 

Вместе с тем, при проведении КРУ МВД России ревизии финансовохозяйственной деятельности УМВДРоссии по Забайкальскому краю в 2016 году оплата проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно пенсионерам МВД России в срок, несопоставимый со сроками санаторно-курортной путевки, признана необоснованной.

Кроме того, учитывая позицию ФЭД МВД России, изложенную в ведомственном журнале «Пенсия» № 8, август 2015 года, письме ФЭД МВД России от 16 марта 2017 г. № 31/10-2328, пенсионным органом УМВД России по Забайкальскому краю с 2016 года принимаются к оплате только проездные документы, даты которых соответствуют периодам, указанным в санаторно-курортных путевках, с применением разумных сроков, предусмотренных в статье 314 ГК РФ (семидневный срок).

В этой связи УМВД России по Забайкальскому краю было отказано в возмещении расходов на проезд в санаторно-курортную организацию восьми пенсионерам МВД России, которые в дальнейшем обратились в суд.

В свою очередь, при рассмотрении судами дел о взыскании компенсации по оплате проезда в санаторно-курортную организацию в пользу пенсионеров МВД России приняты решения о правомерности возмещения расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно, ссылаясь на то, что действующим законодательством не установлены сроки, в пределах которых пенсионер МВД России должен прибыть к месту лечения и месту своего жительства. В результате чего с УМВД России по Забайкальскому краю в

2017 году взыскано по 5 искам на сумму 132 тыс. рублей (3 иска не рассмотрены). В 2018 году предъявлено еще 2 иска данной категории.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 31 января

2018 года в передаче кассационной жалобы УМВД России по Забайкальскому краю на решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 30 марта 2017 года, апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 11 июля 2017 года по делу по иску прокурора Сретенского района в интересах Касимова С.В. к УМВД России по Забайкальскому краю о взыскании компенсации по оплате проезда для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации отказано.

Учитывая сложившуюся судебную практику, а также во избежание дальнейших массовых обращений пенсионеров МВД России в суды требует проработки вопрос правомерности(до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации)отказа в возмещении пенсионерам МВД России расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию и обратно, в срок, несопоставимый со сроками санаторно-курортной путевки.

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

В соответствии с частью 10 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях), гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел,
 

 

имеющему стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Закона о социальных гарантиях, и одному из членов его семьи, а также гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в органах внутренних дел и ставшему инвалидом вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, выплачивается денежная компенсация расходов, связанных с оплатой проезда в санаторно-курортную организацию МВД России или Росгвардии и обратно (один раз в год), в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 1 Правил возмещения расходов на проезд и провоз багажа к избранному месту жительства сотрудникам органов внутренних дел, выплаты денежной компенсации расходов на проезд в санаторно-курортные или оздоровительные организации гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, и членам их семей, а также проезда членов семьи и родителей погибшего (умершего) сотрудника органов внутренних дел к месту его погребения, находящемуся за пределами территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1229 (далее - Правила), предусмотрена выплата гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, денежной компенсации транспортных расходов при проезде в санаторно-курортную организацию МВД России или Росгвардии.

Пунктом 3 Правил установлено, что выплата денежной компенсации производится в размере фактически понесенных расходов не выше стоимости проезда по прямому беспересадочному маршруту, а при отсутствии такого маршрута - с наименьшим количеством пересадок.

Законом о социальных гарантиях и Правилами не установлен срок, в течение которого гражданин уволенный со службы в органах внутренних дел, должен прибыть или убыть с места прохождения лечения.

Согласно позиции ФЭД МВД России (исх. № 31/10-11730 от 13.12.2017) право на возмещение расходов по проезду у пенсионера МВД России возникает только при следовании в санаторно-курортную организацию и обратно. При этом в Законе о социальных гарантиях отсутствует норма, предусматривающая возмещение расходов по проезду от (до) места жительства пенсионера. В этой связи, по мнению ФЭД МВД России, проездные документы должны быть сопоставимы со сроками пребывания в санаторно-курортной организации, указанными в путевке.

В этой связи в настоящее время заинтересованными подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации ведется работа по подготовке проекта постановления Правительства Российской Федерации, которым предполагается урегулировать указанный вопрос. Проектом постановления предлагается ограничить срок подачи заявления о выплате денежной компенсации

1 месяцем с даты окончания срока пребывания в санаторно-курортной организации.
 

 

Проект постановления в настоящее время направлен на внешнее согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Позиция по указанному вопросу направлена в МВД России по Республике Саха (Якутия) (исх. № 25/10143 от 08.05.2018) и в УМВД России по Мурманской области (исх. № 25/9995 от 07.05.2018).

30. Вопрос УМВД России по Камчатскому краю

Порядок выплаты пособия на погребение сотрудникам (пенсионерам МВД России), умершим за пределами Российской Федерации (возникают проблемы в связи с невозможностью получения родственниками справки о смерти формы №33, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.98г № 1274, выдаваемой органами ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти).

Судебными органами иски удовлетворяются.

Ответ (позиция СПУ ДПД МВД России)

Согласно позиции ФЭД МВД России в случае смерти пенсионера МВД России членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, в соответствии с пунктом 21 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 (далее - постановление № 941) выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером ко дню смерти.

Отношения, связанные с погребением умерших, в том числе установление гарантий по предоставлению материальной и иной помощи для погребения умершего, урегулированы Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон N° 8-ФЗ).

В соответствии с нормами Федерального закона № 8-ФЗ пособие на погребение выплачивается на основании справки о смерти формы № 33, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от

31 октября 1998 г. № 1274, выдаваемой российскими органами ЗАГС.

Согласно Федеральным законам от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» и от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее -консульские учреждения).

При осуществлении консульскими учреждениями государственной регистрации актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами Российской Федерации, они и их должностные лица наделяются таким объемом прав, обременяются обязанностями, и на них возлагается ответственность в том же объеме, что и на органы ЗАГС, находящиеся на территории Российской Федерации.

Этими учреждениями выдаются свидетельство о смерти умершего и справка о смерти для получения ритуального пособия по установленной форме.
 

Вместе с тем предоставление в Российской Федерации мер социальной поддержки по возмещению расходов на погребение родственникам умерших за пределами Российской Федерации пенсионеров органов внутренних дел Российской Федерации на основании документов о смерти, выданных не консульскими учреждениями Российской Федерации, возможно только в соответствии с международными договорами.

Однако международных договоров между Российской Федерацией и Украиной о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров органов внутренних дел Российской Федерации, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении вопроса о выплате пособия на погребение гражданина Российской Федерации норм права иностранного государства.

Если справка о смерти формы № 33, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. № 1274, не представлена, правовых оснований для выплаты пособия на погребение не имеется.

Это подтверждается судебной практикой и постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Указанная позиция соответствует представленной в ДПД МВД России позиции ФЭД МВД России (исх. № 31/3-8721 от 14.08.2018).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..