Целями отделочных работ является придание дороге эстетически приятного
вида и доведения всех дорожных инженерных сооружений до их проектного
состояния. Следует отметить, что строители лесовозных дорог не уделяют
должного внимания отделочным работам, считая их второстепен-ными и,
видимо, не понимая, что эстетически хорошо оформленная дорога — это
хорошее настроение водителей, их высокая производительность, а
доведенные до проектного состояния инженерные сооружения обусловливают
надежность и устойчивость работы дороги.
Отделочные работы включают планирование обочин, откосов насыпей, кюветов
и формирование бровки дорожного полотна. Для этого, безусловно, должны
быть убраны остатки строительных и древесных материалов. Работы
выполняют автогрейдерами, оборудованными откосниками. Обязательно должны
быть хорошо спланированы боковые резервы, убраны все перемычки, придан
поперечный уклон 20 %о в сторону от дороги, обеспечен продольный уклон
не менее 5 %о. Все это необходимо не только для эстетики, но и для
обеспечения водоотвода, так как боковые резервы выполняют роль канав. На
этих работах в зависимости от их сложности используют автогрейдер или
бульдозер.
При выполнении отделочных работ убирают строительные остатки и мусор у
мостов и труб, укрепляют конуса насыпей, красят перила и металлические
конструкции мостов, засевают травой откосы насыпей и выемок во избежание
их размыва. Для засева травы могут быть использованы гидросеялки,
например МК-14А-1 с часовой производительностью 1200 м2.
Обустройство дороги осуществляют для того, чтобы обеспечить безопасность
движения и сохранить ее эксплуатационные качества. При обустройстве
устанавливают дорожные знаки, сигнальные столбики или тумбы, сплошные
металлические, железобетонные или канатные ограждения, создают
покиломет-ровый запас дорожно-строительных материалов, оборудуют
снегозащитную полосу и строят железнодорожные переезды.
Дорожные знаки располагают на специальных присыпных бермах за пределами
обочин. Размеры, раскраску и места установки принимают в соответствии с
ГОСТ 10807—78, ГОСТ 13508—74 и ГОСТ 23457—86. Число устанавливаемых
знаков должно быть достаточным для надежного ориентирования водителей.
Километровые знаки устанавливают с правой стороны по ходу километража
(считая от пункта примыкания дороги). Покилометровый запас
дорожно-строительных материалов в объеме, предусмотренном проектом,
выкладывают равномерно в конусах на обочине дороги.
На заносимых снегом участках на полосе отвода дороги оборудуют площадки
для хранения щитов и кольев, одну площадку устраивают на 100 м
снегозащитной полосы. Снеговые щиты изготовляют размером 2X2 м из
сосновых или еловых досок сечением 18x85 мм и хранят в штабелях по 50
шт., а кольев по 100 шт. Железнодорожные переезды строят по типовым
проектам.