ЛЕСОВОЗНЫЕ АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕРЕВЬЕВ, ХЛЫСТОВ И ДЛИННОМЕРНЫХ КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2.2.

ЛЕСОВОЗНЫЕ АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ДЕРЕВЬЕВ, ХЛЫСТОВ И ДЛИННОМЕРНЫХ КРУГЛЫХ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ

В связи со значительными размерами деревьев, хлыстов и сортиментов по длине и малой плотности древесины для ее перевозки используют специальный подвижной состав и технологическое оборудование, к которым предъявляется ряд требований по наиболее полному использованию грузоподъемности и тяговых возможностей автомобилей, надежному креплению перевозимой древесины и соответствию габарита подвижного состава с грузом требованиям безопасности дорожного движения.

Наиболее распространенным для вывозки хлыстов и деревьев является автопоезд, состоящий из автомобиля-тягача и прицепа-роспуска, сопряженных по схеме рис. 2.1, в.

С целью повышения рейсовой нагрузки при перевозке хлыстов и деревьев в состав автопоезда включают седельный полуприцеп по схеме рис. 2.1,6, а для перевозки второго пакета хлыстов, еще два прицепа-роспуска по схеме рис. 2.1, г. В последнем случае автопоезд называют двухкомплектным. В качестве автомобилей-тягачей применяют серийные автомобили общепромышленного назначения МАЗ-509А, КрАЗ-255Л1,
MA3-5434, КрАЗ-6437, «Урал-43204», выпускаемые с технологи-ческим оборудованием (поворотными кониками, подкониковой рамой, ограждением кабины и тяговой балкой, приспособлением для перевозки роспуска на шасси автомобиля). К перечисленным автомобилям-тягачам Тавдинский механический завод выпускает специальные прицепы-роспуски с металлическими дышлами ГКБ-9383-011, ГКБ-9883-010, ГКБ-9383-012. Общий вид лесовозного автопоезда показан на рис. 2.2.

На вывозке деревьев и хлыстов используют также и автопоезда с автомобилями ЗИЛ-131, «Урал-375», «Урал-377»,

КамАЗ-5320, которые на местах оборудуют технологическими устройствами (кониками, ограждениями и т. д.), а также прицепами-роспусками ТМЗ-802, ГКБ-9383 (рис. 2.3) с деревянными дышлами. Основные технические данные автопоездов для вывозки деревьев и хлыстов приведены в табл. 2.1.

Перевозка прицепов-роспусков на шасси специальных лесовозных автомобилей при движении их без груза по схеме рис.

2.4 снижает износ резиновых шин прицепа-роспуска.

Существенные сложности возникают при движении автопоезда, состоящего из автомобиля и роспуска, по кривым участкам дорог. При движении по вогнутым переломам профиля дороги в вертикальной плоскости расстояние между кониками уменьшается, а при движении по выпуклым переломам — увеличивается. Поэтому пакеты хлыстов не должны иметь жесткого крепления к коникам, а переломы профиля дороги не должны превышать допустимых пределов (см. с. 104).

Движение автопоезда по кривым участкам дорог в горизонтальной плоскости (в плане) вызывает уменьшение расстояния

между кониками и смещение траектории движения колес роспуска внутрь кривой.

 

 

 

Рис. 2.2. Лесовозный автопоезд МАЗ-5434+ГКБ-9362

 

 

 

 

Рис. 2.3. Общий вид прицепа-роспуска:
1 — рама; 2 — коник; 3 — балансирная тележка; 4 — колесо; 5 — дышло

 

 

 

2.1. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

 

 

 

 

Рис. 2.4. Схема погрузки и расположения роспуска на шасси автомобиля
(МАЗ-509):
а — начало погрузки; б — процесс погрузки; в — роспуск погружен на шасси,; 1 — направляющие бейки,; 2 — замок для удержания дышла; 3—отводные ролики; 4 — лебедка; 5 — накатная плоскость; 6 — тяговый канат; 7 — дышло,; 8 — гнездо крепления дышла,; 9 — шкворень крепления тягового каната к дышлу; 10 — шкворень фиксации шарнира дышла; // —замковое устройство; 12 — балка роспуска

 

 

 

 

Рис. 2.5. Схема крестообразной сцепки:
1—тяговая балка автомобиля; 2 — зажим,; 3—канаты; 4—тяговая балка на роспуске; 5 — регулирующая рама; 6 — дышло

 

 

 

 

При значительной длине дышла и так называемой прямой сцепке, когда дышло роспуска сцепляется с крюком автомобиля без дополнительных приспособлений, смещения становятся недопустимо большими. Для достижения вписывания автопоезда в кривые участки дорог с обеспечением движения колес роспуска по следу колес автомобиля между автомобилем и роспуском устраивают крестообразную сцепку (рис. 2.5), которая включает тяговую балку на автомобиле с канатами, противоположные концы которых крестообразно охватывают тяговую балку роспуска и крепятся на его раме специальными регулировочными (натяжными) болтами.

При перевозке деревьев и хлыстов автопоездами возникает ряд задач и ограничений. Основной задачей является максимальная производительность автопоездов при перевозке древесины, т. е. наиболее полное использование их грузоподъемности и тяговых возможностей, а также минимальные расход ресурсов и потери древесины.

Выполнение этих задач осложняется габаритными ограничениями дорожного движения, а также ограничениями по распределению нагрузок от древесины на коники автомобиля и прицепа-роспуска.

Для достижения сформулированной цели с соблюдением ограничений важны правильные соотношения между размерными параметрами автопоезда, пакета деревьев или хлыстов и нагрузкой на коники автопоезда, которые можно получить из

уравнения моментов сил относительно коников автомобиля (точек 01 и 02 на рис. 2.6).

 

 

 

Рис. 2.6. Схема автопоезда к расчету расстояния между кониками

 

 

 

 

Полная загрузка коника автомобиля (R = qa) достигается

при величине расстояния между кониками, определяемом соотношением, полученным из уравнения (2.1):

 

 

 

Комплектно выпускаемые автопоезда (МАЗ-509 + + ГКБ-9383-011 и КрАЗ-255Л1 + 9383-010) оборудуются складывающимися дышлами с двумя установочными размерами между сцепными устройствами автомобиля и кониками прицепа-роспуска (9,2 и 10,2 м). У лесовозных автопоездов, формируемых в леспромхозах из автомобилей и роспусков, расстояние между кониками регулируют длиной деревянного дышла.

При вывозке хлыстов комлем вперед по дорогам общей сети с соблюдением перечисленных ограничений выполнение для 1К обоих условий (2.3) и (2.4) труднодостижимо. Обычно коники автомобиля перегружаются, а роспуски работают с недогрузкой. Более равномерная загрузка автомобиля и роспуска мо-жет быть достигнута при перевозке хлыстов вразнокомелицу — половина пакета комлем вперед, а другая — комлем назад. Лучшее распределение рейсовой нагрузки по коникам автомобиля и прицепа-роспуска — при вывозке хлыстов с большим чем 2 м свесом их вершинной части за коник роспуска, что возможно на внутренних лесовозных дорогах. При этом свес должен быть таким, чтобы просвет между вершинами хлыстов или деревьев на горизонтальном пути был не менее 0,6 м. В этом случае расстояние между сцепным устройством автомобиля и коником прицепа-роспуска автопоезда МАЗ-509+ГКБ-9383-011 должно быть 9,2 м при длине хлыстов 24.. .25 м и 10,2 при длине хлыстов 26.. .27 м; это же расстояние для автопоезда

 

2.2. РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ КОНИКАМИ АВТОМОБИЛЯ И РОСПУСКА

 

Состав автопоезда

Расстояние между кониками автомобиля и при длине хлыстов, м

роспуска

15

18

21

24

27

30

ЗИЛ-131 + ТМЗ-802

6,3

7,8

9,3

10,8

12,2

13,7

МАЗ-509А + ГКБ-9383-010

5,9

7,3

8,8

10,2

11,7

13,2

КрАЗ-255Л + ГКБ-9383-010

6,0

7,6

9,1

10,6

12,1

13,6

 

 

 

КрАЗ-255Л + ГКБ-9383-010 должно быть соответственно 9 и 10 м.

Для лесовозных автопоездов с деревянными дышлами расстояние между кониками автомобиля и роспуска следует принимать по табл. 2.2.

В состав круглых лесоматериалов входят различные сортименты (пиловочник, рудничная стойка, балансы, строительные бревна, фанерный, тарный и клепочный кряж, бревна для столбов и т. д.). В соответствии с ГОСТ 9463—88 и ГОСТ 9462—88 длина этих сортиментов может быть от 0,25 до 18 м. Сортименты длиной от 2,5 м и более принято считать длинномерными, а менее 2,5 м короткомерными. Больше всего (около 90%) в леспромхозах производят сортиментов длиной от 4 до
6,5 м. Из производимых на лесосеках и перевозимых по лесовозным дорогам сортименты такой длины составляют еще большую часть. Для перевозки круглых длинномерных сортиментов созданы специальные транспортные средства, состоящие из автомобилей и полуприцепов или прицепов, соединяемых по схеме рис. 2.1, а и б. Такие автопоезда для перевозки сортиментов, состоящие из автомобиля КамАЗ-53212 и двухосного прицепа СЭАП-8352, по схеме рис. 2.1, а созданы научно-производственным объединением «Силава» Латвийской ССР (сорти-ментовоз ОНС-6,0) с полезной нагрузкой 18,8 т, в том числе на

автомобиль 9,4 т и на прицеп 9,4 т. Автопоезд оборудован погрузочным манипулятором фирмы «Фискарс».

Конструкции автопоездов для перевозки длинномерных лесоматериалов созданы также Кавказским филиалом ЦНИИМЭ. В будущем перечисленные автопоезда для вывозки и перевозки круглых длинномерных лесоматериалов будут заменены разрабатываемым сейчас сортиментовозом на базе автомобиля и полуприцепа с установленным на нем гидроманипулятором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..