ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ И ОСНОВЫ ТЯГОВО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСЧЕТОВ

  Главная      Учебники - Лес, Деревообработка     Сухопутный транспорт леса (Алябьев, Б.А. Ильин, Б.И.) - 1990 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

2.

ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ЛЕСОВОЗНЫХ ДОРОГ И ОСНОВЫ ТЯГОВО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСЧЕТОВ

 


2.1.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ИХ ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ И ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Основное назначение лесовозных дорог —. перевозка по ним деревьев, хлыстов, круглых лесоматериалов (длинномерных и короткомерных сортиментов), щепы, корней, хвои и некондиционной древесины (отходов обломков, сучьев, стволов, вершинок). Кроме древесины, по лесовозным дорогам перевозят рабочих, а также лесную технику, дорожно-строительные и топливно-смазочные материалы и другие хозяйственные грузы.

Многообразие объектов перевозок требует оснащения транспортных цехов лесозаготовительных предприятий различными транспортными средствами или различным подвижным составом лесовозных дорог, приспособленным для перевозки того или другого вида груза. Подвижной состав включает тяговый состав, к которому относятся транспортные средства, имеющие силовую установку (двигатель) для самостоятельного передвижения, и прицепной состав, т. е. транспортные средства без силовых установок, способные перемещаться и перевозить грузы только будучи сопряженными с тяговыми транспортными средствами.

Тяговое транспортное средство, соединенное с одной или несколькими прицепными транспортными средствами, называют поездом. К тяговому составу автомобильных дорог относятся автомобили и тягачи. Между ними трудно провести четкую грань. Считается, что автомобиль — это транспортное средство, которое может самостоятельно перевозить грузы, а тягачи предназначены для буксирования прицепного состава и используются только как тяговое звено автопоезда. При этом надо иметь в виду, что тяговым звеном автопоездов могут быть автомобили, которые называют автомобилями-тягачами.

Тяговый состав железных дорог включает паровозы, тепловозы и электровозы (1 Конструктивные особенности подвижного состава узкоколейных дорог рассмотрены в гл. 8.). Тяговые средства соединяются с прицепным составом тяговыми и опорными связями. Тяговая связь передает только продольные (тяговые и тормозные) нагрузки, а опорная — тяговые и вертикальные нагрузки от части веса прицепной единицы и расположенного на ней груза.
 

 

 

 

Рис. 2.1. Схемы лесовозного прицепного состава и лесовозных автопоездов:
а — автомобиль-тягач с прицепом; б— автомобиль-тягач с полуприцепом; в — автомобиль-тягач с прицепом-роспуском (однокомплектный автопоезд); г — автомобиль-тягач с тремя прицепами-роспусками (двухкомплектный автопоезд); 1 — прицеп; 2 —
полуприцеп; 3 — прицеп-роспуск

 

 

 

 

Отдельные тяговые и прицепные единицы, выполняющие определенные транспортные функции, называют транспортными звеньями, которые в свою очередь состоят из элементарных кинематических звеньев, включающих двухколесный ход (ходовые оси) и шарнирные связи для сопряжения с другими кинематическими звеньями.

По типу связей прицепной состав автомобильных дорог можно разделить на три основные типа:

прицеп (рис. 2.1,а)—прицепное транспортное средство, сопряженное тяговой связью с предшествующим ему транспортным звеном в автопоезде; вес прицепа и расположенного на нем груза воспринимается полностью его кинематическими звеньями (ходовыми осями);

полуприцеп (рис. 2.1,б)—прицепное транспортное средство, сопряженное с предшествующим ему транспортным

 

звеном в автопоезде опорной связью, так что часть нагрузки от веса пролупридепа и расположенного на нем груза воспринимается ходовыми осями тягача, а другая часть — ходовыми осями самого полуприцепа; седельный полуприцеп опирается своей передней частью через седло на тягач; если при этом тягач не имеет грузонесущей части, то он называется также седельным;

прицеп-роспуск (рис. 2.1, в)—прицепное транспортное средство, сопрягаемое с предшествующим ему транспортным звеном в автопоезде в нагруженном состоянии тяговой и опорной связью, а в ненагруженном — только тяговой.

Прицепные транспортные средства — прицепы, полуприцепы, прицепы-роспуски, не имеющие ведущих осей, называют пассивными, а при наличии ведущих осей — активными. Перечисленные три основных типа прицепных транспортных звеньев в зависимости от конструктивных особенностей их кинематических элементарных звеньев, а автопоезда в зависимости от типов и числа прицепных транспортных средств могут иметь различные модификации.

Для перевозки хлыстов и деревьев применяют автопоезда, состоящие из автомобиля-тягача и одного прицепа-роспуска (однокомплектный автопоезд; см. рис. 2.1, б) или трех прицепов-роспусков (двухкомплектный автопоезд, рис. 2:1, г).

Кроме автомобилей и автопоездов для перевозки круглых лесоматериалов, на лесовозных дорогах используют автопоезда для перевозки щепы (щеповозы), состоящие из седельного тягача и полуприцепа с коробчатым кузовом, для перевозки топливно-смазочных материалов — цистерны, для строительных насыпных материалов — самосвалы, полуприцепы, тяжеловозы, для перевозки техники, или хозяйственных грузов — кузовные автомобили и фургоны; людей перевозят в автобусах.

Правилами движения по автомбильным дорогам на автотранспортные средства, предназначенные для использования на дорогах общего пользования, накладываются габаритные ограничения. Высота транспортного средства вместе с грузом не должна превышать 4 м, а ширина — 2,5 м. Ограничивается и длина автотранспортных средств: одиночный автомобиль — не более 12 м; автопоезд, состоящий из тягача с полуприцепом и автомобиля с одним прицепом — не более 20 м, а с двумя и более прицепами — не более 24 м. Свес груза от крайней задней точки транспортного средства (он входит в указанную общую длину ав»топоезда) не должен превышать 2 м. Имеются также ограничения по осевым нагрузкам, давлению колес по площади их контакта с дорогой и по полным массам автотранспортных средств.

Автомобильный подвижной состав, размерно-весовые параметры которого соответствуют уставу автомобильных дорог,

называют дорожным, предназначенным для использования по дорогам общего пользования. Внедорожный подвижной состав, параметры которого выходят за рамки требований устава, может использоваться только на специальных дорогах промышленного транспорта, а на дорогах общей сети — по специальному разрешению Госавтоинспекции.

Возможность эффективной эксплуатации автомобильного подвижного состава обусловливается его различными техническими параметрами. Перечислим некоторые из них, существенно важные для организации транспорта леса:

сухая масса незаправленного и неснаряженного транспортного средства;

собственная масса транспортного средства, заправленного топливом, охлаждающей и другими жидкостями, снаряженного инструментом, запасными колесами и т. д., без груза;

номинальная грузоподъемность — масса груза, перевозимого транспортным средством, соответствующая его технической характеристике;

полная масса транспортного средства в заправленном и снаряженном состоянии и перевозимого им груза;

максимальная осевая нагрузка — наибольшая нагрузка от полной массы, приходящаяся на одну ось транспортного средства;

коэффициент использования массы — отношение номинальной грузоподъемности транспортного средства к его собственной массе;

коэффициент тары — отношение собственной массы транспортного средства к его номинальной грузоподъемности. ,

Для планирования, организации и оценки работы лесовозного транспорта разработана система технико-эксплуатационных и технико-экономических показателей.

Коэффициент использования пробега грузового подвижного состава показывает, какая часть общего пробега выполняется с грузом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..