Занятие в детском саде. Звуковая культура речи (звук ц)

  Главная      Учебники - Педагогика     Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада (Гербова В.В.) - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76 

 

 

Занятие № 71



Занятие в детском саде. Звуковая культура речи (звук ц)





Цель: отрабатывать четкое произношение звука ц (учить детей произносить звук ц медленно и быстро, тихо и громко).

Ход занятия

Воспитатель рассказывает: «Язычок распевал свои песенки. Вначале он вспомнил песню воды... Затем запел по-комариному. Как он запел?

Пел Язычок и не заметил, как внимательно слушает его пушистый рыженький зверек. Вот он (показывает картинку или иг-рушку).

— Ты кто? — заметив зверька, спросил Язычок.

— Ц-ц-ц-ц\ — ответил Рыжик и спрятался.

— Как интересно он говорит! — удивился Язычок.— Сейчас и я попробую: ц-ц-ц.

Дети! Попробуйте спеть песню белочки». (Хоровое и 4—5 индивидуальных повторений.) Затем педагог предлагает спеть песню белочки медленно, быстрее, тихо (беличья колыбельная), чуть громче...

Появляется белочка. Она говорит: «Я научу вас другой песенке. Приглашаю в круг и девочек, и мальчиков».

«Мы с белочкой,— объясняет воспитатель,— станем в центре круга и будем запевать, а припев «цок-цок-цок, цок-цок-цок!» будете исполнять вы (слова припева можно сопровождать хлопками в ладоши. Хлопать, однако, следует тихо, чтобы слова припева отчетливо звучали).

Я веселый зверек — Я красивый зверек —

цок-цок-цок, цок-цок-цок! цок-цок-цок, цок-цок-цок!

Я пушистый зверек — Очень ловкий зверек —

цок-цок-цок, цок-цок-цок! цок-цок-цок! цок-цок-цок!

Далее воспитатель приглашает в круг кого-нибудь из детей.

 

Ребенок изображает белочку. Остальные дети и педагог хором спрашивают:

— Хочешь, белочка, орешков?

— Цок-цок-цок,— утвердительно отвечает белочка.

— Хочешь беленький грибок?

— Цок-цок-цок.

Затем на роль белочки приглашают другого ребенка. Можно повторить с ним тот же диалог, а можно разыграть новый:

— По деревьям любишь прыгать?

— Цок-цок-цок.

-— А охотников боишься?

— Цок-цок-цок.

Целесообразно поручать роль белочки тем малышам, которые нечетко произносят звук ц.

Во время игры педагог обращает внимание на интонационную выразительность речи детей (задающих вопросы и отвечающих на них). Следует брать на заметку малышей, которые не полностью повторяют звукоподражательные слова («цок-цок» вместо «цок-цок-цок»). Для них надо планировать индивидуальные задания на различение и воспроизведение звукоподражаний, сходных по звучанию.

* * *

В теплые весенние и летние дни дети много времени проводят в песочнице. Это благоприятные моменты для того, чтобы познакомить их со шведской песенкой «Отличные пшеничные» и неоднократно повторить ее.

Воспитатель вместе с детьми лепит и ставит в «печку» пироги. Подсказывает детям строчки из стихотворения: «Мы печем пшеничные пироги отличные. Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?» Далее он читает текст с помощью детей: «Тес-сто...» — «Замесили мы».—- «Сахар...» — «Не забыли мы».— «Пироги пшеничные в печку...» — «Посадили мы».

Концовку песенки дети произносят самостоятельно: «Крошки, что останутся, воробью достанутся!» И, подражая птичкам, чирикают: «Чив-чив! Чив-чив!»

В летнее время можно также провести с детьми на воздухе дидактическую игру под названием «Спасибо, лето!».

Цель: доставить малышам радость от игры; выяснить, как дети ориентируются в знакомой им обстановке; проверить, умеют ли они различать овощи, созревающие на грядках, деревья, растущие на участке; учить различать овощи, фрукты и ягоды на вкус; воспитывать умение внимательно слушать и осмысливать задание, которое дает взрослый.

Примерный ход игры. Выйдя на улицу, дети замечают сказочный сундучок. Он может стоять на веранде (на столе, на перилах веранды и т. п.). Сундучок заперт на замок. Малыши

 

зовут воспитателя, потом все рассматривают сундучок, удивляются его появлению; пробуют угадать, что в нем.

Далее дети замечают, что от сундучка тянется какой-то цветной шнурок. Выясняется, что шнурок прикреплен к красивому конверту, который помещен так, чтобы дети не могли его достать.

Воспитатель достает конверт, вскрывает его и читает письмо. Оно начинается так: «Я, Лето Красное, пишу вам, детям младшей группы...» Дальше в письме говорится, что ключ от сундучка спрятан, но его можно найти, выполнив ряд заданий. Первое задание следующее: малыши должны найти золотой орех, спрятанный в зеленом (синем) шаре, который висит на самой большой березе из тех, что растут на участке второй младшей группы.

Дети находят березу, осматривают ее ветви, видят шар, зовут педагога. Воспитатель снимает шар, извлекает из него золотой орех, раскалывает, достает и читает записку с очередным заданием. Оно может быть примерно таким: у входа в огород, напротив грядки с морковью, найти красный столбик. (Его нельзя трогать руками.) К столбику привязан шнурок с шариком на конце. Воспитатель должен размотать шнурок и вручить шарик самому загорелому ребенку (которого выберут дети). Все малыши при этом должны дружно декламировать: «Крибле-крабле-бум!» Затем ребенку следует потянуть за шнурок и вытащить пакетик (коробочку) с третьей запиской.

Выполняя указания, содержащиеся в последней записке, дети отправляются на поиски беседки, оплетенной виноградом (хмелем и т. п.). Подойдя к беседке, они обнаруживают, что вход в нее закрыт. «Беседка, беседка, впусти нас!» — просят участники игры. Из беседки выходит фея (женщина в карнавальных очках и соответствующем наряде). Она предлагает малышам ряд заданий на определение по вкусу каких-нибудь овощей, фруктов, ягод (ребенок зажмуривается, а фея берет вилочкой с яркого подноса кусочек овоща, ягоду и т. п. и дает ему попробовать). (Дети выполняют 5—6 заданий.) Фея хвалит малышей за то, что они хорошо знают дары лета, и вручает воспитателю ключ от сундучка. Педагог и дети благодарят фею, приглашают ее посмотреть, что в сундучке. Пока малыши идут к сундучку, фея исчезает.

Открыв сундучок, дети обнаруживают в нем ягоды, орехи, овощи, фрукты и другие дары лета. Воспитатель выкладывает подарки на блюда, угощает воспитанников группы и гостей (кого-либо из взрослых и двух-трех детей старшей группы). Малыши рассказывают гостям о сундучке и поисках ключа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76