Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 5

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  425  426  427   ..

 

 

Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома

Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома

СОДЕРЖАНИЕ
Представления воспитанников детского дома о том, кто может им помочь интересно провести каникулы.
варианты ответов дети-воспитанники детского дома (%) дети, воспитывающиеся в семье (%)
дома 53 27
в гостях у родственников 27 27
на юге, в Санкт-Петербурге,в путешествии 20 46
варианты ответов дети-воспитанники детского дома (%) дети, воспитывающиеся в семье (%)
играть 47 0
смотреть телевизор, играть в компьютерные игры 0 73
заниматься спортом 20 27
заниматься домоводством 13 7
гулять 7 7
читать 0 13
рисовать 33 0
танцевать 13 0

5. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил,

Как бы он ни извинялся,

Поступок этот не простим.

6. Если ты пошёл гулять,

И оделся чисто,

То домой придти ты должен

Хуже трубочиста.

Педагог:

Мы часто слышим выражение «вежливый человек». "Какого человека называем вежливым? Вежливый – соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках, в словах. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы с вами называем "волшебными".

Как вы думаете, почему их так назвали?

Послушайте стихотворение А. Шибаева.

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем...

"Настя славная девчонка,

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышал слово "здрасьте".

А слово-то какое – очень дорогое.

Он про внучку говорил:

"Экая досада"

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада.

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну, сказала бы «спасибо»!

Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать "вежливый"?

Слушаем дальше советы автора:

"В олшебные слова"

«Извини», «пожалуйста» и «разреши» -

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы – таблицы умножения -

Есть еще таблица – таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

"Спасибо" и "пожалуйста" -

Волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажут отворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

"Спасибо" и "пожалуйста" -

Волшебные слова!

Игра «Волшебные слова».

Воспитанники становятся в одну линию.

По очереди называя вежливое слово, делают шаг вперед. Кто окажется первым, тот и выиграл. Все взрослые хотят, чтобы дети были вежливыми. Как вы думаете, почему? (ответы детей).

Послушайте стихотворение С. Погореловского:

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле -

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

- Что с тобой?!- вскочила мать -

Заболел, сыночек?...

- Я забыл тебе сказать:

Мама, доброй ночи!

Педагог: Как вы думаете, можно ли считать этого мальчика вежливым? Почему? (ответы детей).

Педагог: А сейчас проведем конкурс "словарь вежливых слов".

Загадки:

1. Растает ледяная глыба от слова теплого...(спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день)

3.Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь... (здравствуйте)

4. Когда нас бранят за шалости, говорим... (простите, пожалуйста)

5. И во Франции и в Дании на прощанье говорят...(до свидания)

Педагог: Молодцы, ребята!

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи

Вы место без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

Вы, сидя на уроке,

Не будете с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы – то есть сами!

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой

Вы их не перебъете.

И ежели вы вежливы,

На тех, кто послабее,

Вы нападать не будете,

Пред сильными робея.

Педагог: Ну, а сейчас мы проверим, как вы можете вести себя за столом, в гостях.

1. Что нужно сделать, прежде, чем войти в чей-либо дом, квартиру?

2. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при встрече, прощании?

3. Как нужно вести себя в гостях?

4. Кому ты должен уступать место?

5. Если ты съел конфету, что ты сделаешь с фантиком:

А) Бросаешь на землю;

Б) Бросаешь в урну;

В) Отдаешь маме.

6. Можно ли назвать вежливым человеком того, кто обижает животных?

Педагог: А теперь послушйте несколько вредных советов, которые написал

Г. Остер, и скажите, как нужно поступать правильно?

Как нужно здороваться? (читает Даша)

Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем,

Слов "пожалуйста", "спасибо" никому не говори,

Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

На самом деле дети должны первыми здороваться со взрослыми в школе.

Нужно здороваться со всеми учителями, а не только со своими. Невежливо приветствовать издалека. Подойдите поближе и поздоровайтесь.

Правила гигиены (читает Маша)

Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,

Это глупое занятье не приводт ни к чему.

Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,

Так зачем же тратить силы, время попусту терять?

Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет.

К старости сама собою облысеет голова.

Педагог: Правильно ли так делать? Как нужно поступать?

- А теперь я прочту вам стихотворение:

«Перемена, перемена!"

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог,

Вылетает за порог,

Семерых сбивает с ног,

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним бо-ольшая перемена!

Не угонишься за Вовой,

Он гляди, какой бедовый,

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел!

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлепнулся с перил,

Подзатыльник получил,

С ходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи -

Словом, сделал все, что мог!

Ну а тут опять звонок…

Вова в класс плетется снова.

Бедный! Нет лица на нем!

- Ничего,- вздыхает Вова,-

На уроке отдохнем!

Педагог: - Похож мальчик Вова на кого-то из вас? (ответы детей)

- Мы, взрослые, уверены, что не исчезли из нашей жизни вежливые люди

И мы надеемся, что вы будете еще вежливее друг к другу и взрослым.

Клятва:

А теперь дадим клятву:

Клянемся вежливыми быть!

Всегда «спасибо» говорить,

«Добрый день!», «До свидания!»

Нет в мире выше звания.

Игра: «Составь вежливое слово».

(Дети составляют слова из букв, читают, какие слова получились).

Педагог: - Мы уверены, что никогда не исчезнут с нашей Земли настоящие друзья, мужественные и благородные, всегда готовые придти на помощь, защитить слабых!

Итог:

- О чем мы сегодня с вами беседовали?

- Что понравилось на занятии?

- Что нового вы сегодня узнали?

Педагог: Давайте мы скажем друг другу вежливые слова: "До свидания!", "До новых встреч!"

03.11.2009

Экскурсия.

Пожарная часть №1

Цель :

- Познакомить с историей пожарных частей на территории республики Карелия;

- с работой пожарной части;

- с навыками пожаротушения;

- с правилами поведения при пожаре.

Ход занятия:

1.Инструктаж воспитанников перед выездом на экскурсию.

Тема инструктажа: "Правила поведения на улице, в транспорте и в пожарной части».

2. Экскурсия в музей ПЧ №1.

3. Экскурсия по техническому парку части.

4. Просмотр тематических мультфильмов.

5. Подведение итогов экскурсии в детском доме.

Итог:

- Что запомнилось на экскурсии?

- Что нового узнали?

- Для чего нужны противогазы, огнетушители, респираторы?

- Каким номером телефона необходимо воспользоваться при возникновении пожара.

Педагог:- а теперь проведем конкурсы:

1."носим воду" (дети носят воду в предполагаемый очаг возгорания);

2. " носим песок";

3."одеваем противогазы".

Педагог: - Молодцы! Все справились с заданиями, и теперь мы знаем, как нужно вести себя при пожаре, какие действия необходимо применить.

Спасибо за работу.

05.11.2009

Подготовка к празднику "День Матери" (репетиция №1)

Цель : развитие самостоятельности, познавательной и творческой активности, создание возможностей для самореализации детей.

Задача:

- провести работу с родителями, родственниками воспитанников.

Педагог: - Дорогие ребята, сейчас мы с вами будем готовится к

Празднику, который называется "День Матери".

- Знает ли кто - нибудь из вас, когда празднуют этот праздник? (ответы детей).

День Матери празднуют в последнее воскресенье ноября. Хотя данный

праздник празднуют недавно (с 1998 года), но всегда мама была и остается

самым главным и близким человеком для каждого из нас. День матери – сравнительно молодой. Он еще не имеет установившихся традиций, в семейном кругу его мало кто отмечает. Но надеемся, что со временем значение этого дня возрастет, потому что по смыслу и содержанию это самый святой праздник.

История праздника «День матери».

Начиная с 1600 года, в Англии появилась традиция празднования Материнского воскресенья. В этот день, который приходился на четвертый день Поста, чествовали матерей. В материнское воскресенье предоставлялся выходной, с тем чтобы проводили этот день с матерями. Символом праздника было особое, материнское пирожное, которое преподносилось матери в знак уважения.

Со временем церковный праздник «День матери» и Материнское воскресенье стали отмечать как один праздник: люди чествовали своих матерей также, как Церковь.

Ведущий:

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою …

Слово это – зов и заклинанья,

В этом слове - сущего душа,

Это - искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто в жизни существо.

В нем – исток всего,

Ему конца нет,

Встаньте! Я произношу его: МАМА.

Ведущий:

Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека – самого близкого дорого, единственного. Мать следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.

Исполняется песня «Улыбка».

Ведущий: «Не обижайте матерей».

(Виктор Гий).

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опекой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук-

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь

Ведущий: - Не случайно народная мудрость слово «мать» поставила рядом с другим великим словом – Родина, и этим определят самое священное, то что есть на земле.

Исполняется хоровод «Праздничный»

(дети приглашают в хоровод своих родителей).

Ведущий:

Одна у человека родная мать, одна у него и родина.

Родина земля - матушка, чужая сторона – мачеха.

Птица рада весне, а младенец матери.

При солнышке светло, при матери добро.

Исполняется вместе с родителями танец «Лавота».

Ведущий: - А теперь, уважаемые гости, наши ребята прочитают стихи (С. Михалков «А что у вас?»).

1 реб. Мамы разные нужны, мамы всякие нужны

Дело было вечером, делать было нечего.

2 реб. Наша мама отправляется в полет,

Потому что наша мама называется пилот.

3 реб. С лесенки ответил Вова:

Мама - летчик, что ж такого!

4 реб. Вот у Коли, например,

Мама - милиционер,

5 реб. А у Толи, и у Веры обе мамы - инженеры

А у Любы мама – повар.

Мама летчик? Что ж такого.

6 реб. И спросила Нина тихо:

Разве плохо быть портнихой?

7 реб. Кто трусы ребятам шьет,

Ну конечно, не пилот.

8 реб. Летчик водит самолет,

Это очень хорошо.

9 реб. Повар делает компоты,

Это тоже хорошо.

10 реб. Доктор лечит нас от кори,

Есть учительница в школе.

11 реб. Мамы разные нужны, мамы всякие важны.

Дело было вечером, делать было нечего.

Исполняется песня «Дружба».

Ведущий: - Теперь приглашаем наших детей и родителей на чаепитие.

06.11.2009

Домоводство.

Цели:

- формирование положительного отношения к ведению домашнего хозяйства;

- закрепление навыка работы с кулинарными рецептами;

- применение ранее полученных знаний и умений в приготовлении пищи.

Задачи:

- подготовка к социальным ролям;

- обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, основным навыкам приготовления пищи;

- развитие у детей нравственных качеств: доброжелательности, вежливости, умения четко отвечать на поставленный вопрос;

- развитие культуры еды, аккуратности поведения а столом;

- развитие эстетического вкуса;

- адаптация воспитанников к широкому социальному окружению.

Инвентарь и посуда: разделочные доски, ножи, терка, миски, венчик, лопатки, тарелки, сковороды.

Продукты: хлеб, картофель, лук репчатый, колбаса, сыр, яйца, сахар, сода, кефир, мука.

Ход занятия:

Дидактическая игра:

1. По конкретным рецептам определить название блюда;

2. Составить рецепты «оладьев» и «горячих бутербродов»;

3. По предложенным рецептам определить, какого ингредиента не хватает в блюде.

Группа разбивается на две команды. Каждой команде предлогается приготовить блюдо по предложенному рецепту. Одна команда готовит оладьи, вторая – горячие бутерброды.

Воспитанники самостоятельно готовят блюдо.

Итог: чаепитие;дети сервируют стол и угощают друг друга. За столом обсуждение приготовление данных блюд.

07.11.2009

Литературно - музыкальный час "Уминики и умницы."

Цель: приобщение воспитанников к вечным истинам и образам искусства, воспитание их на идеалах гуманизма.

Задачи:

1.Развивать познавательную активность, формировать умение выразительно читать, сопереживать за товарища в коллективной игре.

2.Активировать творческие способности.

3.Формировать чувство дисциплинированности, коллективизма.

Исполняется песня всеми детьми "Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались".

Ведущий: Сегодня к нам в гости пришел персонаж из сказки, но вы его должны угадать:

С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы в деревянный балаган,

Как зовется эта книжка?

Как зовется сам мальчишка?

Ведущий: Правильно! Это Буратино из сказки Алексея Толстого "Золотой ключик" или "Приключение Буратино".

Звучит фонограмма, входит Буратино.

Буратино: Ой, ой, кто тут меня вспоминает?

Как здесь много мальчиков и девочек!

Знаете, я сегодня продал свою азбуку,

И на вырученные деньги,

Купил билет в театр.

Я не хочу учиться в школе.

Мне жаль папу Карло: не понимаю, зачем ему нужно, чтобы я учился?

Ведь можно и так прожить.

Ведущий: Ребята, давайте попробуем объяснить Буратино, что нужно учиться.

Дети: Чтобы быть умным, грамотным, чтобы уметь читать и писать, чтобы потом найти хорошую работу.

Ведущий: Молодцы ребята!

Буратино : Ну, и оставайтесь здесь учиться, а я лучше пойду в театр.

Вот мой билет (Буратино показывает большой красочный билет, раскрывает его).

Буратино: Ой, ой, ой! Что же это такое?

Ведущий: Что случилось Буратино? Покажи - ка свой билет. Здесь что - то написано...

Возьми билет и прочитай на нем, что надо сделать, чтобы попасть в театр.

Буратино: Ой, а я не умею читать.

Ведущий: Дети, поможем Буратино. Прочитаем и выполним задание.

Ведущий: На диване у Танюшки примостилися игрушки...

5 матрешек, Буратино, и веселый Чиполинно.

Помоги Танюшке сосчитать игрушки.

Буратино пожимает плечами, дети помогают ему сосчитать.

У пенечка пять грибочков, и под елкой три.

Сколько будет всех грибочков.

Ну - ка посмотри!

Дети отвечают, Буратино стоит задумавшись.

Буратино: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли.

Я тоже захотел учиться, но у меня нет "Азбуки".

Может вы мне поможете ее найти.

Ведущий: Ну, как ребята, согласны.

Дети: Согласны!

Под фонограмму ищут "Азбуку".

Вместе с Буратино исполняют танец "Утят".

Ведущий проводит конкурсы вместе с Буратино.

Конкурсы:

1. Собери портфель

2. Напиши при помощи лыжных палок "Здравствуй, школа!"

3. Загадки о школе.

В конце конкурсов дети исполняют частушки о школе.

Игра "Ручеек"

Итог:

Ведущий:

Какие мы сегодня молодцы, объяснили Буратино, что надо учиться в школе..

Буратино: Спасибо вам, ребята, я все понял. Я, конечно же, буду учиться.

До свиданья!

08.11.2009

Праздник «Золотая оень».

Цель: воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила в различных видах деятельности.

Ведущий:

С праздником Осени

Всех поздравляем,

Сидите тихонько,

Концерт начинаем!

Осень нас к себе на бал

Нынче пригласила,

Чтоб никто не опоздал,

Осень попросила.

И вот мы здесь,

Сверкает зал,

Теплом согреты лица

Пришла пора открыть наш бал,

И в танце закружиться.

1 реб.: Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

2. реб.: Туча небо кроет,

Солнце не блестит

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Ведущий:

- А знаете ли вы о том, что есть такой праздник - Покров? (ответы детей).

В народной традиции в этот день отмечалось встреча Осени с Зимой. Корнями этот праздник уходит очень глубоко. Само название «Покров» народ связывал с первым инеем, который «покрывал» землю, указывая на близость зимних холодов. День Покрова совпадал с окончанием полевых работ и серьезной подготовкой к зиме. Примерно с этих дней начинали топить в избах, принимались за работу пряхи и ткачихи.

Исполняется песня - инсценировка «Падают листья».

Муз. М. Красева, сл. М.Ивенсен.

Игра «Кто быстрее соберет листья и грибы».

Реб. Как – то вечером на грядке

Репка, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

Ведущий: В году 12 месяцев и три из них осенние.

1 реб. Я- первый.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села.

Мчатся птицы за моря,

И открылась школа.

Дети; сентябрь.

2 руб. А я месяц первых снегов, первых холодов.

Меж редеющих верхушек,

Показалась синева,

Зашумела у опушек

Ярко – желтая листва.

Дети: октябрь.

3 реб. Поле черно – белым стало,

Падает то дождь, то снег,

А еще похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле оземь ржи,

Что за месяц, подскажи?

Дети: ноябрь.

Ведущий:

Туча, туча. Что ты не льешь?

Подари нам, туча, дождь!

И кричит внизу народ:

«Разбегайся, дождь идет!»

Игра «Солнышко и дождик»

Реб.: Полюбуйтесь – ка на нас

Мы станцуем вам сейчас.

Исполняется «Карельская пляска»

Реб.: Праздник наш уже кончаем,

Что же нам еще сказать?

Разрешите на прощанье,

Вам здоровья пожелать.

Дети: 1 реб. Не болейте,

2 реб.: Не старейте,

3 реб: Не сердитесь никогда

Все хором: Вот такими молодыми оставайтесь навсегда!

Итог:

Ведущий: Молодцы, ребята. У нас получился отличный праздник. Мы с вами танцевали, играли. А теперь получите осенние подарки.

(Раздаются овощи и фрукты).

Приложение 8

Анкета для воспитанников детского дома

Дорогой друг!

Просим тебя заполнить анкету на тему «Осенние каникулы». Нам бы хотелось узнать твоё мнение о мероприятиях, в которых ты участвовал во вркмя каникул.

Анкета анонимная, то есть имени и фамилии указывать не надо.

Заранее благодарим за работу.

Правила заполнения анкеты:

Обведите кружочком тот ответ, который совпадает в Вашим мнением.

1.Как ты провёл каникулы в детском доме?

а) мне понравились эти каникулы;

б) ничего нового;

в) мне было скучно на каникулах.

2. Принимал ли ты участие в каникулярных мероприятиях?

а) да;

б) нет.

3. Интересно ли тебе было участвовать в мероприятиях?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Какое мероприятие тебе больше всего понравилось?

а) «День вежливости»;

б) зкскурсия в пожарную часть;

в) репетиция праздника «День Матери»;

г) занятия по домоводству:

д) игра «Умники и умницы»;

е) праздник «Золотая осень».

5.Что тебе больше всего понравилось в мероприятиях?

а) сценки;

б) игры;

в) конкурсы;

д) песни.

6.Какое у тебя настроение обычно было до мероприятия?

а) восторженное;

б) спокойное;

в) грустное;

г) тревожное;

д) трудно определить.

7. Какое у тебя настроение обычно было после мероприятия?

а) восторженное;

б) спокойное;

в) грустное;

г) тревожное;

д) трудно определить.

Приложение 9

Анкета для педагогов

Уважаемые педагоги!

Просим Вас заполнить анкету на тему «Организация досуга младших школьников в каникулярное время». Нам важны Ваши ответы.

Анкета анонимная.

Запишите ответы в отведённом для них месте.

Заранее благодарим Вас за работу.

1.Как, по Вашему мнению, прошли осенние каникулы в детском доме?

2.Если сравнить с каникулами, которые были раньше, то есть ли какие – либо изменения?

3.По Вашему мнению, целесообразно ли было выявлять интересы детей при организации их досуга?

4.Какое эмоциональное состояние было у детей в течение всех каникул?

Приложение 10

Мероприятия, наиболее понравившиеся воспитанникам детского дома.

Мероприятия Срок Ответственные
1. Футбол 01.11.09 Физрук, воспитатели
2. День вежливости 02.11.09 Детский совет, педагоги
3. Экскурсия в ПЧ № 1 03.11.09 Директор, педагоги
4. Подготовка к Дню Матери 05. 11. 09 Педагоги
5

Занятия по домоводству.

06. 11.09 Воспитатели
6. Праздник “Умники и умницы” 07.11.09 Педагоги
7 Праздник “Золотая осень” 08. 11. 09 Педагоги
8 Посещение бассейна “Акватика”

09. 11. 09

Педагоги
9 Спортивная игра 28.11.09

Организация

10 Игра – путешествие в мир здоровья 30. 11. 09 Мед. работник
11 День Матери 29. 11. 09 Воспитатели, зав.библиотекой, педагоги доп. образования

Приложение 11

Изменения настроения детей в результате мероприятия.

варианты ответов настроение до мероприятия (%) настроение после мероприятия
спокойное 46 53
грустное 20 0
тревожное 7 0
восторженное 7 40
трудно определить 20 7

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  425  426  427   ..