Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  514  515  516   ..

 

 

Методические особенности изучения темы "Побег" в школьном курсе биологии

Методические особенности изучения темы "Побег" в школьном курсе биологии

ВВЕДЕНИЕ


Лист 13

3.2 Контрольная работа по темам: «Побег» и «Стебель»

Вариант 1

Задание 1. Вместо точек вставьте пропущенные слова.

1. Побегом называют ... .

2. На побегах под каждой почкой после листопада заметен ... .

3. Ползучие стебли у земляники называют ... .

4. Почку называют ... .

5. Вода и минеральные соли передвигаются по ... .

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений.

1. При рубке, поломке или обрезке побегов в рост трогаются боковые почки.

2. Придаточные почки могут развиваться на листьях, корнях, междоузлиях.

3. Цветочные и вегетативные почки всегда одинаковы по форме и размерам.

4. У большинства видов стебли прямостоячие.

5. Годичное кольцо образуется за весну, лето и осень.

Задание 3. Выберите правильные ответы.

1. У гороха и винограда стебли:

а) прямостоячие;

б) вьющиеся;

в) цепляющиеся.

2. Часть стебля, в которой откладываются запасные вещества:

а) камбий;

б) сердцевина;

в) луб.

3. Основная часть ствола дерева образована:

а) корой;

б) древесиной;

в) сердцевиной.

4. Органические вещества передвигаются в стебле по:

а) лубу (флоэме);

б) древесине (ксилеме);

в) сердцевине.

5. Ткань, к которой относится пробка:

а) покровная;

б) образовательная;

в) механическая.

Задание 4. Объясните термины.

1. Стебель.

2. Пазуха листа.

3. Вегетативная почка.

4. Сердцевина.

5. Чечевички.

Вариант 2

Задание 1. Вместо точек вставьте пропущенные слова.

1. Участки стебля между двумя ближайшими узлами побега называют ... .

2. У сирени, клена, крапивы листья на побеге располагаются ... .

3. Почки снаружи покрыты ... .

4. Укороченный стебель луковицы называют... .

5. Растворы органических веществ передвигаются по ... .

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений.

1. Спящие почки могут оставаться живыми много лет.

2. Почечные чешуи – видоизмененные листья.

3. Клетки пробки мертвые.

4. Корневище – видоизмененный боковой корень.

5. Сосуды древесины – вытянутые мертвые клетки без поперечных перегородок.

Задание 3. Выберите правильные ответы.

1. Почки, которые располагаются на междоузлиях, листьях, корнях, называются:

а) верхушечными;

б) пазушными;

в) придаточными.

2. Очередное расположение листьев имеют:

а) тополь, вишня, бузина;

б) сирень, жасмин, клен;

в) жимолость, фуксия, элодея.

3. Камбий располагается между:

а) кожицей и пробкой;

б) корой и древесиной;

в) древесиной и сердцевиной.

4. Из крупных клеток с тонкими оболочками, в которых откладываются в запас питательные вещества, состоит:

а) кора;

б) древесина;

в) сердцевина.

5. Во внутренних чешуях луковицы откладываются в запас:

а) вода, сахар;

б) вода, белок;

в) вода, жир.

Задание 4. Объясните термины.

1. Почка.

2. Листовой рубец.

3. Генеративная почка.

4. Камбий.

5. Ситовидные трубки.

Вариант 3

Задание 1. Вместо точек вставьте пропущенные слова.

1. Угол между листом и расположенным над ним междоузлием называется ... .

2. На верхушке побега обычно располагается ... .

3. В почке на зачаточном стебле в центре располагается ... .

4. Ситовидные трубки входят в состав ... .

5. У ландыша в почве располагаются корни и ... .

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений.

1. Пневая поросль дуба, березы, липы развивается из спящих почек.

2. Вегетативная почка состоит из чешуй, зачаточного стебля и зачаточных листьев.

3. Кожица стебля и пробка – покровные ткани.

4. Вода и минеральные соли передвигаются по сердцевине стебля.

5. Верхушечная почка может быть вегетативной или генеративной.

Задание 3. Выберите правильные ответы.

1. Ползучие стебли у земляники называются:

а) столоны;

б) усы;

в) корневища.

2. В состав древесины входят:

а) древесные волокна, ситовидные трубки;

б) лубяные волокна, сосуды;

в) сосуды, древесные волокна.

3. Дыхание стебля с развитым пробковым слоем происходит с помощью:

а) чечевичек;

б) устьиц;

в) дыхательных тканей.

4. Кнаружи от древесины располагается слой:

а) сердцевина;

б) камбий;

в) луб.

5. Клубни развиваются на:

а) корнях;

б) корневищах;

в) подземных побегах – столонах.

Задание 4. Объясните термины.

1. Узел.

2. Конус нарастания.

3. Древесина.

4. Сосуды.

5. Побег.

Вариант 4

Задание 1. Вместо точек вставьте пропущенные слова.

1. Расположение почек и листьев на побегах березы, малины, подсолнечника называют ... .

2. Почки, развивающиеся на междоузлиях, листьях и корнях, называют ... .

3. Почку называют ... .

4. В состав луба входят: ... и ... .

5. Луковица – видоизмененный ... .

Задание 2. Выпишите номера правильных суждений.

1. Если удалить верхушку побега, то дальнейший рост этого побега прекращается.

2. Годичное кольцо образуется за весну, лето и осень.

3. У всех растений почки располагаются поочередно.

4. Дыхание древесного стебля происходит через обломанные ветки.

5. Клубни развиваются на подземных побегах – столонах.

Задание 3. Выберите правильные ответы.

1. Ткань, к которой относится камбий:

а) покровная;

б) образовательная;

в) механическая.

2. Составная часть луба – это:

а) ситовидные трубки и волокна;

б) сосуды;

в) молодые клетки, способные делиться.

3. Ткань, к которой относится пробка:

а) покровная;

б) образовательная;

в) механическая.

4. Часть стебля, в которой откладываются запасные вещества:

а) камбий;

б) сердцевина;

в) луб.

5. Часть стебля, по которой передвигаются вода и минеральные соли:

а) кора;

б) древесина;

в) сердцевина.

Задание 4. Объясните термины.

1. Междоузлие.

2. Вегетативная почка.

3. Стебель.

4. Сердцевина.

5. Камбий.

Ответы:

Вариант 1

Задание 1.

1 – стебель, с расположенными на нем листьями и почками;

2 – листовой рубец;

3 – усами;

4 – зачаточным побегом;

5 – сосудам древесины (ксилемы).

Задание 2.

1; 2; 4; 5.

Задание 3.

1 – в; 2 – б; 3 – б; 4 – а; 5 – а.

Задание 4.

1 – осевой вегетативный орган растений, составная часть побега;

2 – угол между листом и находящимся выше междоузлием;

3 – почка, несущая на зачаточном стебле зачаточные листья и почки;

4 – центральный слой стебля из рыхлых клеток, в которых откладываются в запас питательные вещества;

5 – бугорки с отверстиями, развивающиеся в пробке и служащие для газообмена.

Вариант 2

Задание 1.

1 – междоузлиями;

2 – супротивно;

3 – почечными чешуями;

4 – донцем;

5 – ситовидным трубкам луба (флоэмы).

Задание 2.

1; 2; 3; 5.

Задание 3.

1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – в; 5 – а.

Задание 4.

1 – зачаточный побег;

2 – след на стебле после опавшего листа;

3 – почка, несущая зачаточный бутон;

4 – кольцевой слой живых делящихся клеток (боковая образовательная ткань – меристема);

5 – живые клетки, проводящие растворы органических веществ, входят в состав луба (флоэмы).

Вариант 3

Задание 1.

1 – пазухой листа;

2 – верхушечная почка;

3 – конус нарастания (апекс);

4 – луба (флоэмы);

5 – корневище.

Задание 2.

1; 2; 3; 5.

Задание 3.

1 – б;

2 – в;

3 – а;

4 – б;

5 – в.

Задание 4.

1 – участок стебля, на котором развивается лист;

2 – верхушка зачаточного стебля в почке;

3 – слой стебля, расположенный внутрь от камбия и состоящий из сосудов и древесных волокон;

4 – мертвые клетки древесины без поперечных перегородок;

5 – стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Вариант 4

Задание 1.

1 – очередным;

2 – придаточными;

3 – зачаточным побегом;

4 – ситовидные трубки и лубяные волокна;

5 – побег.

Задание 2.

1; 2; 5.

Задание 3.

1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – б; 5 – б.

Задание 4.

1 – участок стебля между двумя узлами;

2 – почка, несущая на зачаточном стебле зачаточные листья и почки;

3 – осевой вегетативный орган растения, на котором располагаются листья и почки;

4 – центральный слой стебля из рыхлых клеток, в которых откладываются в запас питательные вещества;

5 – кольцевой слой живых делящихся клеток (боковая образовательная ткань – меристема).


3.3 Дидактические карточки по теме «Побег»

Тема: «Побег»

1. Как называются почки, изображенные на рисунке?

2. Какое листорасположение у изображенных растений?

3. Какие почки изображены на рисунках?

4. Определите жилкование листьев

5. Укажите номера, которыми отмечены простые листья.

6.


ЛИТЕРАТУРА

1. Биологические экскурсии/И.В. Измайлов, В.Е. Михлин, Э В. Шашков и др.— М.: Просвещение, 1983.

2. Бобров Р.Н. Зеленый патруль: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1984.

3. Всесвятский Б.В. Системный подход к школьному биологическому образованию: Книга для учителя.— М.: Просвещение, 1985.

4. Генке ль П.А. Физиология растений.— М.: Просвещение, 1984.

5. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Пособие для учителей.— М.: Просвещение, 1985.

6. Емцев В.Т. Рубежи биотехнологии.—М.: Агропромиздат, 1986.

7. Жизнь растений: В 6 т.— М.: Просвещение, 1976—1982.

8. Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии.— М.: Просвещение, 1977.

9. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе.— М.: Просвещение, 1985.

10. Зверев И.Д., Мягкова А.Н.. Брунов Е.П. Воспитание в процессе обучения биологии/Под ред. И.Д. Зверева.—М.: Просвещение, 1984.

11. Клинковская Н.П., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.— М.: Просвещение, 1986.

12. Кузнецова В.И. Уроки ботаники.— М.: Просвещение, 1985.

13. Культиасов И.М. Экология растений.— М.: Изд-во МГУ, 1982.

14. Максимова В.П., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П. и др. Современный урок биологии.— М.: Просвещение, 1985.

15. Методика обучения ботанике/Под ред. Н.В. Падалко.— М.: Просвещение, 1982.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  514  515  516   ..

 

1

Фотосинтез

А