Главная      Учебники - Педагогика     Лекции по педагогике - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  513  514  515   ..

 

 

Методические особенности изучения темы "Земноводные" в школьном курсе биологии

Методические особенности изучения темы "Земноводные" в школьном курсе биологии

ВВЕДЕНИЕ

Глава 3. МОИ УРОКИ

Урок №1. Внутреннее строение лягушки

Задачи урока : рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни, установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами, продолжить формирование умений работать с учебником.

Оборудование: натуральные пособия «Скелет лягушки», «Скелет костистой рыбы», влажный препарат «Лягушка», таблицы «Тип Хордовые», «Класс Земноводные. Лягушка», «Тип Хордовые. Схема кровообращения позвоночных».

ХОД УРОКА

I. Проверка знаний

Шесть человек из класса работают по карточкам, c остальными проводится фронтальная беседа по вопросам.

– Где обитает лягушка?

– В какое время года и суток она активна?

– Из каких отделов состоит ее тело?

– Чем оно покрыто?

– Почему на коже лягушки не живут микроорганизмы?

– Чем отличается скелет лягушки от скелета речного окуня?

– Какое значение имеет скелет в жизни лягушки?

Следующее задание – заполнить таблицу.

Таблица. Особенности строения и жизнедеятельности лягушки в связи со средой обитания
Покровы тела
Органы передвижения
Органы чувств
Органы дыхания
Места размножения
Выводы:

II. Изучение нового материала

1. Для подготовки к изучению новой темы ребятам предлагается вспомнить, что им известно о таком понятии, как полость тела и о расположении в ней органов. Затем проводится беседа по вопросам.

– Какие вы знаете системы внутренних органов рыб?

– Какие функции выполняют и какое значение имеют пищеварительная, кровеносная, дыхательная и выделительная системы?

2. Изучение органов и систем органов проводится в форме самостоятельной работы в группах – каждая группа получает отдельное задание, оформленное в виде инструктивной карточки, предполагающей работу с учебником, а также рисунками, таблицами, влажными препаратами.


Карточка для проверки знаний

1. Рассмотрите рисунок скелета лягушки и обратите внимание на характерные особенности его строения. Запишите названия основных частей скелета в соответствии с их обозначением на рисунке.

2. Почему у лягушки мышцы задних конечностей развиты сильнее, чем мышцы передних?

3. Какие части передней конечности лягушки соответствуют каким частям задней?

Инструктивная карточка «Пищеварение»

Пищеварительная система. Органы пищеварения и их значение. Поступление растворимых питательных веществ в кровь, удаление наружу непереваренных остатков.

1. Прочитайте статью Пищеварительная система (§47 учебника).

2. Отметьте, какие органы образуют пищеварительную систему.

3. Определите функции, которые выполняет каждый из них.

4. Оформите полученные знания в виде таблицы «Строение и функции пищеварительной системы лягушки» (орган – значение).

5. Сделайте вывод о значении пищеварительной системы в жизни земноводных.


Инструктивная карточка «Дыхание»

Значение дыхания. Органы дыхания, поступление кислорода в кровь. Дыхательная система.

1. Прочитайте статью «Дыхательная система» (§47 учебника).

2. Отметьте, какие органы образуют дыхательную систему.

3. Определите функции, которые выполняет каждый из них.

4. Оформите полученные знания в виде таблицы «Строение и функции дыхательной системы лягушки» (орган – значение).

5. Изучите механизм вдоха.

6. Сделайте вывод о значении дыхания в жизни земноводных.


Инструктивная карточка «Кровеносная система»

Транспорт кровью питательных веществ и кислорода к клеткам тела.

1. Прочитайте статью «Кровеносная система» (§47 учебника).

2. Отметьте, какие органы образуют кровеносную систему.

3. Определите функции, которые выполняет каждый из них.

4. Оформите полученные знания в виде таблицы «Строение и функции кровеносной системы лягушки» (орган – значение).

5. Изучите схему движения крови по сосудам:

а) малый круг кровообращения: правое предсердие ––> желудочек ––> левое предсердие ––> легочные артерии ––> капилляры ––> легочные вены ––> левое предсердие.

б) большой круг кровообращения: левое предсердие ––> желудочек ––> правое предсердие ––> аорта ––> артерии органов ––> капилляры ––> вены органов ––> правое предсердие.

6. Используя таблицу и рисунок в учебнике, проследите путь движения крови по сосудам. Определите, по каким сосудам течет артериальная, венозная и смешанная кровь.

7. Сделайте вывод о значении кровеносной системы в жизни земноводных.


Инструктивная карточка «Выделительная система»

1. Прочитайте статью «Выделительная система» (§47 учебника).

2. Отметьте, какие органы образуют выделительную систему.

3. Определите функции, которые выполняет каждый из них.

4. Оформите полученные знания в виде таблицы «Строение и функции выделительной системы лягушки» (орган – значение).

5. Сделайте вывод о значении выделительной системы в жизни земноводных.

Инструктивная карточка «Нервная система»

Регуляция деятельности систем органов. Строение нервной системы. Органы чувств.

1. Прочитайте статью «Нервная система» (§47 учебника).

2. Отметьте, какие органы образуют нервную систему.

3. Определите функции, которые выполняет каждый из них.

4. Оформите полученные знания в виде таблицы «Строение и функции нервной системы лягушки» (орган – значение).

5. Изучите строение головного мозга лягушки. Какие отделы развиты в меньшей, а какие – в большей степени, чем у рыб.

6. Сделайте вывод о значении нервной системы в жизни земноводных.

3. Проверка выполнения самостоятельной работы.

Поочередно по два человека из каждой группы работают у доски с рисунком-схемой той или иной системы органов: нужно найти на схеме отдельные органы и прикрепить к ним имеющиеся карточки с соответствующими названиями.

Остальные члены группы в это время работают по заданию «Определите функции изученной системы органов и ее роль в жизни земноводных».

4. Беседа на тему «Обмен веществ».

Беседа проводится с опорой на полученные ранее знания. Даем определение понятию; оформляем схему (учитель на доске, учащиеся в тетрадях); оговариваем условия обмена веществ; формулируем вывод.

Обмен веществ – построение в клетках тела собственных белков, жиров, углеводов из питательных веществ с затратой энергии и распад этих веществ в процессе жизнедеятельности клеток с выделением энергии и ненужных организму веществ.

Условия обмена веществ : постоянное поступление питательных веществ и кислорода в организм; удаление из организма продуктов жизнедеятельности.

Вывод : хотя дыхательная и кровеносная системы у земноводных устроены сложнее, чем у рыб, их работа обеспечивает организм относительно небольшим количеством кислорода. Поэтому уровень обмена веществ у земноводных низкий. В организме земноводных образуется мало тепла, а тонкая голая и влажная кожа не способствует его сохранению. В результате температура тела лягушки непостоянна и зависит от температуры окружающей среды.

III. Закрепление знаний

Тестовая работа

Соотнесите номера систем органов (I–VIII) с номерами органов, образующих эти системы (1–20).

Системы органов

I – нервная система;
II – кровеносная система;
III – пищеварительная система;
IV – дыхательная система;
V – выделительная система;
VI – система опоры и движения;
VII – половая система;
VIII – покровная система.

Органы

1 – бедро;
2 – мышцы;
3 – клоака;
4 – кожа;
5 – стона;
6 – сердце;
7 – легкие;
8 – плечо, предплечье;
9 – семенники;
10 – кисть пальцы;
11 – артерии и вены;
12 – яичники;
13 – нервы;
14 – конечности;
15 – спинной мозг;
16 – пояс передних конечностей;
17 – головной мозг;
18 – кишечник;
19 – желудок;
20 – почки, мочевой пузырь.

IV. Заключительная часть

Выставляю оценки в журнал за работу на уроке. Собираю на проверку выполненные тесты. Домашнее задание: §47 учебника, ответить на вопросы на с. 144, изучить схемы систем органов.

Рабочая карта по теме: «Внутреннее строение земноводных на примере лягушки»

I. Дыхательная система

1. С какой целью лягушка постоянно совершает движения горлом, оттягивая его вниз?

2. Почему взрослая лягушка, у которой нет жабр, не задыхается под водой?

Ответ найдите в учебнике биологии.

3. Рассмотрите схемы строения легких земноводных и решите, у какого животного – тритона, лягушки или жабы – эти органы наиболее развиты. С чем связана разная развитость легких у земноводных?

Рис. 1. Схема строения легких земноводных: 1 – тритон; 2 – лягушка; 3 – жаба

II. Пищеварительная система

Рассмотрите схему пищеварительной системы лягушки. Выпишите в тетрадь цифры, обозначающие органы пищеварительной системы, и дайте им названия.

Рис. 2. Схема пищеварительной системы лягушки

III. Кровеносная система

Используя схему кровеносной системы земноводных и соответствующий параграф учебника составьте характеристику кровеносной системы по следующим показателям.

Отделов сердца –

Кругов кровообращения –

Тип кровеносной системы – замкнутая или незамкнутая?

Кровь – смешанная или несмешанная?

Рис. 3. Схема кровеносной системы лягушки

IV. Обмен веществ и энергии

В процессе проведения опыта установили, что при 0 °С лягушки делают прыжки длиной 10–15 см, а при +25 °С – около 100 см. Прочитав раздел «Обмен веществ и энергии» в учебнике, объясните результаты опыта.

V. Нервная система

Сравните головной мозг рыбы и лягушки. Какой из отделов мозга у земноводных развит лучше, а какой хуже?

Как это проявляется в поведении?

Рис. 4. Головной мозг: 1 – лягушка; 2 – рыба

VI. Проверочная работа

Выбери правильный ответ.

1. Земноводные при помощи кожи:

а) могут поглощать воду;

б) не могут поглощать воду;

в) одни могут поглощать воду, другие – не могут.

2. Земноводные дышат при помощи:

а) кожи;

б) кожи и легких;

в) легких.

3. Сердце у взрослых земноводных:

а) однокамерное;

б) двухкамерное;

в) трехкамерное.

4. Кровь у земноводных течет:

а) по одному кругу кровообращения;

б) по двум кругам кровообращения;

в) у одних по двум кругам, у других – по одному.

5. Передний мозг у земноводных по сравнению с передним мозгом рыб:

а) более крупный, с разделением на два полушария;

б) более крупный, но без разделения на полушария;

в) не претерпел изменений.

6. Бесхвостые земноводные ловят добычу:

а) как двигающуюся, так и неподвижную;

б) только двигающуюся.

7. Взрослые земноводные питаются:

а) растениями;

б) растениями и позвоночными животными;

в) беспозвоночными, реже – позвоночными животными.


3.2 Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

Цели: закрепить, расширить знания по теме.

Задачи:

1. Образовательная – повышение интереса к изученным животным и бережному отношению к ним.

2. Развивающая – развитие мыслительной и творческой деятельности.

3. Воспитательная – развитие сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: экран, мультимедиа или кодоскоп, картинки с изображением земноводных, конверты с заданиями, «бочоночки» от «киндер сюрпризов»

Ход урока

Организационный момент

/учащиеся садятся по группам, 4 группы по 6 человек, от каждой группы выходят по 1 ученику для «жеребьевки» – очередности выполнения заданий/

Этапы игры

I. «Кто изображен?»

/на доске прикреплены 4 картинки,

Рис. 1 Рис. 2

Рис. 3 Рис. 4

закрытые квадратами из плотной бумаги с цифрами;

1 2 3
4 5 6
7 8 9

начинается игра с первой картинки./

Учитель: Какую цифру вы выбираете?

/1 группа называет любую цифру и открывается фрагмент картинки/

Учитель: Какое животное здесь изображено? К какому отряду относиться?

/Если группа не отвечает, то спрашиваются, соблюдая очередность следующие группы; другой фрагмент открывает 2 группа и т. д. до тех пор пока одна из групп первой не назовет правильный ответ. Так же открываются три другие картинки./

лягушка, тритон, саламандра, квакша

/За каждый правильный ответ группа получает 5 очков/

II. «Расскажи о нас»

/каждая группа получает по 1 картинке, снятой с доски и готовит рассказ по плану на обороте/

План

1. К какому отряду относится?

2. Где обитает?

3. Особенности строения.

4. Как размножается?

5. Значение в природе и жизни человека.

1 группа – картинка лягушка

2 группа – тритон

3 группа – саламандра

4 группа – квакша

/За правильное выполнение данного конкурса высший бал – 10 баллов./

III. «Знаешь ли ты строение и размножение земноводных?»

/Каждой группе задаются по 4 вопроса.

Вопросы демонстрируются на экране с помощью кодоскопа или мультимедийного оборудования.

Для I группы

1. Как изменилось строение глаз земноводных в связи с их выходом в воздушную среду?(Появились веки и слезные железы.)

2. Какая кровь попадает в правое и какая в левое предсердие?(В правое – смешанная, в левое – артериальная.)

3. Какие крупные пищеварительные железы открываются в двенадцатиперстную кишку?(Печень и поджелудочная железа.)

4. Где происходит размножение земноводных и развитие их личинок?(В воде.)

Для II группы

1. Чем представлен орган слуха земноводных?(Внутренним, средним ухом и барабанной перепонкой.)

2. Какие отделы различают в передней конечности?(Плечо, предплечье, кисть.)

3. Как называется последний отдел кишечника, в который открывается толстая кишка, выделительная и половая системы? (Клоака.)

4. Какое оплодотворение у большинства земноводных? (Наружное.)

Для III группы

1. Сколько кругов кровообращения в сердце взрослых земноводных? (Два круга.)

2. Какие отделы различают в задней конечности? (Бедро, голень, стопу.)

3. Чем представлены органы дыхания взрослых земноводных?(Легкими и кожей.)

4. Кто был предком древних земноводных? (Рипидистии – древние пресноводные кистеперые рыбы.)

Для IV группы

1. Сколько камер в сердце взрослых земноводных? (Сердце трехкамерное.)

2. Какие отделы различают в позвоночнике? (Шейный, туловищный, крестцовый и хвостовую кость.)

3. Какие органы образуют выделительную систему земноводных?(Почки, мочеточники, мочевой пузырь.)

4. Какие особенности строения позволили рыбам освоить наземную среду обитания и превратиться в земноводных? (Наличие легких и пятипалых пар конечностей.)

За каждый правильный ответ группа получает 5 баллов./

IV. «Их надо защищать!»

/Каждая группа, заранее получив задание, демонстрирует рисунок-плакат о защите земноводных и отвечает на вопрос:

«Какая роль и значение этих животных в жизни человека?»

Конкурс оценивается в 10 балов./

V. «Реши биологическую задачу»

/один ученик из каждой группы выбирает «бочонок» с заданием/

1. Лягушка – хороший пловец. Как называется такой стиль плавания у человека? Какие освоенности строения способствуют ее передвижению в воде?(Брасс. Малозаметные границы между головой и туловищем, гладкая кожа покрытая слоем слизи, хорошо развитые парные конечности; задние имеют плавательные перепонки)

2. Лягушки и другие земноводные (одни лучше, другие хуже) могут дышать атмосферным воздухом при помощи кожи. Как у них осуществляется кожное дыхание? (Через влажную тонкую кожу, пронизанную большим числом капилляров.)

3. Было время, когда лягушек (жаб) помещали в сосуды с молоком и оно долго не скисало. Объясните этот факт.(Слизь лягушки обладает бактарицидныи свойством.)

4. Каковы особенности дыхательной системы лягушки?(Органы дыхания – парные, мешковидные легкие с тонкими ячеистыми стенками. Дыхание происходит за счет опускания и подъема дна ротовой полости.)

/За правильное выполнение данного задания высший бал – 10 баллов./

VII. Подведение итогов соревнования

1. Все члены группы, набравшей большее количество баллов, получают «5».

2. Группа, занявшая второе место – «4».

3. Отличившиеся в двух конкурсах из второй группы также получают «5».

4. Группы, занявшие 3 и 4 места получают – «4».


3.3 Кроссворд по теме: Земноводные

По горизонтали:

4. Бесхвостое земноводное, на верхней челюсти которого имеются мелкие зубы.

5. Бесхвостое земноводное, ведущее древесный образ жизни.

7. Хвостатое земноводное, имеющее 3 пары древесных жабер и бледно-розовую окраску тела.

8. Название личинки бесхвостого земноводного.

По вертикали :

1. Жаба со своеобразной заботой о потомстве (самец наматывает слизные шнуры с икрой на свои бедра и носит на себе; когда он уходит в водоем, личинки попадают в воду).

2. Бесхвостое земноводное с яркой окраской брюха.

3. Личинка одного из хвостатых земноводных, способная размножаться в личиночном состоянии.

6. Обычное у нас хвостатое земноводное.

Ответы

По горизонтали:

4. Лягушка.

5. Квакша.

7. Протей.

8. Головастик.

По вертикали:

1. Повитуха.

2. Жерлянка.

3. Аксолотль.

6. Тритон.


ЛИТЕРАТУРА

1. Банников А. Г., Рустамов Л. К. Охрана природы. М., Колос, 1977.

2. Герасимов В. П. Позвоночные животные, изучение их в школе. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. М., Просвещение, 1979.

3. Жизнь животных. М., Просвещение, 1969, т. 4, ч. 2.

4. Земноводные, пресмыкающиеся СССР: Справочник-определитель. М., Мысль, 1971.

5. Литинсцкий И. Б. Бионика. М., Просвещение, 1976.

6. Олигер И. М. Краткий определитель позвоночных животных средней полосы европейской части СССР. М., Просвещение, 1971.

7. Резникова В. 3., Кузьмина И. Д. Изучение па уроках зоологии сезонных явлений в жизни животных.— Биология в школе, 1978, Л» 6.

8. Руководство к лабораторным занятиям по зоологии позвоночных. М., Просвещение, 1977.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  513  514  515   ..