Кошелькование

  Главная       Учебники - Охота и рыбалка      Устройство орудий лова и технология добычи рыбы

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ КОШЕЛЬКОВОГО ЛОВА РЫБЫ ПО ОДНОБОТНОЙ СИСТЕМЕ

 



Кошелькование. После окончания замета при необходимости за бежной и пятной урезы быстро стягивают клячи невода, закрепляют крылья, закладывают стяжной трос в канифас-блоки выстрела или на бортовые откидные блоки и подают его на лебедку.

Выстрел представляет собой съемную или специальную кран-балку. Его устанавливают против середины сейнерной лебедки или против направляющих роликов для стяжного троса, так, чтобы канифас-блоки были вынесены за фальшборт на расстоянии до 1,0 м.

Для выборки стяжного троса при кошельковании невода, выливки улова и выполнения грузовых операций используют сейнерные, тралово-сейнерные или траловые лебедки.

Сейнерные лебедки состоят, как правило, из горизонтального грузового вала с двумя турачками на конце. При кошельковании концы стяжного троса сходят с турачек и набираются на специальные вьюшки. Тяговое усилие сейнерных лебедок равно 10—80 кН, а скорость выборки изменяется от 0,2 до 2,0 м/с.

Известны многобарабанные сейнерные лебедки с параллельным расположением осей и индивидуальным приводом каждого барабана. Два барабана служат для выборки стяжного троса при необходимости с разной скоростью, другие — для выборки бежного уреза, троса-проводника и т. д.
На некоторых типах судов применяют тралово-сейнер-ные лебедки для механизации тралового и кошелькового лова. На рис. 44 приведена схема лебедки такого типа ЛЭТр-7 на судах РС-300. Суммарное тяговое усилие лебедки на ваерах при скорости выборки 1,1 м/с составляет 40 кН, а при скорости выборки 1,5 м/с — 20 кН.

При кошельковом лове используют также обычные траловые лебедки. Несмотря на некоторые трудности проводки стяжного троса, такие лебедки, так же как тралово-сейнерные, более удобны и безопасны в работе, чем сейнерные с турачками.

 

 

 

 

Рис. 44. Тралово-сейнерная лебедка ЛЭТР-7:
1—фундаментная рама; 2— ленточный тормоз; 3, 12 — ваероукладчнкн; 4, 11— стойки; 5 — барабан; 6 — отбойники; 7 — промежуточный вал; 8, 13 — приводы муфт ваерных барабанов; 9 — электродвигатель; 10 — турачки; 14 — редуктор; 15 — грузовой вал

 

 

 

Для кошелькования иногда используют погружные лебедки, которые опускают с борта судна на глубину погружения нижней подборы. По одному из вариантов погружения лебедка с фрикционными барабанами лишь стягивает стяжной трос, а сам трос навивают на борту судна на специальную лебедку. Погружные лебедки снижают нагрузки на промысловые механизмы и предотвращают образование ворот между клячами невода у судна, в которые уходит рыба. Однако пока схемы кошелькования с погружными лебедками обладают серьезными эксплуатационными недостатками.

Одна из возможных схем закрепления крыльев невода и проводки стяжного троса при кошельковании показана на рис. 42, б.

Если окруженный неводом косяк находится в поверхностных слоях воды, то кошелькование начинают сразу же после окончания замета. При облове косяка на большой глубине после замета невода делают выдержку, чтобы нижняя подбора опустилась глубже нижней кромки косяка. При этом учитывают, что скорость погружения нижней подборы обычно не превышает 0,2— 0,25 м/с. Время выдержки иногда достигает 8—10 мин и более.

При дрейфё судна невод сносит с косяка. В этом случае судно ставят носом на ветер и подрабатывают на невод.

Кошелькуют за один или за оба конца стяжного троса. Если позволяет тяговое усилие лебедки, то стяжной трос выбирают за оба конца для ускорения процесса кошелькования. В начале кошелькования выбирают слабину стяжного троса обычно с максимальной скоростью. При кошельковании в движение приходит вся стена невода, нагрузки на стяжной трос возрастают и скорость кошелькования постепенно уменьшают до 0,25—0,30 м/с. Стяжной трос испытывает наибольшее натяжение при подтягивании колец с низами невода к борту. Когда кольца подойдут к канифас-блоку, их поднимают грузоподъемными средствами, нанизывают на гаки или штанги и вынимают из колец стяжной трос. Для механизации процессов приемки и удержания колец применяют устройство «Захват», которое может принимать до 150 колец.

При выборке стяжного троса судно иногда затягивается в невод. Чтобы избежать этого, отрабатывают задним ходом, временно прекращают кошелькование, применяют буксирный бот и т. д. Некоторые суда для этой цели имеют подруливающие устройства в носовой части судна.

Боковые подборы стягивают за боковой стяжной трос. Эту операцию заканчивают одновременно с подходом стяжных колец нижней подборы к канифас-блокам. Сливную часть невода закрепляют до окончания выливки улова, а конец бежного крыла (при работе с крайнесливными неводами) передают на неводовыборочную машину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  ..