ОСОБЕННОСТИ ХИМИКО-МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВНЫХ ТАНКОВ

Главная       Учебники - Морское дело      Справочник судового механика по теплотехнике

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 

7.9. ОСОБЕННОСТИ ХИМИКО-МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВНЫХ ТАНКОВ ПЛАВУЧИМИ ЗАЧИСТНЫМИ СТАНЦИЯМИ

В составе каждого крупного морского порта должны быть плавучие зачистные станции, способные выполнять следующие основные операции: химико-механизированную обработку- топливных танков крупнотоннажных судов растворами моющих препаратов по замкнутому циклу зачист-ная станция — обрабатываемый танк на судне — зачистная станция; сбор нефти с поверхности воды акватории порта при аварийных разливах; прием с судов нефтесодержащих вод для очистки и т. д.

В ряде портов ФРП эксплуатируются несамоходные зачистные станции проекта 1681 БМ. Корпус станции разделен на ряд специальных отсеков для размещения моечного оборудования и сбора нефтеостатков. На за-чистных станциях смонтировано специальное моечное оборудование, включающее систему моющей воды и сбора нефтеостатков, вакуумную систему, сепарационные установки.

Система моющей воды и сбора нефтеостатков предназначена для выполнения следующих основных операций: подачи раствора моющего препарата к моечным машинкам на обрабатываемое судно; приема с обрабатываемого судна нефтесодержащих вод в каскады моющего раствора; отстоя загрязненного моющего раствора в каскадах.

Вакуумная система предназначена: для выборки из очищаемых емкостей судов нефтепродуктов, не откачиваемых судовыми штатными средствами (мертвый остаток); откачки моющего раствора из емкостей судов при отсутствии на них штатных средств откачки; сбора отстоявшихся нефтепродуктов с поверхностей второго и третьего каскадов моющего раствора; сбора нефтепродуктов с поверхности воды акватории порта при аварийных разливах. Производительность вакуумной установки по откачке нефтесодержащих вод не превышает 15 т/ч. Для очистки нефтесодержащих вод предназначена сепарационная установки, которая состоит: из первичного фильтра, имеющего приемную камеру и камеру грубой очистки; двух коалесцирующих фильтров, один из которых установлен над первичным фильтром и второй — в насосном отделении. Производительность сепарационной установки составляет 80 м3/ч при последовательной работе коалесцирующих фильтров, 160 м3/ч — при параллельной работе коалесцирующих фильтров. Остаточное содержание нефтепродуктов в очищаемой воде — не более 25 мг/л.

Для мойки топливных танков, откачки моющей воды из них, выборки остатков нефтепродуктов и вентиляции обрабатываемых танков за-чистная станция комплектуется специальным переносным оборудованием: моечными машинками и стволами ручной домывки, переносным паровым насосом, эжекторами, электровентиляторами, резиновыми рукавами, коллекторами моющей воды и т. д.

Подготовка судовых танков к мойке зачистной станцией. Эксплуатационная подготовка танков выполняется личным составом судна и состоит из следующих мероприятий: растворения и удаления донных отложений, максимальной откачки топлива из танков, своевременного вскрытия горловин, проверки и подготовки судовых систем и насосов для откачки моющего раствора из очищаемых танков. Качество и продолжительность мойки танков зависят от правильной расстановки моечных машинок по секциям танка, продолжительности работы моечной машинки в одном положении, давления моющей воды перед машинкой, интенсивности откачки загрязненной моющей воды из обрабатываемого танка и т. д.

Типовые схемы установки моечных машинок в топливных танках различной конструкции приведены на рис. 7.8. Для обработки междудон-ных танков, разделенных продольным и поперечным набором корпуса на большое число отдельных секций, малые моечные машинки типа ММП-2/11 крепятся к каретке, которая перемещается по вновь смонтированному направляющему монорельсу (см. рис. 7.8, а). Перемещение машинки из секции в секцию танка производится через вырезы в поперечном наборе корпуса судна, расположенные на одной оси. Моечная машинка устанавливается по центру каждой секции с помощью тросов, протари-рованных на отрезки, кратные длине шпации. Такая схема установки моечного оборудования может применяться только в танках, имеющих не менее двух горловин, расположенных на одной оси, с вырезами в поперечном наборе корпуса судна, i

В междудонных танках с одним рядом вырезов в поперечном наборе корпуса судна (рис. 7.8,6) монтаж направляющих монорельсов затруднит доступ в секции танка, не имеющих горловин. Для обеспечения механизации мойки их необходимо приварить к поперечным переборкам танка по одному обуху и раскрепить между ними трос. Перемещение моечной машинки вдоль танка должно осуществляться, как и в первой схеме, с помощью дополнительных тросиков.

В диптанках и бортовых танках котельного топлива, имеющих сложный днищевой набор корпуса судна и большие габаритные размеры по высоте (свыше 2,5 м) и длине, обычное крепление моечных машинок с помощью струбцин к ребрам жесткости верхней палубы и перемещение их без дополнительных приспособлений (лесов, подставок, трапов и т. д.) затруднено и связано с неоднократным спуском рабочих в незачищенный танк. Для улучшения условий труда и обеспечения механизации мойки танков указанной конструкции рекомендуется производить крепление моечных машинок к тележке из полусферических дисков, перемещение которой обеспечивается по вновь смонтированной направляющей трубе (рис. 7.8, в) с помощью специальных тросиков. Направляющая труба устанавливается между поперечными переборками цистерны и крепится к набору верхней палубы кницами, которые одновременно выполняют роль ребер жесткости для предотвращения прогиба трубы при работе моечных машинок.

В цистернах небольшой емкости с вертикальным расположением горловин крепление моечной машинки может производиться с помощью универсального трубчатого кронштейна с фалыпгорловиной (рис. 7.8,г),который устанавливается на комингс существующей горловины. Размеры фальшгорловины должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность применения кронштейна на судах всех типов.

Обработка диптанков и грузовых танков нефтеналивных судов с расположением горловин на верхней палубе может выполняться моечными машинками, опущенными в цистерны непосредственно на шлангах подачи моющей воды (рис. 7.8, д). Учитывая, что по конструктивному исполнению переборки цистерн имеют усиленный набор корпуса судна, моечные машинки должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы струя моющего раствора захватывала и экранированные поперечным набором корпуса судна поверхности цистерн.

В цистернах, аналогичных описанной конструкции с расположением горловин рядом с бортом или вертикальными переборками, усиленный поперечный набор корпуса судна затрудняет установку моечных машинок непосредственно на шлангах. Обработку указанных цистерн рекомендуется производить моечной машинкой, которая опускается в цистерну на тросе, пропущенном через направляющий блок, как это показано на рис. 7.8, е. Для установки машинки в требуемом по высоте положении трос маркируется на отрезки, кратные расстояниям между платформами или стрингерами. После окончания мойки трос раскрепляется в скобах, привариваемых в районе горловин.

Организация мойки цистерн средствами зачистной станции. Ответственность за качество мойки цистерн несет капитан зачистной станции. Перед началом мойки администрация зачистной станции совместно с администрацией судна проверяет подготовленность топливных емкостей к химико-механизированной мойке. Результаты осмотра оформляются актом. С учетом этих результатов перед началом мойки цистерн технолог зачистной станции составляет технологическую схему, в которой должно быть предусмотрено: место швартовки зачистной станции с учетом минимальной длины подаваемых шлангов, схема шланговки станции к зачищаемому судну, последовательность и количество одновременно обрабатываемых цистерн, количество и режим работы откачивающих средств зачищаемого судна, обеспечение техники безопасности и пожарной безопасности в соответствии с действующими Правилами.

Время работы моечных машинок в каждом положении должно быть кратным паспортному циклу машинки. Число циклов работы машинки в одном положении определяется степенью загрязненности поверхностей цистерн. В зависимости от эффективности откачки моющего раствора может одновременно работать несколько машинок в одной или нескольких цистернах.

После окончания работы моечных машинок производится вентиляция цистерн, их осмотр и при необходимости ручная домывка днища, а также экранированных (труднодоступных) участков. Для ручной до-мывки к распределительным коллекторам подсоединяются шланги диаметром 16 мм со специальным стволом. Температура моющего раствора при ручной домывке поддерживается в пределах 45 ... 50° С, давление 0,4 ... 0,6 МПа (4 ... 6 кгс/см ). Шлам и илистые отложения, оставшиеся в цистернах после обработки моющим раствором, зачищаются вручную, затариваются в полиэтиленовые мешки и выгружаются в бочки или ящики, подготовленные для этих целей и установленные в специально отведенных местах на обрабатываемом судне.

По окончании зачистных работ и вентиляции цистерн силами и средствами зачистной станции производится осмотр цистерн и анализ воздуха в них на содержание паров нефтепродуктов. Результаты анализа воздуха оформляются справкой. При положительных результатах осмотра и анализа (содержание паров нефтепродуктов не более 0,3 мг/л, отсутствие видимых остатков нефтепродуктов на днище, наборе корпуса и других поверхностях) цистерны считаются готовыми для производства ремонта и огневых работ. В этом случае администрация зачистной станции предъявляет цистерны администрации судна, после чего оформляется совместный акт внутреннего освидетельствования топливных емкостей, где перечисляются все зачищенные цистерны. К акту прикладывается справка результатов анализа воздуха в цистернах.