7.9. ОСОБЕННОСТИ ХИМИКО-МЕХАНИЗИРОВАННОЙ ОЧИСТКИ
ТОПЛИВНЫХ ТАНКОВ ПЛАВУЧИМИ ЗАЧИСТНЫМИ СТАНЦИЯМИ
В составе каждого крупного морского порта должны быть плавучие зачистные
станции, способные выполнять следующие основные операции:
химико-механизированную обработку- топливных танков крупнотоннажных
судов растворами моющих препаратов по замкнутому циклу зачист-ная
станция — обрабатываемый танк на судне — зачистная станция; сбор нефти с
поверхности воды акватории порта при аварийных разливах; прием с судов
нефтесодержащих вод для очистки и т. д.
В ряде портов ФРП эксплуатируются несамоходные зачистные станции проекта
1681 БМ. Корпус станции разделен на ряд специальных отсеков для
размещения моечного оборудования и сбора нефтеостатков. На за-чистных
станциях смонтировано специальное моечное оборудование, включающее
систему моющей воды и сбора нефтеостатков, вакуумную систему,
сепарационные установки.
Система моющей воды и сбора нефтеостатков предназначена для выполнения
следующих основных операций: подачи раствора моющего препарата к моечным
машинкам на обрабатываемое судно; приема с обрабатываемого судна
нефтесодержащих вод в каскады моющего раствора; отстоя загрязненного
моющего раствора в каскадах.
Вакуумная система предназначена: для выборки из очищаемых емкостей судов
нефтепродуктов, не откачиваемых судовыми штатными средствами (мертвый
остаток); откачки моющего раствора из емкостей судов при отсутствии на
них штатных средств откачки; сбора отстоявшихся нефтепродуктов с
поверхностей второго и третьего каскадов моющего раствора; сбора
нефтепродуктов с поверхности воды акватории порта при аварийных
разливах. Производительность вакуумной установки по откачке
нефтесодержащих вод не превышает 15 т/ч. Для очистки нефтесодержащих вод
предназначена сепарационная установки, которая состоит: из первичного
фильтра, имеющего приемную камеру и камеру грубой очистки; двух
коалесцирующих фильтров, один из которых установлен над первичным
фильтром и второй — в насосном отделении. Производительность
сепарационной установки составляет 80 м3/ч при последовательной работе
коалесцирующих фильтров, 160 м3/ч — при параллельной работе
коалесцирующих фильтров. Остаточное содержание нефтепродуктов в
очищаемой воде — не более 25 мг/л.
Для мойки топливных танков, откачки моющей воды из них, выборки остатков
нефтепродуктов и вентиляции обрабатываемых танков за-чистная станция
комплектуется специальным переносным оборудованием: моечными машинками и
стволами ручной домывки, переносным паровым насосом, эжекторами,
электровентиляторами, резиновыми рукавами, коллекторами моющей воды и т.
д.
Подготовка судовых танков к мойке зачистной станцией.
Эксплуатационная подготовка танков выполняется личным составом судна и
состоит из следующих мероприятий: растворения и удаления донных
отложений, максимальной откачки топлива из танков, своевременного
вскрытия горловин, проверки и подготовки судовых систем и насосов для
откачки моющего раствора из очищаемых танков. Качество и
продолжительность мойки танков зависят от правильной расстановки моечных
машинок по секциям танка, продолжительности работы моечной машинки в
одном положении, давления моющей воды перед машинкой, интенсивности
откачки загрязненной моющей воды из обрабатываемого танка и т. д.
Типовые схемы установки моечных машинок в топливных танках различной
конструкции приведены на рис. 7.8. Для обработки междудон-ных танков,
разделенных продольным и поперечным набором корпуса на большое число
отдельных секций, малые моечные машинки типа ММП-2/11 крепятся к
каретке, которая перемещается по вновь смонтированному направляющему
монорельсу (см. рис. 7.8, а). Перемещение машинки из секции в секцию
танка производится через вырезы в поперечном наборе корпуса судна,
расположенные на одной оси. Моечная машинка устанавливается по центру
каждой секции с помощью тросов, протари-рованных на отрезки, кратные
длине шпации. Такая схема установки моечного оборудования может
применяться только в танках, имеющих не менее двух горловин,
расположенных на одной оси, с вырезами в поперечном наборе корпуса
судна, i
В междудонных танках с одним рядом вырезов в поперечном наборе корпуса
судна (рис. 7.8,6) монтаж направляющих монорельсов затруднит доступ в
секции танка, не имеющих горловин. Для обеспечения механизации мойки их
необходимо приварить к поперечным переборкам танка по одному обуху и
раскрепить между ними трос. Перемещение моечной машинки вдоль танка
должно осуществляться, как и в первой схеме, с помощью дополнительных
тросиков.
В диптанках и бортовых танках котельного топлива, имеющих сложный
днищевой набор корпуса судна и большие габаритные размеры по высоте
(свыше 2,5 м) и длине, обычное крепление моечных машинок с помощью
струбцин к ребрам жесткости верхней палубы и перемещение их без
дополнительных приспособлений (лесов, подставок, трапов и т. д.)
затруднено и связано с неоднократным спуском рабочих в незачищенный
танк. Для улучшения условий труда и обеспечения механизации мойки танков
указанной конструкции рекомендуется производить крепление моечных
машинок к тележке из полусферических дисков, перемещение которой
обеспечивается по вновь смонтированной направляющей трубе (рис. 7.8, в)
с помощью специальных тросиков. Направляющая труба устанавливается между
поперечными переборками цистерны и крепится к набору верхней палубы
кницами, которые одновременно выполняют роль ребер жесткости для
предотвращения прогиба трубы при работе моечных машинок.
В цистернах небольшой емкости с вертикальным расположением горловин
крепление моечной машинки может производиться с помощью универсального
трубчатого кронштейна с фалыпгорловиной (рис. 7.8,г),который
устанавливается на комингс существующей горловины. Размеры
фальшгорловины должны быть подобраны с таким расчетом, чтобы обеспечить
возможность применения кронштейна на судах всех типов.
Обработка диптанков и грузовых танков нефтеналивных судов с
расположением горловин на верхней палубе может выполняться моечными
машинками, опущенными в цистерны непосредственно на шлангах подачи
моющей воды (рис. 7.8, д). Учитывая, что по конструктивному исполнению
переборки цистерн имеют усиленный набор корпуса судна, моечные машинки
должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы струя моющего раствора
захватывала и экранированные поперечным набором корпуса судна
поверхности цистерн.
В цистернах, аналогичных описанной конструкции с расположением горловин
рядом с бортом или вертикальными переборками, усиленный поперечный набор
корпуса судна затрудняет установку моечных машинок непосредственно на
шлангах. Обработку указанных цистерн рекомендуется производить моечной
машинкой, которая опускается в цистерну на тросе, пропущенном через
направляющий блок, как это показано на рис. 7.8, е. Для установки
машинки в требуемом по высоте положении трос маркируется на отрезки,
кратные расстояниям между платформами или стрингерами. После окончания
мойки трос раскрепляется в скобах, привариваемых в районе горловин.
Организация мойки цистерн средствами зачистной станции. Ответственность
за качество мойки цистерн несет капитан зачистной станции. Перед началом
мойки администрация зачистной станции совместно с администрацией судна
проверяет подготовленность топливных емкостей к химико-механизированной
мойке. Результаты осмотра оформляются актом. С учетом этих результатов
перед началом мойки цистерн технолог зачистной станции составляет
технологическую схему, в которой должно быть предусмотрено: место
швартовки зачистной станции с учетом минимальной длины подаваемых
шлангов, схема шланговки станции к зачищаемому судну, последовательность
и количество одновременно обрабатываемых цистерн, количество и режим
работы откачивающих средств зачищаемого судна, обеспечение техники
безопасности и пожарной безопасности в соответствии с действующими
Правилами.
Время работы моечных машинок в каждом положении должно быть кратным
паспортному циклу машинки. Число циклов работы машинки в одном положении
определяется степенью загрязненности поверхностей цистерн. В зависимости
от эффективности откачки моющего раствора может одновременно работать
несколько машинок в одной или нескольких цистернах.
После окончания работы моечных машинок производится вентиляция цистерн,
их осмотр и при необходимости ручная домывка днища, а также
экранированных (труднодоступных) участков. Для ручной до-мывки к
распределительным коллекторам подсоединяются шланги диаметром 16 мм со
специальным стволом. Температура моющего раствора при ручной домывке
поддерживается в пределах 45 ... 50° С, давление 0,4 ... 0,6 МПа (4 ...
6 кгс/см ). Шлам и илистые отложения, оставшиеся в цистернах после
обработки моющим раствором, зачищаются вручную, затариваются в
полиэтиленовые мешки и выгружаются в бочки или ящики, подготовленные для
этих целей и установленные в специально отведенных местах на
обрабатываемом судне.
По окончании зачистных работ и вентиляции цистерн силами и средствами
зачистной станции производится осмотр цистерн и анализ воздуха в них на
содержание паров нефтепродуктов. Результаты анализа воздуха оформляются
справкой. При положительных результатах осмотра и анализа (содержание
паров нефтепродуктов не более 0,3 мг/л, отсутствие видимых остатков
нефтепродуктов на днище, наборе корпуса и других поверхностях) цистерны
считаются готовыми для производства ремонта и огневых работ. В этом
случае администрация зачистной станции предъявляет цистерны
администрации судна, после чего оформляется совместный акт внутреннего
освидетельствования топливных емкостей, где перечисляются все зачищенные
цистерны. К акту прикладывается справка результатов анализа воздуха в
цистернах.