§ 23. ЛАКИРОВКА ДЕРЕВЯННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СУДНА

  Главная     Морское дело - Учебники     Морская практика для матроса    А. И. Литвиненко

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

§ 23. ЛАКИРОВКА ДЕРЕВЯННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СУДНА

Лаком обычно покрывают изделия из твердых пород дерева: дуба, бука, красного дерева и т. п.

Для получения высококачественного лакового покрытия предназначенную к лакировке поверхность нужно тщательно обработать. Старую лаковую пленку снимают полностью с помощью циклей. Поверхности, предназначенные к лакированию, должны быть гладкими и чистыми. С этой целью их шлифуют стеклянной шкуркой. Сначала шлифуют сухую поверхность крупной стеклянной шкуркой с целью уничтожения шероховатостей после циклевки. Последующую шлифовку делают мелкой стеклянной шкуркой для снятия с поверхности дерева мелкого ворса; перед этой шлифовкой дерево нужно слегка смочить теплой водой. Под влиянием влаги ворс поднимается и легко снимается шкуркой. Хорошо отшлифованную и высушенную поверхность олифят и шпаклюют лаковой шпаклевкой, как было сказано выше.

На судах, как правило, для лакировки (за исключением мебели) употребляются только масляные лаки. Лакировку нужно производить при температуре от +5 до +30°С. Лак наносят тампоном или кистью, не проводя дважды по одному месту. Наружные поверхности, подвергающиеся воздействию морской воды и влаги, покрывают лаком 3—4 раза, внутренние — два. Каждый последующий слой лака нужно наносить после просушки и шлифовки предыдущего. Можно лакировать и поверхности, покрытые предварительно масляной краской. В этом случае окрашенную поверхность шлифуют порошком железа с водой до получения ровной матовой поверхности, а затем протирают чистой ветошью. Лак наносят на поверхность после ее просушки.

§ 24. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА И ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОКРАСОЧНЫХ РАБОТАХ НА СУДНЕ

Все лакокрасочные материалы в определенной мере огнеопасны. Растворители большинства красок, даже негорючих после высыхания, являются легковоспламеняющимися жидкостями, пары которых могут давать взрывчатые смеси. В связи с этим хранение красок, их приготовление к использованию и выполнение окрасочных работ следует производить с соблюдением всех правил противопожарной безопасности.
Лакокрасочные материалы должны храниться в специальных помещениях — малярных. Причем краски с летучими растворителями следует хранить в герметически закрывающейся таре. Разлив и приготовление красок для работы необходимо производить в малярных при наличии в них хорошей вытяжной вентиляции или же рядом на открытой палубе.

При приготовлении красок, а также при выполнении окрасочных работ категорически воспрещается пользоваться открытым огнем, курить, производить сварочные и другие работы, при которых возможно искрообразование.

Не разрешается пользоваться для снятия старой краски паяльными лампами, газовыми грелками и т. п. приборами.

Ветошь и другой обтирочный материал, загрязненный краской и растворителями, должен после окончания работ немедленно уничтожаться. Тару с остатками краски, непригодной к дальнейшему употреблению, следует при первой возможности удалять с судна.

При работах с красками следует иметь в виду, что у многих из них пигменты или растворители являются ядовитыми веществами, оказывающими вредное воздействие на организм человека. При работе с такими красками необходимо принимать меры предохранения от попадания капель или паров краски на кожные покровы, внутрь организма через дыхательные пути или в носоглотку.

В связи с этим категорически воспрещается при выполнении окрасочных работ курить или употреблять пищу. При перерывах в процессе работы перед курением необходимо обязательно вымыть руки. После окончания работы следует вымыться в душе. Если на коже имеются капли засохшей краски, то ее снимают перед мытьем ватными тампонами, смоченными в уайт-спирите или скипидаре.

Кожу на открытых участках лица, тела и рук рекомендуется смазывать специальной пастой (хиот-6, иэр-1, АБ-1) или специальным составом: глицерин 12%, мыло хозяйственное

15%’, каолин 35%, вода 38%. Капли свежей краски, попадающей на кожу в процессе работы, необходимо немедленно удалять чистой ветошью или ватой.

Для защиты дыхательных путей при работах с красками, имеющими в своем составе ядовитые вещества, необходимо пользоваться респираторами (противогазами ПШ-1, ПШ-2 и Др.). Такие же меры предосторожности следует применять и при зачистке поверхностей, окрашенных подобными красками.

Респираторы следует применять также при нанесении любых красок краскораспылителями в плохо вентилируемых помещениях, при кистевой окраске в танках, цистернах, коффердамах и подобных им помещениях.

При выполнении любых работ в указанных помещениях работающий обязан иметь пояс с лямками и сигнальным тросом,
конец которого .должен держать наблюдающий, находящийся снаружи, у входа в это помещение. Находиться в указанных помещениях разрешается не более 45 мин, после чего у работающего должен быть 10—15-минутный перерыв (отдых) на свежем воздухе. Для освещения следует пользоваться взрывобезопасными светильниками при напряжении не более 15 в.

Окрасочные работы, выполняемые на высоте и за бортом судна, должны производиться с надежно устроенных беседок и подвесок, такелаж которых должен иметь не менее чем 10-кратный запас прочности. Выполняющие эти работы должны надевать спасательные пояса. Необходимый для работы на высоте инструмент следует прикреплять при помощи штертов к поясу работающего или беседке.

На палубе, у места крепления беседок и подвесок, в течение всего времени работы должен неотлучно находиться специальный наблюдающий. Спуск людей на подвески и подъем с них должны производиться только по шторм-трапам. Всякое перемещение подвесок необходимо делать при отсутствии на них людей.

Не разрешается выполнять работы на высоте и за бортом судна при его движении, а также при стоянке судна в доке между бортами судов, между бортом и стенкой.