Лаком обычно покрывают изделия из твердых пород дерева: дуба, бука,
красного дерева и т. п.
Для получения высококачественного лакового покрытия предназначенную к
лакировке поверхность нужно тщательно обработать. Старую лаковую пленку
снимают полностью с помощью циклей. Поверхности, предназначенные к
лакированию, должны быть гладкими и чистыми. С этой целью их шлифуют
стеклянной шкуркой. Сначала шлифуют сухую поверхность крупной стеклянной
шкуркой с целью уничтожения шероховатостей после циклевки. Последующую
шлифовку делают мелкой стеклянной шкуркой для снятия с поверхности
дерева мелкого ворса; перед этой шлифовкой дерево нужно слегка смочить
теплой водой. Под влиянием влаги ворс поднимается и легко снимается
шкуркой. Хорошо отшлифованную и высушенную поверхность олифят и шпаклюют
лаковой шпаклевкой, как было сказано выше.
На судах, как правило, для лакировки (за исключением мебели)
употребляются только масляные лаки. Лакировку нужно производить при
температуре от +5 до +30°С. Лак наносят тампоном или кистью, не проводя
дважды по одному месту. Наружные поверхности, подвергающиеся воздействию
морской воды и влаги, покрывают лаком 3—4 раза, внутренние — два. Каждый
последующий слой лака нужно наносить после просушки и шлифовки
предыдущего. Можно лакировать и поверхности, покрытые предварительно
масляной краской. В этом случае окрашенную поверхность шлифуют порошком
железа с водой до получения ровной матовой поверхности, а затем
протирают чистой ветошью. Лак наносят на поверхность после ее просушки.
§ 24. ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА И ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОКРАСОЧНЫХ
РАБОТАХ НА СУДНЕ
Все лакокрасочные материалы в определенной мере огнеопасны. Растворители
большинства красок, даже негорючих после высыхания, являются
легковоспламеняющимися жидкостями, пары которых могут давать взрывчатые
смеси. В связи с этим хранение красок, их приготовление к использованию
и выполнение окрасочных работ следует производить с соблюдением всех
правил противопожарной безопасности.
Лакокрасочные материалы должны храниться в специальных помещениях —
малярных. Причем краски с летучими растворителями следует хранить в
герметически закрывающейся таре. Разлив и приготовление красок для
работы необходимо производить в малярных при наличии в них хорошей
вытяжной вентиляции или же рядом на открытой палубе.
При приготовлении красок, а также при выполнении окрасочных работ
категорически воспрещается пользоваться открытым огнем, курить,
производить сварочные и другие работы, при которых возможно
искрообразование.
Не разрешается пользоваться для снятия старой краски паяльными лампами,
газовыми грелками и т. п. приборами.
Ветошь и другой обтирочный материал, загрязненный краской и
растворителями, должен после окончания работ немедленно уничтожаться.
Тару с остатками краски, непригодной к дальнейшему употреблению, следует
при первой возможности удалять с судна.
При работах с красками следует иметь в виду, что у многих из них
пигменты или растворители являются ядовитыми веществами, оказывающими
вредное воздействие на организм человека. При работе с такими красками
необходимо принимать меры предохранения от попадания капель или паров
краски на кожные покровы, внутрь организма через дыхательные пути или в
носоглотку.
В связи с этим категорически воспрещается при выполнении окрасочных
работ курить или употреблять пищу. При перерывах в процессе работы перед
курением необходимо обязательно вымыть руки. После окончания работы
следует вымыться в душе. Если на коже имеются капли засохшей краски, то
ее снимают перед мытьем ватными тампонами, смоченными в уайт-спирите или
скипидаре.
Кожу на открытых участках лица, тела и рук рекомендуется смазывать
специальной пастой (хиот-6, иэр-1, АБ-1) или специальным составом:
глицерин 12%, мыло хозяйственное
15%’, каолин 35%, вода 38%. Капли свежей краски, попадающей на кожу в
процессе работы, необходимо немедленно удалять чистой ветошью или ватой.
Для защиты дыхательных путей при работах с красками, имеющими в своем
составе ядовитые вещества, необходимо пользоваться респираторами
(противогазами ПШ-1, ПШ-2 и Др.). Такие же меры предосторожности следует
применять и при зачистке поверхностей, окрашенных подобными красками.
Респираторы следует применять также при нанесении любых красок
краскораспылителями в плохо вентилируемых помещениях, при кистевой
окраске в танках, цистернах, коффердамах и подобных им помещениях.
При выполнении любых работ в указанных помещениях работающий обязан
иметь пояс с лямками и сигнальным тросом,
конец которого .должен держать наблюдающий, находящийся снаружи, у входа
в это помещение. Находиться в указанных помещениях разрешается не более
45 мин, после чего у работающего должен быть 10—15-минутный перерыв
(отдых) на свежем воздухе. Для освещения следует пользоваться
взрывобезопасными светильниками при напряжении не более 15 в.
Окрасочные работы, выполняемые на высоте и за бортом судна, должны
производиться с надежно устроенных беседок и подвесок, такелаж которых
должен иметь не менее чем 10-кратный запас прочности. Выполняющие эти
работы должны надевать спасательные пояса. Необходимый для работы на
высоте инструмент следует прикреплять при помощи штертов к поясу
работающего или беседке.
На палубе, у места крепления беседок и подвесок, в течение всего времени
работы должен неотлучно находиться специальный наблюдающий. Спуск людей
на подвески и подъем с них должны производиться только по шторм-трапам.
Всякое перемещение подвесок необходимо делать при отсутствии на них
людей.
Не разрешается выполнять работы на высоте и за бортом судна при его
движении, а также при стоянке судна в доке между бортами судов, между
бортом и стенкой.