КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ БАРКЕНТИНЫ «КРОПОТКИН» И ДРУГИЕ

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 


БАРКЕНТИНА «КРОПОТКИН» И ДРУГИЕ

 

 

 

 

КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ БАРКЕНТИНЫ «КРОПОТКИН» И ДРУГИЕ

 

 

Теперь перейдем к технической характеристике судов этой серии. Их размерения были идентичными, в основном они повторяли друг друга и в части конструкции корпуса. Существенные различия можно было заметить лишь в рангоуте и деталях внутреннего обустройства. Судя по теоретическому чертежу, это были элегантные парусники, которые не портило малое удлинение корпуса (L/B=4,2). Легкая седловатость как бы подчеркивала готовность судна к стремительному бегу. При рассматривании ватерлиний замечаешь, что у корпусов шхун и баркентин фактически отсутствовала ставшая теперь привычной цилиндрическая вставка.

 

 

 

 

Основные характеристики баркентины «Кропоткин»
Длина, м

регистровая по палубе..............43,57

между перпендикулярами............37,50

Ширина по миделю с обшивкой, м...........8,97

Высота, м

борта......................................3,90

киля........................................0,40

Осадка средняя без киля, м..........................3,20

Водоизмещение по KBJ1, т..............595

Дедвейт, т...................269

Вместимость (полная/чистая), per. т.......... 322/41

Число Брюса....................................3,4

Мощность вспомогательного двигателя, кВт/л. с.

построечный вариант..............165/225

после переоборудования............. 220/300

Скорость под двигателем, уз

построечный вариант............................7,0

после переоборудования..........................7,5

Экипаж, чел......................................15

Число

курсантов..................36

преподавателей ................................2

 

 

 

Корпуса судов характеризуют следующие цифры: коэффициент общей полноты составляет 0,556; полноты грузовой ватерлинии — 0,797; полноты ми-дель-шпангоута — 0,828.

Чертеж продольного разреза дает возможность составить представление о

конструкции деревянного корпуса. Следует учесть, что от судна к судну менялся ряд элементов. Так, использованные на первых судах кокорные кницы со временем заменили более надежными и дешевыми металлическими кницами сварной конструкции. Также со временем появились сварной фундамент под двигатель, металлические сходные тамбуры и светлые люки. Вместо шпангоутов футоксового набора с нагельными соединениями на последних трех баркентинах («Менделеев», «Кропоткин», «Вега-П») были использованы клееные конструкции. Опыт эксплуатации судов показал разумность такой замены.

Таким образом, типичным был футоксовый вариант. Шпангоуты выполняли двухслойными, из отдельных частей — футоксов. Киль, резенкиль и кильсон собирали из брусьев. На последних судах серии применяли и клееные килевые брусья, собранные из отдельных пластин. Форштевень также собирали из брусьев различного сечения. Его стем, основа конструкции узла, имел наклон к горизонту около 55°. Спереди к нему примыкал водорез дубового бруса, сзади — сосновый фальстем. Все они сочленялись с килевой балкой посредством носового дейдвуда, набранного из четырех брусьев. Ахтерштевень и набор кормовой оконечности (старн-пост и фалстарнпост) с помощью кормового дейдвуда соединяли с килем. Кормовой набор заканчивался транцем, основной опорой которому служила наклоненная под углом 30° к горизонту сосновая балка контртимберса с прилегающими с боков горн-тимберсами.

Наружная обшивка была одинарной, выполненной вгладь, что типично для конструкции корпуса морского деревянного судна. Традиционные утолщения обшивки были предусмотрены у шпунтового пояса и бархоута. Палуба покрыта сосновым настилом. Полубак, возвышающийся

на 1 м над палубой, простирался до 12—13-го шпангоутов. На нем располагались электроручной или с приводом от дизеля брашпиль, тамбур схода в нижние помещения и палубное швартовное хозяйство. Под полубаком размещались две трехместные каюты экипажа и парусная кладовая.


 

 

 

 


Теоретический чертеж, бок, корпус (миделевое сечение) и полуширота деревянных баркентин и шхун финской постройки. Из коллекции Н. А. Полонского
 

 

 

 

Конструктивный чертеж. Верхняя палуба и вид сверху баркентины «Кропоткин».
Из коллекции В. Я. Крикленко

 

 

 

 


На верхней палубе находились четыре спасательные шлюпки на рострах, укрепленные на палубе, и поворотные шлюпбалки. В носовой рубке размещались столовая команды, камбуз, санитарная каюта и резервная двухместная каюта. Среднюю рубку занимали учебный класс, отделенные от него проходами санузлы. Кормовая рубка вмещала в себя каюту капитана, кают-компанию и радиорубку. На небольшом возвышении, напоминающем полуют, находились рулевая и штурманская рубки с вынесенным через переднюю переборку запасным штурвалом. За рубкой на шлюпбалках подвешивалась рабочая шлюпка. Под главной палубой в нижних помещениях на платформе размещались столовые и жилые помещения курсантов, хозяйственные кладовые. Машинное отделение было полностью обшито оцинкованной жестью на асбесте.

 

 

Площадь парусов, м2, баркентины «Кропоткин»
Кливер.....................35

Средний кливер ....................................30

Фор-стень-стаксель.................44

Фок......................107

Нижний фор-марсель................50

Верхний фор-марсель................52

Фор-брамсель...................41

Фор-бом-брамсель.................23

Грот-стень-стаксель.................48

Грот-брам-стаксель.................39

Г рот......................109

Грот-гаф-топсель..................45

Бизань.....................105

Бизань-гаф-топсель.................45

Бизань-стаксель (дополнительный парус).........47

 

 

 

 

 

Общая площадь парусности, видимо, соответствовала установившимся нормам (см., например, Д. А. Лухманов. Вооружение парусно-моторых судов. М., 1943). Тем не менее, как свидетельствуют моряки, эти суда при довольно высоком числе Брюса (3,4) все же не были отличными ходоками: при ветре 4—6 баллов под парусами они показывали только 6—7 уз. Виной тому, очевидно, было упомянутое выше малое удлинение корпуса и влияние застопоренного винта. Впрочем, для учебных судов это обстоятельство не имело большого значения. Информация о размерениях частей рангоута имеется в приложении 3.

Общая высота от основной плоскости (от верхней кромки киля) до клотика составляет: фок-мачты — 33,2 м, наклон мачты от вертикали — 3°; грот-мачты — 32,65 и 3,5°; бизань-мачты — 32,65 м и 4° соответственно. Все мачты деревянные клееной конструкции.

Вот, пожалуй, и все, что мы можем сегодня сказать о баркентинах и бермудских шхунах, т. е. создать лишь коллективный образ этих парусников. Еще раз посетуем на то, что полного набора подлинных чертежей теперь нет ни у бывших судовладельцев, ни у основного калькодержате-ля — они были уничтожены за ненадобностью. И еще раз выразим признательность капитанам дальнего плавания, бывшим капитанам судов серии В. С. Букарину,

В. Я. Крикленко, А. А. Чечулину, инженеру Н. А. Полонскому, которые предоставили в наше пользование многие материалы. Скажем добрые слова и о монографии инже-нера-кораблестроителя Г. Б. Терентьева «Морские деревянные суда» (Л., Судпромгиз, 1961). Не будь ее, в никуда ушел бы слой конкретных знаний о том, как выглядели и как строились в наше время деревянные корпуса судов.
Каждая из морских держав в свое время и по-своему прощалась с коммерческим парусом. Расставались без сомнений и сожалений, руководствуясь известным принципом: «с глаз долой — из сердца вон», иногда даже поспешно. Так в предвкушении новой мебели торопливо избавляются от старой. Исчезли сами суда, уничтожались их чертежи, одновременно росла самонадеянность, хорошо уживающаяся с невежеством. Но уже через короткий срок стало ясно, что память наша не так крепка (а чертежи как ненужный мусор кто-то уничтожил) и что несколько кадров кинофильмов, одна-две книги (без чертежей и размерений), разрозненные, часто «анонимные» фотографии не позволяют воссоздать ту или иную страницу истории.

 

 

 

 

 

 

 

Чертеж парусного вооружения и боковой вид баркентины «Кропоткин».
Из коллекции В. Я. Крикленко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..