КОНСТРУКЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧЕТЫРЕХМАЧТОВОГО
БАРКА «ТОВАРИЩ-11»
Барк «Товарищ-П» (бывш. «Горх Фок-I») строился
специально для учебных целей. В соответствии с таким заданием и было
спроектировано относительно небольшое, но мореходное и надежное судно с
хорошими ходовыми качествами. Видимо, желание обеспечить паруснику
приличную остойчивость заставило конструкторов остановиться на весьма
малой величине удлинения корпуса (L/B=5,1), однако обводы при этом
удалось сделать существенно острее обычных для грузовых парусников тех
лет. Коэффициент полноты корпуса судна составляет 0,45 (!) (коэффициент
полноты корпуса барка «Седов», строившегося для грузовой карьеры, равен
0,69).
Два габаритных размера были базовыми для серии: ширина корпуса по миделю
— 12 м и высота борта — 7,3 м. Другие же характеристики, включая длину,
осадку, водоизмещение, площадь парусности и мощность вспомогательного
двигателя, менялись от корабля к кораблю (см. таблицу на с. 177).
Не исключено, что вариации этих величин для каждого очередного судна
есть свидетельства приближений, которыми конструкторы шли, стремясь к
совершенству. Если это так, то цифры, приведенные в таблице, имеют
самостоятельную ценность и заслуживают профессионального анализа.
Упомянем здесь только случайно замеченное: удлинение корпуса последнего
судна равно 5,85, что характерно для «чайных» клиперов. Корпус барка «Това-рищ-Н»
стальной клепаный, двухостровного типа с удлиненными баком и ютом,
которые составляют соответственно 45 и 35% длины судна. Имеются две
непрерывные палубы и платформы.
Парусное вооружение и боковой вид барка
«Товарищ-11»
Основные элементы и характеристики барков типа
«Товарищ-11»
Характеристика
судна
Название судна
«Товарищ-П»
«Игл»
«Сагреш-П»
«Мирча»
«Горх Фок-П»
Страна-владелец
СССР
США
Португалия
СРР
ФРГ
Год постройки
1933
1936
1937
1938
1958
Длина наибольшая,
м:
с бушпритом
82,6
90,0
89,5
81,5
89,5
без бушприта
73,7
80,9
80,9
73,0
81,3
между
перпендикулярами
62,0
70,4
70,1
62,3
70,2
Ширина по миделю, м
12,0
12,0
12,0
12,0
12,0
Высота борта, м
7,3
7,3
7,3
7,3
7,3
Осадка без киля, м
4,50
4,80
4,70
4,80
4,85
Водоизмещение, т
1510
1784
1725
1604
1810
Площадь парусности,
м2
1812
1983
1976
1750
1964
Мощность двигателя,
кВт
369
545
550
810
589
Скорость под
двигателем, уз
7,0
10,0
10,0
10,5
11,0
Экипаж, чел.
45
65
158
90
74
Число курсантов
145
180
90
140
200
По типу парусного вооружения это — классический
барк. Его фок- и грот-мачты несут прямые паруса, бизань-мачта — косые.
Названия парусов учитывают логическую разделенность однодеревых мачт на
собственно мачту и ее стеньгу, а однодеревых брам-стеньг на собственно
брам-стеньги и бом-брам-стеньги. Это объясняет наличие в перечне
брамселей и бом-брамселей, а не нижних и верхних брамселей, о которых,
упоминают авторы некоторых публикаций. Это же справедливо и для названия
стакселей, размещенных между мачтами.
Площадь основных парусов указана ниже.
Площадь парусов, м2, барка «Товарищ-11»
Бом-кливер......................................46,3
Основной рангоут стальной, брам- и
бом-брам-стеньги, а также все брам-реи деревянные. Рангоут отличается
своей рациональностью, простотой в обслуживании и смотрится великолепно.
Его технические характеристики приведены в приложении 3.