БАРКЕНТИНА «КРОПОТКИН» И ДРУГИЕ

  Главная      Учебники - Морское дело     Школы под парусами (Митрофанов В.П.) Учебный парусный флот XVIII -XX вв. - 1989 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 



БАРКЕНТИНА «КРОПОТКИН» И ДРУГИЕ

 

 

Итак, паруса умерли, но да здравствуют паруса! Они вернутся на моря и океаны и очень скоро.

Ю. С. Крючков, И. Е. Перестюк. Крылья океана, 1983

 

 

 

 

 

 

 

Баркентина «Кропоткин» под парусами в умеренный ветер

 

 

 

 

Моряки и корабелы старшего поколения помнят приметный факт — в послевоенный период в нашем флоте появились однотипные по корпусу парусные суда — шхуны и баркентины, всего около 100 единиц. Впечатляет масштаб этого предприятия, но гораздо существеннее другое. Строительство подобного масштаба парусных судов никогда больше уже не велось.

Заказ на постройку этой серии небольших парусников, включающей в себя и учебно-парусные суда, Советский Союз передал Финляндии, для которой это, безусловно, был «заказ века», так как означал рабочие места и работу для многих сотен людей. Для Советского Союза такой контракт был интересен не только тем, что он получал грузовые суда, пригодные к использованию в малом каботаже, способные заходить в самые небольшие и мелководные порты, но и тем, что на практике позволял познакомиться с техникой работы финских корабелов, больших знатоков деревянного судостроения. Нам представляется, что многое из их опыта, как и вообще из опыта старых мастеров, может пригодиться в наше время и экстраполировано на годы вперед. Говорят, новое — это хорошо забытое старое, вот почему при постройке судов самыми современными методами могут неожиданно пригодиться прежние способы, приемы.

 

 

 

 

 

Группа учебных парусных судов финской постройки, сверху вниз и слева направо: «Горизонт», «Капелла», «Тропик»,

 

 


 

«Чайка»

 

 

 

«Восток» и «Юг» (обе — бермудские шхуны )

 

 

 

Кропоткин

 

 

 

«Вега-II» и «Менделеев»

 

 

 


Финские верфи «Лайватеолисус» (Турку) и «Ф. В. Хол-минг» (Раумо), ранее вряд ли когда-либо получавшие такие заказы, с честью справились с решением непростой задачи. Построенные ими суда были переданы советским морякам и введены в эксплуатацию в 1946— 1953 гг. Из-за отсутствия систематизированных материалов о самой серии мы можем перечислить только некоторые названия парусников, предназначенных для учебы, это — баркентины «Альфа», «Вега-П», «Горизонт», «Зенит», «Капелла», «Кропоткин», «Менделеев», «Меридиан», «Секстан», «Сириус», «Тропик», «Чайка» и бермудские

шхуны «Восток», «Глобус», «Запад», «Кодор», «Север», «Штурман», «Юг», «Юнга», под учебные перестроенные уже в СССР. Последние иногда именовались «исландскими», потому что могли нести раздергивающийся прямой парус брифок, незаменимый при «убегании» от шторма полным ветром.

Широкой была география базирования этих судов. Их можно было встретить на Балтике, в северных морях, в Азово-Черноморском бассейне, на Дальнем Востоке. Обычными для этих «школ под парусами» были каботажные плавания,
но есть сведения и об их океанских учебных походах. В 1954 г. баркентина «Альфа» совершила переход с курсантами от Балтики до Азовского моря. В 1961 г. ряд учебно-парусных судов рассматриваемой группы под командованием капитана В. В. Чудова совершил коллективное плавание из Калининграда в Атлантический океан вокруг Азорских островов и возвратился в родной порт. В 1967 г.

 

 

 

 

«Сириус»

 

 

 

 

баркентина «Кропоткин» ходила в учебное плавание из Ленинграда в Мурманск и обратно. Уже в 1970 г. это же судно под командованием капитана В. Я. Крик-ленко с курсантами на борту совершило длительное плавание вокруг Европы. Выйдя из Ленинграда, оно сделало заходы в порты Англии, Франции, посетило множество портов Средиземного моря и прибыло в Севастополь.

Ленинградские учебные суда «Капелла» и «Кодор» в 1957—1960 гг. под командованием капитанов А. А. Аристова, А. А. Чечулина совершили интересные рейсы по маршруту Антверпен — Архангельск — Берген — Висмар — Гдыня — Гент — Гетеборг — Гибралтар — Копенгаген — Лидс — Мурманск — Неаполь — Одесса — Пирей — Росток — Саутгемптон — Тронхейм — Тромсё —Фалмут. Письменных свидетельств участников этих плаваний, к сожалению, нет. Устных рассказов предостаточно, слушая их, жалеешь о том, что не находится человека, наделенного писательским даром, способного воспроизвести все это на бумаге.

Среди нынешних капитанов огромных, оснащенных по последнему слову техники судов есть те, кто прошел школу на баркентинах и шхунах, и они признательны за первые и очень важные уроки морской практики их капитанам, таким, как А. А. Аристов, О. К. Будников, В. С. Букарин, В. Я. Крикленко,

A. Э. Рауд, Ф. А. Самойлов, И. В. Скачевский, В. А. Толмасов, А. А. Чечулин,

B. В. Чудов, Л. А. Шарбаронов, И. Г. Шнейдер, которые и сами совершенствовали свое парусное мастерство вместе с учениками.

Суда этой серии были рассчитаны на 18—20 лет активной морской жизни. Некоторые из них, баркентина «Кропоткин», «Вега-Н», шхуна «Кодор», прослужили около 30 лет. Часть парусников тихо и незаметно покинула театр учебных действий, часть судов, театрально загримированных, под конец жизни была выставлена на поругание — их сделали плавучими ресторанами. Это обижало истинных моряков, ведь гораздо разумнее было бы разместить на судах-ветера-нах школы юных моряков, передать их киностудиям страны, наконец, сделать плавучими мастерскими.

 

 


 

 

 

 

 

содержание   ..  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..