ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА О ЛЕЧЕБНОМ ПИТАНИИ

  Главная     Книги по диетологии      <<Диета для здоровья>>

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

содержание   ..  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  ..

 

 

 

ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА О ЛЕЧЕБНОМ ПИТАНИИ


Тибетская медицина относится к древним медицинским системам, имеет многовековой опыт в применении лекарственных средств природного происхождения. Она получила широкое распространение в Тибете, Монголии, на территории Бурятии и Тувы.
В последнее десятилетие усилился интерес отечественных ученых-медиков к тибетской медицине. Издан ряд книг, посвященных лечебной практике и теоретическим аспектам этого чрезвычайно интересного и многогранного вида врачевания, являющегося детищем древнеиндийской медицины. Среди них: ’’Очерки тибетской медицины” (Э. Базарон, Улан-Уде, 1992), ’’Лекарствоведение в тибетской медицине”' (Т.А. Асеева и др., Новосибирск, 1989) и, конечно, ”Чжуд-ши” (в переводе ’’Четыре тантры”) - классический памятник средневековой тибетской медицины (Новосибирск, 1988).
Большой вклад в изучение тибетской медицины внес Николай Константинович Рерих - замечательный русский художник, создавший гималайский институт научных исследований ’’Урусвати” (в переводе ’’Свет утренней звезды”), директором которого был его сын Ю.Н. Рерих. В своих ’’Листах дневника” Н.К. Рерих писал: ’’Гималаи являются неистощимым источником не только аюрведических исследований, но и со стороны исторп ческой, философской, археологической и лингвистичгг кой всегда будут неисчерпаемы. Место институт м древней долине Кулу или Кулуга тоже было удачно
В этих местах жили риши и мудрецы Индии. Многие легендарные и исторические события связаны с этими нагорьями. Тут проходил Будда и в свое время процветали десятки буддийских монастырей. Здесь находятся развалины дворцов Пандавов, пещера Арджуны... Аюрведа опять приобретает свое прежнее значение, и самые серьезные специалисты опять устремляются к этим древним наследиям...”.
Аюрведа - ’’Наука о жизни” - древнейший медицинский трактат, содержащий много сведений по народной медицине.
В настоящее время интенсивным изучением тибетской медицины занимаются ученые Бурятии. Практическое врачевание осуществляют наряду с дипломированными специалистами народные лекари, а также некоторые ламы (монахи). Не удивляйтесь, именно ламы-врачеватели приносят многим людям исцеление, используя методы тибетской медицины. Знакомясь с основами тибетской медицины в Бурятии, я побывал в дацане в окрестностях Улан-Удэ, очень живописном месте. К ламам-врачевателям обращаются не только верующие и жители Забайкалья, но и десятки людей, приезжающих из разных городов, чтобы получить консультацию и целебное снадобье. Многие из них доверяют тем ламам, которые уже помогли избавиться от того или иного недуга родственникам, знакомым. Плата за медицинские консультации и лечебные средства доступна для всех, вносится она в контору дацана.
Я вернулся из Бурятии в Москву, в клинику лечебного питания, став убежденным сторонником изучения и внедрения основ тибетской медицины в клиническую практику. Навсегда останется в памяти зачаровывающая природа Бурятии, ее гостеприимные жители. Вспоминаю беседы с Т.А. Асеевой и Е.Л. Толмачевой, познакомившими меня с вопросами лекарствоведения и целебными растениями тибетской медицины. С особой теплотой и благодарностью вспоминаю встречи с Галиной Дашиевой, щедро поделившейся со мной интересной литературой по тибетской медицине.
В арсенале тибетской медицины прежде всего мягкодействующие природные средства, не приводящие к аллергии, не вызывающие побочных эффектов и осложнений, чем они выгодно отличаются от многих современных сильнодействующих химических препаратов. Используются многочисленные целебные растения,
а также средства животного происхождения (железы внутренней секреции, желчь) и минерального.
В ”Чжуд-ши” собран многовековой опыт тибетских лекарей, использовавших в своей практике достижения медицинских систем Индии, Китая, других стран. Так, из китайской медицины взяты некоторые лекарственные средства природного происхождения, отдельные приемы гимнастики, лечебного массажа, иглотерапии.
Безусловно, при общении ламы (или другого целителя) с пациентом огромную роль играет и психотерапия. Известно, что тибетская медицина как исторически сложившаяся система знаний находится под непосредственным воздействием и в тесной взаимосвязи с буддийской религиозно-философской системой. А некоторые ламы имеют медицинское образование, были на стажировке в Тибете, являются высокообразованными людьми, знающими цену слова.
В традиции аюрведической медицины понятие ’’болезнь” трактуется в ”Чжуд-ши” как нарушение равновесия между тремя жизненными факторами, являющимися основой жизнедеятельности организма человека. Эти факторы - рлунг (ветер), мкхрис (желчь) и бадкан (слизь, флегма). Лечение направлено на то, чтобы ’’успокоить” тот или иной ’’возбудившийся” фактор, привести систему жизнеобеспечения в целом в состояние равновесия. Различают болезни ’’жара” и ’’холода”.
Рлунг (ветер) ассоциируется с энергией, движением и жизненной активностью организма, сопоставим с праной древнеиндийских философов.
Мкхрис (желчь), по представлениям древних тибетцев, несет в себе стихию огня.
Бадкан (слизь, флегма) ассоциируется с понятием ’’вода”, которая является важным связующим началом жизни на Земле.
Рлунг, мкхрис и бадкан реагируют на климатические условия, суточные ритмы, на образ жизни и питание.
Специалистов-диетологов в трактате ”Чжуд-ши” интересуют в первую очередь вопросы лечебного питания, с которыми можно ознакомиться в главах ’’О том, как питаться”, ’’Мера питания”, ’’Пищевые запреты”. Тибетские медики издавна придавали вопросам лечебного питания чрезвычайно большое значение. Они считали, что причиной многих заболеваний является нарушение процессов переваривания и всасывания пищи и связывали это в значительной мере с нарушением функций фактора ’’бадкан”. Многие заболевания можно лечить посредством правильного образа жизни и диеты, не прибегая к каким-либо специальным лекарствам. В тех случаях, когда используются многокомпонентные лекарственные препараты (включающие от 2 до 80 составляющих) растительного, минерального и животного происхождения, лечение проходит при соблюдении диетических рекомендаций.
Для больных ’’ветром” даются советы включать в рацион питания растительное масло, чеснок, лук, молоко, конину. Для больных ’’желчью” рекомендуется шо (кисломолочный продукт типа йогурта), дар (молочнокислый продукт типа кефира) из коровьего и козьего молока, дробленый ячмень, суп из одуванчика. Для больных ’’слизью” полезны мед, шо и дар из молока яка.
При лечении заболеваний печени из рациона исключаются алкоголь, а также жирная пища, острые специи. При ожирении ограничивается употребление сладостей.
В главе ’’Пищевые запреты” можно прочитать: ’’Будь в еде и питье разборчив. Ядовитой и несовместимой пищи остерегайся. Плохо подходит рыба к молоку, несовместимы молоко и плоды с деревьев. Яйца и рыба не подходят друг к другу”. Далее приводятся запреты: ’’Нельзя на горчичном масле жарить грибы, нельзя мешать курятину с кислым молоком. Нельзя есть кислое, запивая молоком. Нельзя есть новую пищу, пока прежняя не переварилась, ибо они могут оказаться несовместимы”.
’’Врагами” болезней называются образ жизни, питание, лекарства. Заметим еще раз: в лечебном комплексе тибетской медицины исключительно большую роль играют рекомендации по правильному образу жизни, режиму питания и лечебному питанию. В ”Чжуд-ши” сформулированы показания к лечебному голоданию, это несварение, тугоподвижность конечностей, расстройства аппетита, ожирение.
Для тибетских медиков характерно, что они в своих лечебных рекомендациях наряду с диетой назначают лекарственные растения, не проводя резких граней между эффективностью этих растений и пищевых продуктов, оказывающих лечебное действие. Так, в ”Чжуд- ши” можно прочитать: ’’Тыква, кизильник, порошок из корней дуба и желудей останавливают все болезни поносов; солодка, виноград, облепиха, термопсис - это группа лекарств для легких; клещевина, кассия трубчатая, ревень, щавель кислый входят в группу лекарств слабительного действия”.
Изучая ”Чжуд-ши”, можно констатировать: многие принципы лечения недугов больных у тибетских и современных медиков близки.
В заключение приведем несколько цитат из главы этого трактата ’’О том, как питаться”:
’’При разумном использовании еда и питье поддерживают жизнь, а при избытке, недостатке и неправильном использовании порождают болезни и могут жизнь погубить. Поэтому надо быть сведущими в еде и питье.
Ешь всего в меру. Мерой служит то количество, которое легко и быстро переваривается.
Если придерживаться здорового питания и образа жизни и пребывать в хорошем настроении, болезней не будет.
Болезни лечи, начиная с упорядочения образа жизни, диеты, потом переходи к лекарствам и процедурам.
Укрепляющий образ жизни: сон, покой и радость душевная. Этими средствами увеличивают силу, подавляют все болезни”.