ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН

  Главная      Учебники - Краны     Грузоподъемные машины (М.П. Александров, Л.Н. Колобов) - 1973 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  111  112  113  114  115  116  117  118  .. 

 

 

ГЛАВА 14

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН


14.1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА


Контроль безопасных условий эксплуатации грузоподъемных машин осуществляет Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзор СССР). Главными задачами Госгортехнадзора являются проведение контроля за выполнением установленных требований по безопасному ведению работ и проведением профилактических мер по предупреждению аварий и производственного травматизма, а также обеспечение единства требований, предусматриваемых правилами, нормами и инструкциями по технике безопасности на предприятиях, независимо от их территориального расположения и ведомственного подчинения.

В области надзора за безопасным ведением работ при устройстве и эксплуатации подъемных машин Госгортехнадзор обеспечивает: контроль за соблюдением правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов по перечню, согласованному с ВЦСПС, лифтов, фуникулеров и подвесных канатных дорог;

регистрацию подъемных машин и выдачу разрешений на их эксплуатацию;

проведение технических освидетельствований подъемных сооружений;

контроль за устранением предприятиями-изготовителями и монтажными организациями выявленных недостатков в конструкции подъемных сооружений, а также дефектов изготовления и монтажа;

контроль за соблюдением установленных техническими нормами сроков планово-предупредительного и капитального ремонтов подъемных сооружений.

При проектировании и эксплуатации грузоподъемных машин особое внимание следует обращать на повышение их надежности и соблюдение требований техники безопасности. Соблюдение правил Госгортехнадзора является обязательным при проектировании, расчете и эксплуатации грузоподъемных машин.

Правила Госгортехнадзора распространяются на все типы кранов и грузоподъемных устройств, применяемых в различных областях народного хозяйства, за исключением грузоподъемных машин, установленных на морских и речных судах и других плавучих сооружениях (на которые распространяются специальные правила регистра СССР и речного регистра РСФСР), экскаваторов (если они

не предназначены для работы с крюком, грейфером и подъемным электромагнитом) и других землеройных машин, а также специальных грузоподъемных машин, например напольных завалочных и посадочных машин, трубоукладчиков, электро- и автопогрузчиков.

В соответствии с правилами вновь установленные грузоподъемные машины, на которые распространяются эти правила, а также съемные грузозахватные устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетельствованию, целью которого является проверка исправного состояния крана. Различают полное и частичное освидетельствование. При полном техническом освидетельствовании производят осмотр машины, а также статические и динамические испытания под нагрузкой. При частичном техническом освидетельствовании производится только осмотр грузоподъемной машины — без испытания ее под нагрузкой.

Полному техническому освидетельствованию подвергаются грузоподъемные машины перед их вводом в работу (первичное техническое освидетельствование) и периодически, не реже одного раза в 3 года. Редко используемые краны (например, краны, обслуживающие машинные залы электрических и насосных станций, используемые только при ремонте оборудования) должны подвергаться полному техническому освидетельствованию через каждые 5 лет.

Первичное освидетельствование кранов, выпускаемых с заводов-изготовителей и транспортируемых на место эксплуатации в собранном состоянии, производится, отделом технического контроля завода-изготовителя перед их отправкой.

Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться частичному периодическому освидетельствованию через каждые 12 месяцев. При осмотре устанавливают надежность каждого узла и элемента машины. Например, определяют отсутствие трещин в элементах металлоконструкции, степень износа зева крюка (износ не должен превышать 10 % высоты сечения крюка), легкость вращения крюка на его опоре, надежность стопорного устройства крюка, состояние и степень износа грузовых канатов, а также пригодность их к дальнейшей работе в соответствии с принятыми нормами браковки, надежность крепления каната; состояние механизмов и приборов безопасности, наличие заземления и нулевой блокировки, состояние ограждений и перил, надежность противоугонных устройств и т. д. Состояние механизмов определяют осмотром без разборки с опробованием в работе. Особое внимание уделяют механизмам подъема груза и стрелы как наиболее ответственным.

Затем грузоподъемная машина подвергается статическому испытанию для проверки прочности ее элементов, а для передвижных стреловых кранов также для проверки грузовой устойчивости. Статические испытания производят нагрузкой, на 25 % превышающей номинальную грузоподъемность машины.

Для статических испытаний мостовой кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку — в положение, соответствующее наибольшему прогибу моста. Крюк с грузом поднимается на высоту 200—300 мм и в таком положении выдерживается в тече-ние 10 мин. Затем груз опускается и проверяют остаточную деформацию металлоконструкции крана с помощью отвеса, подвешиваемого к крану. По окончании испытаний отвес должен занять прежнее положение, что свидетельствует об отсутствии остаточных деформаций и нормальной работе металлической конструкции.

Первичное статическое испытание вновь изготовленных стреловых кранов производят при вылетах, соответствующих наиболее напряженному состоянию механизмов, металлоконструкции, канатов и наименьшей устойчивости кранов. Периодическое испытание проводят только в положении, соответствующем наибольшей грузоподъемности крана. Краны, имеющие грузоподъемность, не зависящую от вылета, испытывают при наибольшем вылете. Во всех случаях испытания стреловых кранов их поворотную часть устанавливают в положение, соответствующее наименьшей устойчивости крана. Результаты статических испытаний считаются удовлетворительными, если в течение 10 мин не произойдет самопроизвольного опускания подвешенного груза, не обнаружится остаточная деформация, потеря устойчивости у стреловых передвижных кранов или повреждения отдельных элементов.

Машина, выдержавшая статические испытания, подвергается динамическому испытанию для проверки действия механизмов и тормозных устройств. При этих испытаниях проводят повторный подъем и опускание груза, масса которого на 10 % превышает грузоподъемность машины (правила Госгортехнадзора допускают также проведение динамических испытаний номинальной нагрузкой), а также проверяют действия всех других механизмов машины при их раздельном движении. Механизмы подъема груза и стрелы, рассчитанные на подъем и опускание стрелы с грузом, проверяют под нагрузкой, соответствующей наибольшему рабочему вылету стрелы. При этих испытаниях также проверяют действие концевых выключателей моста, тележки и т. д. Действие концевых выключателей механизма подъема груза и стрелы проверяют без груза. Если механизмы машины, их тормоза и концевые выключатели действуют исправно, то производят проверку действия ограничителя грузоподъемности, который должен срабатывать при плавном подъеме груза, масса которого на 10 % превышает номинальную грузоподъемность. Если на одном механизме грузоподъемной машины установлено два тормоза и более, то действие каждого тормоза проверяют в отдельности.

Сменные грузозахватные приспособления при освидетельствовании также подвергают осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей на 25 % их номинальную грузоподъемность.

Результаты освидетельствования заносят в журнал, и разрешение на эксплуатацию машины может быть выдано только после получения удовлетворительных результатов осмотра и испытаний.

Контроль за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин осуществляет инспекция Госгортехнадзора и инженерно-технический работник по надзору, назначаемый админи-страцией предприятия, эксплуатирующего машины. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин на предприятии производит инженер по техническому надзору в присутствии ответственного лица за исправное состояние грузоподъемной машины.

Помимо инженерно-технического работника по надзору руководство предприятия назначает ответственное лицо за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии. В его подчинении находится персонал, обслуживающий краны (кроме стропальщиков)-

Для проведения работ по перемещению грузов кранами в помощь крановщику назначают стропальщики (такелажники, зацеп-щики), прошедшие специальное обучение и аттестованные квалификационной комиссией. Перед началом работы крановщик и стропальщик обязаны убедиться в исправности крана и грузозахватных устройств. При подъеме груза стропальщик должен следить, чтобы грузовые канаты находились в вертикальном положении, не допуская перемещения груза при натяжении каната под углом к вертикали. Перед перемещением груза его следует предварительно поднять на 200—300 мм и проверить равномерность натяжения стропов и надежность обвязки груза. Если масса поднимаемого груза близка к грузоподъемности крана, то груз следует поднять на 100 мм и выдержать в течение нескольких минут, чтобы убедиться в надежности строповки груза, исправности тормозов и устойчивости крана, и только после этого можно продолжать подъем и перемещение груза.

Права и обязанности лиц, работающих с грузоподъемными машинами, инженерно-технических работников, осуществляющих надзор на предприятиях и в организациях за содержанием и безопасной эксплуатацией подъемных сооружений, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и безопасное производство работ по перемещению грузов кранами различного типа; крановщиков, стропальщиков, обслуживающих краны, изложены в соответствующих инструкциях, разработанных и утвержденных Госгортехнадзором [12, 15].

В особо опасных случаях (например, работы под линией электропередачи, работа у котлована или траншеи, подъем груза двумя кранами, подъем крупногабаритных грузов с высоким расположением центра тяжести и т. п.) работа может производиться только иод непосредственным руководством и наблюдением ответственного лица за безопасное перемещение груза кранами.

При производстве работ по подъему и перемещению грузов правилами Госгортехнадзора запрещается поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины или неизвестна, но имеются основания считать, что она может превысить номинальную грузоподъемность. Нельзя поднимать груз, засыпанный землей, примерзший к земле и укрепленный болтами или залитый бетоном, а также грузы, находящиеся в неустойчивом равновесии, подвешенные за один рог двурогого крюка, находящиеся в таре и заполняющие ее выше бортов. Не разрешается стропальщику или подсобным рабочим находиться на перемещаемом грузе или под поднятым грузом.
 

Необходимую надежность и долговечность грузоподъемных машин можно обеспечить только квалифицированным, регулярным техническим обслуживанием. Электрооборудование кранов, качество монтажа, токоподвод и заземление должны соответствовать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).

Безопасная эксплуатация грузоподъемных машин достигается при соблюдении правил технической эксплуатации, обеспечении прочности и устойчивости, наличии автоматических блокировок, исключающих возникновение аварийных ситуаций при неправильных непреднамеренных действиях обслуживающего персонала и специальных устройств, обеспечивающих их безопасную работу.

Виды автоматических блокировок и их устройство описано в гл. 3. К устройствам, обеспечивающим безопасную работу грузоподъемных машин, относятся устройства концевой защиты, ограничители грузоподъемности, противоугонные устройства, буферы и упоры, ограничители перекоса кранов и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  111  112  113  114  115  116  117  118  ..