ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ МАШИН
14.1. ОРГАНИЗАЦИЯ НАДЗОРА
Контроль безопасных условий эксплуатации грузоподъемных машин
осуществляет Государственный комитет по надзору за безопасным ведением
работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР
(Госгортехнадзор СССР). Главными задачами Госгортехнадзора являются
проведение контроля за выполнением установленных требований по
безопасному ведению работ и проведением профилактических мер по
предупреждению аварий и производственного травматизма, а также
обеспечение единства требований, предусматриваемых правилами, нормами и
инструкциями по технике безопасности на предприятиях, независимо от их
территориального расположения и ведомственного подчинения.
В области надзора за безопасным ведением работ при устройстве и
эксплуатации подъемных машин Госгортехнадзор обеспечивает: контроль за
соблюдением правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных
кранов по перечню, согласованному с ВЦСПС, лифтов, фуникулеров и
подвесных канатных дорог;
регистрацию подъемных машин и выдачу разрешений на их эксплуатацию;
проведение технических освидетельствований подъемных сооружений;
контроль за устранением предприятиями-изготовителями и монтажными
организациями выявленных недостатков в конструкции подъемных сооружений,
а также дефектов изготовления и монтажа;
контроль за соблюдением установленных техническими нормами сроков
планово-предупредительного и капитального ремонтов подъемных сооружений.
При проектировании и эксплуатации грузоподъемных машин особое внимание
следует обращать на повышение их надежности и соблюдение требований
техники безопасности. Соблюдение правил Госгортехнадзора является
обязательным при проектировании, расчете и эксплуатации грузоподъемных
машин.
Правила Госгортехнадзора распространяются на все типы кранов и
грузоподъемных устройств, применяемых в различных областях народного
хозяйства, за исключением грузоподъемных машин, установленных на морских
и речных судах и других плавучих сооружениях (на которые
распространяются специальные правила регистра СССР и речного регистра
РСФСР), экскаваторов (если они
не предназначены для работы с крюком, грейфером и
подъемным электромагнитом) и других землеройных машин, а также
специальных грузоподъемных машин, например напольных завалочных и
посадочных машин, трубоукладчиков, электро- и автопогрузчиков.
В соответствии с правилами вновь установленные грузоподъемные машины, на
которые распространяются эти правила, а также съемные грузозахватные
устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетельствованию,
целью которого является проверка исправного состояния крана. Различают
полное и частичное освидетельствование. При полном техническом
освидетельствовании производят осмотр машины, а также статические и
динамические испытания под нагрузкой. При частичном техническом
освидетельствовании производится только осмотр грузоподъемной машины —
без испытания ее под нагрузкой.
Полному техническому освидетельствованию подвергаются грузоподъемные
машины перед их вводом в работу (первичное техническое
освидетельствование) и периодически, не реже одного раза в 3 года. Редко
используемые краны (например, краны, обслуживающие машинные залы
электрических и насосных станций, используемые только при ремонте
оборудования) должны подвергаться полному техническому
освидетельствованию через каждые 5 лет.
Первичное освидетельствование кранов, выпускаемых с
заводов-изготовителей и транспортируемых на место эксплуатации в
собранном состоянии, производится, отделом технического контроля
завода-изготовителя перед их отправкой.
Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться
частичному периодическому освидетельствованию через каждые 12 месяцев.
При осмотре устанавливают надежность каждого узла и элемента машины.
Например, определяют отсутствие трещин в элементах металлоконструкции,
степень износа зева крюка (износ не должен превышать 10 % высоты сечения
крюка), легкость вращения крюка на его опоре, надежность стопорного
устройства крюка, состояние и степень износа грузовых канатов, а также
пригодность их к дальнейшей работе в соответствии с принятыми нормами
браковки, надежность крепления каната; состояние механизмов и приборов
безопасности, наличие заземления и нулевой блокировки, состояние
ограждений и перил, надежность противоугонных устройств и т. д.
Состояние механизмов определяют осмотром без разборки с опробованием в
работе. Особое внимание уделяют механизмам подъема груза и стрелы как
наиболее ответственным.
Затем грузоподъемная машина подвергается статическому испытанию для
проверки прочности ее элементов, а для передвижных стреловых кранов
также для проверки грузовой устойчивости. Статические испытания
производят нагрузкой, на 25 % превышающей номинальную грузоподъемность
машины.
Для статических испытаний мостовой кран устанавливают над опорами
крановых путей, а его тележку — в положение, соответствующее наибольшему
прогибу моста. Крюк с грузом поднимается на высоту 200—300 мм и в таком
положении выдерживается в тече-ние 10 мин. Затем груз опускается и
проверяют остаточную деформацию металлоконструкции крана с помощью
отвеса, подвешиваемого к крану. По окончании испытаний отвес должен
занять прежнее положение, что свидетельствует об отсутствии остаточных
деформаций и нормальной работе металлической конструкции.
Первичное статическое испытание вновь изготовленных стреловых кранов
производят при вылетах, соответствующих наиболее напряженному состоянию
механизмов, металлоконструкции, канатов и наименьшей устойчивости
кранов. Периодическое испытание проводят только в положении,
соответствующем наибольшей грузоподъемности крана. Краны, имеющие
грузоподъемность, не зависящую от вылета, испытывают при наибольшем
вылете. Во всех случаях испытания стреловых кранов их поворотную часть
устанавливают в положение, соответствующее наименьшей устойчивости
крана. Результаты статических испытаний считаются удовлетворительными,
если в течение 10 мин не произойдет самопроизвольного опускания
подвешенного груза, не обнаружится остаточная деформация, потеря
устойчивости у стреловых передвижных кранов или повреждения отдельных
элементов.
Машина, выдержавшая статические испытания, подвергается динамическому
испытанию для проверки действия механизмов и тормозных устройств. При
этих испытаниях проводят повторный подъем и опускание груза, масса
которого на 10 % превышает грузоподъемность машины (правила
Госгортехнадзора допускают также проведение динамических испытаний
номинальной нагрузкой), а также проверяют действия всех других
механизмов машины при их раздельном движении. Механизмы подъема груза и
стрелы, рассчитанные на подъем и опускание стрелы с грузом, проверяют
под нагрузкой, соответствующей наибольшему рабочему вылету стрелы. При
этих испытаниях также проверяют действие концевых выключателей моста,
тележки и т. д. Действие концевых выключателей механизма подъема груза и
стрелы проверяют без груза. Если механизмы машины, их тормоза и концевые
выключатели действуют исправно, то производят проверку действия
ограничителя грузоподъемности, который должен срабатывать при плавном
подъеме груза, масса которого на 10 % превышает номинальную
грузоподъемность. Если на одном механизме грузоподъемной машины
установлено два тормоза и более, то действие каждого тормоза проверяют в
отдельности.
Сменные грузозахватные приспособления при освидетельствовании также
подвергают осмотру и испытанию нагрузкой, превышающей на 25 % их
номинальную грузоподъемность.
Результаты освидетельствования заносят в журнал, и разрешение на
эксплуатацию машины может быть выдано только после получения
удовлетворительных результатов осмотра и испытаний.
Контроль за содержанием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин
осуществляет инспекция Госгортехнадзора и инженерно-технический работник
по надзору, назначаемый админи-страцией предприятия, эксплуатирующего
машины. Техническое освидетельствование грузоподъемных машин на
предприятии производит инженер по техническому надзору в присутствии
ответственного лица за исправное состояние грузоподъемной машины.
Помимо инженерно-технического работника по надзору руководство
предприятия назначает ответственное лицо за содержание грузоподъемных
машин в исправном состоянии. В его подчинении находится персонал,
обслуживающий краны (кроме стропальщиков)-
Для проведения работ по перемещению грузов кранами в помощь крановщику
назначают стропальщики (такелажники, зацеп-щики), прошедшие специальное
обучение и аттестованные квалификационной комиссией. Перед началом
работы крановщик и стропальщик обязаны убедиться в исправности крана и
грузозахватных устройств. При подъеме груза стропальщик должен следить,
чтобы грузовые канаты находились в вертикальном положении, не допуская
перемещения груза при натяжении каната под углом к вертикали. Перед
перемещением груза его следует предварительно поднять на 200—300 мм и
проверить равномерность натяжения стропов и надежность обвязки груза.
Если масса поднимаемого груза близка к грузоподъемности крана, то груз
следует поднять на 100 мм и выдержать в течение нескольких минут, чтобы
убедиться в надежности строповки груза, исправности тормозов и
устойчивости крана, и только после этого можно продолжать подъем и
перемещение груза.
Права и обязанности лиц, работающих с грузоподъемными машинами,
инженерно-технических работников, осуществляющих надзор на предприятиях
и в организациях за содержанием и безопасной эксплуатацией подъемных
сооружений, ответственных за исправное состояние грузоподъемных кранов и
безопасное производство работ по перемещению грузов кранами различного
типа; крановщиков, стропальщиков, обслуживающих краны, изложены в
соответствующих инструкциях, разработанных и утвержденных
Госгортехнадзором [12, 15].
В особо опасных случаях (например, работы под линией электропередачи,
работа у котлована или траншеи, подъем груза двумя кранами, подъем
крупногабаритных грузов с высоким расположением центра тяжести и т. п.)
работа может производиться только иод непосредственным руководством и
наблюдением ответственного лица за безопасное перемещение груза кранами.
При производстве работ по подъему и перемещению грузов правилами
Госгортехнадзора запрещается поднимать груз, масса которого превышает
грузоподъемность машины или неизвестна, но имеются основания считать,
что она может превысить номинальную грузоподъемность. Нельзя поднимать
груз, засыпанный землей, примерзший к земле и укрепленный болтами или
залитый бетоном, а также грузы, находящиеся в неустойчивом равновесии,
подвешенные за один рог двурогого крюка, находящиеся в таре и
заполняющие ее выше бортов. Не разрешается стропальщику или подсобным
рабочим находиться на перемещаемом грузе или под поднятым грузом.
Необходимую надежность и долговечность
грузоподъемных машин можно обеспечить только квалифицированным,
регулярным техническим обслуживанием. Электрооборудование кранов,
качество монтажа, токоподвод и заземление должны соответствовать
Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).
Безопасная эксплуатация грузоподъемных машин достигается при соблюдении
правил технической эксплуатации, обеспечении прочности и устойчивости,
наличии автоматических блокировок, исключающих возникновение аварийных
ситуаций при неправильных непреднамеренных действиях обслуживающего
персонала и специальных устройств, обеспечивающих их безопасную работу.
Виды автоматических блокировок и их устройство описано в гл. 3. К
устройствам, обеспечивающим безопасную работу грузоподъемных машин,
относятся устройства концевой защиты, ограничители грузоподъемности,
противоугонные устройства, буферы и упоры, ограничители перекоса кранов
и др.