ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ

  Главная      Учебники - Автокраны     Автомобильные краны (Астахов А.И.) - 1969 год

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   .. 

 

 

§ 64.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ КРАНОВ



Все вспомогательные грузозахватные приспособления, применяемые для подвешивания грузов к крюку крана, можно разделить на две основные группы: универсальные и специализированные. К универсальным приспособлениям относятся стропы различной конструкции. В группу специализированных входят захватные устройства, контейнеры, поддоны, предназначенные для перемещения отдельных видов грузов. Эта группа грузозахватных устройств подразделяется на устройства для штучных грузов в таре (мешки, бочки, кипы) и устройства для штучных грузов без тары (трубы, листовой металл, строительные детали, оборудование и т. п.).

Стропы являются простейшими приспособлениями, при помощи которых грузы подвешивают на крюк крана. Их изготовляют из стальных канатов. Для этого рекомендуется применять стальной проволочный канат типа 6X61 + 1ос. Диаметр каната подбирают в зависимости от веса груза, числа ветвей стропа и угла наклона их к горизонтали. При выборе канатов для стропов необходимо знать величину разрывного усилия, т. е. предельную нагрузку, при которой наступает разрыв каната. Разрывное уси-лие каната зависит от его конструкции и прочности проволок, из которых свиты пряди каната. Величина разрывного усилия каната в целом указывается в паспорте— сертификате, прилагаемом к каждому канату. Канат для строповки грузов выбирают с учетом определенного коэффициента запаса прочности.

Коэффициентом запаса прочности называется число, показывающее, во сколько раз фактическая нагрузка, действующая на канат, должна быть меньше разрывного усилия каната. При расчете стропов, предназначенных для подъема грузов с обвязкой или зацепкой крюками, кольцами или серьгами, коэффициент запаса прочности канатов должен приниматься не менее 6.

При подборе канатов для стропов следует учитывать, что чем больше угол между ветвями стропа и вертикалью, тем меньше грузоподъемность стропа (рис. 141). Следовательно, для уменьшения нагрузки на ветви их следует по возможности располагать ближе к вертикальному положению. Расположение ветвей под углом, превышающим 90°, недопустимо, так как в этом случае в ветвях возникают слишком большие усилия, а поднимаемый груз начинает испытывать значительные сжимающие усилия, что может вызвать его деформацию или разрушение.

Все стропы после изготовления до передачи их в эксплуатацию испытывают в соответствии с Правилами Госгортехнадзора нагрузкой, превышающей вес номинального груза на 25%.

Ветви стропа располагают на грузе так, чтобы натяжение их при подъеме и перемещении груза было равномерным. Для предохранения стропа от перетирания в местах его соприкосновения с острыми кромками груза подкладывают деревянные подкладки.

Строповку штучных грузов осуществляют двумя способами — обвязкой и зацепкой. Грузы обвязывают в том случае, если на

их поверхности не предусмотрены специальные устройства (петли, скобы, рым-болты) для зацепки грузов крюками или петлями стропа. Обвязка груза является ответственной операцией и требует производственного навыка, поэтому ее должны выполнять только специально обученные квалифицированные рабочие.

Для зацепки грузов на концах стропов делают петли или к стропам крепят крюки, снабженные замками.

Петли на стропах выполняют с применением коушей путем заплетки свободного конца или постановки сжимов, конструкция которых должна исключать возможность повреждения и выскальзывания каната. При отсутствии стандартных сжимов заводского изготовления их можно изготовить в мастерской организации-владельца крана. Число сжимов устанавливают расчетом в зависимости от нагрузки на канат, но в любом случае их должно быть не менее трех. При подборе числа сжимов и мест их расположения можно руководствоваться данными, приведенными в табл. 9.
 

 

 

Рис. 141. Распределение усилий в ветвях стропа

 

 

 

 

Таблица 9
Число сжимов и расстояние между ними

Диаметр каната, мм

Число

сжимов

Расстояние Диаметр между ежи- . каната, мм мам и, мм

Число

сжимов

Расстояние между сжи­мами, мм

8,8

3

100 17,Б

3

120

11

3

100 1 19,6

4

120

13

3

100 21,5

4

140

15

3

100 24

5

150

 

 

 

 

 

 

 

Применяемые на стропах крюки должны быть кованые или штампованные, использовать сварные крюки не разрешается. Крюки заводского изготовления должны иметь клеймо с указанием грузоподъемности, а крюки, изготовленные в мастерских, должны быть испытаны вместе со стропами в порядке, установленном Правилами Госгортехнадзора, и снабжены бирками с указанием грузоподъемности и даты испытания.

При перемещении грузов применяют стропы различной конструкции. Кольцевой строп с двумя петлями или крюками (рис. 142, а) применяют для различных грузов с застроповкон их одним или четырьмя одинаковыми стропами. Длина стропа и диаметр каната зависят от размеров и веса груза, способа строповки и угла наклона стропа к вертикали. Для этих же целен применяют строп с одним крюком; один крюк облегчает и ускоряет подвешивание и отцепку груза. Для перемещения оборудования и объемных грузов применяют двухветвевые (рис. 142,б) или четырехветвевые (рис. 142, в) стропы.

Специализированные грузозахватные приспособления эффективны при наличии устойчивого потока определенных грузов. Применение таких приспособлений позволяет повысить произво-дительность кранов. Так, для погрузки и разгрузки грузов в ящиках применяют захват (рис. 143,а), который состоит, из двух пластин с зубцами на внутренней стороне. Пластины приварены к угловым рычагам, на концах которых установлены блочные обоймы. Через блоки обоймы пропущен канат, концы которого закреплены на кольце. Для подъема ящика кольцо захвата надевают на крюк крана, а ящик охватывают пластинами так, чтобы угловые рычаги лежали на его крышке. При включении подъемного механизма угловые рычаги, поворачиваясь, плотно прижимают пластины с зубцами к поверхности ящика и удерживают его в поднятом состоянии до ослабления грузового каната. Захват аналогичной конструкции может быть применен для перемещения листового металла (рис. 143,б), только в этом случае угловые рычаги заменяют скобами.

 

 

 

 

Рис. 142. Конструкции стропов для погрузочно-разгрузочных работ:
а — универсальный с двумя петлями» б — с двумя крюками, в — с четырьмя крюками

 

 

 

 

 

Рис. 143. Конструкции захватов: а — для ящиков, б — для листового металлопроката, в — для барабанов

 

 



Для перемещения киповых грузов применяют многоветвевые захваты с острыми крюками. Число ветвей и их размеры выбирают в зависимости от вида груза и размеров кип. При зацепке груза каждый крюк стропа вонзают в кипу, благодаря чему обеспечивается надежное крепление груза.

Погрузку и разгрузку кабельных барабанов можно значительно облегчить применением специального захвата (рис. 143,в). Кольцо захвата надевают на крюк крана, а коленчатые рычаги, закрепленные на свободных концах канатов, заводят с обеих сторон в ступицы барабана, как это показано на рисунке.

Пакеты стеновых материалов поднимают полуавтоматическими маятниковыми захватами (рис. 144, а). Так поднимают уложенные на деревянные поддоны пакеты кирпича (рис. 144,б).

 

 

 

 

 

Рис. 144. Полуавтоматический маятниковый захват для стеновых материалов (а) и схема его работы (б):
I — рычаг, 2 — стенка, 3 — опора, 4 — строп, 5 — кольцо

 

 

 

 

 

 

Захват состоит из двух рычагов 1, к которым приварены согнутые из листовой стали стенки 2. В верхней части размещены винтовые опоры 3 с шарнирами и стропы 4. Захват подвешивают к крюку крана посредством стропов 4, имеющих три кольца 5. Среднее кольцо навешивают на крюк крана, а два других кольца продеты в скобы, на которых кольца можно устанавливать в трех положениях.

Все вспомогательные грузозахватные приспособления подвергаются техническому освидетельствованию после изготовления на заводе-изготовителе, а после ремонта — на ремонтном предприятии. При этом их осматривают и испытывают под нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность. Тару при техническом освидетельствовании подвергают осмотру. Испытывать ее грузом не обязательно.

В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тару осматривают в сроки, установленные владельцем, но не реже чем через каждые 6 месяцев следует осматривать траверсы, через 1 месяц — различные захваты, через каждые 10 дней — стропы. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносят в журнал учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   90  91  92  93  94  95  96  97  98  99   ..