На любом предприятии требуется транспортировка сырья, полуфабриката и
готовой продукции. Эти процессы транспортировки называют
внутрипроизводственными.
На рентабельность предприятия может оказывать решающее влияние
экономическая эффективность внутрипроизводственного транспорта. Как при
новых капиталовложениях, так и при проведении мероприятий по
реконструкции следует стремиться к оптимальному проектированию системы
транспортировки материалов.
Транспортировка жидкостей может быть периодической (в чанах, бочках,
бутылях и т.п.) и непрерывной (по трубопроводам) .
Здесь следует остановиться только на непрерывной транспортировке, так
как на современных предприятиях все больше ориентируются на
транспортировку по трубопроводам, хотя еще не отказались и от
транспортировки жидкостей и газов в бочках, чанах, баллонах и т.д.
К трубопроводной системе относятся следующие агрегаты и устройства:
рабочие машины (для жидкостей — насосы, для газов — компрессоры) с
приводным электродвигателем. Эти машины должны преодолевать возникающие
в системе силы инерции и трения и сообщать транспортируемому материалу
кинетическую энергию, необходимую для его перемещения;
трубопроводы, по которым транспортируются жидкости и газы. Конструкция
трубопровода должна отвечать следующим требованиям:
трубопровод должен иметь такой диаметр, чтобы по нему могло проходить
достаточное количество материала;
толщина стенки трубопровода должна быть такой, чтобы создаваемое
давление не вызывало его разрушения;
трубопроводы должны быть выполнены из материала, который устойчив к
воздействию транспортируемого материала;
трубопроводы должны отвечать специфическим требованиям (паропроводы
должны иметь изоляционную защиту, в случае транспортировки
теплочувствительных материалов должна поддерживаться постоянная
температура);
трубопроводные (запорные) арматуры должны перекрывать трубопроводную
сеть при останове производства либо при смене партий транспортируемого
материала;
измерительные и регулировочные устройства должны фиксировать и
регулировать состояние системы и расход транспортируемого материала.