§ 2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОЖГАЛАНТЕРЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

  Главная     Учебники - Кройка, шитьё     Конструирование изделий из кожи

 поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

§ 2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОЖГАЛАНТЕРЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Термин «галантерея» происходит от французского galanterie. Первоначально этот термин использовали для обозначения ювелирных изделий: колец, серег, перстней, цепочек и др. Позднее в торговле его стали применять для обозначения мелких принадлежностей туалета (галстуки, запонки и т. д.) и мелких товаров преимущественно прикладного значения (кружева, тесьма, пуговицы, нитки и т. д.). В настоящее время термин «галантерея» охватывает разнообразные изделия, в том числе различные сумки, чемоданы, портфели, кошельки, портмоне, перчатки, бумажники и т. п. А так как последние изделия первоначально изготовляли в основном из кожи, то они были выделены в самостоятельную группу и получили название кожгалантерейных. Современные кожгалантерейные изделия ,в основном изготовляют из искусственных и синтетических материалов. Выпуск изделий из кожи составляет около 10 % от общего объема производства кожгалантерейных изделий.

Первые изделия появились очень давно,  о чем свидетельствуют упоминания о сумах переметных в летописях и легендах и материалы археологических раскопок.

Самой примитивной сумкой был кусок кожи, меха или ткани, который завязывался узлом в верхней части или стягивался ремешком или бечевой. Назначение сумки — перенос и предохранение от вредных внешних воздействий различных мелких предметов и продуктов питания. Простая конструкция изделий древнейших времен обусловлена уровнем развития техники того периода. С развитием техники, способов производства совершенствуется и становится более разнообразной конструкция изделий.

В раскопках Горного Алтая, относимых к V в. до н. э., был найден мешок, сшитый из двух кусков собольего меха, и сумки довольно сложной конструкции. Например, одна из них представляет собой целый кусок кожи, концы которого отогнуты и скреплены по краю, образуя два кармана. Объем карманов увеличен за счет прикрепленных сухожилиями вставок, имеющих форму клина. Средняя часть сумки прикреплена к палке тонким ремешком. Ручка сумки сделана из кожаного ремня, с одного края разделенного на три полосы, из которых две крайние прикреплены к концам палки, а средняя — к ушку посередине палки. В сумке найдены серебряное зеркало, фляга, плоская прямоугольная сумочка и другие вещи. Прямоугольная сумочка сделана из лоскута замши, покрытой по краю узорной аппликацией из плотной кожи, с нашитым посередине узорным кожаным карманом сложной конструкции.

В тех же раскопках найдена интересная по конструкции сумка из плотной кожи с внутренним карманом из мягкой тонкой кожи и наружным клапаном, прикрывающим карман. Карман больше сумки, поэтому его верхняя свободная часть складывается и опускается в сумку. Чтобы пользоваться карманом, надо приподнять клапан, а затем отогнуть верхнюю часть сравнительно узкого отверстия кармана. Сумка отделана мехом леопарда и инкрустирована медными пластинками, крытыми золотом, на которых изображены фигурки стилизованных гусей и уток. В сумке хранились семена кориандра, который был известен как лекарственное и пряное растение.

Были обнаружены и кошельки полусферической формы в виде осиного гнезда, служившие для хранения краски, применявшейся для окрашивания бороды.

В раскопках древнего Новгорода (XI—XV вв.), в котором было широко развито кожевенное производство, найдено большое количество изделий из кожи. Большинство новгородских изделий по конструкции представляет собой кошельки, состоящие из двух кусков кожи, округлых внизу и имеющих вверху дырочки для продевания кожаного ремешка, которым кошелек стягивался. Детали кошельков сшиты тачным и выворотным швами. Внутри кошельков пришита подкладка из ткани.

Круглые кошельки имели другой покрой. Они изготовлены из одного куска кожи, стянутого в верхней части ремешком. Эти изделия просты и не имеют никаких украшений.

Встречаются кошельки прямоугольной формы, которые составлены также из двух частей; одна часть длиннее другой и служила крышкой. Иногда крышку выкраивали отдельно и пришивали или прикрепляли кожаным ремешком к кошельку. Кошельки имели ажурное тиснение.

По сведениям летописных книг в Новгороде XV—XVI вв., а возможно, и ранее группа ремесленников изготовляла кошельки, которые назывались мошнами (отсюда и сами мастера назывались мошенниками).

Кроме того, в новгородских раскопках найдены сумки, отличающиеся от кошельков формой и большими размерами. Некоторые из сумок красиво украшены вышивкой и аппликацией.

В новгородских раскопках имеются и рукавицы, которые выкроены из одного или двух кусков кожи; куски сшиты тачным швом. В том и другом случаях палец выкраивали отдельно. Внизу у некоторых рукавиц видны следы ремешка, которым они могли привязываться к руке. В письменных источниках имеются сведения и о «рукавицах перстатых», т. е. о перчатках. Последние считаются привозными, но точно это не установлено, а при раскопках перчатки пока не были найдены.

Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР для изготовления кожгалантерейных изделий и одежды использовали в основном шкуры оленя, нерпы, рыбы и собак. Иногда кожу с рыбы снимали целиком, получая почти готовое изделие [2].

В Средней Азии, которая славилась производством кож, ковров и тканей, сумки изготовляли из ковровых и других тканей, а кошельки — из кожи. Все среднеазиатские народы пользовались практически одинаковой по конструкции переметной сумой. Это широкая полоса ткани, к концам которой пришиты плоские карманы. Они могли быть открытыми, иногда зашнуровывались или закрывались на вздержку. Для мелких монет применяли кошельки в форме кувшина с узким горлом, что позволяло изготовлять их без застежки, т. к. рука в кошелек не входит, и монеты можно достать, только вытряхнув их на ладонь.

В Таджикистане—крае скотоводов почти все кожгалантерейные изделия выполнялись из кожи, в том числе и переметные сумы. Для ношения и хранения провизии использовали сумы и мешки из шкур ягнят, снятых целиком и зашитых снизу.

У народов Кавказа и Закавказья были распространены переметные сумы, плотно затянутые шнуром или открытые, и бурдюки из кожи для вина, масла и сыра.

У многих народов с давних времен широко использовались кошельки, прикрепляемые к поясам.

Появление различных деталей в сумках и кошельках, так же как и в обуви, вызвано утилитарными потребностями, связанными с использованием изделий и уровнем развития техники и производства. Первоначально сумки и другие изделия изготовляли из одного куска материала, который стягивали в верхней части. Вода, снег и пыль проникали в сумку, поэтому стали пришивать деталь, закрывающую верхнюю часть сумки, которую стали называть клапаном. Второе решение конструкции сумки было следующим: сумку выкраивали из целого лоскута кожи. Среднюю часть ее пришивали ремешком к деревянной палке или перекидывали через нее. В дальнейшем, чтобы увеличить объем сумки, стали прикреплять боковые вставки, имеющие форму клина, расширенного книзу. Эта деталь получила название клинчик.

Для повышения прочности сумок, которые изготовляли в основном из мягких материалов, подшивали подкладку из тканей. Для удобства хранения различных предметов в сумках, а также удобства пользования ими позднее в сумках стали делать внутренние карманы и разделять внутреннее пространство сумок стенками.

В Европе настоящие сумки начинают употребляться с XI в. для своеобразной цели. Это были небольшие сумки-кошельки, прикрепляемые к поясу, в которые знатные кавалеры и дамы клали мелкие монеты для раздачи милостыни. Они получили название Гатопиге, т. е. монетник.

В XIII в. наряду с подвесными сумками появляются и ручные. Они, как правило, плоские квадратной или прямоугольной формы с ручками из вышитого шнура. Такие сумки в основном

служили своеобразными футлярами для молитвенников. Сумки из дорогих тканей расшивали шелком, золотыми и серебряными нитями. Низ сумки обычно украшали кистями или небольшими бубенчиками.

Вплоть до XV в. сумки применяли в основном купцы и менялы. Неотъемлемой принадлежностью их костюма был большой поясной кошель. Такие же сумки-кошели были известны в средние века и на Руси. Государственный деятель XIV в. Иван Калита даже и прозвище свое получил от такого денежного кошеля (калиты) в насмешку за свою прижимистость и скопидомство. Следовательно, и на Руси такой предмет, как сумка, считался более приличным для купца, чем для аристократа.

С XV в. роль сумки в костюме резко меняется. Она становится предметом, популярным во всех слоях общества. В основном это по-прежнему сумки, подвешенные к поясу. Начинают различать сумки для мужчин и женщин. Женщины носят сумки в виде изящных мягких кошельков из кожи или ткани, шитые шелком или металлической нитью, подвешенные на достаточно длинном ремне, шнуре или цепи к поясу. Сумки, как правило, с гладкими стенками из грубой кожи, с краями в обрезку мужчины крепили к поясу короткими скобами или кожаными петлями. Такая сумка имела сзади прорезь или петлю, в которую продевали небольшой кинжал. Называли эти сумки пушами. К концу XV в. размеры пуша становятся значительными, в них носят разнообразные предметы. Закрывали пуши на клапан с кнопкой или шнуром.

В начале XVI в. появились сумки с рамочными замками, форма и конструкция которых в основном сохранены до наших дней.

В Европе в XVII в. на мужской и женской одежде появляются карманы, в связи с чем мужчины перестали носить сумки, прикрепленные к поясу. Но сумки не исчезли совсем. Женские сумки продолжали существовать, а в XVIII в. они превратились в настоящие произведения искусства.

Конструкция сумок в современном понимании появляется только в конце XIX — начале XX вв. Бурное развитие науки, особенно химии, техники оказывает большое влияние на конструкцию и ассортимент кожгалантерейных изделий.

В последние годы наметилась тенденция к усилению декоративной роли кожгалантерейных изделий в ансамбле одежды.

При выборе элементов конструкции, подборе материала и цветовой гаммы большое внимание уделяется соответствию кожгалантерейных изделий одежде и обуви. При изготовлении кожгалантерейных изделий используют широкий ассортимент материалов: натуральную кожу, искусственные и синтетические материалы и ставшие модными в последнее время текстильные материалы.