§ 2. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КОЖГАЛАНТЕРЕЙНЫХ
ИЗДЕЛИЙ
Термин «галантерея» происходит от французского galanterie. Первоначально
этот термин использовали для обозначения ювелирных изделий: колец,
серег, перстней, цепочек и др. Позднее в торговле его стали применять
для обозначения мелких принадлежностей туалета (галстуки, запонки и т.
д.) и мелких товаров преимущественно прикладного значения (кружева,
тесьма, пуговицы, нитки и т. д.). В настоящее время термин «галантерея»
охватывает разнообразные изделия, в том числе различные сумки, чемоданы,
портфели, кошельки, портмоне, перчатки, бумажники и т. п. А так как
последние изделия первоначально изготовляли в основном из кожи, то они
были выделены в самостоятельную группу и получили название
кожгалантерейных. Современные кожгалантерейные изделия ,в основном
изготовляют из искусственных и синтетических материалов. Выпуск изделий
из кожи составляет около 10 % от общего объема производства
кожгалантерейных изделий.
Первые изделия появились очень давно, о чем свидетельствуют
упоминания о сумах переметных в летописях и легендах и материалы
археологических раскопок.
Самой примитивной сумкой был кусок кожи, меха или ткани, который
завязывался узлом в верхней части или стягивался ремешком или бечевой.
Назначение сумки — перенос и предохранение от вредных внешних
воздействий различных мелких предметов и продуктов питания. Простая
конструкция изделий древнейших времен обусловлена уровнем развития
техники того периода. С развитием техники, способов производства
совершенствуется и становится более разнообразной конструкция изделий.
В раскопках Горного Алтая, относимых к V в. до н. э., был найден мешок,
сшитый из двух кусков собольего меха, и сумки довольно сложной
конструкции. Например, одна из них представляет собой целый кусок кожи,
концы которого отогнуты и скреплены по краю, образуя два кармана. Объем
карманов увеличен за счет прикрепленных сухожилиями вставок, имеющих
форму клина. Средняя часть сумки прикреплена к палке тонким ремешком.
Ручка сумки сделана из кожаного ремня, с одного края разделенного на три
полосы, из которых две крайние прикреплены к концам палки, а средняя — к
ушку посередине палки. В сумке найдены серебряное зеркало, фляга,
плоская прямоугольная сумочка и другие вещи. Прямоугольная сумочка
сделана из лоскута замши, покрытой по краю узорной аппликацией из
плотной кожи, с нашитым посередине узорным кожаным карманом сложной
конструкции.
В тех же раскопках найдена интересная по конструкции сумка из плотной
кожи с внутренним карманом из мягкой тонкой кожи и наружным клапаном,
прикрывающим карман. Карман больше сумки, поэтому его верхняя свободная
часть складывается и опускается в сумку. Чтобы пользоваться карманом,
надо приподнять клапан, а затем отогнуть верхнюю часть сравнительно
узкого отверстия кармана. Сумка отделана мехом леопарда и инкрустирована
медными пластинками, крытыми золотом, на которых изображены фигурки
стилизованных гусей и уток. В сумке хранились семена кориандра, который
был известен как лекарственное и пряное растение.
Были обнаружены и кошельки полусферической формы в виде осиного гнезда,
служившие для хранения краски, применявшейся для окрашивания бороды.
В раскопках древнего Новгорода (XI—XV вв.), в котором было широко
развито кожевенное производство, найдено большое количество изделий из
кожи. Большинство новгородских изделий по конструкции представляет собой
кошельки, состоящие из двух кусков кожи, округлых внизу и имеющих вверху
дырочки для продевания кожаного ремешка, которым кошелек стягивался.
Детали кошельков сшиты тачным и выворотным швами. Внутри кошельков
пришита подкладка из ткани.
Круглые кошельки имели другой покрой. Они изготовлены из одного куска
кожи, стянутого в верхней части ремешком. Эти изделия просты и не имеют
никаких украшений.
Встречаются кошельки прямоугольной формы, которые составлены также из
двух частей; одна часть длиннее другой и служила крышкой. Иногда крышку
выкраивали отдельно и пришивали или прикрепляли кожаным ремешком к
кошельку. Кошельки имели ажурное тиснение.
По сведениям летописных книг в Новгороде XV—XVI вв., а возможно, и ранее
группа ремесленников изготовляла кошельки, которые назывались мошнами
(отсюда и сами мастера назывались мошенниками).
Кроме того, в новгородских раскопках найдены сумки, отличающиеся от
кошельков формой и большими размерами. Некоторые из сумок красиво
украшены вышивкой и аппликацией.
В новгородских раскопках имеются и рукавицы, которые выкроены из одного
или двух кусков кожи; куски сшиты тачным швом. В том и другом случаях
палец выкраивали отдельно. Внизу у некоторых рукавиц видны следы
ремешка, которым они могли привязываться к руке. В письменных источниках
имеются сведения и о «рукавицах перстатых», т. е. о перчатках. Последние
считаются привозными, но точно это не установлено, а при раскопках
перчатки пока не были найдены.
Народы Крайнего Севера и Дальнего Востока СССР для изготовления
кожгалантерейных изделий и одежды использовали в основном шкуры оленя,
нерпы, рыбы и собак. Иногда кожу с рыбы снимали целиком, получая почти
готовое изделие [2].
В Средней Азии, которая славилась производством
кож, ковров и тканей, сумки изготовляли из ковровых и других тканей, а
кошельки — из кожи. Все среднеазиатские народы пользовались практически
одинаковой по конструкции переметной сумой. Это широкая полоса ткани, к
концам которой пришиты плоские карманы. Они могли быть открытыми, иногда
зашнуровывались или закрывались на вздержку. Для мелких монет применяли
кошельки в форме кувшина с узким горлом, что позволяло изготовлять их
без застежки, т. к. рука в кошелек не входит, и монеты можно достать,
только вытряхнув их на ладонь.
В Таджикистане—крае скотоводов почти все кожгалантерейные изделия
выполнялись из кожи, в том числе и переметные сумы. Для ношения и
хранения провизии использовали сумы и мешки из шкур ягнят, снятых
целиком и зашитых снизу.
У народов Кавказа и Закавказья были распространены переметные сумы,
плотно затянутые шнуром или открытые, и бурдюки из кожи для вина, масла
и сыра.
У многих народов с давних времен широко использовались кошельки,
прикрепляемые к поясам.
Появление различных деталей в сумках и кошельках, так же как и в обуви,
вызвано утилитарными потребностями, связанными с использованием изделий
и уровнем развития техники и производства. Первоначально сумки и другие
изделия изготовляли из одного куска материала, который стягивали в
верхней части. Вода, снег и пыль проникали в сумку, поэтому стали
пришивать деталь, закрывающую верхнюю часть сумки, которую стали
называть клапаном. Второе решение конструкции сумки было следующим:
сумку выкраивали из целого лоскута кожи. Среднюю часть ее пришивали
ремешком к деревянной палке или перекидывали через нее. В дальнейшем,
чтобы увеличить объем сумки, стали прикреплять боковые вставки, имеющие
форму клина, расширенного книзу. Эта деталь получила название клинчик.
Для повышения прочности сумок, которые изготовляли в основном из мягких
материалов, подшивали подкладку из тканей. Для удобства хранения
различных предметов в сумках, а также удобства пользования ими позднее в
сумках стали делать внутренние карманы и разделять внутреннее
пространство сумок стенками.
В Европе настоящие сумки начинают употребляться с XI в. для своеобразной
цели. Это были небольшие сумки-кошельки, прикрепляемые к поясу, в
которые знатные кавалеры и дамы клали мелкие монеты для раздачи
милостыни. Они получили название Гатопиге, т. е. монетник.
В XIII в. наряду с подвесными сумками появляются и ручные. Они, как
правило, плоские квадратной или прямоугольной формы с ручками из
вышитого шнура. Такие сумки в основном
служили своеобразными футлярами для молитвенников.
Сумки из дорогих тканей расшивали шелком, золотыми и серебряными нитями.
Низ сумки обычно украшали кистями или небольшими бубенчиками.
Вплоть до XV в. сумки применяли в основном купцы и менялы. Неотъемлемой
принадлежностью их костюма был большой поясной кошель. Такие же
сумки-кошели были известны в средние века и на Руси. Государственный
деятель XIV в. Иван Калита даже и прозвище свое получил от такого
денежного кошеля (калиты) в насмешку за свою прижимистость и
скопидомство. Следовательно, и на Руси такой предмет, как сумка,
считался более приличным для купца, чем для аристократа.
С XV в. роль сумки в костюме резко меняется. Она становится предметом,
популярным во всех слоях общества. В основном это по-прежнему сумки,
подвешенные к поясу. Начинают различать сумки для мужчин и женщин.
Женщины носят сумки в виде изящных мягких кошельков из кожи или ткани,
шитые шелком или металлической нитью, подвешенные на достаточно длинном
ремне, шнуре или цепи к поясу. Сумки, как правило, с гладкими стенками
из грубой кожи, с краями в обрезку мужчины крепили к поясу короткими
скобами или кожаными петлями. Такая сумка имела сзади прорезь или петлю,
в которую продевали небольшой кинжал. Называли эти сумки пушами. К концу
XV в. размеры пуша становятся значительными, в них носят разнообразные
предметы. Закрывали пуши на клапан с кнопкой или шнуром.
В начале XVI в. появились сумки с рамочными замками, форма и конструкция
которых в основном сохранены до наших дней.
В Европе в XVII в. на мужской и женской одежде появляются карманы, в
связи с чем мужчины перестали носить сумки, прикрепленные к поясу. Но
сумки не исчезли совсем. Женские сумки продолжали существовать, а в
XVIII в. они превратились в настоящие произведения искусства.
Конструкция сумок в современном понимании появляется только в конце XIX
— начале XX вв. Бурное развитие науки, особенно химии, техники оказывает
большое влияние на конструкцию и ассортимент кожгалантерейных изделий.
В последние годы наметилась тенденция к усилению декоративной роли
кожгалантерейных изделий в ансамбле одежды.
При выборе элементов конструкции, подборе материала и цветовой гаммы
большое внимание уделяется соответствию кожгалантерейных изделий одежде
и обуви. При изготовлении кожгалантерейных изделий используют широкий
ассортимент материалов: натуральную кожу, искусственные и синтетические
материалы и ставшие модными в последнее время текстильные материалы.