Особенности развития конструкции кожаной обуви в разных странах

  Главная     Учебники - Кройка, шитьё     Конструирование изделий из кожи

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

Особенности развития конструкции кожаной обуви в разных странах

 



В табл. 1.1 представлена схема развития конструкции обуви в Восточной  Европе, разработанная по  экспонатам и рисункам, имеющимся в музеях Советского  Союза и в литературе [1].

 



Эта схема показывает, что конструкции обуви и способы ее изготовления находятся в постоянном развитии;  развитие конструкции обуви тесно связано с развитием  орудий и предметов труда  (материалов).

 



Каждая новая конструкция,  вполне удовлетворяющая на  определенном этапе потребности населения, постепенно «о превращается в изделие, не  пользующееся спросом, что  приводит к созданию новой о конструкции обуви.

Рассматривая обувь трех типичных видов (туфли, ботинки и сапоги), можно видеть, что в их развитии имеется присущая конструкции каждого вида закономерность.

В каменном и бронзовом веках обувь в основном изготовлялась из одной детали. Чтобы создать объемную форму изделия, в какой-то степени обхватывающую стопу или ногу, плоскую деталь изгибали и грубо скрепляли по краям ремешком из той же кожи (рис. 1.1). Имеются убедительные данные о том, что с такого вида начинается изготовление обуви во всех странах мира (поршни, опанки, крепцы, мокасины), в том числе и сандалии в Месопотамии (за 4 тыс. лет до н. э.).

В Казахстане и на Горном Алтае широко применяли для производства сапог войлочный длинный кулек, нечто вроде чулка без пятки. Кулек принимал форму сапога при надевании на ногу и изгибании его под прямым углом к голени. Народы Горного Алтая делали такой кулек из одного куска кожи.

Обувь во всем древнем мире изготовляли из грубо обработанной кожи, с которой сняты мездра и волос. Чтобы грубые складки в такой обуви в моменты изгибания стопы при ходьбе и беге не повреждали стопу, последнюю обвертывали мягкой травой. Но в последующие времена эти складки вырезали и образовавшиеся края отверстия сшивали, т. е. уже таким образом получали форму обуви, приближающуюся к форме ноги (табл. 1.1, поз. 3,7). Обувь, изготовленная из одного куска кожи (табл. 1.1, поз 1—3, 7), при носке протиралась до дыры прежде всего снизу, там, где она соприкасается с почвой, и в верхней части обуви — в области повторных изгибов, т. е. в складках.

Чтобы использовать остающуюся, не изношенную часть обуви, на нее исстари ставили заплатки и прежде всего снизу. Так, постепенно, по мнению акад. Б. А. Рыбакова, выделяются подошва (подшвень — что подшивают) и верх обуви. Это разделение в конструкции обуви было революционным скачком в ее изготовлении, так как позволило применить разные материалы для каждой из деталей.

 

 

Рис. 1.1. Кусок материала (а) и готовая обувь (б) первобытных людей, проживавших в странах с умеренным климатом
 


Дальнейшее совершенствование конструкции обуви связано со стремлением приблизить форму обуви к форме ноги, более экономно использовать материал, улучшить внешний вид обуви.

Скрепление деталей ремешками из кожи создает относительно грубый шов (табл. 1.1, поз 4),  так как для образования отверстий использовали каменные проколки. С применением сухожилий возникла необходимость в тонких шильях и иголках, которые начали изготовлять вначале из кости, а затем из бронзы и железа (табл. 1.1, поз. 8).

Применение сухожилий, а затем и ниток облегчило создание швов разных вариантов: накладного, выворотного с малым припуском на шов и тачного — сшивание деталей встык по торцам без вывода скрепляющей нитки на другую сторону деталей (табл. 1.1, поз. 12). Этот шов был очень долго распространен в старину.

 

 

Рис. 1.2. Конструкции обуви, распространенные в Восточной Европе в IV—XI вв.

 

 

 

Для улучшения формы сшитой обуви применяли правило — кусок дерева, в некоторой степени отражающий форму стопы. Вгоняя его в увлажненную обувь, сшитую из плоских деталей, производили ее формование.

Наблюдение за износом обуви приводит к выводу, что вначале разрушалась не деталь, а шов, скрепляющий детали, особенно в носочной и пяточной частях, потому что в этих местах происходит концентрированное давление стопы на опору при ходьбе. Чтобы предохранить шов от быстрого разрыва, его стали делать несколько выше, для чего удлинили подошву в пяточной и носочной частях, а в верхе обуви в этих местах делали вытачку, в которую вшивали конусообразные концы подошвы.

В подмосковных раскопках, а также в Риге и Ополье (Польша) найдены ботинки оригинальной конструкции верха, в котором нет отрезного переда. Верх обуви состоял из одной и двух деталей. Это было очень экономно и уменьшало число трудоемких швов. Сшитый верх скрепляли с подошвой (рис.1.2). Далее для увеличения срока носки подошвы ее стали изготовлять из двух слоев (X—XII вв.).

С XII в. начинает доминировать конструкция верха, сохраняющаяся до XX в. Она состояла из переда и задних деталей (берцев с задинкой) или голенища.

На Руси даже в X—XII вв. не было крупного рогатого скота, а следовательно, и кож, из которых можно было бы изготовлять только подошвы. Но все же из крупона (чепрака относительно тонких кож), имеющего более плотное строение, выкраивали детали низа, а из участков, находящихся по краям кожи (у животного на животе — череве), имеющих более слабое строение и меньшую толщину, чем чепраки, выкраивали детали верха. Видимо, поэтому возникло старинное название обуви: черевики, черевички.

Появление крупного рогатого скота и толстых подошвенных кож позволило выкраивать из них подошвы, а из легкого материала (кожи телят, коз и овец) —верх обуви. Эти кожи изготовляют уже не только черными и цвета растительного дубителя, но и цветными: красными и зелеными (сафьян). Кожи эти привозились в основном с Востока и из Азии. Иногда верх обуви красиво расшивали цветными нитками.

В пяточной части мягкий верх обуви быстро оседал и изнашивался (как и сейчас в легких и домашних туфлях). Для укрепления задней части верха начали применять задник из бересты (XIII в.) и затем из жесткой кожи (XVI в.), что повлекло за собой появление в пяточной части обуви накладного наружного шва.

Для повышения износостойкости пяточной части подошвы под пяточную часть подошвы примерно в XII в. начинают под-кладывать кусочек кожи, увеличивающий толщину подошвы и тем самым время ее износа. Этот период и нужно считать началом появления новой детали — каблука. Эта деталь, состоявшая из нескольких слоев кожи, очень долго на Руси называлась подпяток, подборы, а затем каблук. На каблук накладывали и загибали пяточную часть подошвы.

Отсутствие стельки (XII—XVII вв.) не позволяло применять гвозди для прикрепления каблука. Каблук укрепляли ниточным наружным швом, проходящим через край подошвы и отогнутый наружу край верха обуви. Но в каблук вбивали металлические гвозди с большими шляпками, чтобы предохранить шов от износа.

Затем примерно в XVI—XVII вв. стали использовать подковки. Можно предположить, что развитие конструкции чисто русской обуви в этот период заканчивается.

В древней Польше, Венгрии, Болгарии и других балканских странах обувь была такой же конструкции, как и в Древней Руси, но уже в средние века ими заимствуется обувь из стран Западной Европы.

Известно, что большие изменения в культуре русского народа происходят в XVII и XVIII вв., когда реформами Петра I вводятся иностранные обычаи и ввозятся одежда, обувь и седла из других стран. Указами запрещается (под угрозой наказания кнутом и ссылкой на каторгу) изготовление, торговля и ношение обуви русского образца. Вменяется всем, кроме служителей церкви и жителей Сибири, носить обувь иностранного образца.

Эта обувь была иной конструкции: имела стельку, жесткий подносок и в некоторых случаях деревянный каблучок, обтянутый кожей для верха обуви. Верх обуви имел усложненный покрой, но деление на детали оставалось прежним. Вводятся пряжки для закрепления обуви на стопе. Затем переда подразделяют на носок (мысок) и союзку. Слово «союзка» произошло от наименования заплаток, нашиваемых на места постоянных изгибов передов обуви. «Союзы» (смыки) — кожаная нашивка вокруг передов сапожных, коли они пробиты, для прочности (словарь Даля). Отсюда вначале возник термин «обсоюзить» сапоги — обшить переда кожей. Широко начинают применять ткань для верха женской обуви, а также ткань или кожу для подкладки.

Естественно, что значительно изменяется производство обуви: вводится колодка взамен правила; верх обуви формуется путем затяжки его на колодку; затяжная кромка верха прикрепляется к стельке, наложенной на след колодки, ниточным швом. Появляются методы прикрепления подошв к верху и стельке деревянными шпильками (гвоздями). Метод прикрепления подошвы ниткой остается, но разрабатываются его варианты.

Начинают применяться затяжные клещи и сапожный молоток, используемый в обувном производстве и до настоящего времени. Для удержания на коленях затянутой на колодке обуви и освобождения обеих рук сапожника используется шпандырь — ремень, концы которого соединены между собой.

Наборный (подборы) каблук прикрепляли к стельке и подошве деревянными или металлическими гвоздями. При использовании деревянного каблука предварительно сшивали с верхом обтяжку каблука и затем, вставив в нее последний, прикрепляли к стельке одной толстой деревянной шпилькой, проходящей по его середине. На деревянный каблук сверху накладывали кожаную набойку, которую пришивали ниткой к краю обтяжки.

Для отделки торца подошвы начинают применять гладилки, вначале деревянные — токматчики, а затем металлические — фумели.

Появление в конце XVIII в. моды на высокий каблук приводит к необходимости как-то укрепить перейму, потому что наружный свод стопы прогибает низ обуви в этом месте и каблук
 

 

при носке обуви отклоняется назад или вперед, травмируя стопу и придавая обуви неопрятный внешний вид.

Для упрочнения переймы вначале удлиняют верхнюю опорную часть деревянного каблука (рис. 1.3, а), тем самым подпирают свод стопы. Затем появляется наружный железный теленок (нем. gelenk — сочленение), который соединяет набоечную часть каблука с переймой подошвы (рис. 1.3, б). Следует отметить, что высокий каблук заимствован нами из Азии, где киргизские и узбекские всадники, не имея шпор, применяли заостренный каблук сапога для управления лошадью. В таких сапогах металлическая пластинка шла внутри обуви по стельке и выходила наружу в середине пяточной части подошвы, проходя через весь кожаный каблук (рис. 1.3, в).

 


 

Со временем для укрепления переймы в обуви на высоком каблуке стали применять полустельку из жесткой кожи, а в прошлом столетии заменили ее деталью из луба, сохранив прежнее название геленок. Луб впоследствии заменили фанерой и стальной формованной полоской (рис. 1.3, г).

Аналогичные этапы развития конструкций обуви прослеживаются в других странах.

Раскопки целых городов и захоронений древнейших цивилизаций, возникших в IV—V тысячелетии до новой эры и расположенных в плодородных долинах реки Нила и в междуречье Тигра и Евфрата, позволяют судить, какую обувь носило население Египта и Месопотамии в те времена.

Дошедшие до нас фрагменты обуви свидетельствуют о том, что вначале грубо отрезанный кусок кожи (подошва) прикрепляли к стопе ремешками или свитыми из растений веревками. Веревки или полоски материала протаскивали через отверстия, проколотые в передней части подошвы (рис. 1.4, а).

В обуви другого варианта пяточную часть подошвы надрезали с торца и через проколы к полученным ушкам привязывали ремешки (рис. 1.4, б).

В обуви еще одного варианта прорезали относительно длинные отверстия по всему контуру подошвы и в них протаскивали ремешки, закреплявшие обувь на стопе. Подошва была достаточно тонкой и мягкой, поэтому натягивание ее надрезанных краев ремешками (рис. 1.5, а) расширяло отверстия. При увеличении длины и числа рядов прорезов при таком растягивании образовывался верх обуви (рис. 1.5, б) из отдельных ячеек без выкраивания ремешков.

При починке низа такой обуви вначале также прикрепляли заплатки, превратившиеся в дальнейшем во второй слой низа, т. е. в подошву. Первый слой подошв в обуви оказывался как бы внутри обуви и только он прикасался к стопе. Так появилась стелька.

В Западной Европе в отличие от Восточной Европы при изготовлении обуви в древние века заготовку затягивали на колодку; ее закрепляли на стельке, укрепленной на колодке, после чего прикрепляли подошву и каблук.

Участок верха, заворачиваемый на стельку, превратился в дальнейшем в затяжную кромку заготовки обуви. Появление стельки и затяжной кромки создает своеобразную технологию, которая сохранилась до настоящего времени.

В средние века в Европе получили распространение удлиненные носки обуви и деревянные накладки на низ обуви, защищающие ее от грязи (рис. 1.6).
 

 

 

 

 

 

Рис. 1.6. Обувь с удлиненными носками
 

 

 

 

Общее развитие конструкции обуви с XVIII в. во всех европейских странах идет по одному пути.

В середине XIX в. начинается механизация производства обуви. Вначале появляются машины для вырубания подошв и стелек. Это были примитивные винтовые прессы (штампы), на которых детали вырубали из кожи резаками. Значительное влияние на конструкцию обуви и технологию производства оказали изобретение и применение швейной машины в последней четверти XVIII в.

Особо большое влияние на конструкцию обуви в дальнейшем оказало применение искусственных материалов.



Развитие технологии производства резины привело к появлению формованных подошв (монолитных), которые объединяли в себе подошву, каблук, простилку и геленок. Формованная подошва исключила из производства механическую и физико-химическую отделку.

В 1932—34 гг. на обувной фабрике «Скороход» (Ленинград) был разработан метод вулканизации низа на обуви. Метод

сыграл революционную роль в обувном производстве. После

второй мировой войны на основе этого метода во всем мире появился ряд машин для формования низа обуви из пластмасс путем литья расплавленного пластика в форму для низа обуви.

В последние годы разработан и внедрен метод изготовления верха обуви из искусственных и синтетических материалов в поле ТВЧ с помощью силиконовых матриц. Заготовка имеет вид сшитой из отдельных деталей.

Обувь определенного назначения полностью изготовляется из пластиков методом окунания (жидкого формования) или формования на литьевых (инжекционных) машинах. В этом процессе для верха обуви будут использоваться материалы с разными Рис. физико-механическими свойствами,

удовлетворяющими требованиям к деталям верха.

Для низа обуви будет применяться более твердый и износостойкий материал. Требуемая жесткость некоторых участков обуви (задника, подноска) будет создаваться деталями различной толщины.

Обувь как один из элементов одежды человека имела и имеет не только основное функциональное значение, но и служит для удовлетворения эстетических требований человека.

Наиболее древним, дошедшим до нас образцом обуви, являются сандалии фараона Тутанхамона (XIII в. до н. э.), искусно отделанные золотом и драгоценными камнями (рис. 1.7, сверху). Примерно в тот же период у фараонов появляются сандалии с высоко загнутыми носками (рис. 1.7, снизу).

 

 

1.7. Обувь фараонов

 



В раскопках захоронения вождя народности Алтая найдены голенища женской обуви, расшитые изумительным национальным орнаментом (рис. 1.8, а). Они хранятся в экспозициях Эрмитажа. Голенища вышивались жгутиком из высушенной кишки, обвитым фольгой из золота и олова. На подошве нашиты кристаллики пирита квадратной формы.

В Древней Греции наряду с обычной изготовляли обувь для господствующего класса и военачальников (рис. 1.8, б). Чтобы

отличить обувь по классовому признаку, ее верх делали из кожи разных цветов: белого, красного и т. д.

Ненцы и сейчас изготовляют пимы из меха различного цвета, сочетая белый, коричневый и черный. Эвенки расшивают свои сапоги яркими бусами разных расцветок. Перемежая вышивку с меховой и тканевой аппликацией, они достигают изумительного по красоте оформления верха сапог (рис. 1.8, в). У этих национальностей рисунок, украшающий сапоги, гармонирует с рисунком верхней одежды. Можно предполагать, что такая обувь предназначалась лишь для торжественных случаев и принадлежала богатым. Обычная же обувь была менее украшена, однако и в ней находило отражение народное творчество.

На рис. 1.8, г, д, ж представлены варианты внешнего оформления обуви соответственно монгольской, средневековой панской и периода феодализма в Европе.

В дореволюционной России повседневной обувью для крестьян были лапти и грубая обувь из кожи. Рабочие носили сапоги или ботинки из грубого материала, обычно черного цвета.

Из большого количества фрагментов обуви, обнаруженных при раскопках захоронений на Руси, только у небольшой части был расшит верх своеобразными рисунками.

 

Рис. 1.8. Варианты внешнего оформления обуви