Дизайн средневековой Европы

  Главная       Учебники - Кройка и шитьё      Дизайн (статьи)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

 

Дизайн средневековой Европы

 

 

Развитие предметной среды Европы. Средние века

 

 

 

Эпоха Средневековья делится на 3 периода:

Дороманский, V-X вв. Время довольно бурное. «Варвары»-германские племена, пришедшие на территорию Европы, вели кочевой образ жизни, не очень заботились о качественной и красивой обстановке своих жилищ, т.к. понимали, что это временно. Инструментов было мало, предметы обихода были довольно грубыми и примитивными как по форме, так и в конструктивном отношении, потому что при переходе от античности к средневековью были утрачены многие навыки ремесла. Технологические достижения греков и римлян первоначально не были восприняты «варварами».

Наиболее интересной стороной предметного творчества этого периода является ювелирное искусство. Пряжки для ремней, застежки для плащей, рукоятки для мечей, так же церковная утварь- эти вещи были наиболее качественными, т.к. делались для бога , церкви или знатных воинов и вождей. К IX-X веку постепенно уровень производства повысился и европейцы стали черпать и учиться у греков и римлян.

Популярный декоративный элемент–«плетенка», позаимствованная у кельтов, представлял собой сложный орнамент из переплетающихся лент, заканчивающихся человеческими или животными головами. А также распространены были стилизованные изображения животных и птиц, особенно орлов, являвшихся излюбленной птицей вестготских вождей.

 

Было развито также искусство декорирования книги, красивые шрифты и сложная орнаментация, шмуцтитулы.

 

Ко времени Романского периода (XI-XII века) наполнение предметной среды европейца становится более разнообразным, чем раньше, но всё ещё довольно скудным.

Средневековый человек сам обставлял свое жилище. Не было ещё разделения труда, не было специалистов, мебельщика или керамиста. Низкий уровень производства. Самыми лучшими мастерами были монахи , а они работали для церкви, не для простых людей. Предметы обстановки: сундук- параллелепипед с плоской крышкой, наиболее универсальный предмет мебели, использовавшийся как скамья, кровать, стол и т.д. Стулья были редки, в основном табуреты, грубое сиденье и ножки из плохо отшлифованных веток. Столы тоже очень простые, традиционная форма средневекового стола, как в романский, так и в готический периоды это козлы и столешница, после еды столешница снималась для экономии пространства. Деления на комнаты не было, функционального решения.


Формам предметного мира готической эпохи ,также как архитектуре и скульптуре, свойственна вытянутость форм, преобладание вертикали , например, неоправданно длинная спинка кресла.

 

 

Становится разнообразнее форма мебели. Уже появляется разделение: стул, кресло, скамья со спинкой, кровати теперь делаются с балдахинами, по четырем углам кровати идут колонны и сверху на раму навешивается ткань или деревянные балдахины сверху, как крыша, чтобы конденсат не капал сверху. Появляется новая форма мебели-кухонный шкаф, креденца, имевший внутреннее пространство для хранения посуды и открытые полки-витрины, для наиболее красивой и дорогой посуды. Это несомненно свидетельствует о том, что повысился уровень жизни и запросы потребителя к эстетическому уровню предметной среды. В бытовых вещах становится важна не только функция, но и красивый внешний вид.

Характерной особенностью эпохи готики являются открытые стропила, перекрытия, при отсутствии потолка. Часто стропила украшали резьбой, росписью, рассматривая не только как конструктивный, но и как декоративный элемент. Также отличительной особенностью готического стиля в интерьере являются стрельчатые формы арок , окон, обрамления дверных проёмов, которые повторяются в оформлении предметов мебели.



 

Предметная среда Европы эпохи Возрождения (XV-XVI века).

В эпоху Возрождения складывается проектный подход к формообразованию, товары начинают изготавливаться не единично, а определенными партиями, появляются первые мануфактуры и усиливается разделение труда. Вырос уровень заказчиков, их художественный вкус. Предметная среда каждой европейской страны приобретает свои характерные черты. Для предметной среды этого времени характерны такие особенности как пропорциональность, гармония частей целого, четкие силуэты, соразмерность человеку, уравновешенность, гармония вертикалей и горизонталей.

Жильцы не стремятся заполнить всё пространство и вещи тяготеют к стенам, центростается пустым. Свойственна конструктивность. Многие родственные подходы проектирования вещей эпохи ренессанса с Грецией. Хотя Италия на месте римской империи, но в мышлении ближе к грекам. Причем ранее Возрождение ориентировалось на греческую античность, поэтому предметный мир был достаточно простым и ясным. А позднее Возрождение больше ориентируется на предметный мир Древнего Рима, формы предметов становятся более сложными, более насыщены декоративно и часто перенасыщены.

Декоративные мотивы. Один из самых популярных декоративных мотивов, которые можно встретить в росписи стен и посуды – это гротеск, от слова грот. В это время начинают вестись первые археологические раскопки в Риме и других городах бывшей Римской империи. Им навились росписи с амурами и завитушками, в итоге в гротах стали создавать похожую роспись. Гротески представляют собой затейливые переплетения завитков причудливых растений с человеческими головами, фантастическими животным. Очень популярны были плетенки и арабески.

 

Объемные элементы: акант, изображение животных. Техники декорирования становятся более разнообразными: например, деревянная мозаика, создающая эффект объема. Становится больше всевозможных видов мебели, появляются платяные шкафы. Новая форма мебели– кабинет, то что сейчас принято называть системой хранения. В кабинете было много ящичков, с секретами и замками, где владелец, хозяин дома, хранил свои коллекции, ценности, важные документы. Мягкая обивка появилась в 17 веке, до 17-го века мебель была без обивки. Зато создавали гарнитур, например кровать и сундук. Окна делали как витраж, из маленьких кусочков, т.к. не могли делать большие пласты стекла. Очень активно развивается прикладное искусство. Муранское стекло на острове Мурано (Венеция). Венецианцы торговали с арабами, вызнали у них секреты стеклоделия и стали делать первое в Европе качественное стекло, прозрачное, без пузырьков, называли его кристалло. Изобрели разные техники декорированная стекла (мильфьори, стеклянная крошка в прозрачном стекле, нити молочного цвета в прозрачной вазе).

 

Возрождается статусная роль вещей, как в Древнем Риме. Интерьеры начинают наполняться предметами, совершенно не функциональными, имеющими исключительно декоративное назначение. Например, очень популярны большие декоративные блюда из глазурованной керамики, не имеющие функционального применения, которые выставлялись в шкафах витринах.

 

 

С эпохи Возрождения начинается разделение прикладного искусства на элитарное и массовое. Потому что пошло имущественное расслоение, были заказчики богатые и средний класс. Моррис критиковал эту эпоху за расслоение, говорил, что вещь для всех должна быть красивой. А также именно в это время начинается постепенный переход от ручного труда к машинному производству

Предметная среда Европы XVII века.

В этот период наблюдается усиление разделения на массовое и элитарное прикладное искусство. В оформлении интерьеров королей и знати в большинстве стран преобладал стиль барокко. Барочные черты в оформлении предметной среды наиболее заметны в таких странах как Италия (родина Барокко), Франция и отчасти Германия, в аристократической среде. Для стиля барокко характерны следующие особенности: динамика, сложно выгнутое, насыщенная цветовая гамма (особенно любимое сочетание – красное с золотом), большие масштабы интерьеров.Очень важны стали соображения комфорта.

 

В XVII веке придумали мягкую мебель, делались гарнитуры, стилевое единство в интерьере. Лепнины много, объемных деталей, обманок, как в позднем ренессансе, тканевое декорирование стен, украшение картинами в симметричном порядке. Появился термин «шинуазри»– китайщина, мода на всё восточное. Китайский фарфор служил декоративным элементом, у европейцев был фаянс, но такой фарфор не получался.

В мебели преобладают яркие цвета. Популярной становится техника флорентийской мозаики, когда из крупных кусков цветных камней набирается картина по принципу мозаики и инкрустации. столешница в технике флорентийской мозаики.Италия.17в.

 

Появляется новый предмет мебели: комод. Сундуки утратили прежнюю популярность. Разнообразие форм и всё для того, чтобы сделать жизнь удобнее. В это время появляется много прославленных мастеров. Например, мебельщики. Очень славился на всю Европу французский мастер, работавший на короля, Андре Шарль Булль. Он был мастер чернодеревщик. Булль развил технику Пике, инкрустация черепаховым панцирем, куда вплавляются золотые нити, образующие узор. Стиль Булль заключался в тяжеловесных и прямолинейных формах. Использование черного дерева, техники пике, инкрустация деревом, бронзовых и позолоченных накладок на мебели.

 

В XVII веке появляются часы в домах, изобрели маленькие механические часы. Булль делал напольные футляры для часов. Появляются напольные зеркала и зеркальные коридоры, когда вешались зеркала друг напротив друга.

 

Второй линией развития предметной среды был , условно говоря, «функционализм», когда форма определялась функцией, предметы для жизни, а не для статуса, качественно сделаны, без пафоса, просты и удобны. Формы строже, прямолинейнее, декора меньше.

 

 

 

Функциональное направление было характерно для тех стран, где важную роль играл средний класс,буржуазия, таких, как Голландия, где произошла первая буржуазная революция, Германия , Англия.

Несмотря на то ,что главными критериями вещи здесь являлись прежде всего прикладные качества, предметное творчество в этих странах достигло больших высот.

Например, для Голландии 17 в.- это пик развития прикладного искусства.

 

Самую громкую славу голландскому прикладному искусству принёс Дельфтский фаянс. Голландцы копировали китайский фарфор, делали фаянсовые вазы в бело-синей гамме, популярной в китайском фарфоре. Потом им стало скучно подражать, они стали сами придумывать новые формы, рисунки на тему китайского быта, делали чашам ручки наподобие Ренессанса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..