Группа «Де Стейл»

  Главная       Учебники - Кройка и шитьё      Дизайн (статьи)

 поиск по сайту           правообладателям

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

Группа «Де Стейл»

 

 

В годы первой мировой войны поиски в области предметного творчества переместились в страны, не затронутые войной. В Голландии в 1917 было создано очень интересное художественное объединение «де Стейл», в которое вошли художники, архитекторы, дизайнеры. Одним из лидеров группы был Пит Мондриан, живописец, основоположник направления в абстрактном искусстве под названием «неопластицизм». Остальные же участники перевели его картины в трехмерное пространство. Это эксперимент по выводу плоскостных абстрактных композиций в реальное трёхмерное пространство. Не всегда изделия «Де Стейл» создавались для практического применения, а зачастую из интереса поиграть с предметом, формой и цветом. Лидерами «Де Стейл» в области предметного творчества были Тео ван Дусбург и Геррит Ритвелд, спроектировавший «Красно-синее кресло», своеобразный материальный лозунг группы, а также ему принадлежит проект и реализация «Дома Шрёдер», пространство которого может трансформироваться и организовано очень логично и функционально.

 

 

Функционализм. На основе новых тенденций в формообразовании начала 20 века (геометрический модерн, Веркбунд, «Де Стейл»), наконец сформировалось крупнейшее направление в дизайне первой половины 20 века­­­­ ­­­- функционализм (модернизм, интернациональный стиль). Функционализм сложно назвать стилем, это скорее метод формообразования вещей. Суть функционализма в лозунге «Форма следует за функцией», сформулированном американским архитектором Луисом Салливеном, строителем первых небоскрёбов . Для Функционализма характерны следующие особенности : простота форм, гладкие поверхности, отсутствие декора . Приверженцы функционализма считали, что декор не нужен, что красота вещей заключается в её форме. Функциональная вещь будет по определению красивой. Ещё для Функционализма характерны подчёркнутая механистичность и использование современных и нетипичных ранее материалов: каркасы кресел из стали, столешницы из стекла.

Представители: Ле Корбюзье, Эйлин Грей, Грете Шютте-Лихотцки, Мис сван дер Роэ, Вальтер Гропиус, Вильгельм Вагенфельд, Марсель Брейер, Алвар Аалто.

Ле Корбюзье говорил: «Дом – это машина для жилья». Вещи служат исключительно как функциональные предметы. Особенность Функционализма – это полная ориентация на массовое производство. Многие мастера функционализма придерживались социалистических взглядов, стремились проектировать красивые качественные вещи для масс. Ле Корбюзье делал при этом довольно пафосные вещи из хромированной стали. Наблюдалось расхождение теории и практики Функционализма.

Хотя функционализм и называют интернациональным стилем, он всё же имеет свои национальные особенности. Например, функционализм скандинавских стран более мягкий, уютный, лишённый холодного рационализма, это функционализм, так сказать, «с человеческим лицом». Особенности Скандинавского функционализма в том, что дизайнеры предпочитают дерево, а не металл или стекло, как европейцы. Один из ярчайших представителей скандинавского функционализма –финн Алвар Аалто, отец скандинавского дизайна. Как дизайнер он в основном известен как проектировщик мебели . Первые образцы были созданы для санатория в Паймио. В 1928 г. Аалто посетил Баухауз и особенно его внимание привлекла мебель с использованием изогнутых металлических труб, но потом он пришел к выводу, что в жилом интерьере более уместно дерево, придумал и запатентовал технологию изготовления мебели из гнутой клееной фанеры. Одна из самых известных его работ- круглый табурет на 3 ногах, вариацию которого сейчас можно видеть в магазинах «Икея», вообще, если присмотреться, то очень многая мебель и предметы быта, которые производит «Икея»- не что иное, как немного видоизменённые работы Аалто. В скандинавском функционализме преобладают светлые пастельные оттенки, близкие цветам северной природы, чёрный встречается очень редко.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..