ИНТЕРВЬЮЕР

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

ИНТЕРВЬЮЕР


Интервьюирование — это способ, заставляющий людей говорить правду. Эго поиск фактов от имени зрителя. Телевизионное интервью необычно и как бы рождено самим этим средством массовой информации Оно имеет мало общего с газетным интервью и обладает преимуществами перед радиоинтервью. Только по телевидению мы можем увидеть мгновенные душевные колебания, едва уловимые движения глаз, легкую усмешку.
Послушайте звуковую часть телеинтервью. Она, несомненно, заинтересует вас. Однако ее можно интерпретировать как угодно. Ведь без изображения полностью исчезает самая атмосфера, свойственная телеинтервью.
Я присутствовал при одном таком эксперименте. Слушающие заметили, что голос интервьюируемого человека звучал как-то уж слишком серьезно и даже мрачно. В телевизионном же варианте были и улыбка, и живой взгляд, и нюансы, которые создавали совершенно новое ощущение.
Это возможно только на телевидении и не под силу, никакому другому средству информации.

 

 

Лицом к лицу


Среди тех, кто занимается выпуском телевизионных программ, есть люди, которые считают, что традиционное интервью устарело и выглядит слишком искусственно па современном уровне телевидения. Это неверно; думаю, пока люди будут разговаривать друг с другом, интервью сохранит свое значение.
Нет ничего более интересного на телевизионном экране, чем лицо человека — конечно, если оно телегенично, а человек говорит то, что нужно, и так, как нужно. Самый лучший и здравый метод — прямое интервью. Все иллюстрации к нему — кинокадры, фотографии, даже музыка— только дополнение, придающее порой последний штрих.
Почему же иногда осуждают этот основной метод? Потому что он часто применяется неправильно. Неквалифицированных интервьюеров много. Хороший интервьюер—редкость, так как редки необходимые для него качества. Тем не менее многие на телевидении считают себя способными вести любое интервью.
На свете много красноречивых рассказчиков и очень мало внимательных слушателей. Умение слушать — один на основных факторов, которые отличают подлинного интервьюера от посредственного. Трудно поверить, но все мы слышали, как интервьюер задает вопросы, на которые уже даны ответы. Это — следствие недостаточного внимания. Такие интервьюеры, подготовив перечень вопросов, которые они собираются задать собеседнику, считают свою работу более или менее выполненной. И вот это «интервью» разыгрывается перед камерой. Что бы собеседник пи говорил, интервьюер пропустит его слова мимо ушей, если они не отвечают замыслу,— он с нетерпением ждет первой возможности, первой паузы, чтобы задать новый вопрос.
Конечно, иногда интервьюируемый может ответить на один вопрос, а затем, продолжая излагать свои мысли, даст ответ па следующий без подсказки интервьюера. Но если интервьюер не слушает и задает следующий вопрос автоматически, беседа идет по бессмысленному кругу Несчастный интервьюируемый растерянно повторяет: «Да, как я уже сказал...»
Обычно интервьюеры оправдываются, что во время беседы у них масса других дел: нужно, скажем, следить за временем и сигналами. Все это так. Но ведь это — только дополнение к главной цели. Многим не удается этой цели достичь, потому что им не хватает чувства меры.

 

 

 

 

 

Как подготовить интервью?


Предположим, что вам нужно проинтервьюировать хорошо известного человека,— например, писателя или драматурга. В чем должна заключаться подготовка к интервью? Вам следует учитывать как время, имеющееся п вашем распоряжении для подготовительной работы, так и продолжительность самого интервью. Если беседа в эфире рассчитана па три-пять минут (как часто бывает в передаче новостей или в программе тематического устного журнала), тогда лучше ограничиться одним или двумя вопросами, допустим, спросить о новой книге или пьесе и о творческих планах.
Познакомьтесь с биографией этого человека, изучите его книги — и у вас возникнет множество вопросов: как и почему изменился его стиль; почему он теперь поддерживает идеи, которые раньше отвергал; считает ли он, что его произведения имеют социальное значение, и т. д.
Однако если интервью рассчитывается, предположим, на полчаса, вы можете побеседовать подробнее. Вероятно, увеличится и время, отведенное на подготовительную работу. В таком случае глубже изучите жизнь этого человека, его работу, узнайте, что другие думают о нем, познакомьтесь с его друзьями.
Обычно этот биографический анализ предваряет встречу. Хорошо провести какое-то время с тем, кого вы будете интервьюировать, чтобы лично узнать его, а также рассеять у него настороженность. Несомненно, пойдет на пользу, если вы поговорите со своим собеседником полчаса или час перед самым началом передачи.
Пользуйтесь любой возможностью, чтобы проверить все, что вы узнали, и выяснить новое. Не стоит увлекаться конкретными вопросами до самого интервью — иначе спонтанность и новизна будут утрачены и беседа получится скучной. Определите общие контуры и форму интервью. Ознакомьте собеседника в общих чертах с кругом тех вопросов, которые вы собираетесь задать: где оп учился, как стал писателем, кто влиял па негой т. д. Таким образом, ваш будущий собеседник ясно представит себе цель и характер интервью.

 

Как создать атмосферу непринужденности интервью?


Очень важно перед самым интервью расположить гостя к себе, чтобы он ни о чем не беспокоился. Есть много видавших виды интервьюируемых, особенно политических деятелей, которые, постоянно выступая перед камерой, свыклись с нею; поэтому вы можете не обращать внимания на эту сторону своей работы, когда имеете с ними дело. Но для большинства людей, пришедших на телевизионную студию в первый раз, интервью может оказаться тяжким испытанием. Хуже всего тем, чья работа не имеет ничего общего с телевидением или сценой Правда, бывает, что и знаменитые кинозвезды нервничают перед телеинтервью. И наоборот — иногда обычный человек ведет себя совершенно уверенно и непринужденно поддерживает беседу, а профессиональный исполнитель мучается, смущается и боится.
Интервьюер должен всегда проявлять внешнее спокойствие. Если ваш собеседник почувствует, что вы нервничаете,— все потеряно.
Придя в студию, я обычно объясняю гостю назначение основного телевизионного оборудования.
Хорошо также познакомить его с режиссером, помощником режиссера, телеоператором, звукооператором и т.д. Таким образом, гость уже не будет чувствовать себя чужим, начнет ориентироваться в новой обстановке и поймет, что в студии работают обычные люди, а оборудованием управляют вовсе не бездушные автоматы. Помощник режиссера, если он хороший работник (а в большинстве споем они именно такие), всегда окажет вам поддержку. Дружеская улыбка или приветливое слово могут снять напряжение у новичка.
Гостя обычно просят сказать несколько слов, чтобы дать возможность звукорежиссеру установить правильный уровень звука. В то же время старший осветитель заканчивает последнюю регулировку света. Девушка-гример в этот момент внимательно рассматривает изображение на экране монитора. Она думает, что нужно сделать, чтобы наилучшим образом представить вашего гостя телезрителям.
После этих приготовлений интервьюируемый, вероятно, попадает в гримерную. Почти все художники-гримеры гордятся своей способностью успокаивать разгулявшиеся нервы. Накладывая грим, они беседуют с клиентом, уверяя его, что все будет хорошо. Говорят, что гример на 90% — психотерапевт.
Наконец вы с гостем возвращаетесь в студию и занимаете отведенные для вас места. Ваше интервью может быть частью программы, подготавливаемой в это время, либо самостоятельным материалом, который будет передаваться в «живом» виде или в записи на видеоленту для будущей вставки в запланированную программу. В любом случае процедура одна и та же.
Вы начнете говорить по сигналу помрежа. Используйте оставшиеся минуты, чтобы напомнить гостю о цели вашего первого вопроса. Если собеседник глубоко погрузился в кресло, объясните, что он будет лучше выглядеть на экране, если сядет повыше и поправит пиджак.
Он никогда не должен знать, что вы, по всей вероятности, волнуетесь. У вас, профессионала, спокойно лежат руки и лицо спокойно, а нервы напряжены,— ведь вы готовы к  любой неожиданности.
Остается пятнадцать секунд, десять, пять. На камере вспыхивает красная лампочка, помощник режиссера дает сигнал. Вы дружеским тоном задаете первый вопрос. Теперь слушайте. По первым словам ответа определите нить дальнейшего разговора.
Я знаю людей, которые перед интервью держатся свободно и уверенно; они дружелюбны и разговорчивы. Но как только начинается передача, они теряются и что-то бормочут. И наоборот: я интервьюировал людей, которые говорили перед камерой ясно и уверенно, хотя до этого пугали меня молчаливостью и застенчивостью.