Студия, из которой передаются новости

  Главная       Учебники - Журналистика      Диктор телевиденья (Брюс Льюис)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  ..

 

 

 

Студия, из которой передаются новости

В студии вы садитесь за столик и кладете текст прямо на него или па небольшое возвышение. Рядом с вами — телефон и стакан воды. Сидите вы па стуле или на вращающемся кресле. Лучше всего именно сидеть, руки положить на стол и слегка наклониться вперед, к камере. Это создаст у зрителя впечатление, что вы заинтересованы, оживлены и обращаетесь лично к нему. Если вы откинетесь назад, вы покажетесь каким-то важным и потеряете связь со зрителем. Кроме того, лицо ваше будет в неудачном ракурсе.
В это время к вам подходит гример, чтобы посмотреть, нужно ли что-нибудь подправить. Ведущие программы новостей обычно гримируются сами перед началам работы, и профессиональный гример лишь проверяет, все ли в порядке.
Перед вами за пределами видимости камеры — один или два телевизионных монитора. На экране одного из них, соединенного с внутристудийным камерным каналом, вы видите себя за столом. Поправив галстук и пиджак, используйте монитор, чтобы проверить, насколько высоко вы можете поднимать страницы с текстом, чтобы они не попадали в кадр. Не надо резко переводить взгляд со зрителя на текст . Чтобы этого избежать, немного на-
клонитесь вперед, а страничку с текстом держите как можно выше и как можно дальше от глаз.
Вы сами удивитесь, насколько высоко можно поднять текст, прежде чем он появится на экране. Чтобы способствовать этому, регулируйте и наклон пюпитра; и создастся впечатление, что вы обращаетесь к зрителю, а не опускаете постоянно голову, чтобы заглянуть в текст.

 

 

Телесуфлер и другие средства


Вначале ньюзкастеры Независимого телевидения читали свои выпуски с помощью весьма эффективного телесуфлера, это переняла служба новостей Би-Би-Си и телеинформационные организации других стран.
Там, где используется это оборудование, не нужно заботиться о положении страниц с текстом ( котором мы только что говорили). Вероятно, лучше всего держать текст на горизонтальной плоскости пульта—когда работает телесуфлер, ведущему программы новостей нужно, наоборот, отрывать взгляд от камеры, чтобы он не фиксировался в одном положении. Если вы порой смотрите вниз, выходит даже естественнее. В конце концов, мало кто верит, что мы помним весь текст от начала до конца. И вы и помощник режиссера должны постоянно следить пп тексту, в каком месте вы читаете в данный момент. Любые приборы время от времени выходят из строя. Телесуфлер — не исключение. Вы должны быть готовы немедленно вернуться к своим страницам —к тому месту, на котором остановился сломавшийся телесуфлер.
Если помимо чтения новостей в кадре вы читаете и закадровый текст под кинопленку, этого текста вам телесуфлер не подскажет. На всем протяжении выпуска нам придется переключаться с одного из другое в зависимости от того, находитесь ли вы в кадре или за кадром Тут вам поможет монитор, показывающий кинопленку, к которой относится ваш закадровый комментарий. Для точного «попадания» текста можно использовать световой сигнал, который вспыхивает в те моменты, когда нужно начинать чтение очередной фразы комментария.
Когда за кадром читает другой, у вас, читающего в кадре, всегда есть время взглянуть на следующую информацию, пока идет кинопленка, выяснить у помощника режиссера, сколько осталось времени до конца, выпить воды или поправить галстук. Вы обнаружите, что легче держать хороший темп и «нерв» передачи, работая в паре с другим диктором. Непрерывно читая до десяти и более минут трудно не снизить эмоциональный уровень передачи.

 

Стиль подачи новостей

Стиль чтения, принятый дикторами для передачи новостей, сильно отличается от стиля других форм телевизионного вещания. Новости читаются гораздо быстрее; паузы кратки; применяется частое понижение голоса, которое показалось бы монотонным и неестественным в других видах программ.
Отчасти поэтому многие дикторы-журналисты специализируются на телевизионных новостях, хотя работа эта не очень выгодна. Те же, кому не удалось достичь высокого мастерства в этой области, могут удачно работать в программах, требующих более непринужденного подхода.
Так, один диктор, не справлявшийся с передачей новостей, ведет теперь музыкальные программы и зарабатывает в десять раз больше, чем его прежние коллеги. Если же дело идет успешно, люди не уходят из отдела информации: работа вошла в их плоть и кровь и они ни на что ее не променяют.



Персонал отдела новостей


Основные работники отдела новостей — всегда журналисты. Почти все они работали в газете или Б близкой к ней области. Работа в прессе развила в них обостренное чутье на новости; сквозь «воду» они видят суть дела. Ум их быстро определяет, сколько нового в материале.
Почти вся их работа выполняется под нажимом событий в сжатые сроки — время и график не ждут. И что бы они ни делали, все теряет цену с окончанием выпуска новостей. Каждый день снова создается информационная программа, ставятся новые проблемы, встают новые трудности.
Только одержимые делом люди могут заниматься всем этим иа недели в неделю,— хотя со стороны они и кажутся несколько циничными.
Попробуйте представить, с каким интересом, как ревниво слушают они подготовленный ими выпуск. Если диктор, которому доверена их работа, мастерски доносит до зрителя все, над чем они бились,—они, конечно, рады. Но если он ведет выпуск вяло или не понимает, что читает, вряд ли в редакции новостей его будет ожидать теплый прием.

 

 

Работа диктора в эфире

Пока вы ждете сигнала о начале передачи, напомните себе: у вас есть важные новости и вы собираетесь их сообщить и сразу вызвать интерес у зрителя. Вы будете говорить яснее, спокойнее, проще Ваш голос будет звучать убедительно, и темп нашей речи создаст ощущение и пылкого интереса и большой осведомленности. Ваша внешность будет гармонировать с голосом — вы покажетесь зрителю бодрым, подтянутым и спокойным.
В оставшееся время вы смотрите, не надо ли еще что-нибудь подправить в тексте. Возможно, вы вставите одну или две пометки, чтобы без запинок прочесть трудные места, которые вы обнаружили во время репетиции. Может быть, в последнюю минуту в студию поступит новое, самое последнее сообщение Это тоже надо просмотреть.
— Осталась одна минута,— говорит помощник режиссера.— Тридцать секунд...
У всех в студии наушники, кроме вас . Смена слушает указания режиссера с пульта управления. И только вы остаетесь один на один с миром и со «своим зрителем», который ждет, когда же вы начнете.
С одной стороны, вы поглощены текстом, вы смотрите в объектив камеры и на монитор, ожидая, когда взмахнет рукой помощник режиссера. Но в то же время вы думаете о зрителе: «Подожди,— говорите вы себе.—У пас для тебя кое-что есть, ты потерпи».
— Десять секунд,— говорит помощник режиссера.— Эфир!
Передача начинается со вступительных кинокадров, которые вы видите на мониторе На мгновение показывается шапка программы, ее сменяют кинокадры с изображением тонущего танкера. Сигнал. Помощник режиссера делает вам знак: «Вот!» — и в следующую секунду вы уже читаете новость.
Если все идет хорошо, новости можно подать не хуже хорошей пьесы Можно чуть чуть менять ритм, чтобы не было скучно, и разнообразить стиль, приноравливая его к содержанию. Ведь не стоит читать одинаково о результатах футбольного матча и о парламентских дебатах.

 

 

Непредвиденные случаи диктора

Иногда что-то идет не так. Рвется кинопленка, камера выходит из строя, неверно подаются сигналы. Порядок нарушен, и его нужно восстановить как можно скорее. Прежде всего диктор должен оставаться спокойным. Именно здесь незаменимы дополнительные знания и большой опыт. Если вы вникли в содержание выпуска, порвавшуюся нить передачи можно восстановить быстро и без паники.
Нет худшего зрелища, чем растерянный диктор. Мгновенно оценивайте обстановку, слушайтесь помощника режиссера и продолжайте говорить.
Конечно, некоторые меры предосторожности предусмотрены заранее. Это прежде всего определенный резерв информации, которой можно заполнить время, необходимое, допустим, чтобы склеить кинопленку . Такие тексты подбирает редактор; их можно легко прервать без нарушения смысла. У нас уже есть опыт, и ушли в прошлое времена, когда у ньюзкастера не было резервных материалов и ему приходилось импровизировать. Помню, однажды, когда оставалось несколько минут до окончания выпуска, я сообщил экспромтом о свадьбе своей сестры, которая произошла в тот день Вряд ли это было важно кому-нибудь, кроме наших близких, но по крайней мере я заполнил образовавшуюся брешь
Телефон на дикторском пульте — не просто предмет бутафории; иногда он связывает диктора с режиссером. В других случаях ведущий пользуется крохотным, почти незаметным наушником, и указания к нему поступают непосредственно от режиссера, минуя задержки, связанные с передачей их через третье лицо, то есть помощника режиссера.
Новости — одна из немногих программ, которые передаются в «живом» виде. И здесь надо быть готовым ко всему.
Непредвиденные случаи —один из стимуляторов в нашей работе На редкость приятно найти выход из трудного положения.
Репортер .хроники выполняет три вида работы:
1) «живое» выступление перед камерой в студии как дополнение к информациям, включенным в выпуск;
2) репортажи, отснятые на кинопленку, записанные на видеоленту или передаваемые в «живом» виде; репортер может быть как в кадре, так и за кадром, но большинство репортажей представляет собой комбинацию того и другого— они обычно готовятся на месте события;
3) интервью с участниками события или с теми, кто может пролить свет на событие.

 

Передача новостей

Телевизионные новости сегодня выглядят примерно так. Ведущий читает в кадре. Обычно его показывают крупным планом, иногда — средним с использованием широкоугольника,— в этом случае видна и часть пульта или стола. В выпуск новостей включаются киноматериалы либо с записанным звуком, либо с «живым» комментарием, который ведется из студии.
Для того чтобы проиллюстрировать текстовой материал, в соответствующие моменты вместо диктора на экране возникают фотографии, карты и диаграммы Иногда в передачу включаются видеолента и «живые» внестудийные репортажи. Система связи через спутники позволяет разнообразить изобразительный материал и сделать его оперативней. На этой общей основе с переменным успехом постоянно возникают самые разные вариации рир-проекция, при которой кинокадры служат как бы фоном; разделенный экран (в одной его части — тележурналист, в другой — киноизображение или фотография); диктор читает новости стоя или движется перед камерой, указывая на карту или на диаграмму.
Одно время чрезмерно увлекались «живыми» студийными интервью, проводимыми диктором во время передачи новостей. Теперь их не используют — слишком мало времени, ведущему нелегко подогнать интервью к остальной части выпуска. Когда необходимо «живое» интервью, обычно прибегают к услугам специального интервьюера. Интервью, снятое на пленку, дает больше возможностей. Его можно провести на месте события, а при монтаже сократить до нужного размера.