По мере того как совершенствуется техника, все реже приходится заполнять
образовавшиеся паузы. Видеозапись ознаменовала гигантский сдвиг: если
передача зафиксирована на видеопленке, отдел выпуска знает с точностью
до секунды (не теоретически, а практически), сколько она займет времени
в эфире. До изобретения видеозаписи, когда передача приближалась к
концу, диктор нередко терялся в догадках — сколько времени в его
распоряжении. Рекордный случай в моей практике: интервал между
передачами должен был длиться десять секунд, фактически же он вырос до
четырех с половиной минут. Я должен был все это время находиться в
кадре, а предупредить м^ня смогли буквально за несколько секунд.
В те времена дикторам не надо было советовать, чтобы они изучали
информацию о программе, на которую могли бы полагаться, если придется
заполнять время. Мы даже удивлялись, когда программа заканчивалась в
установленное время.
Но и теперь, когда в дикторской студии куда спокойнее, диктор остается
чрезвычайно важной фигурой в кризисные моменты. Причина — не в одних
срывах по техническим неполадкам; некоторые программы передаются в
«живом» виде, и приходится беспокоиться о времени. Пусть у вас всегда
будет резерв —не на бумаге, но в уме, чтобы не растеряться в ситуации, с
которой рано или поздно сталкивается каждый диктор Наступит день, когда
вам придется говорить, заполняя время, пока ваши коллеги в соседней
комнате лихорадочно стараются навести порядок.
Если вы сидите в студии в спокойный период, когда ничего существенного
не происходит, попрактикуйтесь, совершенствуя технику заполнения
времени. Согласно микрофонной папке, ваше следующее объявление будет
длиться в кадре двадцать три секунды. Представьте, что оно длится
тридцать семь секунд, затем — сорок девять секунд и, наконец,— одну
минуту. Растяните вашу беседу, чтобы заполнить увеличивающиеся отрезки
времени. Читайте сообщение бодро и твердо и пе останавливайтесь, чтобы
зрителю не показалось, что вы неподготовлены. Упражняйтесь, пока
действительно не обретете опыт. Со временем вас будут считать хорошим
импровизатором — и справедливо, потому что лучшее в так называемой
импровизации основано на тщательной подготовке и умном расчете.
Работайте всегда по часам. Часы —ваш лучший друг; ни один помощник
режиссера не даст вам более точной и постоянной информации о времени.
После упражнений по заполнению времени постарайтесь сокращать сообщение.
Предположите, что предыдущая передача затянулась и у вас остается меньше
времени
для объявления. Решите, что вам выбросить, сохранив в то же время суть
беседы, что скачать зрителю в сократившийся промежуток.
Никогда пе пытайтесь втиснуть слишком много слов в короткий отрезок
времени. Вы будете бессвязно бормотать, и зрители вас не поймут.
Поразительно, как много можно сделать с фразой за три секунды:
«Запомните, в семь тридцать вечера — «Карета неотложной помощи № 10» За
эти три секунды вы успели: сделать предупреждение -— «Запомните»;
сообщить информацию-—«В семь тридцать вечера»; дать название программы —
«Карета неотложной помощи N 10».
Экономия слов диктора
Лучше всего, когда ваше время в эфире ограничено. Вам приходится
употреблять слова с наибольшей смысловой нагрузкой. Постоянное
обдумывание насыщенных фраз и бесконечные упражнения — единственный
залог успеха. Говорите утвердительными предложениями (другими словами—
избегайте отрицательных). Всегда говорите «Помните» вместо «Не
забывайте», «Обязательно посмотрите» вместо «Не пропустите» или «Ни в
коем случае не пропустите».
Вычеркивайте ненужные слова. Однако оставляйте все, выказывающее
человечность и душевность. Такие фразы немногословны, но полезны.
Старайтесь не употреблять избитых фраз, например: «Сегодня вечером мы с
удовольствием представляем вам...» Предоставьте зрителю самому решить
потом, есть ли основание для удовольствия.
При проверке времени диктор иногда говорит: «Время
приближается к восьми часам». «Приближается» — лишнее слово, если до
восьми остается несколько секунд. Когда вы кончите говорить, будет,
между прочим, ровно восемь. Говорите просто: «Время — восемь часов»,
или: «Время? — Восемь часов». Если при проверке времени остаются лишние
секунды, быстро продолжайте и объявляйте следующую программу в таком
духе: «Время — восемь часов пятьдесят пять минут. Сейчас — новости, а
после новостей — фильм «Беглец».
Всегда ищите возможность эффективно использовать несколько слов —
независимо от того, три минуты у вас или всего три секунды.
Закадровые объявления
Сообщения, предназначенные для закадрового чтения,
пишутся более сжато, потому что произносятся они в сочетании со
зрительным рядом: кинопленкой, титрами или диапозитивами. Поэтому
необходимо строго придерживаться системы «ключевых» слон. Любое
отклонение от согласованного текста может породить хаос: зритель увидит
на экране диапозитив, который не будет связан с тем, что вы говорите.
Читая закадровые рекламные объявления, следует строго придерживаться
утвержденного текста. Каково бы ни было ваше мнение, ваше дело —
прочитать в эфир то, что написано.
Перед тем как передать закадровую рекламу, неплохо посидеть спокойно и
представить себя на месте производителя товара. Что значит для него
реклама? Чего он надеется достичь? Что хочет подчеркнуть? Говоря в эфир,
вообразите, что вы действительно произвели данный товар, и вы не будете
испытывать недостатка в воодушевлении и искренности. Представьте, что вы
сами изготовили этот товар, ваше рекламное сообщение непременно будет
убедительным.
Чередование объявлений
Иногда вам придется иметь дело с целой цепью объявлений. Они могут
сочетать в себе все или многие из тех факторов, которые мы уже
обсуждали. Вот пример такой цепи.
Как только программа заканчивается, после объявления действующих лиц и
исполнителей вы сообщаете, что следующая передача данной серии будет
показана в такой-то день и час на следующей неделе.
После окончания титров последней программы на экране появляется
диапозитив с изображением эмблемы студии. Под это изображение вы делаете
объявление.
Другой диапозитив — другое объявление; на профессиональном языке это
называют «заставкой», и используется она для того, чтобы переключить
внимание зрителя на следующую программу.
Показывается реклама, отснятая на кинопленку. Затем следует реклама на
диапозитиве и слышится за кадром ваш голос.
На несколько секунд вы появляетесь на экране, чтобы
сказать о предстоящей передаче.
Вновь идут диапозитивы, вы за кадром сообщаете информацию о другой
программе, которая будет передаваться в этот день вечером.
Вы опять в кадре, чтобы объявить большой фильм, который предлагается
зрителю в следующее воскресенье. Ваше изображение вытесняется анонсом
фильма.
Анонс заканчивается, и вы снова в кадре, коротко напоминаете о часе и
дне демонстрации. После этого — позывные и эмблема студии.
Наконец, циферблат часов появляется на экране, а вы делаете быструю
проверку времени. Следующая программа начинается вовремя.
В этой последовательности объявлений вы должны быть предельно точным,
чтобы использовать каждый временной отрезок. Кроме того, вы должны
включать и выключать все приборы, нужные для объявлений.
Дикторы, работающие в студиях для программных объявлений, где все
оборудование управляется дистанционно и действует под контролем
технических специалистов, могут концентрировать внимание только на
словесной, выразительной стороне объявления.
В сложной последовательности объявлении (то есть когда передается не
одно, а несколько) требуется большое искусство. Без опыта не справишься
с задачей и не сумеешь убедительно перейти от доверительной манеры
разговора в кадре к быстрому и энергичному закадровому стилю рекламы или
программному объявлению.
Чтобы плавно переключиться к работе в кадре после закадрового
объявления, заканчивая его, посмотрите в объектив. Когда камера начинает
показывать вас, вы уже готовы и смотрите прямо в глаза зрителю.
Когда вы переходите от выступления в кадре к закадровому, убедитесь, что
вы знаете первую или две первые строчки закадрового текста. Если
диапозитив или кинопленка немного задержатся, вы, находясь па экране, не
будете смотреть вниз, что неизбежно, когда читаешь текст. Это поможет
плавно, без срывов перейти от выступления в кадре к закадровому чтению.
Когда в серии объявлений необходимо изменить настроение, меняйте его
органично и постепенно. Избегайте быстрых перемен в мимике: не
переходите от приятной улыбки к сумрачной озабоченности.
Разные функции
Па многих американских телевизионных станциях ведущий программу новостей
сам пишет почти все тексты. Тем самым его выступление — в высшей степени
личное, авторское.
В редакции новостей Ай-Ти-Эи (Англия) ньюзкастеры согласовывают с
младшими редакторами, как изменить текст, подгоняя фразу к своему
личному стилю.
В организациях, подобных Би-Би-Си, диктор получает готовый текст. Его
дело — прочитать новости как можно лучше. Он, в сущности, чтец. Принято
считать, что его выступление начинается и заканчивается вместе с
новостями. Однако на практике почти никто не ограничивается этим,
проявляя активный интерес ко всему, что происходит в отделе.
Тем не менее диктор все же чувствует, что он работает в отрыве от
остальной части отдела; и ему труднее мыслить так, чтобы зритель
чувствовал в нем уверенность, основанную на знаниях.