РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

Главная       Учебники - Горное дело      Введение в специальность горного инженера (Савенко Ю.Ф.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  ..

 

 

15. РАЗРАБОТКА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

В СССР взят курс на расширение открытого способа разработки месторождений полезных ископаемых как основного направления, обеспечивающего значительное улучшение технико-экономических показателей горнодобывающей промышленности.

На открытых горных разработках применяется более мощная горная техника, достигнуты лучшие технико-экономические показатели, созданы более благоприятные условия труда, чем при подземной разработке. Увеличение объема добычи полезных ископаемых открытым способом обеспечивает огромную экономию общественного труда и позволяет в короткие сроки получить максимальный эффект от средств, вкладываемых в горнодобывающую промышленность.

Учебные заведения нашей страны ежегодно выпускают около 1000 горных инженеров — специалистов по открытой разработке полезных ископаемых. Для них 11. И. Рогатиным написано хорошее учебное пособие (Введение в специальность. М., Изд-во МГУ, 1975), которым могут пользоваться все будущие горные инженеры. Поэтому в настоящей книге на вопросах разработки полезных ископаемых таким способом остановимся вкратце.

При небольшой глубине мощных залежей применяется открытый способ .разработки полезных ископаемых. Благодаря использованию экскаваторов, железнодорожного н автомобильного транспорта производительность труда по сравнению с подземной добычей увеличивается в 5—6 раз, а себестоимость угля снижается в 3—4 раза. В конце десятой пятилетки такая разработка получила в СССР широкий размах.

Горное предприятие, ведущее разработку руд и строительных материалов открытым способом, называют карьером, а добывающее уголь,— разрезом. Породы, покрывающие полезное ископаемое или расположенные в его боках, называют породами вскрыши.

При подготовке поверхности карьерного поля вырубают лес, корчуют пни, осушают болота и озера, отводят реки и ручьи за пределы карьерного поля. При необходимости переносят дороги, силовые линии, сносят здания и сооружения. Осушение месторождения осуществляется проведением дренажных канав, бурением водопонижающих скважин, глубинными насосами или путем проведения специальных дренажных подземных выработок: стволов, шурфов, штреков, в которых устанавливается мощное водоотливное оборудование.

При вскрытии месторождения проводят специальные вскрывающие выработки — капитальные траншеи, которыми подготавливают начальный фронт вскрышных и добычных работ.

Имеется ряд классификаций систем открытой разработки. По нашему мнению, более удобна классификация 11. В. Мельникова. Она основана на способах перемещения пород вскрыши, в которую входят бестранспортная, транспортно-отвальная, специальная, транспортная, комбинированная системы.

При бестранспортной системе разработки породы вскрыши перемещают во внутренние отвалы, т. е. на место уже вынутого пласта. Применяется при разработке горизонтальных или пологих пластов мощностью до 20—25 м. Это обусловлено параметрами драглайнов и механических лопат.

При транспортно-отвальной системе вышележащие породы перемещают во внутренние отвалы отвалооб-разователями (транспортно-отвальными мостами). Условия применения: пласты горизонтальные или пологие, породы вскрыши мягкие, рыхлые. Для перемещения используются многочерпаковые цепные или роторные экскаваторы, а также механические лопаты.

Специальная система разработки применяется на горизонтальных или пологих пластах при мягких и рыхлых породах вскрыши. Вскрышные и добычные работы ведутся экскаваторами и гидромеханизирован-ным способом.

Транспортная система разработки (в этом случае порода вскрыши вывозится на внешний отвал) применяется при любой форме залегания месторождения, различной мощности, изменяющихся углах падения, крепости полезного ископаемого и пород вскрыши. При комбинированной системе сочетаются перечисленные системы.

Как видим, открытый способ разработки месторождении весьма перспективен. Пути его развития: создание суперкарьеров производительностью 100—150 тыс. т в сутки; применение поточных линий на вскрыше и добыче; использование большегрузных автосамосвалов (грузоподъемностью 75—120 т); расширение области применения бестранспортной системы за счет использования на вскрышных работах мощных драглайнов; совершенствование буровзрывных работ.