ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Главная       Учебники - Горное дело      Введение в специальность горного инженера (Савенко Ю.Ф.)

 поиск по сайту  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Учебный процесс в вузе намного отличается от школьного. Студент гораздо меньше опекается преподавателями и родителями, ведет самостоятельный образ жизни, должен осваивать значительно больший объем информации. Таким образом, перед первокурсником стоит трудная и важная задача — преодолеть своеобразный психологический барьер между школьником и студентом. Эта задача легче решается юношами, пришедшими в вуз с производства или после службы в рядах Советской Армии.

Учебный процесс в вузе немыслим без четкой организации. Рассмотрим основные документы, которые его регламентируют.

Учебный план — перечень общенаучных, общетехнических и специальных дисциплин, которые необходимо изучить будущему горному инженеру для получения идейной, общенаучной и профессиональной подготовки. Учебный план регламентирует последовательность и объем преподаваемых дисциплин, а также виды контроля — экзамены, зачеты, курсовые проекты и т. п. Учебный план утверждается Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Учебная программа курса предопределяет название тем дисциплины и последовательность их изложения. На основе учебной программы разрабатывается структурно-логическая схема курса. Она определяет обеспечивающие (входные), ранее изученные студентами дисциплины, а также указывает, какие последующие дисциплины (выходные) базируются на данном курсе. Кроме того, в этой схеме указываются время на изучение каждой темы, формы учета и контроля.

Организация учебного процесса регламентируется расписанием занятий и графиком самостоятельной работы. Лекционное преподавание закладывает основы научных знаний, знакомит студентов с методологией исследования, вводит в творческую лабораторию лектора-ученого и педагога, служит отправным пунктом и организующим моментом для всех других видов занятий, оказывает большое воспитывающее воздействие на личность студента.

В настоящее время имеется достаточно учебников по всем дисциплинам, но большую роль в познавательной деятельности все же играет конспектирование лекций. При этом студент должен уметь по ходу рассказа схватывать главное и лаконично его записывать. Лекциям принадлежит ведущая роль в вузовском учебном процессе, однако они обеспечивают усвоение знаний только на уровне общей ориентировки, общего ознакомления с материалом. Будущему специалисту требуется более высокий уровень усвоения. Это достигается практическими и лабораторными занятиями, самостоятельной работой, выполнением домашних и курсовых работ, а также курсовых и дипломных проектов.

Практические и лабораторные работы выполняются студентами в аудиториях и лабораториях под контролем преподавателя. Курсовые и дипломные проекты — только самостоятельно под руководством и при консультации преподавателей.

Коллоквиумы (собеседования) проводятся с целью проверки усвоения пройденного материала.

Для стимуляции систематической самостоятельной работы студентов два-три раза в семестр проводится аттестация. Аттестационная оценка обычно выставляется на основании данных программированного контроля (машинного или безмашннного). Результаты аттестации обсуждаются в академических группах и па заседаниях кафедр. По ним деканат принимает меры поощрения и наказания.

Зачеты и экзамены предназначены для определения уровня усвоения дисциплины в целом. Зачеты бывают дифференцированными (с выставлением оценки) и недифференцированными (без выставления). Кроме того, зачеты могут проводиться как но результатам практических и лабораторных работ, так и по курсу в целом (как недифференцированный экзамен).

Научная организация умственного труда студентов предопределяет результативность учебного процесса. Прежде всего необходимо достичь их высокой работоспособности, которая зависит от внутренних, внешних и организационных факторов.

К внутренним факторам относятся: интеллектуальные (мыслительные) способности. Их можно и нужно развивать — больше читать, решать задачи, головоломки и т. п.;

особенности воли. Непрерывно закалять волю, исходить из принципа — не хочется, а надо;

состояние здоровья. Систематически закалять свой организм, заниматься спортом, соблюдать режим сна, питания, не курить, не злоупотреблять спиртными напитками. Внешние факторы:

обстановка внешней среды. Студентам, проживающим в общежитии, следует строго соблюдать «Правила внутреннего распорядка»;

организация рабочего места. Нужно работать только за столом. Книги, конспекты, справочная литература должны находиться в постоянных, специально отведенных местах;

режим труда и отдыха. Каждый студент, в зависимости от индивидуальных способностей, должен разработать оптимальное расписание труда и отдыха в течение суток и строго соблюдать его.

К организационным факторам относятся: уровень организации труда. Во время аудиторных и внеаудиторных занятий необходимо интенсивно работать, не отвлекаться посторонними делами, не терять времени из-за отсутствия необходимой литературы, методичек и т. п.;

умение получать научную справку, хранить информацию и пользоваться ею т. е. студент должен научиться пользоваться библиографией, знать основы библиотечного дела.

Студенческий рабочий день делится на три пояса. Первый пояс — утренний, с 6 до 15 ч. Это наиболее производительный пояс. Студент делает зарядку, туалет, завтракает, затем работает в аудитории: слушает лекции, участвует в практических и лабораторных занятиях.

Второй пояс — послеобеденный, с 16 до 19 ч, целесообразно посвятить выполнению домашних работ, курсовых проектов, изучению рекомендуемой литературы, просмотру конспектов предыдущих лекций.

Третий — вечерний, с 20 до 23 ч — пояс лучше всего использовать для чтения газет, журналов, книг, посещения театра и кино.

Эффективность умственного труда зависит прежде всего от четкой организации распорядка дня.

Каждый студент в зависимости от расписания занятий и жилищных условий должен составить себе распорядок дня, вывесить на видное место и строго его соблюдать. Очень желательно, чтобы у всех, проживающих в одной комнате, совпадало время подъема и отбоя. В утренние часы коллективная физзарядка предпочтительнее индивидуальной. Самостоятельную работу студент должен выполнять в хорошо проветренной и убранной комнате. В течение трех часов такой работы необходимо сделать два 10-минутных перерыва, размяться, выполнить несколько физических упражнений.

Послеобеденный сои нежелателен. В это время студент спит, пока не выспится, потом занимается до поздней ночи и на лекцию приходит сонным, вялым. Студент попадает в заколдованный круг: после аудиторных занятий спешит поспать и тем самым опять подготавливает себя к ночным занятиям и к недосыпанию.

Успехи в учебе в большой степени определяются также памятью, которую нужно неустанно развивать. Каждый должен знать, какой вид памяти у пего наиболее развит и пользоваться им в первую очередь.

Для совершенствования зрительной памяти необходимо кратко фиксировать услышанное на бумаге. При изучении учебного материала — читать самому, не поручать другим. Стараться пользоваться книгами и учебными пособиями, имеющими иллюстрации. При работе над конспектами, личными записями подчеркивать текст цветными карандашами, делать пометки, ставить соответствующие знаки внимания. Изучая отдельные вопросы, обязательно просматривать учебные наглядные пособия, научные фильмы, посещать выставки, музеи и т. п.

Для развития двигательной памяти нужно: работать с карандашом — записывать, подчеркивать, выписывать, составлять планы, тезисы, конспекты; цифровой материал выписывать или оформлять в виде таблиц, диаграмм, графиков; при проработке материала все возможное делать своими руками (в лабораториях, мастерских и т. п.).

Для улучшения слуховой памяти следует: чаще и больше слушать других, читать вслух; работать в тишине, чтобы посторонний шум не отвлекал внимания; говорить и рассуждать вслух, даже когда ты один; чаще посещать театр, концерты.

Смешанная память включает элементы всех трех указанных типов. Одновременное запоминание при помощи зрения, слуха и движения дает наилучший результат. В любом случае нужно твердо знать — запоминает тот, кто умеет быть внимательным. Этим и следует руководствоваться во время лекций, практических занятий. Алгоритм функционирования педагогической системы в вузе можно представить в следующем виде:

А = И + М + О + У + С + К,

где И — исходный уровень знаний;

М — мотивация учебного процесса;

О — ориентировка в будущей деятельности;

У — система учебных действий;

С — структурное обобщение учебных дисциплин;

К — конечный уровень знаний.

Вполне очевидно, что реализовать алгоритм (предписание) функционирования можно с разным успехом. Первейшая и важнейшая задача преподавателей и студентов — наиболее эффективная реализация этого алгоритма.

Исходный уровень знаний, безусловно, влияет на качество подготовки специалиста в целом, а также на уровень усвоения каждой дисциплины в отдельности. Поэтому абитуриенты должны владеть прочными и глубокими знаниями в объеме средней школы.

Какие же стимулы должны побуждать студентов учиться на «хорошо» и «отлично»? Это прежде всего внутренний мотив — осознанная необходимость и потребность в глубоких и широких знаниях для будущей плодотворной деятельности. К тем, у кого недостаточна внутренняя мотивация, применяется внешняя автоматически действующая система укрепления трудовой дисциплины — дифференциация экзаменов. Студент, пропустивший занятие, на экзаменах получает дополнительные вопросы по пропущенным лекциям, на него воздействуют деканат и кафедра.

Ориентировку в своей будущей деятельности студент получает из курса «Введение в специальность», а также из других специальных дисциплин. Существенным подспорьем в этом является учебно-ознакомительная практика, которая проводится на базе курса «Основы технологии горного производства». Таким образом, на третьем курсе студент уже четко представляет себе свою будущую профессию. Па основании результатов практики и сессии проводится торжественный ритуал — посвящение в горняки. Существенная роль во всем алгоритме функционирования принадлежит системам учебных действии. Выбор педагогических (воспитательных) и дидактических (обучающих) систем должен соответствовать выполнению социального заказа нашего социалистического общества по формированию всесторонне и гармонически развитой личности. Большое значение имеет и самовоспитание. Надо уделять большое внимание физической подготовке, ибо горный инженер часто работает в тяжелых производственных условиях, поэтому он должен быть сильным, закаленным. Необходимо соблюдать четкий ритм работы и отдыха.

В нашей стране отдается предпочтение теории поэтапного формирования умственных действий (ТПФУД). При этом большую роль играет первичная информация, получаемая студентом от преподавателя в виде лекций, где сконцентрированы основные вопросы темы.

Педагогическая наука (как у пас, так и за рубежом) определила, что уровень усвоения материала только за счет прослушивания лекций составляет 10%, применения средств технического обучения (иллюстрации, наглядные пособия и т. и.)—20%. Это при условии активной работы студентов на лекции. Лектор акцентирует внимание слушателей на узловых, принципиальных вопросах курса. После внимательного прослушивания лекции у студента остается прочная ориентировочная основа по изучаемому предмету.

При участии студента в дискуссии по изучаемому материалу уровень усвоения повышается до 35%. Очень эффективна самостоятельная работа студента над курсом: уровень усвоения при этом 60%. Для достижения таких показателей практикуются программированный контроль и выполнение аудиторных и домашних работ.

Большое значение для усвоения материала играет его структурное обобщение (изложение от общего к частному), систематизация, кодирование, использование современного математического аппарата и вычислительной техники.

Конечный уровень усвоения—это и оценка на экзамене, и качество курсовых и дипломных проектов, и плодотворная работа па производстве, в научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях. Как видно из алгоритма функционирования педагогической системы, основную роль в познавательном процессе играет сам обучающийся. Поэтому преподаватель без особых усилий может обучить студента, стремящегося к знаниям, на «отлично» и бессилен выучить даже на «удовлетворительно» того, кто питает отвращение к паукам, не проявляет любознательности, трудолюбия, настойчивости, усидчивости, силы воли.

Алгоритм системы учебных действий, создателем и организатором которого является преподаватель, можно выразить в следующем виде:

У = М + Р + Д,

где М — материализованная информация;

Р — речевая информация;

Д — умственная деятельность студента.

Речевая информация — лекция преподавателя—может быть доходчивой и более емкой, если ее сопровождать материализованной информацией. Технические средства обучения (ТСО) и предназначены механизировать процесс передачи студентам материализованной информации.

Во многих случаях материализованная информация выдается студентам в виде рисунков, эскизов, формул и т. п., изображаемых преподавателем мелом на доске. При этом методе имеют место два существенных недостатка. Во-первых, непроизводительная трата времени студентом в ожидании конца выполнения иллюстрации на доске. Во-вторых, в начале воспроизводства иллюстрации студент не представляет себе весь рисунок в целом и выступает как пассивный наблюдатель. Качество материализованной информации при этом во многом зависит от индивидуальных способностей преподавателя.

В последние годы на лекциях широко применяются проекторы различных типов. Графическая часть материала выдается ими с использованием принципов мультипликации и адаптации, а также приводятся сложные чертежи для закрепления материала. Популярностью у студентов пользуются учебные фильмы, в которых показываются технологические процессы, работа машин и механизмов и т. п. Применение телевизоров в учебном процессе трудно переоценить: используется не только эффективность кинофикации учебного процесса, но и достигается обратная связь между студентом и преподавателем.

Интенсивность учебного процесса значительно возрастает при освобождении студентов от воспроизведения в конспектах сложных рисунков. Они выдаются им в виде печатно-раздаточного материала.

Систематическая работа обеспечивается применением программированного контроля уровня усвоения. Его можно осуществлять машинным и безмашинным способом. Имеется много типов обучающих и контролирующих машин. Положительные результаты дает и безмашинный контроль, заключающийся в письменных ответах на конкретные вопросы (тесты), которые сравниваются с правильными ответами (эталонами).

Важна роль общенаучных, общетехнических и специальных дисциплин в формировании горного инженера. К общенаучным относятся прежде всего общественные науки — история КПСС, философия, политэкономия и научный коммунизм. Они преподаются на всех курсах. На младших курсах — этика, эстетика, физкультура, иностранный язык, математика, физика, химия, начертательная геометрия, черчение и т. п. Эти науки изучаются во всех технических вузах и являются базой для последующих дисциплин.

Общетехнические дисциплины: прикладная механика, электротехника, детали машин, теория механизмов и машин, гидравлика, теплотехника. Эти дисциплины изучаются во всех технических вузах, но их объем зависит от специализации студента.

К специальным дисциплинам будущего горного инженера относятся: «Введение в специальность», «Основы технологии горного производства», «Процессы подземных горных работ», «Разработка пластовых месторождений», «Управление состоянием горного массива», «Горные машины», «Проведение и крепление горных выработок», «Технология разработки рудных месторождений», «Транспортные машины», «Переработка полезных ископаемых», «Рудничная аэрология», «Охрана труда», «Научная организация труда», «Экономика», «Проектирование шахт» и др. Специальные дисциплины составляют 15—20% в общем объеме изучаемых предметов. В условиях научно-технической революции они являются наиболее динамичными, из года в год претерпевают обновление, развитие, поэтому слушание лекций по ним является особенно необходимым. Эти дисциплины окончательно формируют горного инженера.

Функции горного инженера на производстве и в науке многогранны, интересны, ответственны. Модель советского горного инженера — это совокупность необходимых качеств, которыми должен обладать специалист. К ним относятся: знания, мастерство, наличие собственной точки зрения, умение работать с людьми, способность к самосовершенствованию.

Знания — совокупность понятий, навыков, которые остались в активе инженера после окончания вуза. Мастерство — способность применять знания с пользой для дела, способность формулировать задачи и находить эффективные пути их решения. Наличие собственной точки зрения свидетельство принципиальности, инициативности — качеств, столь необходимых инженеру.

Умение работать с людьми — залог успеха в деятельности командира производства любого ранга. Оно заключается в способности решать текущие вопросы, советоваться с рабочими, не проявляя при этом гонора и беспринципности. Результативность работы с людьми существенно зависит от таких качеств личности, как твердость, гибкость, требовательность, внимательность, последовательность, находчивость, оптимизм, забота о подчиненных.

Способность к самосовершенствованию — это непрерывная потребность в образовании, предупреждающая старение знаний и отставание специалиста от технического прогресса.

Горный инженер прежде всего должен иметь инженерное мышление. Основные его компоненты следующие:

мировоззрение, которое окончательно формируется при изучении общественных наук: профессиональная компетентность; чувство долга, ответственности.

Инженерное мышление прежде всего проявляется в дисциплине труда, эрудиции, компетентности, умении самостоятельно решать производственные и научные задачи. Эти качества приобретаются не только на базе общественных и технических наук, но и в результате всей системы воспитательной и общественной работы в вузе.

Большая роль в воспитательном процессе отводится кураторам академических групп — наставникам, старшим товарищам студентов. Активное участие студентов в общественной работе позволяет им не только выполнять полезную для общества работу, но и развивать организаторские способности.

Функции горных инженеров различных специальностей разнообразны. Например, инженер специальности 0202 в сфере производства обеспечивает:

правильную разработку недр — неоценимого богатства нашей Родины. Для этого нужны глубокие знания по геологии и маркшейдерскому делу;

рациональную организацию и квалифицированное руководство технологическим процессом по добыче полезных ископаемых. Исключительно динамичная и сложная природная обстановка, связанная с горным давлением, газовым и водным режимом, грозными природными явлениями (внезапные выбросы угля и газа, горные удары), а также с непрерывной подвижностью основных рабочих мест — забоев, определяет ни с чем не сравнимую по сложности специфику горного производства. Здесь не обойтись без знаний по курсам «Управление состоянием горного массива», «Процессы подземных горных работ», «Разработка пластовых месторождений», «Проектирование шахт», «Организация и планирование» и др.;

правильную эксплуатацию комплекса машин и механизмов, столь широко применяемых на современных шахтах. Для этого нужны прочные знания горной механики, горных машин и комплексов, электрификации и автоматизации;

безопасные, комфортные условия труда рабочих горной промышленности. Горный инженер в решении этих вопросов — главное действующее лицо. Поэтому изучению таких дисциплин, как «Рудничная аэрология и охрана труда», следует уделить должное внимание. Нужно не только твердо знать Правила безопасности в угольных и сланцевых шахтах самому, но и уметь потребовать неукоснительного выполнения их другими.

Роль науки и техники вообще, и в горном производстве в частности, исключительно важна. Разве без узкозахватной техники, механизированных крепей мы имели бы в стране более 500 бригад, добывающих в сутки свыше 1000 т угля? Все больше выпускников включается в научную деятельность. Они решают вопросы совершенствования техники и технологии очистных работ, изыскивают эффективные способы управления горным давлением, борьбы с пылью и газом, охраны подготовительных выработок и т. д.

Много горных инженеров работает в научно-исследовательских институтах (ДонУГИ, МакНИИ, КузНИИ и др.), плодотворно трудятся в проектных институтах, таких как Центрогиирошахт, Ворошилов-градгипрошахт, Южгнпрошахт, Донгипрошахт.

Прослеживается тесная связь между успехами в учебе и в трудовой деятельности. Ведь плодотворность работы будущего инженера во многом зависит от качества его подготовки, от успехов в учебном процессе, дисциплинированности и самодисциплины.