ВВЕДЕНИЕ

Главная       Учебники - Горное дело      Введение в специальность горного инженера (Савенко Ю.Ф.)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ВВЕДЕНИЕ
 

Более 5 млн. студентов почти 900 вузов страны осваивают 430 специальностей. Среди них много новых, вызванных стремительным развитием народного хозяйства, науки и культуры. Но не стареет и самая древняя профессия — профессия горняка.

Ежегодно в нашей стране 38 институтов готовят свыше 10 тыс. горных инженеров. Из них 24% —специальности «Технология и комплексная механизация подземной разработки месторождений полезных ископаемых», 19%—«Горные машины и комплексы», 18%—«Электрификация и автоматизация горных работ», 10%—«Технология и комплексная механизация открытой разработки месторождений полезных ископаемых», 8% — «Экономика и организация горной промышленности», 8%—«Обогащение полезных ископаемых», 7% —«Строительство подземных сооружений и шахт», 5%—«Маркшейдерское дело» и 1% —«Физические процессы горного производства».
Как видим, специальностей много. И вот профессия выбрана. Как важно для будущей деятельности, для жизни полюбить ее. Хочется надеяться, что, прочитав эту и другие книги (например, замечательные книги и статьи академика Н. В. Мельникова), побывав на горных предприятиях, прослушав задушевные рассказы горных инженеров — ветеранов труда, будущие горные инженеры высоко оценят выбранную специальность и приложат все силы, чтобы в совершенстве ею овладеть.

И действительно, как не полюбить эту древнейшую и полезнейшую специальность. Может ли современная цивилизация существовать без горнодобывающей промышленности? Никоим образом. По состоянию развития этой отрасли, размерам добычи полезных ископаемых судят о богатстве страны, ее могуществе. Ведь чтобы выплавить тонну чугуна, нужно израсходовать примерно две тонны железной руды и полторы тонны угля. На изготовление грузового автомобиля расходуется восемь тонн руды и десять тонн угля. Чтобы получить тонну синтетического волокна, надо переработать 25 т угля.

Греческому мифологическому богу подземного царства Аиду (по римской мифологии — Плутону) под натиском дерзкого и настойчивого Человека пришлось открыть ворота к несметным подземным богатствам. Но силы природы ещё полностью не покорены. Еще надо много работать и учиться тем, кто берет из недр уголь, р»уду, строительные материалы. А извлекается их все больше и больше. Так, в 1968 г. добыча полезных ископаемых на одного человека планеты составляла 20 т, а в 1975 г.— уже 27. В 1940 году в СССР ежедневно добывалось 453 тыс. т угля, в 1975 г.— 1921 тыс. т, а в 1978 г.— 2410 тыс. т.

Советский Союз — великая горнодобывающая держава. На его долю приходится около 25% мирового горного производства, а по добыче угля СССР занимает первое место в мире. В нашей стране создай крупнейший в мире топливно-энергетический комплекс. Однако развитие топливно-сырьевой базы является по-прежнему одной из ключевых проблем, которые находятся в центре внимания КПСС ‘. В решении этой проблемы важную роль должен сыграть многотысячный отряд горных инженеров, возглавляющих славную армию советских шахтеров.

Что же представляет собой горный инженер в эпоху научно-технической революции? Это специалист, обеспечивающий правильную разработку недр, рациональную организацию и квалифицированное руковод-ство технологическим процессом, грамотную эксплуатацию техники, безопасные и комфортные условия труда. Для успешного выполнения своих обязанностей горный инженер должен обладать глубокими общенаучными, общетехническими и профессиональными знаниями, быть мужественным, чутким и вместе с тем требовательным командиром производства.

Все эти качества необходимы ему потому, что работать приходится в исключительно динамичной, сложной обстановке, связанной с горным давлением, газовым и водным режимами, грозными подземными явлениями (внезапные выбросы угля и газа, горные удары). Усложняет все это непрерывная подвижность основных рабочих мест шахтеров — очистных и подготовительных забоев.

Горный инженер рождается в институте. Пять лет, проведенные в альма-матер (старинное студенческое ласкательное название высшего учебного заведения, в переводе — мать-кормилица),— это неизгладимые, неповторимые годы. Здесь и упорный труд, и настоящие друзья, п первая любовь...

Итак, путь в горные инженеры — через высшее учебное заведение. Прежде чем стать горным инженером нужно в совершенстве овладеть временной, но очень важной «специальностью» — специальностью студента.

Наш рассказ о структуре вуза и организации учебного процесса позволит студенту четко представить, в какой технологический процесс он включается. Рекомендации по научной организации студенческого труда, повышению работоспособности, развитию памяти, поведению в быту помогут студенту интересно, содержательно жить и учиться.

Коммунистическая партия и Советское государство уделяют большое внимание подготовке высококвалифицированных кадров для народного хозяйства, дальнейшему развитию высшей школы, укреплению ее материальной базы.

На Всесоюзном слете студентов 19 октября 1971 г. Л. И. Брежнев сформулировал требования, которые предъявляются к советскому специалисту: «Советский специалист сегодня — это человек, который хорошо овладел основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную н практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью.

Советский специалист сегодня — это умелый организатор, способный на практике применить принципы научной организации труда. Он умеет работать с людьми, ценит коллективный опыт, прислушивается к мнению товарищей, критически оценивает достигнутое.

И, конечно, современный специалист — это человек высокой культуры, широкой эрудиции, в общем, это настоящий интеллигент нового, социалистического общества»

В 1972 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране». В этом важном документе, в частности, записано: «Воспитывать у студентов организованность и дисциплинированность, нетерпимость к антиобщественным проявлениям, высокие нравственные и морально-этические качества. Развивать общественно-политическую активность студенческой молодежи, прививать ей навыки организаторской и воспитательной работы» 2.

Предъявляя к студентам повышенные требования, партия и государство одновременно принимают меры к дальнейшему улучшению материальных и бытовых условий их жизни и быта. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению материальных и жилищно-бытовых условий студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений» (1971 г.) увеличен размер стипендии, расширен круг стипендиатов. В десятой пятилетке построено около б млн. м2 общежитий, что позволило дополнительно предоставить места в них 1 млн. студентов вузов и учащихся техникумов.

Этим же постановлением предусмотрено улучшение организации общественного питания студентов, повышение уровня медицинского обслуживания, увеличение количества путевок в дома отдыха и санато-рии, расширение сети профилакториев и спортивно-оздоровительных лагерей.

В июле 1979 г. принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов». В нем сказано, что главное внимание высшей школы должно быть сосредоточено на улучшении качества профессиональной подготовки и идейно-политического воспитания с тем, чтобы специалист обладал политической и нравственной культурой, принципиально относился к встречающимся отклонениям от норм коммунистической морали, проявлениям мещанских настроений и других пережитков прошлого. Это постановление обязывает соответствующие органы разработать и внести предложения о моральных и материальных стимулах и льготах для студентов, обучающихся горным и другим остродефицитным специальностям. На новую заботу партии и государства студенты-горняки должны ответить отличной учебой и примерным поведением. Учеба — такой же общественно полезный труд, как работа в забое, у станка, на поле или в конструкторском бюро.

Итак, друзья, в дорогу познания, самовоспитания, созидания, становления. В путь, который позволит вам стать в ряды умных и мужественных молодых людей, решивших посвятить свою жизнь освоению подземных богатств на благо советского человека.

В самом начале этого трудного и интересного пути вашим помощником будет это учебное пособие. В процессе работы над ним автор с благодарностью использовал советы н рекомендации специалистов С. П. Пер-шина, В. А. Тегерпна, В. А. Веникова, И. В. Капустина и др., опубликованные на страницах журнала «Вестник высшей школы». Кроме того, были использованы материалы лекций, прочитанных по некоторым темам курса «Введение в специальность» преподавателями Коммунарского горно-металлургического института: проф. 10. М. Воеводиным, доцентами

А. А. Даниловым, Л. В. Савенко, А. Ф. Борзых, Р. А. Фрумкиным, В. Е. Кардаковым, М. И. Фесько-вым, Н. К. Клпшиным, В. И. Коробко, Г. Г. Лптвин-ским, старшими преподавателями П. К. Петровой,

А. Н. Агрест, которым автор выражает свою искреннюю признательность. Особую благодарность хочется выразить проф. К. Ф. Сапицкому за советы по улучшению качества пособия, а также доцентам Н. П. Кашубииой и 15. К. Якубовичу, написавшим 19-ю главу.

При чтении данной книги, очевидно, будут встречаться непонятные термины. Придется заглянуть в терминологический словарь «Горное дело», в «Большую советскую энциклопедию». Кстати, советуем завести личный словарь непонятных слов, который заполняйте по мере обучения в вузе.