ПЕРВАЯ ЗИМОВКА НА АНТАРКТИДЕ (1898—1900)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ


Глава 6 ПЕРВАЯ ЗИМОВКА НА АНТАРКТИДЕ (1898—1900)

 


Карстен Борхгревинк, вернувшись в 1895 году из плавания на «Антарктике», развил бурную деятельность по организации научной экспедиции с зимовкой на южнополярном континенте. Его сообщение о высадке на мысе Адэр и найденной там растительности вызвало большой интерес среди ученых Австралии, а затем и Европы.

В Мельбурне Борхгревинк узнал, что в Лондоне должен заседать VI Международный географический конгресс. Борхгревинк решил заинтересовать участников конгресса проблемами Антарктики и получить одобрение своим планам, что помогло бы при хлопотах по организации новой научной экспедиции. Он отправился в Лондон и выступил перед собранием виднейших географов мира. Он рассказал о результатах своих наблюдений в Антарктике и изложил план будущей экспедиции.

Поддержка географического конгресса была получена, но денег для экспедиции не было. Только в 1897 году, крупный английский книгоиздатель Джордж Ньюнс за монопольное право издания будущей книги об Антарктиде ссудил Борхгревияку 35 тысяч фунтов стерлингов для снаряжения экспедиции.

Для экспедиции было выбрано деревянное промысловое судно, названное «Южный Крест».



Плавание судна «Южный Крест» к берегам Антарктиды

 


«Экспедиция на «Южном Кресте» была предпринята на английские деньги. На гафеле судна развевался английский флаг, подаренный мне нынешним наследником принцем Англии, — писал Борхгревинк. Но далее он подчеркивал: — ...тем не менее экипаж, в количестве 31 человека, который довел экспедицию до счастливого окончания, состоял в большинстве из норвежцев; все оборудование также было изготовлено в основном из норвежских материалов».

31 декабря 1898 года на 62° южной широты и 159° 25' восточной долготы судно вошло в плавучие льды. С этого дня и до февраля 1899 года оно боролось со льдами, продвигаясь на юг. Неоднократно корабль подвергался интенсивным сжатиям льдов в море Росса.

Ледовые условия на этот раз были более тяжелыми, чем в 1841 году, и недаром Борхгревинк отмечает, что если бы корабли «Террор» и «Эребус» встретили такие же льды, то без помощи пара они не смогли бы выбраться из них.

Участники экспедиции временами теряли надежду вырваться из ледяных торосов.

Только в феврале штормовые ветры разломали ледяные поля, и «Южный Крест» вышел из пояса плавучих льдов на чистую воду. Лишь громадные айсберги встречались на пути к югу.

17 февраля 1899 года судно подошло к мысу Адэр. Это место должно было стать зимовкой. «На этом куске суши еще никогда не жил человек, — записал Борхгревинк. — Здесь, в условиях, еще никому не ведомых, предстояло нам жить или умереть».

Началась выгрузка на этот берег. Отважным путешественникам часами приходилось работать по пояс в ледяной воде. Однажды разразился ураган, судно сорвало с якоря и чуть не разбило об айсберги. Но настойчивость, упорство и смелость людей победили коварство природы. У подножия скалистого мыса Адэр на узкой прибрежной полосе были собраны два небольших деревянных домика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..