ПЕРВЫЕ КИТОБОИ В АНТАРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ  (1873—1895)

  Главная     Учебники - География       История открытия и исследования Антарктиды (А. Ф. Трешников)

 поиск по сайту     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

 

 

Глава 4 ПЕРВЫЕ КИТОБОИ В АНТАРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ  (1873—1895)



После плаваний Джемса Росса в исследовании антарктических пространств снова наступил почти полувековой перерыв. Перестали плавать сюда и промышленники-зверобои, так как массовые лежбища тюленей были истреблены. При несовершенной в то время технике охоты на китов китобойный промысел в далеких южных водах был рискованным и невыгодным. Когда В 1867 году была изобретена гарпунная пушка, китобойный промысел стал более безопасным и вместе с тем весьма доходным предприятием. В те времена киты водились еще в изобилии у берегов Шпицбергена, Гренландии, Исландии, Норвежским и английским промышленникам незачем было стремиться далеко на юг.

Однако вследствие хищнического промысла количество китов на севере за несколько десятилетий сильно сократилось, и тогда промышленники устремились в Антарктику, но теперь уже не за тюленями, а за китами.

Как и во всяком новом деле, поначалу велась разведка, выяснялась экономическая целесообразность столь далекого промысла.



«Грейланд» и «Челленджер» в антарктических водах



В 1873 году в антарктических водах, у берегов Земли Грейама, для выяснения возможностей промысла в этом районе плавало судно гамбургской промысловой фирмы «Грейланд». Это был первый пароход в Антарктике. Вторым пароходом, пересек-
шим в Индийском океане Южный полярный круг в 1874 году, было английское экспедиционное судно «Челленджер», проводившее обширные океанографические работы в разных частях Мирового океана.

Наиболее интересными результатами работ «Челленджера» в южных полярных водах были исследования рельефа океана и донных осадков. Грунт дна состоял из ледниковой морены, что позволило научному руководителю этой экспедиции Джону Мэррею после обработки материалов и всех предшествующих наблюдений нарисовать вокруг Южного полюса единый материк и впервые дать ему название — Антарктика.


Наблюдения В. Брюса и К. Доналда


В 1892—1893 году в северо-западной части моря Уэдделла плавали шотландские китобойные суда «Валена», «Актив», «Диана» и «Поляр Стар». На этих судах по поручению английского Королевского географического общества велись некоторые попутные научные наблюдения. На «Балене» они осуществлялись врачом и натуралистом В. С. Брюсом, а на «Активе» — К. В. Доналдом. Брюс впервые измерил температуру воды на разных глубинах специальными глубоководными опрокидывающимися термометрами.

В январе 1893 года «Балена» плавала недалеко от восточных берегов Земли Грейама и затем повернула назад.

 

 

 

Плавание К. А. Ларсена на «Язоне»


В декабре 1893 года норвежский капитан Карл Антон Ларсен, имея задание промысловых фирм разведать возможности китобойного промысла в Антарктике, проник на судне «Язон» в море Уэдделла до 68° 10" южной широты. До него ни одному кораблю проникнуть так далеко на юг здесь не удалось. Ларсен описал восточный берег Земли Грейама. Край обширного шельфового ледника он ошибочно принял за сушу. Теперь этот ледник называется ледником Ларсена.

Открытия, совершенные в XIX веке, хотя и установили наличие обширных участков суши за Южным полярным кругом, но представления об очертаниях континента в целом были еще далеко не ясными. Между берегами, открытыми различными мореплавателями, простирались тысячи километров, куда не проникал взгляд человека.

Еще меньше было известно о природе антарктических земель. Ведь все видели их берега только издали, через обширные пространства плавучих льдов и айсбергов, порой лишь смутно раздичая или угадывая сквозь снег, облака и туманы их очертания. Еще пройдет много десятилетий, прежде чем усилиями многих исследователей будет приоткрыта завеса над тайнами ее природы.

Только в последние годы XIX века человеку удалось ступить на берег антарктического континента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..