Особенности топливных элементов ТВС атомных станций теплоснабжения

  Главная      Учебники - Энергетика     Конструирование основного оборудования АЭС (Будов В.М., Фарафонов В.А.) - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..

 

Конструкции ТВС атомных станций теплоснабжения

 

 

Особенности топливных элементов ТВС атомных станций теплоснабжения

 

 

 В активной зоне ACT используются традиционные для ядерной энергетики СССР конструкции, хорошо зарекомендовавшие себя на практике. В качестве чехлов ТВС применяют шестигранные трубы, размеры и технология изготовления которых аналогичны применяемым для чехлов ТВС реактора ВВЭР-1000.

Применение естественной циркуляции теплоносителя позволяет ограничиться минимальным числом дистанционирующих решеток и улучшить нейтронно-физические и гидравлические свойства ТВС. Крепление элементов ТВС на сравнительно тонкой нижней опорной решетке позволяет получить минимальное гидравлическое сопротивление и равномерное распределение теплоносителя на входе в сборку. Набор дистанционирующих решеток и их конструкция обладают необходимой жесткостью и прочностью и обеспечивают стабильность пучка элементов во всех эксплуатационных режимах, а также в аварийных ситуациях, включая землетрясение силой до 9 баллов.

В активной зоне используются твэлы диаметром 13,6 мм, в пользу этого выбора (по сравнению с элементами диаметром 9,1 мм) следует отметить следующее:

пучок элементов жестче, механически устойчивее, меньше подвержен возможности возникновения вибраций в потоке воды или пароводяной смеси, а это позволяет устанавливать меньшее количество дистанционирующих решеток, представляющих собой поглощающие нейтроны стальные конструкции и обладающих местным гидравлическим сопротивлением;

при приемлемых соотношениях замедлителя и топлива гидравлическое сопротивление меньше за счет как меньшего сопротивления трения, так и меньшего числа местных гидравлических сопротивлений (на промежуточных решетках), что приводит к улучшению гидравлических характеристик ТВС;

топливные решетки с двуокисью урана в значительной степени являются гомогенными со слабым гетерогенным эффектом. Поэтому увеличение диаметра элементов увеличивает гетерогенный эффект и улучшает баланс нейтронов, что в конечном счете приводит к увеличению глубины выгорания топлива.

Большой диаметр элементов означает и больший диаметр топливного сердечника, что при одинаковой загрузке приводит к уменьшению числа элементов в активной зоне, расхода циркония на оболочке, протяженности и количества> сварных швов и как следствие — к меньшей вероятности разгерметизации элементов.

Технология изготовления ТВС при одном и том же поперечном размере сборки и разных диаметрах элементов проще и дешевле

при элементе большого диаметра, а стоимость производства элементов большого диаметра на единицу веса топлива ниже.

Все это, а также применение в активной зоне конструкционных материалов с малым сечением поглощения нейтронов для трубок и оболочек элементов и для чехлов ТВС, применение низкообога-щенного топлива двуокиси урана в режиме частичных перегрузок позволяет получить относительно глубокое выгорание топлива и обеспечивает минимальную топливную составляющую, что в свою очередь снижает себестоимость тепловой энергии.

Расчет .максимальной температуры центра твэлов, выполненный для максимальной линейной нагрузки q — 220 Вт/см, при средней глубине выгорания 20 МВт-сут/кг показал, что максимальная температура в топливе равна 1225°С. Последнее дает основание ожидать несущественных изменений в топливе в процессе его работы (за исключением обычного и неизбежного растрескивания топливных таблеток-брикетов). В связи с этим можно предполагать, что процесс радиационного спекания топлива коснется лишь незначительной его части. Выход газообразных продуктов деления и радиационное распухание топлива также будут незначительными. Вся масса топлива находится в той области температур (менее 1700 °С), где выход газообразных осколков деления из топлива под оболочку элемента весьма мал и определяется в основном плотностью (пористостью) топливных таблеток. Относительный выход составляет около 2 %. При выгорании топлива 20 МВт-сут/кг под оболочку выйдет около 50 см3 газа, что создает в рабочих условиях давление около 0,4 МПа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  ..