Изоляторы чистят механическими способами,
обмывкой или пропаркой. Наиболее распространена чистка изоляторов
концами или тряпками, смоченными в керосине.
Хорошо также чистить изоляторы мелко истолченной мраморной мукой,
насыпаемой на увлажненные тряпки. При механической чистке изоляторов
следят за тем, чтобы глазурь фарфора не повреждалась и на поверхности их
не оставалось волокон от тряпок или концов.
Обмывают изоляторы струей воды, направляемой на них шлангами с конусными
наконечниками (пожарными рукавами). Передвижная станция для обмывки
изоляторов должна иметь значительные емкости для воды и быть оборудована
насосами, создающими напор воды порядка 6 aт. Обтирать изоляторы после
обмывки не требуется.
В первый период эксплуатации контактной сети переменного тока на
Восточно-Сибирской дороге был предложен и внедрен способ пропарки
изоляторов, сущность которого заключается в том, что изоляторы
подвергаются воздействию пара, подаваемого к ним из котла паровоза по
резиновому шлангу, а затем вытираются насухо чистыми концами или
тряпками.
Опыт пропарки изоляторов и его проверка в лабораторных условиях
показали, что даже при температуре окружающего воздуха, порядка —15° С
нагрев изоляторов паром каких-либо нежелательных последствий (трещин
фарфора, повреждений глазури и пр.) не вызывает. Электромеханическая
одночасовая и разрушающая нагрузки остаются в норме.
Такой способ целесообразно применять на дорогах со смешанной тягой,
когда процент паровозов в локомотивном парке довольно высок или когда
сорт сжигаемых в паровозных топках углей обусловливает выход продуктов
горения, сильно загрязняющих изоляторы.
После чистки изоляторов их тщательно осматривают, чтобы обнаружить
трещины, места повреждения глазури и пр. Изоляторы признают дефектными,
если у них обнаружат сколы ребер или краев тарелки общей площадью более
3 см2, радиальные трещины по тарелке или цементной заливке, оплавления и
ожоги глазури, проворачивание или качку пестика, трещины в шапках и т.
п.
Дефектные изоляторы немедленно заменяют новыми. Меняют изоляторы при
помощи полиспастов, рычажных и винтовых приспособлений или ручных
лебедок, дополненных специальными захватами для установки на консоли.
В местах усиленного загрязнения (на затяжных подъемах перегонов, под
мостами и путепроводами при смешанной тяге, а также на станциях, где
работают маневровые паровозы) изоляторы периодически покрываются пастой
ГИП (гидрофобной изоляторной пастой). Каждый раз до нанесения слоя пасты
на фарфор изолятора старый ее слой тщательно счищают.