Работа устройств контактной сети в условиях эксплуатации
Секционные разъединители и переключатели
контактной сети
В процессе эксплуатации секционных
разъединителей происходит ослабление болтовых соединений, которыми
крепятся разъединители к несущим конструкциям, и стопорных болтов в тяге
привода. В результате появляются большие зазоры, которые приводят к
неполному включению ножей разъединителя. Отключение разъединителя под
малой нагрузкой (например, при стоянке на отключаемой секции контактной
сети электровоза с работающими вспомогательными машинами) вызывает
подгары на ножах разъединителя. Отключение разъединителя при протекании
по нему тягового тока сопровождается дугой, характер которой зависит от
величины тока и времени отключения.
В лучшем случае на ножах возникают местные выплавления металла, в худшем
— полное разрушение ножей, сильное оплавление
всей верхней части разъединителя, отгорание
шлейфов, разрушение изоляторов.
Эксплуатационный опыт дорог постоянного тока показал, что изоляция
секционных разъединителей типа РС-2000/3,3, ножи которых установлены на
изоляторах ИШД-10, недостаточна. Поэтому в таких секционных
разъединителях применяют по 2 изолятора ИШД-10 в каждой колонке.
Установка дополнительных изоляторов требует удлинения рычага для привода
и изменения заземляющего ножа (в тех случаях, когда разъединитель
выполняет функции заземлителя).
Наибольшего внимания эксплуатационного персонала требуют приводы
секционных разъединителей типа МП-2. С течением времени изоляция обмоток
электродвигателей УЛ-062, установленных в этих приводах, ухудшается и
возникает необходимость в специальных мерах по ее улучшению. Это
достигается сушкой обмоток при температуре Ю0—120° С или, при особенно
плохом состоянии изоляции, пропиткой обмоток черными масляно-битумными
лаками № 458 или 460.
В процессе эксплуатации моторного привода окисляется и загрязняется
поверхность коллектора электродвигателя и ухудшается контакт между
щетками и коллектором. Последнее объясняется усталостью металла пружин,
обеспечивающих нажатие курка щеткодержателя.
Эксплуатация переключателей типа МПС 3,3/27,5, применяемых на станциях
стыкования дорог постоянного и переменного тока, показала, что на
токоведущем стержне и розеточных контактах возникает небольшой нагар, а
при определенных условиях — даже небольшие подгары.
Отключение переключателем тягового тока электровоза (на что
переключатель не рассчитан) обычно приводит к разрушению глазури на
внутренней поверхности горизонтального изолятора, расположенного с той
стороны, где находится розеточный контакт, от которого отошел
токоведущий стержень. Одновременно с этим сильно обгорает внутренняя
поверхность дугогасительной камеры и, естественно, возникают сильные
подгары токоведущего стержня и крайнего розеточного контакта.
В связи с тем, что нанесение толстого слоя смазки на подвижные элементы
внутри переключателя не допускается (в целях^ исключения возможности
попадания смазки на внутреннюю поверхность изоляторов и поверхность
изолированной штанги), истощение смазки происходит сравнительно быстро.
Поэтому при каждой переборке переключателя смазку следует обновлять.
В процессе эксплуатации переключателя постепенно загрязняются рабочие
части механизма коробки привода и самого привода и истощается смазка на
подвижных элементах.
В отдельных случаях нарушается регулировка кинематики переключателя, в
результате чего изменяются величины заходов токоведущего стержня в
крайние розеточные контакты.