На контактной сети постоянного тока монтируют роговые разрядники. Их
устанавливают на питающих фидерах у тяговых подстанций, на переходных
опорах сопряжений анкерных участков, у больших мостов с ездой понизу и
т. п. Места установки разрядников показывают на плане контактной сети.
На анкерных опорах монтировать разрядники не рекомендуется, так как
подсоединенный к отходу одной анкерной опоры разрядник почти не защитит
изоляторы другой анкерной опоры сопряжения. Кроме того, монтаж
разрядника на анкерной опоре осложняется необходимостью соблюдения
минимального расстояния до изоляторов в анкеровке несущего троса.
Разрядники шлейфом из сталемедного троса сечением не менее 50 мм2 или
стального сечением не менее 70 мм2 подсоединяют к электрическому
соединителю. Нельзя соединять шлейф только с несущим тросом, так как
проходящий во время срабатывания разрядника ток короткого замыкания
может отжечь трос и, как следствие, вызвать его обрыв. Расположение
каких-либо проводов, тросов или изоляторов выше рогового разрядника на
расстоянии менее 3 м не допускается. При установке разрядника не на
вершине опоры со стороны опоры располагают заземленный рог.
На контактной сети переменного тока монтируют трубчатые
разрядники типа РТ 35 *(0,8-5) , дополняемые внешним искровым
промежутком. Чтобы влага не скапливалась в трубке, ее устанавливают
открытым концом вниз с наклоном продольной оси к горизонтальной
плоскости под углом 15—20°. Электроды внешнего искрового промежутка
устанавливают с зазором 40 мм.
Трубчатые разрядники устанавливают в местах подсоединения к контактной
сети питающих линий, на сопряжениях с секционированием, вблизи больших
мостов с ездой понизу, в конце участков контактной сети, имеющих
консольное (одностороннее) питание {при длине 2 анкерных участка и
более). Монтируются эти разрядники преимущественно на консоли цепной
подвески.
Заземлению подлежат металлические опоры контактной сети и все
металлические 'конструкции (мосты, путепроводы, светофоры ит. п.),
расположенные в непосредственной близости от контактной сети, а также
металлические конструкции, используемые для ..крепления проводов
контактной сети, и все другие металлические конструкции, расположенные
на расстоянии менее 5 м (по
горизонтали) от находящихся под напряжением проводов контактной сети.
Заземляется также арматура изоляторов контактной сети, закрепленных на
железобетонных и каменных искусственных сооружениях.
Заземляемую конструкцию и тяговый рельс соединяют проводником из круглой
стали диаметром не менее 12 мм для линий постоянного тока и не менее 10
мм для линий переменного тока. Заземляющий проводник прокладывают с
полевой стороны опоры и прикрепляют к ней хомутами из стальной
оцинкованной проволоки. Отдельные конструкции (пяты консолей,
фиксаторные кронштейны и т. п.) присоединяют к основному проводнику
отпайками такого же сечения.
В последнее время железобетонные опоры выпускают с заложенным в стенку
стальным проводником,1 предназначенным для заземления. Однако его
использование разрешается только на линиях переменного тока.
Для обеспечения нормальной работы автоблокировки на дорогах постоянного
тока металлические и железобетонные опоры, имеющие переходное
сопротивление заземления менее 20 ом, должны заземляться через искровые
промежутки многократного действия. Исключение составляют опоры с
секционными разъединителями и разрядниками, а также опоры, установленные
на платформах, местах погрузки и выгрузки грузов и т. п., которые должны
заземляться двойным заземлением. На дорогах переменного тока искровые
промежутки должны устанавливаться в заземлениях опор, имеющих переходное
сопротивление заземления менее 100 ом.
Для предупреждения разрушения опор вследствие электрической коррозии
блуждающими токами искровые промежутки допускается устанавливать и
тогда, когда токи утечки с арматуры в бетон не превышают допустимых
норм. У жестких и неизолированных гибких поперечин заземляется только
одна опора. Если на поперечине установлен разрядник или секционный
разъединитель, то заземляется та опора, на которой они установлены.
Мосты с ездой понизу заземляют с одной стороны одним заземлением. При
длине моста менее 50 м заземление присоединяют непосредственно к рельсу,
при более длинных мостах — к дросселю (специальному или установленному
для светофора). Дроссель в свою очередь присоединяют к обеим рельсовым
нитям.
Заземление моста с обеих сторон не делают, так как будет зашунтирована
рельсовая цепь на мосту и по его конструкциям пойдет часть тягового
тока. Кроме того, на участках, оборудованных авто-блокировкой, нарушится
контроль целости рельсов на мосту. При двухниточных рельсовых цепях все
опоры в пределах одного блок-участка заземляются на одну и ту же
рельсовую нить. Заземляющие проводники присоединяют к рельсу специальным
заземляющим башмаком.
В последнее время вместо прокладки по каждой опоре проводника заземляют
группу опор специальным заземляющим тросом.
Его раскатывают вдоль пути и укладывают в седло,
крепящееся с полевой стороны опоры под болт закладной детали.
Заземляемые конструкции присоединяют к тросу отпайками из круглой стали.
В зависимости от рода тока контактной сети применяют стальной или
стале-медный заземляющий трос сечением не менее 70 мм2. Этот трос через
определенное расстояние ( как правило, в середине своей длины)
присоединяют к рельсу непосредственно или через дроссель-трансформатор.
Расстояние между наиболее удаленной заземляемой опорой и местом
присоединения троса к рельсу не должно превышать 300 м на линиях
постоянного тока и 200 м — переменного тока. На участках переменного
тока это необходимо для ограничения напряжения, наводимого в заземляющем
тросе от контактной подвески; на линиях постоянного тока — с целью
снижения потенциала, возникающего между заземляющим тросом и рельсом при
пробое изолятора. В настоящее время для уточнения этих норм проводятся
специальные исследования.
При длине заземляющего троса более 600 м на линии постоянного тока и 400
м переменного в него врезают изоляторы.
Групповые заземления применяются в следующих случаях:
на опорах с секционными разъединителями, имеющими дистанционное
управление, для предупреждения соединения рельсовых нитей соседних путей
и шунтирования рельсовых цепей автоблокировки через заземление
противоположных опор и броню кабелей;
при заземлении опор, установленных на пассажирских платформах;
при заземлении опор, установленных в выемках за кюветом.
Заземляющим тросом заземляют также опоры, удаленные от
электрифицированных путей (как правило, опоры питающих линий). Если на
подлежащих заземлению опорах или в непосредственной близости от них есть
отсасывающие провода, заземление осуществляют на эти провода.
У комплектных трансформаторных подстанций, питаемых от продольных ЛЭП
27,5 /се, ограждение, корпус, фланцы изоляторов и разъединителей, кожух
низковольтного распределительного шкафа заземляются двойным заземлением
на рельс. Этим обеспечивается короткое замыкание и срабатывание защиты в
случае попадания высокого напряжения на перечисленные конструкции и
детали. Заземление выполняется соединением заземляемых элементов с
ограждением КТП, а последнего — посредством перемычки из гибкого провода
— с заземляющими проводниками. Одновременно эти КТП оборудуются
самостоятельным контуром заземления, к которому присоединяется вторичная
обмотка — нуль трехфазных или один из выводов однофазных
трансформаторов. Это заземление является защитным на случай попадания
высокого напряжения на вторичную обмотку трансформатора и в
низковольтную сеть.