Гусеничное ходовое устройство на примере
экскаватора ЭО-4121
Рассмотрим гусеничное ходовое устройство на примере экскаватора ЭО-4121
(рис. 150).
На верхней части центральной рамы 4 укреплен опорно-поворотный круг 2,
через который на ходовое устройство передаются нагрузки от установленной
на круге 2 рамы 3 поворотной платформы. Поперечные балки 7 рамы 4
опираются на рамы 9 обеих гусениц. Ведущие колеса 11 гусениц приводятся
в действие от аксиально-плунжерных нерегулируемых гидромоторов 6 через
редукторы 5. Рабочая жидкость от расположенной на раме 3 насосной
установки подается через центральный коллектор 12 и трубопроводы к
гидромоторам и гидроразмыкателям тормозов гусениц.
Корпус редуктора 1 (рис. 151) крепят с внутренней стороны концевой вилки
рамы 6 гусеницы. Второй опорой корпуса является наружная сторона вилки
рамы 6, на которую через сферический подшипник 7 опирается выходной вал
8 редуктора. Вращение передается от вала гидромотора 3 через
соединительную муфту 2 валу-шестерне 4, а от него тремя парами зубчатых
передач выходному валу 8 редуктора, на шлицах которого закреплено
ведущее колесо 5 гусеницы. Редуктор унифицирован с редуктором механизма
поворота (см. рис. 149), отличие заключается лишь в передаточном
отношении первых ступеней и конструкции выходных валов.
Замкнутый колодочный тормоз 15 (см. рис. 151) типа ТК-200, управляемый с
помощью гидроразмыкателя 14, также полностью унифицирован с тормозом
механизма поворота. Величину отхода колодок 16 тормоза 15 регулируют
винтом 11, фиксируемым контргайкой 12. Назначение тормозов — удерживать
экскаватор при работе, разгружая гидромоторы, а также обеспечивать
безопасность при спуске с крутых уклонов и стоянке на них.
У экскаваторов, механизмы передвижения которых не
оборудованы тормозом, применяют управляемые стопоры гусеничного хода,
аналогичные тем, которые используют на машинах с механическим приводом.
Для контроля уровня смазки в редукторе служит пробка 10, для заливки
смазки — отверстие, закрытое пробкой 13; отработанная смазка спускается
при отвертывании пробки 9. При сливе смазки из редуктора следует также
отвернуть пробку 13.
В устройстве для натяжения гусеничной ленты экскаватора ЭО-4121 (рис.
152) направляющее (натяжное) колесо 1 установлено на роликоподшипниках
на оси 8, которая укреплена в ползунах 2, жестко соединенных с вилкой 3
и перемещающихся в раме гусеницы. Шарикоподшипник 9 не воспринимает
радиальных нагрузок и служит для фиксации колеса 1 в осевом направлении.
Гусеничная лента натягивается гидроцилиндром 4, конец плунжера которого
упирается в шаровую опору вилки 3. Для натяжения ленты густая смазка
нагнетается через пресс-масленку 6 в гидроцилиндр 4, перемещая влево
плунжер с вилкой 3 и колесом 1. Чтобы ослабить натяжение гусеничной
ленты, нужно частично отвернуть штуцер 5 масленки и плавно включить
задний ход.