Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  491  492  493   ..

 

 

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 7

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности 7

Всероссийский заочный финансово – экономический институт Филиал в г. Уфа

по дисциплине: «Комплексный экономический анализ

хозяйственной деятельности »

Вариант № 4

Уфа, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ ресурсного потенциала организации………………………………..……3

Анализ производства и объема продаж…………………………………….…….18

Анализ затрат и себестоимости продукции……………….……………………...25

Анализ финансовых результатов организации…………………………………..38

Анализ финансового положения организации…………………………………...50

Комплексная оценка деятельности организации…………………………………71

Заключение………………………………………………………………………….75

Список литературы…………………………………………………………………84

1. Анализ ресурсного потенциала организации

Задание № 1

Определить степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом. Охарактеризовать результат произведенных расчетов. В заключении расчетов выявить размер резерва увеличения объема продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

Таблица 1

АНАЛИЗ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ НА ОБЪЁМ ПРОДАЖ ОТДЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчётный год

Динамика показателя (%)

Разница в процен

тах (+,-)

Расчет влияния фактора

Фактор повлиявший на выявленное изменение

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность рабочих (N), чел

11200

11424

102

+2

+164876

численность рабочих

2

Число отработанных чел-дней (Чд), дн

2744000

2856000

104,082

+2,082

+171636

количество дней отработан

ных 1-м рабочим

3

Число отработанных чел-часов (Чч), ч

21952000

22848000

104,082

0

-

продолжительность смены

4

Объём продаж (без НДС) (V), тыс. руб.

8243819

8738523

106,0009

+1,91892

+158192

выработка 1-го рабочего (В)

Решение:

1. Рассчитаем динамику показателей (гр.5 табл. №1)

Рассчитаем динамику изменения числа рабочих:

% динамики = N1 / N0 * 100 = 11424 / 11200 * 100 = 102 %

Рассчитаем динамику изменения числа отработанных человеко-дней:

% динамики = Чд1 / Чд0 * 100 = 2856000 / 2744000 * 100 = 104,082 %

Рассчитаем динамику изменения числа отработанных человеко-часов:

% динамики = Чч1 / Чч0 * 100 = 22848000 / 21952000 * 100 = 104,082 %

Рассчитаем динамику изменения объема продаж:

% динамики = V1 / V0 * 100 = 8738523 / 8243819 * 100 = 106,0009 %

Определим величину отклонений исследуемых факторов отчетного года по сравнению с предыдущим годом, используя метод относительных отклонений (гр.6 табл.№1).

2. Определим величину отклонения числа рабочих отчетного года по сравнению с предыдущим годом:

Отклонение = % динамики – 100% = 102 % – 100% = 2 %

Определим величину отклонения числа отработанных человеко-дней:

Отклонение = 104,082 % – 102% = 2,082 %

Определим величину отклонения числа отработанных человеко-часов:

Отклонение = 104,082 % – 104,082% =0 %

Определим величину отклонения объема продаж:

Отклонение = 106,001 % – 104,082% =1,91892 %

3. Рассчитаем влияние всех факторов на изменение объема продаж (гр.7 табл.№1).

Влияние изменения численности рабочих:

Влияние фактора=V0 *Отклонение% / 100=8243819*2/100=164876 тыс. руб.

Влияние изменения числа дней отработанных 1-м рабочим:

Влияние фактора=V0 *Отклонение%/100=8243819*2,082/100=171636 тыс.руб.

Влияние изменения продолжительности рабочего дня:

Влияние фактора=V0 *Отклонение%/100=8243819*0/100=0

Влияние изменения среднечасовой выработки одного рабочего:

Влияние фактора=V0 *Отклонение%/100=8243819*1,91892/100=158192 тыс.руб.

4. Общее влияние всех факторов на изменение объема продаж:

ΔV = ΔN + ΔЧд + ΔЧч + ΔV=164876+171636+0+158192 = 494704 тыс. руб.

ΔV= V1 - V0 = 8738523-8243819=494704 тыс.руб.

Проверка балансовым методом показала правильность расчета влияния изменения каждого фактора на изменение объема продаж.

Вывод:

Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Агат» произошел рост объема продаж на 494704тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом.

На данное изменение оказали влияние следующие факторы:

1. Увеличение числа рабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 11424– 11200 = 224 человека привело к увеличению объема продаж на 164876 тыс. рублей или на 33,33 %.

2. По сравнению с прошлым годом в отчетном году произошло увеличение на 250 – 245 = 5 дней среднего числа дней, отработанных одним рабочим. Уменьшение целодневных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на 171636 тыс. рублей или на 34,69 %.

3. В отчетном году средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом не изменилась, поэтому этот показатель на изменение объема продаж не оказал никакого влияния.

4. Увеличение среднедневной выручки одного рабочего (интенсивный показатель), привело к росту объема продаж на 158192 тыс. руб. или на 31,98%.

Расчет влияния отдельных факторов на увеличение объема продаж позволяет сделать вывод, что на прирост объема продаж в большей степени повлияли экстенсивные показатели (в общей сумме).

Прирост объема продаж был достигнут за счет повышения среднечасовой выработки на 31,98%, а так же за счет увеличения численности рабочих на 33,33% и уменьшения целодневных простоев на 34,69%.

Задание № 2

Определить влияние на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов. При определении резерва увеличения объема продаж за счет лучшего использования материалов, следует учесть, что резервом в данном случае следует считать только возможность их снижения по сравнению с расходами, обусловленным производственными нормами.

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№ п/п

Показатель

Условное обозначение

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

1

Объем продаж (без НДС),

тыс. руб.

V

8243819

8738523

+494704

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс.руб.

МЗ

4756320

4922300

+165980

3

Коэффициент материалоотдачи проданной продукции

Кмо

1,7332347

1,7752926

+0,0420579

Влияние на объем продаж следующих факторов

Х

Х

Х

Х

4

Изменения стоимости израсходованных материалов, тыс.руб.

∆МЗ

Х

Х

+287682,3

5

Изменения материалоотдачи продаж, тыс.руб.

∆Кмо

Х

Х

+207021,7

Решение:

Определяя влияние факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью: V = МЗ * Кмо

Применим метод абсолютных разниц:

1. Определим влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж

ΔV(МЗ) = ΔМЗ * Кмо о = 165980* 1,7332347 = 287682,3тыс. рублей

2. Определим влияние изменения материалоотдачи реализованной продукции

ΔV(Кмо) = МЗ1 * ΔКмо = 4922300*0,0420579 = 207021,7 тыс. рублей

3. Общее влияние факторов составляет: 287682,3+ 207021,7 = 494704тыс. рублей.

Вывод:

Совокупное влияние экстенсивных и интенсивных факторов на объем продаж составило 494704 тыс.руб., на данное изменение оказали влияние следующие факторы:

1. Увеличение материальных затрат (экстенсивный фактор) на 165980 тыс.руб., привело к увеличению объема продаж на 287682,3 тыс.руб., т.е. на каждый рубль материальных затрат объем продаж увеличился на:

165980/287682,3 =0,5769 руб.

В результате изменения материальных затрат определяем относительную экономию или перерасход:

Эм = М 1 о *Jv = 4922300-4756320* =-119399 тыс.руб.

Относительная экономия материальных затрат в себестоимости продаж составит 119399 тыс.руб.

2. Увеличение материалоотдачи (интенсивный фактор) на 0,0421 привело к увеличению объема продаж на 207021,7 тыс. руб. Увеличение материалоотдачи говорит о более эффективном их использовании в отчетном году по сравнению с прошлым годом, о более грамотной политике в отношении закупочных цен.

Задание № 3

Определение степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерва роста объема продаж за счет ликвидации отрицательно повлиявших факторов. При анализе факторов, указанных в табл.3 , необходимо учесть, что четыре последних фактора соответствуют совокупному влиянию изменения фондоотдачи активной части основных средств.

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

№ п/п

Показатель

Условное обозна-чение

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

1

Объем продаж (без НДС), тыс. руб

V

8243819

8738523

494704

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб.

ОСак

1181663

1270607

88944

3

Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, дн.

Рд

245

250

5

4

Коэффициент сменности работы оборудования

Ксм

1,5

1,8

0,3

5

Средняя продолжительность смены, час

Псм

8

8

0

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб. (V/ОСак*Рд*Ксм*Псм)

Вч

0,0024

0,0019

-0,0005

7

Влияние на изменение объема продаж следующих факторов:

Х

Х

Х

8

а) изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб.

∆ОСак

Х

Х

620513

9

б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии, тыс. руб.

∆Рд

Х

Х

180904,75

10

в) изменения Ксм, тыс. руб.

∆Ксм

Х

Х

1809047,52

11

г) изменения средней продолжительности смены, тыс. руб.

∆Псм

Х

Х

0

12

д) изменения продукции, приходящийся на 1 т. р. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, тыс. руб.

∆Вч

Х

Х

-2115762,1

Решение:

1. Рассчитаем среднегодовую первоначальную стоимость активной части производственных основных средств

ОСак0 = (ОС ак н.г + ОС ак к.г ) / 2 = (1150371+ 1212955) / 2 = 1181663 тыс.рублей

ОСак1 =(ОСак н.г + ОС ак к.г ) / 2 = (1212955 + 1328259) / 2 = 1270607 тыс.рублей

∆ОСак= ОСак1 - ОСак0= 1270607-1181663=88944 тыс. рублей.

Из расчетов видно, что организация проводит работу по обновлению основных средств за счет роста их активной части на 88944 тыс. руб.

2. Для оценки состояния действующих основных средств рассчитаем ряд показателей и коэффициентов:

Фондоотдачу по формуле: Фо = V / ОСак

Фо 0 = V0 / ОСак 0 = 8243819/ 1181663= 6,976455 руб.

Фо 1 = V1 / ОСак 1 = 8738523/ 1270607= 6,877440 руб.

Общая фондоотдача активной части основных средств снизилась на

6,877440руб-6,976455руб=-0,099015 руб.

Фондоотдача показывает, сколько рублей выручки приходится на 1 рубль основных средств.

Для определения влияния изменения фондоотдачи на изменение объема продаж составим 2-х факторную мультипликативную модель V = ОСак * Фо

V0 = ОСак 0 * Фо 0 = 1181663* 6,976455 = 8243819 тыс.рублей

V1 = ОСак 1 * Фо 1 = 1270607* 6,877440 = 8738523 тыс.рублей

ΔV= V1 - V0 = 8738523-8243819=494704 тыс.руб.

а) изменение объема продаж за счет изменения среднегодовой стоимости активной части ОС (метод абсолютных разниц)

ΔV(ОСак) = ΔОСак * Фо 0 = 88944* 6,976455 = 620513тыс.рублей

б) изменение объема продаж за счет изменения фондоотдачи

ΔV(Фо) = ОСак1 *Δ Фо = 1270607*-0,099015 = -125809 тыс.рублей

в) Совокупное влияние факторов (баланс отклонений) составит:

Δ V = ΔV(ОСак) + ΔV(Фо ) = 620513 -125809 =494704 тыс. рублей.

Фондоемкость по формуле: Фе = ОСак/ V

Фе 0 =1181663/8243819= 0,1433руб.

Фе 1 =1270607/8738523=0,1454руб.

Фондемкость показывает сколько рублей стоимости основных средств приходится на 1 рубль продаж. Фондоемкость отчетного года возросла по сравнению с прошлым годом на: 0,1454руб-0,1433руб=0,0021руб.

Рост объема продаж произошел из- за увеличения средней стоимости активной части основных средств на 620513 тыс. руб., но при этом снизился на 125809 тыс.руб. из за снижения фондоотдачи основных средств.

Снижение фондоотдачи и повышение фондоемкости говорит, о том , что предприятие в отчетном году менее эффективно использует основные средства и имеет смысл при дальнейших расчетах более детально изучить этот вопрос.

Для того чтобы выяснить и устранить причину снижения производительности основных средств.

Коэффициент износа:

Кизн = АМ/ОСак

Кизн0 =202767/1181663=0,1716=17,16%

Кизн1 =208095/1270607=0,1622=16,34%

Коэффициент износа уменьшился на 0,82% в отчетном году по сравнению с прошлым годом, что говорит об улучшении структуры активной части основных средств, об их омоложении, замене устаревшего оборудования, новым.

Коэффициент обновления:

Кобн = Стоимость поступивших ОСакн.г/ остаток ОСак к.г.

Кобн=256368/1328259=0,193=19,3%

Коэффициент выбытия:

Квыб= Стоимость выбывших ОСак/ остаток ОСак на начало года

Квыб= 141064/ 1212955=0,1163=11,63%

Коэффициент обновления превышает коэффициент выбытия на 19,3-11,63=7,67%, что свидетельствует о том, что компания выполняет программу по обновлению активной части основных средств.

3. Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования рассчитываем по формуле:

Вч= V/ОСак*Рд*Ксм*Псм

Вчо =8243819/1181663*245*1,5*8*=0,002373 тыс.руб.

Вч1= 8738523/1270607*250*1,8*8=0,001910 тыс. руб.

∆Вч= Вч1 – Вчо = 0,001910-0,002373=-0,00463 тыс.руб.

Снижение объема продаж, приходящегося на 1 тыс.руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования свидетельствует о снижении интенсивности работы оборудования.

4. Для оценки влияния факторов, характеризующих использование оборудования во времени и по мощности используем 5-ти факторную мультипликативную модель V = ОСак * Рд * Ксм * Псм * Вч

V0 = 1181663*245 *1,5 * 8,0 * 0,002373 = 8243819 тыс.рублей

V1 = 1270607 * 250 *1,8 * 8,0 * 0,001910 = 8738523 тыс.рублей

∆ V = V1 - V0 =8738523-8243819=494704 тыс.руб.

Расчет влияния факторов выполним методом абсолютных разниц:

а) Определяем влияние изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных ОС на изменение объема продаж:

∆ Vос= ∆ОСак * Рд 0 * Ксм 0 * Псм0 * Вч 0=88944*245*1,5*8*0,0024= 620513,83 тыс.руб.

б) Определяем влияние изменения количества дней работы, в течение которых активная часть производственных ОС находилась в рабочем состоянии:

∆ Vрд = ОСак 1 *∆ Рд * Ксм 0 * Псм 0 * Вч 0 = 1270607 * 5 * 1,5 * 8,0 * 0,0024 = 180904,75 тыс. рублей

в) Определяем влияние изменения коэффициента сменности работы оборудования на изменение объема продаж:

∆ Vксм = ОСак 1 * Рд 1 * ∆ Ксм * Псм 0 * Вч 0 = 1270607* 250 * 0,3 * 8,0 * 0,0024 = 1809047,52 тыс. рублей

г) Определяем влияние изменения средней продолжительности смены работы оборудования на изменение объема продаж:

∆Vпсм = ОСак 1 * Рд 1 * Ксм 1 *∆Псм 1 * Вч 0 = 1270607* 250 * 1,8 * 0 * 0,0024 = 0 тыс. рублей

д) Определяем влияние изменения продукции на объем продаж, приходящийся на 1 тыс. рублей стоимости активной части ОС за 1 машино-час работы оборудования:

∆Vвч = ОСак 1 * Рд 1 * Ксм 1 * Псм 1 * ∆Вч = 1270607* 250 * 1,8 * 8,0 * (-0,0005) = -2115762,10 тыс. рублей

е) Совокупное влияние факторов (баланс отклонений) составит:

620513,83+180904,75+1809047,52+0-2115762,10=494704 тыс. рублей.

Вывод:

Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Агат» по сравнению с предыдущим годом произошел рост объема продаж на 494704 тыс. рублей, на что оказали влияние следующие факторы.

Экстенсивные:

- рост коэффициента сменности в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 0,3 привел к увеличению объема продаж в отчетном году на 1809047,52 тыс. рублей;

- увеличение среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных ОС в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 88944 тыс. рублей позволило увеличить объем продаж на 620513,83 тыс. рублей;

- увеличение количества дней работы, в течение которых активная часть производственных ОС находилась в рабочем состоянии в отчетном году на 5 дней привело к увеличению объема продаж на 180904,75 тыс. рублей.

Интенсивные факторы:

- снижение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей ОС на 0,0005 тыс. рублей привело к снижению объема продаж на 2115762,10 тыс. рублей. Данный расчет позволяет выявить резерв повышения объема продаж, за счет выявления и устранения причин снижения производительности оборудования.

Задание № 4

На основании ранее проведенных расчетов, дать комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации.

Таблица 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Темп прироста

Прирост ресурса на 1 % прироста выруч-

ки от продаж, Кэкст. i

Коэффициенты влияния на прирост выручки от

продаж

экстен-сивности исполь-

зования

ресурса

Кэкст. i х 100

интенсив-ности ис-пользова-

ния ресурса

100 - Кэкст. i х х 100

1

2

3

4

5*

6**

7***

8****

1

Численность рабочих, чел.

11200

11424

2

0,3333

33,33

66,67

2

Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб.

1181663

1270607

7,527

1,2545

125,45

-25,45

3

Стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб.

4756320

4922300

3,489

0,5815

58,15

41,85

4

Выручка от продаж, тыс. руб.

8243819

8738523

6

1

100

0

5

Алгоритм расчета комплексного показателя использования ресурсов

Х

Х

Х

ΣКэкст. i / n

ΣКэкст. i х

х 100/n

100 - ΣКэкст. i х х 100/n

6

Комплексные показатели использования ресурсов

Х

Х

Х

0,723

72,31

27,69

* ГР. 5 = (гр.2 / ГР. 1 * 100) - 100

** ГР.6 стр.1 или 2 или 3 = гр.5 стр.1 или 2 или 3 / гр. 5 стр.4

*** ГР. 7 = гр.4 * 100

**** ГР. 8 = 100 - гр.5

Вывод:

Из расчетов видно, что по активной части основных средств доля экстенсивности 125,45%, а интенсивности -25,45%, т.е произошло ухудшение использования активной части основных средств, что корреспондируется с выводом задачи№3, данной работы.

Комплексная оценка использования всех ресурсов говорит о преимуществе экстенсивного их использования 72,31%, а интенсивность использования ресурсов на прирост составляет 27,69 %.

Это говорит о том, что на рост объема продаж повлияли в основном такие экстенсивные факторы как среднесписочная численность рабочих, материальные затраты, среднегодовая стоимость активной части ОС.

Причем, следует отметить, что наибольшее влияние из экстенсивных факторов оказал рост среднегодовой стоимости активной части ОС (125,45%), а затем рост материальных затрат (58,15%), а так же увеличение количества рабочих(33,33%). Наибольшее влияние из интенсивных факторов оказал рост производительности труда (66,67%), его влияние на рост объема продаж больше экстенсивного фактора, роста численности рабочих, что свидетельствует о том, что рост объема продаж за счет трудовых ресурсов в большей степени произошел из-за грамотной организации труда.

Задание № 5

Определить комплектный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего (экстенсивного и интенсивного) использования ресурсного потенциала организации. Привести логику своих рассуждений.

Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов (тыс. руб.)

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа

Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов

1

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

----

---

2

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

---

----

3

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

2115762,10

---

4

Итого комплектный ресурс

Х

---

Вывод:

Комплектный резерв – это минимальная из сопоставляемых сумм, т.к. именно в этом размере рост производства обеспечивается всеми видами ресурсов.

Результаты анализа эффективности использования отдельных ресурсов свидетельствуют о неблагоприятном положении дел в использовании основных средств. Активная часть основных средств используется нерационально. Сказалось наличие внутрисменных потерь рабочего времени и снижение фондоотдачи, что привело к снижению объема продаж на 2115762,10 тыс. руб.

Сумму резерва анализируемого предприятия нельзя считать комплектной, поскольку у него нет резерва по таким ресурсам как сырье и трудовые ресурсы.

Компания не может увеличить свой резерв за счет внутренних резервов. Но такой результат нельзя интерпретировать как окончательный в оценке возможности динамического развития организации. Он показывает, что деятельность компании, направленная на снижение нерационального использования ресурсов, может значительно улучшить объемные показатели за счет пересмотра политики в области капиталовложений, например приобретение нового, более производительного оборудования - активной части основных средств.

2. Анализ производства и объема продаж

Задание № 6

Определить влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен на нее. Представить и объяснить методику расчетов степени влияния каждого фактора, сделать выводы о возможности увеличения выпуска продукции. Дать определение экстенсивности и интенсивности влияния выявленных факторов и резервов.

Таблица 6

Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения степени влияния на изменение выручки от продаж количества, структуры и цен на проданную продукцию

№ п/п

Наименова-

ние проданной продукции

Количество проданной продукции, шт.

Цены на проданную продукцию, тыс. руб.

Выручка за прошлый год, тыс. руб.

Расчетный показатель выручки за отчетный год, тыс. руб.

Выручка за отчетный год в ценах отчетного года, тыс. руб.

За прошлый год

за отчетный год

За прошлый год

за отчетный
год

При структуре прошлого года и в
ценах отчетного года, тыс. руб.

При структуре
отчетного года и в
ценах прошлого года, тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Изделие А

11680

8000

302,30

309,00

3530864

3609120

2418400

2472000

2

Изделие В

5600

9100

264,42

287,00

1480752

1607200

2406222

2611700

3

Изделие С

11976

12156

269,89

300,66

3232203

3600704

3280783

3654823

4

Итого

29256

29256

х

х

8243819

8817024

8105405

8738523

Решение:

1. Рассчитаем выручку от продаж по структуре прошлого года и в ценах отчетного года.

V = k прошл.г. * ц отч. г.

изделие А = 11680 * 309,00 = 3609120 тыс. руб.

изделие В = 5600 * 287,00 = 1607200 тыс. руб.

изделие С = 11976 * 300,66 = 3600704 тыс. руб.

итого: V01 = 3609120 + 1607200 + 3600704 = 8817024 тыс. руб.

2. Определим выручку от продаж по структуре отчетного года в ценах прошлого года

V = k отч.г. * ц прошл.г.

изделие А = 8000 * 302,30 = 2418400 тыс. руб.

изделие В = 9100 * 264,42 = 2406222 тыс. руб.

изделие С = 12156 * 269,89 = 3280783 тыс. руб.

итого: V10 = 2418400 + 2406222 + 3280783 = 8105405 тыс. руб.

3. Определим влияние факторов на изменение выручки от продаж

а) влияние изменения количества проданной продукции

ΔVколичество = V01 – V0 = 8817024 – 8243819 = 573205 тыс. руб.

б) влияние изменения структуры проданной продукции

ΔVструктуры = V10 – V01 = 8105405 – 8817024 = - 711619 тыс. руб.

в) влияние изменения цены проданной продукции

ΔVцены = V1 – V10 = 8738523 – 8105405 = 633118 тыс. руб.

4. Общее влияние рассмотренных факторов на изменение выручки

ΔV = ΔVколичество + ΔVструктуры + ΔVцены = 573205 – 711619 + 633118 = 494704 тыс. руб.

Вывод:

Из приведенных расчетов можно сделать вывод, что изменение выручки произошло под влиянием двух факторов, за счет структурных сдвигов и за счет изменения цен. Влияние роста цен положительное выручка увеличилась за счет этого фактора на 633118 тыс.руб. Однако следует провести дополнительный анализ роста цен на готовую продукцию и анализ материальных затрат.

За счет изменения структуры производства продукции, выручка снизилась на 711619 тыс.руб. Это отрицательный результат работы организации, поскольку выручка выросла за счет роста цен (экстенсивный фактор) и упала из-за изменения структуры производства продукции (интенсивный фактор). Что говорит об ухудшении ассортиментной политики организации.

Задание № 7

Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия А,В,С,D и Е разработать часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. Выделить 4 группы продукции в зависимости от уровня их рентабельности. При этом предлагается использовать следующую градацию: группа 1- продукция с рентабельностью 25% и выше, группа 2- от 10% до 25%, группа 3 - ниже 10%. Также изделие Е может быть выпущено в количестве 250 шт., а для производства изделия D в организации нет соответствующих условий.

Таблица 7

Исходные данные для составления бизнес-плана

на будущий отчетный период

№п/п

Показатель

Изделие

А

Изделие В

Изделие С

Изделие D

Изделие Е

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Спрос на изделие, шт

14000

4500

4500

5400

3000 (250)

23200

2

Цена изделия на будущий период, тыс.руб

360

460

330

590

980

Х

3

Себестоимость проданной продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году.

340

410

268

-

696

Х

4

Объем продаж исходя из спроса и возможности выпуска , который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб.

5040000

2070000

1485000

245000

8840000

5

Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес план, тыс. руб.

4760000

1845000

1206000

174000

7985000

6

Прибыль от продаж на планируемый период, тыс.руб.

280000

225000

279000

71000

855000

7

Рентабельность продаж, %

5,56

10,87

18,79

28,98

9,67

8

Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, № группы.

3

2

2

1

Решение:

1. Стоимость объема продаж будущего года определяем по формуле:

Vпл = К*Ц, где К – спрос на изделие; Ц – цена изделия на будущий период.

Изделие А: 14000*360=5040000 тыс. руб.

Изделие В: 4500*460=2070000 тыс. руб.

Изделие С: 4500*330=1485000 тыс.руб.

Изделие Е: 250*980= 245000 тыс. руб.

Совокупный объем продаж составит:

5040000+2070000+1485000+245000=8840000 тыс.руб.

2. Себестоимость объема продаж будущего года определяем по формуле:

Sпл = К*Sед, где К – спрос на изделие; Sед – себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес – план.

Изделие А: 14000*340=4760000 тыс. руб.

Изделие В: 4500*410=1845000 тыс. руб.

Изделие С:4500*268=1206000 тыс.руб.

Изделие Е : 250*696= 177000 тыс. руб

Себестоимость всех изделий составит:

4760000+1845000+1206000+177000=7985000 тыс.руб.

3. Планируемая прибыль от продаж определяется по формуле:

Пр = Vпл – Sпл

Изделие А: 5040000-4760000=280000 тыс. руб.

Изделие В: 2070000-1845000=225000 тыс. руб.

Изделие С:1485000-1206000=279000 тыс.руб.

Изделие Е : 245000-177000=71000 тыс. руб

Прибыль по всем изделиям:

280000+225000+279000+71000=855000 тыс.руб.

4. Рентабельность изделий определяется по формуле: Rизд = Пр / Vпл

Изделие А: 280000/5040000*100=5,55%

Изделие В: 225000/ 2070000*100= 10,87%

Изделие С: 279000/1485000*100= 18,79

Изделие Е : 71000 / 245000*100=28,98%

В целом по всей продукции рентабельность:

855000/8840000*100=9,67%

5. С учетом полученных результатов ранжируем продукцию в группы, согласно условиям задачи. Результаты отражаем в строке 8.

Вывод:

Анализируя результаты, отраженные в этой таблице приходим к выводу, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, отсутствуют убыточные изделия. Изделие А – низкий уровень рентабельности (5,55%); изделия В и С – средний уровень рентабельности (10,87% и 18,79%); а изделие Е – высокий уровень рентабельности (28,98%).

Для предприятия наиболее выгодным является выпуск высокорентабельных изделий Е. Но с учетом спроса на выпускаемую продукцию нельзя отказываться и от низкорентабельных изделий, так как в противном случае производственные мощности будут использоваться неэффективно, и это приведет к росту полной себестоимости выпускаемой продукции. От низкорентабельной продукции можно отказаться в том случае, если есть возможность заменить на высокорентабельную, уже выпускаемую или новую продукцию.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в следующем периоде предприятию следует выпускать изделия А, В, С, Е. Но рекомендуется изыскать возможности для выпуска изделия Е на весь объем спроса, возможно за счет низкорентабельных изделий А.

Задание № 8

Рассчитать точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период. Сделать вывод на основе произведенных расчетов. Следует учесть, что нормативное значение уровня запаса финансовой прочности составляет 60-70% объема продаж.

Таблица 8

Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом

№ п/п

Показатель

За отчетный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

8738523

8840000

2

Переменные затраты, тыс. руб.

4710064

4950700

3

Постоянные затраты, тыс. руб.

3032268

3034300

4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

996191

855000

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб.

4028459

3889300

6

Уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэфф.

0,461

0,4399

7

«Критическая точка» объема продаж, тыс. руб.

6577587,85

6897704,02

8

Запас финансовой прочности, тыс. руб.

2160935,15

1942295,98

9

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %

24,73

21,97

Решение.

1. Маржинальный доход определяем по формуле:

МД = Выручка – Переменные затраты

МД1=8738523-4710064=4028459 тыс. руб.

МДпл =8840000-4950700=3889300 тыс.руб.

2. При помощи маржинального анализа определяем долю маржинального дохода в выручке от продаж.

Доля МД = МД / V

Доля МД1=4028459/8738523 =0,461

Доля МДпл =3889300/8840000=0,4399

На эту величину делим постоянные расходы и получаем точку безубыточности в стоимостном выражении.

3032268/0,461=6577587,85 тыс.руб.

3034300/0,4399=6897704,02 тыс.руб.

3. Далее определяем запас финансовой прочности в абсолютном выражении путем вычитания из выручки от продаж критического объема продаж.

8738523-6577587,85=2160935,15 тыс.руб.

8840000-6897704,02=1942295,98тыс.руб.

5. Определяем уровень финансовой прочности в объеме продаж:

2160935,15/8738523=0,2473*100=24,73%

1942295,98/8840000=0,2197*100=21,97%

Вывод:

Таким образом, точка безубыточности на предприятии ООО «Агат» в отчетном году составила 6577587,85 тыс. рублей, что свидетельствует о том, что фактический объем продаж в отчетном году был безубыточным и рентабельным. Запас финансовой прочности в отчетном году составил 2160935,15 тыс. рублей (24,73%).

Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (60–70%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. У анализируемого предприятия данный уровень равен 24,73 % в отчетном году, и 21,97 в плановом периоде, что значительно ниже нормативного показателя. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы роста объема продаж и снижения себестоимости продукции. Согласно предыдущим расчетам у предприятия есть резерв увеличения объемов производства за счет улучшения использования активной части основных средств, повышения производительности оборудования и снижения внутрисменных простоев.

3. Анализ затрат и себестоимости проду кции

Задание № 9

Рассмотрев данные формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», дать характеристику анализируемого производственного процесса с точки зрения структуры его затрат, объяснить возможные причины ее изменения в зависимости от трансформации производственной программы.

Таблица 9

Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за прошлый и отчетный годы

№ п/п

Элементы затрат по обычным видам деятельности

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,-)

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

Материальные затраты

4756320

64,83

4922300

63,58

165980

-1,25

2

Затраты на оплату труда

1540778

21,00

1703313

22,00

162535

1

3

Отчисления на социальные нужды

400602

5,46

459895

5,94

59293

0,48

4

Амортизация

474025

6,46

485150

6,27

11125

-0,19

5

Прочие затраты

165314

2,25

171674

2,22

6360

-0,03

6

Итого

7337039

100,00

7742332

100,00

405293

0

Вывод:

Анализируя таблицу 9 можно сделать вывод, что в отчетном году по сравнению с прошлым годом расходы предприятия возросли на 405 293 тыс. рублей или на (7742332/ 7337039) * 100 – 100 = 5,52%, что может быть обусловлено как увеличением выпуска продукции в натуральном выражении, так и изменением структуры продукции, ростом цен на материальные ресурсы и т.д.

Из данных таблицы следует, что анализируемое предприятие является материалоемким, т.к. доля материальных затрат составляет 63,58 %. Следовательно, основные резервы снижения себестоимости продукции следует искать в первую очередь в направлении рационального использования материальных ресурсов.

В составе всех элементов затрат произошли незначительные изменения. Сумма затрат на оплату труда выросла на 162535 тыс. рублей или на 10,55%. Отчисления на социальные нужды возросли в отчетном году на 14,80% или на 59293тыс. рублей, а их доля в общем составе затрат увеличилась на 0,48%. Прочие затраты изменились незначительно. Амортизация в отчетном году по сравнению с прошлым годом возросла на 2,35% или на 11125 тыс. рублей, но несмотря на это доля ее в составе общих затрат уменьшилась на 0,19%.

Задание № 10

Охарактеризовать динамику себестоимость проданной продукции (затрат на 1 руб. продаж). Выявить влияние на изменение данного показателя структуры проданной продукции, себестоимости отдельных ее видов и цен. Сформулировать систему относительных показателей, необходимых для выявления влияния указанных факторов.

Таблица 10

Вспомогательные расчеты к построению алгоритмов для анализа затрат на 1 руб. продаж

№ п/п

Показатель

Услов-ное обозна-чение

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прош-лый

год

Отчет-ный

год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый

год

Отчет-ный

год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Количество, шт.

Q

11680

8000

5600

9100

11976

12156

29256

29256

2

Цена, тыс. руб.

Z

302,3

309

264,42

287

269,89

300,66

Х

Х

3

Стоимость, тыс. руб.

QZ

3530864

2472000

1480752

2611700

3232203

3654823

8243819

8738523

4

Себестои-мость единицы продукции, тыс. руб.

P

264,01

282,89

250

292,2

238,26

232

Х

Х

5

Себестои-мость продукции, тыс. руб.

QP

3083637

2263120

1400000

2659020

2853402

2820192

7337039

7742332

6

Себестои-мость объема продаж отчетного года при себестоимос-ти единицы прошлого года, тыс. руб.

Q1 Р0

Х

2112080

Х

2275000

Х

2896289

Х

7283369

7

Стоимость продаж отчетного года по

ценам прошлого года,

тыс.руб

Q1 Z0

Х

2418400

Х

2406222

Х

3280783

Х

8105405

Решение:

1. Для выявления влияния указанных факторов формируется следующая система относительных показателей:

- затраты на 1 руб. продаж в прошлом году;

=7337039/8243819=0,89

- затраты на 1 руб. продаж в количестве отчетного года по себестоимости и ценам прошлого года;

=7283369/8105405=0,8986 руб.

- затраты на 1 руб. продаж в количестве и себестоимости отчетного года в ценах прошлого года;

=7742332/8105405=0,9552 руб

- затраты на 1 руб. продаж в отчетном году.

=7742332/8738523=0,886

Изменение затрат на 1 рубль продукции в отчетном году по сравнению с прошлым:

0,886-0,89=-0,004 руб.

2. Рассчитаем влияние отдельных факторов на изменение затрат на 1 руб. продаж:

а) Влияние изменения объема выпускаемой продукции:

0,8986– 0,89 =0,0086 руб.

б) Влияние изменения себестоимости отдельных видов продукции:

0,9552-0,8986 = 0,0566 руб.

в) Влияние изменения цен на продукцию:

0,886-0,9552 =-0,0692 руб.

г) Баланс отклонений:

0,0086+0,0566-0,0692= 0,004 руб.

Вывод:

Таким образом, себестоимость реализованной продукции в отчетном году снизилась на 0,004 руб. на 1 руб. продаж. Это произошло в основном в результате увеличения цен на продукцию (уменьшение себестоимости на 0,0692 руб. или 6,92 коп. на 1 рубль продаж). За счет влияния изменения объема выпускаемой продукции и изменения себестоимости в отчетном году по отношению к прошлому себестоимость на 1 рубль продаж выросла соответственно на 0,0086 руб. и 0,0566 руб.

Задание № 11

Определить степень влияния отдельных факторов на стоимость используемых в производстве материалов, а также резервы ее снижения. Расчет представить по каждому виду материалов и каждому влияющему фактору.

Таблица 11

Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат

№ п/п

Наименование материалов

Количество материала (Q), т

Цена (S), тыс. руб.

Стоимость материала, тыс. руб.

(гр.3 ´гр.5); гр.4 ´гр.6)

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-

лый год

1

Материал вида Х

2 060

2 240

585

596

1 205 100

1 335 040

2

Материал вида У

1 240

1 340

310

334

384 400

447 560

3

Материал вида Z

1 040

1 010

743

700

772 720

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  491  492  493   ..