Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  490  491  492   ..

 

 

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности ООО Рубин

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности ООО Рубин

Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Филиал в г. Владимире

кафедра БУ и АХД

по предмету
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
ООО «Рубин»

Преподаватель: Боровых Р.М.

Студент: Курахина А.Н.

Группа: 5 курс день
№ личного дела 07 УБД 43 729

Владимир, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...............................................................................................................................3

АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Задание № 1……………………………………………………………………………………4

Задание № 2……………………………………………………………………………………6

Задание № 3……………………………………………………………………………………7

Задание № 4…………………………………………………………………………………..11

Задание № 5…………………………………………………………………………………..13

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ

Задание № 6…………………………………………………………………………………..14

Задание № 7…………………………………………………………………………………..15

Задание № 8…………………………………………………………………………………..18

АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Задание № 9…………………………………………………………………………………..20

Задание № 10…………………………………………………………………………………21

Задание № 11…………………………………………………………………………………22

Задание № 12…………………………………………………………………………………23

Задание № 13…………………………………………………………………………………25

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Задание № 14…………………………………………………………………………………27

Задание № 15…………………………………………………………………………………29

Задание № 16…………………………………………………………………………………30

Задание № 17…………………………………………………………………………………31

Задание № 18…………………………………………………………………………………33

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ

Задание № 19…………………………………………………………………………………35

Задание № 20…………………………………………………………………………………37

Задание № 21…………………………………………………………………………………40

Задание № 22…………………………………………………………………………………41

Задание № 23…………………………………………………………………………………46

Задание № 24…………………………………………………………………………………48

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Задание № 25…………………………………………………………………………………49

Задание № 26…………………………………………………………………………………51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………...…………………………… 55

ВВЕДЕНИЕ

Экономический анализ - это комплекс процедур, с помощью ко­торых оценивается текущее состояние организации, выявляются существенные связи и характеристики, и прогнозируется будущее развитие организации в самых существенных аспектах деятельно­сти: финансовом, производственном, рыночном. Экономический анализ, уменьшая степень неопределенности и являясь базой при­нятия управленческих решений, должен обеспечивать разработку рекомендаций по улучшению деятельности организации с целью повышения ее финансовых результатов, снижения риска и увеличе­ния рыночной стоимости.

Основные задачи комплексного экономического анализа хозяйст­венной деятельности:

1) исследование экономических явлений, фак­торов и причин, обусловивших положительные и отрицательные от­клонения от базы сравнения;

2) объективная оценка эффективности хозяйственной деятельности;

3) научное обоснование бизнес-планов, контроль за ходом их выполнения;

4) выявление внутрихозяйствен­ных резервов, неиспользованных возможностей для роста производ­ства и снижения себестоимости, исследование и обобщение конкрет­ного опыта. Последняя задача является важнейшей в КЭАХД.

Целью написания данной курсовой работы: произвести комплексный анализ хозяйственной деятельности условного предприятия ООО «Рубин» и выявить резервы роста прибыли предприятия.

АНАЛИЗ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Задание № 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

Таблица 1

№ п/п

Показатель

Прош-

лый

год

Отчет-

ный

год

Дина-мика показате-ля (в %)

Изменение (+, -)

Расчет влияния факто-

ра

Фактор, повлиявший

на выявленное изменение

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

Численность рабочих, чел. (N)

11200

11424

102

+2

164876,38

Числен-ность рабочих

2

Число отработанных человеко-дней, чел.-дн.

(Чд)

2744000

2856000

104,0816

+2,0816

171606,028

Изменение числа дней отработан-ных 1-м рабочим

3

Число отработанных человеко-часов, чел.-ч.

(Чч)

21952000

22848000

104,0816

0

0

Изменение продолжительности рабочего дня

4

Объем продаж

(без НДС),

тыс. руб. (V)

8243819

8738523

106,0009

+1,9192

158221,591

-

Решение:

1. Рассчитаем динамику показателей (гр.3 табл.1), как соотношение показателей отчетного года, к показателям прошлого года умноженное на 100%:

N1 / N0 * 100 = 11424 / 11200 *100 = 102 %

Чд1 / Чд0 * 100 = 2856000 / 2744000 * 100 = 104,0816%

Чч1 / Чч0 * 100 = 22848000 / 21952000 * 100 = 104,0816%

V1 / V0 * 100 = 8738523 / 8243819 * 100 = 106,0009%

2. Определим величину отклонений исследуемых факторов отчетного по сравнению с предыдущим годом (гр.4 табл. 1):

Величина отклонения численности работников = 102 % – 100% = 2%

Величина отклонения отработанных чел.-дней = 104,082 % – 102% = 2,0816%

Величина отклонения отработанных человеко-часов =104,082% –104,082% =0%

Величина отклонения объема продаж = 106,001 % – 104,082% =1,9192%

3. Рассчитаем влияние всех факторов на изменение объема продаж (гр5, табл.1) путем умножения разницы в процентах на прошлогодний объем продаж и деления на 100. Фактором, повлиявшим на выявленное отклонение, является показатель, который останется, если из него вычесть предыдущий.

Изменение численности рабочих = 8243819*2/100=164876,38тыс.руб.

Изменение числа дней отработанных 1-м рабочим

=8243819*2,0816/100= 171606,028 тыс.руб.

Изменение продолжительности рабочего дня = 8243819*0/100 = 0

Изменение среднечасовой выработки одного рабочего =8243819*1,919/100=158221,591тыс.руб.

4. Общее влияние всех факторов на изменение объема продаж.

ΔV=ΔN+ΔЧд +ΔЧч +ΔV=164876,38+171606,028+0+158221,591=494704 тыс.руб.

ΔV= V1 - V0 = 8738523-8243819=494704 тыс.руб.

Проверка балансовым методом показала правильность расчета влияния изменения каждого фактора на изменение объема продаж.

Вывод:

В отчетном году на предприятии ООО «Рубин» произошел рост объема продаж на 494704тыс. рублей (6,0009%) по сравнению с предыдущим годом.

На данное изменение оказали влияние следующие факторы:

1. Увеличение числа рабочих в отчетном году на 224 человека привело к увеличению объема продаж на 164876,38 тыс. рублей.

2. В отчетном году увеличилось числа отработанных человеко-дней на 112000, что позволило увеличить объем продаж на 171606,028 тыс. рублей.

3. Увеличение среднедневной выручки одного рабочего, привело к росту объема продаж на 158192 тыс. руб.

Расчет влияния отдельных факторов на увеличение объема продаж позволяет сделать вывод, что на прирост объема продаж в большей степени повлияли экстенсивные показатели.

Задание № 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

Таблица 2

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС), (V), тыс. руб

8243819

8738523

494704

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж (МЗ), тыс. руб

4756320

4922300

165980

3

Коэффициент материалоотдачи проданной продукции (рассчитать), (Кмо)

1,7332

1,7753

0,0421

4

Влияние на объем продаж (V) следующих факторов:

Х

Х

Х

5

изменение стоимости израсходованных материалов, (∆МЗ), тыс. руб.

Х

Х

287682,3

6

Изменение материалоотдачи продаж, (∆Кмо), тыс. руб.

Х

Х

207021,7

Решение:

Определим влияние факторов на объем продаж в отчетном году методом абсолютных разниц, с помощью мультипликативной модели: V = МЗ * Кмо

1. Влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж:

ΔV(МЗ) = ΔМЗо * Кмо о = 165980* 1,7332 = 287682,3тыс. руб.

2. Определим влияние изменения материалоотдачи реализованной продукции:

ΔV(Кмо) = МЗ1 * ΔКмоо = 0,0421* 4922300= 207021,7 тыс. руб.

Общее влияние факторов составляет: 287682,3+ 207021,7 = 494704тыс. руб.

Вывод:

1.Увеличение материальных затрат (экстенсивный фактор) на 165980 тыс. руб., привело к увеличению объема продаж на 287682,3 тыс. руб.

2.Увеличение материалоотдачи (интенсивный фактор) на 0,0421 привело к увеличению объема продаж на 207021,7 тыс. руб. Увеличение материалоотдачи говорит о более эффективном их использовании в отчетном году по сравнению с прошлым годом.

Задание № 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

Таблица 3

№ п/п

Показатель

Прошлый

год

Отчетный год

Изменение

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС), (V), тыс. руб

8243819

8738523

494704

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств, (Осак), тыс. руб.

1181663

1270607

88944

3

Колличество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, (Рд), дн.

245

250

5

4

Коэффициент сменности работы оборудования, (Ксм)

1,5

1,8

0,3

5

Средняя продолжительность смены, (Псм), ч

8

8

0

Общее время работы активной части основных средств с учетом их сменности

3474089220

4574185200

1100095980

6

Объем продаж приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машоно-час работы оборудования, (Вч), тыс. руб.

0,0024

0,0019

-0,0005

7

Влияние на изменение объема (∆V) продаж следующих факторов (рассчитать):

Х

Х

Х

а) изменение среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств (∆Осак), тыс. руб.

Х

Х

620513,8

б) изменение колличества дней, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии, (∆Рд), тыс. руб.

Х

Х

180904,8

в) изменения коэффициента сменности (Ксм), тыс. руб.

Х

Х

1809048

г) изменение средней продолжительности смены, (∆Псм), тыс. руб.

Х

Х

0

д) изменение продукции, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машоно-час работы оборудования, (∆Вч), тыс. руб.

Х

Х

-2115762

Решение.

1. Рассчитаем среднегодовую первоначальную стоимость активной части производственных основных средств

ОСак.0 = (ОС ак н.г + ОС ак. к.г ) / 2 = (1150371+ 1212955) / 2 = 1181663 тыс.рублей

ОСак.1 =(ОСак . н.г + ОС ак. к.г ) / 2 = (1212955 + 1328259) / 2 = 1270607 тыс.рублей

∆ОСак= ОСак.1 - ОСак.0= 1270607-1181663=88944 тыс.рублей.

Из расчетов видно, что организация проводит работу по обновлению основных средств за счет роста их активной части на 88944 тыс. руб.

2. Для оценки состояния действующих основных средств рассчитаем ряд показателей и коэффициентов:

Фондоотдачу по формуле: Фо = V / ОСак

Фо 0 = V0 / ОСак 0 = 8243819/ 1181663= 6,9765 руб.

Фо 1 = V1 / ОСак 1 = 8738523/ 1270607= 6,8774руб.

Общая фондоотдача активной части основных средств снизилась на

6,8774 руб. - 6,9765 руб. = - 0,0990 руб.

Фондоотдача показывает, сколько рублей выручки приходится на 1 рубль основных средств.

Для определения влияния изменения фондоотдачи на изменение объема продаж составим 2-х факторную мультипликативную модель V = ОСак * Фо

V0 = ОСак 0 * Фо 0 = 1181663* 6,9765 = 8243819 тыс.рублей

V1 = ОСак 1 * Фо 1 = 1270607* 6,8774= 8738523 тыс.рублей

ΔV= V1 - V0 = 8738523-8243819=494704 тыс.руб.

а) изменение объема продаж за счет изменения среднегодовой стоимости активной части ОС (метод абсолютных разниц)

ΔV(ОСак) = ΔОСак * Фо 0 = 88944* 6,9765 = 620513,83тыс.рублей

б) изменение объема продаж за счет изменения фондоотдачи

ΔV(Фо ) = ОСак1 *Δ Фо = 1270607*-0,0990 = -125809,83тыс.рублей

в) Совокупное влияние факторов (баланс отклонений) составит:

Δ V = ΔV(ОСак) + ΔV(Фо ) = 620513,83-125809,83 =494704 тыс. рублей.

Фондоемкость по формуле: Фе= ОСак/ V

Фе 0 =1181663/8243819= 0,1433руб.

Фе 1 =1270607/8738523=0,1454руб.

Фондоемкость показывает сколько рублей стоимости основных средств приходится на 1 рубль продаж. Фондоемкость отчетного года возросла по сравнению с прошлым годом на: 0,1454руб-0,1433руб=0,0021руб.

Рост объема продаж произошел из- за увеличения средней стоимости активной части основных средств на 620513,83 тыс. руб., но при этом снизился на 125809,83 тыс.руб. из за снижения фондоотдачи основных средств.

Снижение фондоотдачи и повышение фондоемкости говорит, о том , что предприятие в отчетном году менее эффективно использует основные средства и имеет смысл при дальнейших расчетах более детально изучить этот вопрос.

3. Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования рассчитываем по формуле:

Вч= V/ОСак*Рд*Ксм*Псм

Вчо =8243819/1181663*245*1,5*8*=0,0024 тыс.руб.

Вч1= 8738523/1270607*250*1,8*8=0,0019 тыс. руб.

∆Вч= Вч1 – Вчо = 0,0019-0,0024=-0,0005 тыс.руб.

Снижение объема продаж, приходящегося на 1 тыс.руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино- час работы оборудования свидетельствует о снижении интенсивности работы оборудования.

4. Для оценки влияния факторов, характеризующих использование оборудования во времени и по мощности используем 5-ти факторную мультипликативную модель V = ОСак * Рд * Ксм * Псм * Вч

V0 = 1181663*245 *1,5 * 8,0 * 0,0024 = 8243819 тыс.рублей

V1 = 1270607 * 250 *1,8 * 8,0 * 0,0019 = 8738523 тыс.рублей

∆ V = V1 - V0 =8738523-8243819=494704 тыс.руб.

Расчет влияния факторов выполним методом абсолютных разниц:

а) Определяем влияние изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных ОС на изменение объема продаж:

∆ Vос=∆ОСак0* Рд 0 * Ксм 0 * Псм0 * Вч 0=88944*245*1,5*8*0,0024= 620513,83 тыс.руб.

б) Определяем влияние изменения количества дней работы, в течение которых активная часть производственных ОС находилась в рабочем состоянии:

∆ Vрд = ОСак 1 *∆ Рд * Ксм 0 * Псм 0 * Вч 0 = 1270607 * 5 * 1,5 * 8,0 * 0,0024 = 180904,75 тыс. рублей

в) Определяем влияние изменения коэффициента сменности работы оборудования на изменение объема продаж:

∆ Vксм = ОСак 1 * Рд 1 * ∆ Ксм * Псм 0 * Вч 0 = 1270607* 250 * 0,3 * 8,0 * 0,0024 = 1809047,52 тыс. рублей

г) Определяем влияние изменения средней продолжительности смены работы оборудования на изменение объема продаж:

∆Vпсм = ОСак 1 * Рд 1 * Ксм 1 *∆Псм 1 * Вч 0 = 1270607* 250 * 1,8 * 0 * 0,0024 = 0 тыс. рублей

д) Определяем влияние изменения продукции на объем продаж, приходящийся на 1 тыс. рублей стоимости активной части ОС за 1 машино- час работы оборудования:

∆Vвч = ОСак 1 * Рд 1 * Ксм 1 * Псм 1 * ∆Вч = 1270607* 250 * 1,8 * 8,0 * (-0,0005) = -2115762,10 тыс. рублей

е) Совокупное влияние факторов (баланс отклонений) составит:

620513,83+180904,75+1809047,52+0-2115762,10=494704 тыс. рублей.

Вывод:

Таким образом, в отчетном году на предприятии ООО «Рубин» по сравнению с предыдущим годом произошел рост объема продаж на 494704 тыс. рублей, на что оказали влияние следующие факторы.

Экстенсивные:

- рост коэффициента сменности в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 0,3 привел к увеличению объема продаж в отчетном году на 1809047,52 тыс. рублей;

- увеличение среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных ОС в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 88944 тыс. рублей позволило увеличить объем продаж на 620513,83 тыс. рублей;

- увеличение количества дней работы, в течение которых активная часть производственных ОС находилась в рабочем состоянии в отчетном году на 5 дней привело к увеличению объема продаж на 180904,75 тыс. рублей.

Интенсивные факторы:

- снижение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей ОС на 0,0005 тыс. рублей привело к снижению объема продаж на 2115762,10 тыс. рублей. Данный расчет позволяет выявить резерв повышения объема продаж, за счет выявления и устранения причин снижения производительности оборудования.

Задание № 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

Таблица 4

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Темп прироста

Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж Кэкст.i

Коэффициенты влияния на прирост выручки от продажи

Экстенсивности использования ресурса Кэкст.i*100

Интенсивности использования ресурса 100-Кэкст.i*100

1

2

3

4

5*

6**

7***

8****

1

Численность рабочих, чел.

11200

11424

2

0,3333

33,33

66,67

2

Среднегодовая стоимость активной части производственных основных средств, тыс. руб

1181663

1270607

7,527

1,2543

125,43

-25,43

3

Стоимость материалов использованных при производстве готовой продукции, тыс. руб.

4756320

4922300

3,489

0,5815

58,15

41,85

4

Выручка от продаж, тыс. руб.

8243819

8738523

6,0009

Х

Х

Х

5

Алгоритм рассчета показателя, характеризующего комплексное использование ресурсов

Х

Х

Х

∑Кэкст.i/n

∑Кэкст.i *100 / n

100-∑Кэкст.i *100 / n

6

Показатели, характеризующие комплексное использование ресурсов

Х

Х

Х

0,7230

72,3

27,7

* ГР. 3 = (гр.2 / ГР. 1 * 100) - 100

** ГР.4 = гр.3 стр.1 или 2 или 3 / гр. 3 стр.4

*** ГР. 5 = гр.4 * 100

**** ГР. 6 = 100 - гр.5

Решение:

1.Рассчитываем темп прироста:

Темп прироста численности =(11424/11200)*100-100=2

Темп прироста ОС акт= (1270607/1181663)*100-100=7,527

Темп прироста стоим. материалов =(4922300/4756320)*100-100=3,4897

Темп прироста выручки =(8738623/8243819)*100-100=6,0009

2.Прирост ресурса на 1% прироста выручки:

Кэкст=Тприроста ресурса /Т прироста выручки

Кэкст труда=2/6=0,3333

Кэкст ОСак=7,527/6=1,2543

Кэкст МЗ=3,489/6=0,5815

3.Рассчитываем коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж экстенсивности использования ресурса:

К=Кэкст*100

К труда=0,3333*100=33,33%

КОС ак=1,2543*100=125,43%

Кмз=0,5815*100=58,15%

Из расчетов видно, что на 1 % прироста выручки от продаж, численность рабочих приросла на 0,3333%, активная часть основных средств на 1,2543%, материальные затраты на 0,5815%.

4.Коэффициент интенсивности рассчитывается как 100- Кэкст*100.

Кинт труда=100-33,33%=66,67

Кинт ОС ак=100-125,43=-25,43%

КинтМЗ=100-58,15=41,85%

Из расчетов видно, что произошло ухудшение использования активной части основных средств.

5.На основании проведенных расчетов определяем комплексные показатели использования всех видов ресурсов по формуле средней арифметической:

∑Кэкстi/n=(0,3333+1,2543+0,5815)/3=0,7230

Комплексный показатель экстенсивности равен:

∑Кэкстi*100/n=(33,33+125,43*58,15)/3=72,3%

Комплексный показатель интенсивности:

100-∑Кэкстi*100/n=100-72,3=27,7%

Вывод:

Комплексная оценка использования всех ресурсов говорит о преимуществе экстенсивного их использования 72,3%, а интенсивность использования ресурсов на прирост составляет 27,7 %.

Наибольшее влияние из экстенсивных факторов оказал рост среднегодовой стоимости активной части ОС (125,43%), рост материальных затрат (58,15%), увеличение количества рабочих (33,33%). Наибольшее влияние из интенсивных факторов оказал рост производительности труда (66,67%), его влияние на рост объема продаж больше экстенсивного фактора, роста численности рабочих, что свидетельствует о том, что рост объема продаж за счет трудовых ресурсов в большей степени произошел из-за грамотной организации труда.

Задание № 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов (тыс. руб.)

Таблица 5

№ п/п

Показатель

Резерв увеличе-ния объема продаж, выявлен-ный в процессе анализа

Резерв увелтчения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов

1

2

3

4

1

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

0

0

2

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

0

0

3

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования производственных ресурсов

-2115762,1

0

4

Итого комплексный ресурс

Х

0

Вывод:

Результаты анализа эффективности использования отдельных ресурсов свидетельствуют о том, что активная часть основных средств используется нерационально. Сказалось наличие внутрисменных потерь рабочего времени и снижение фондоотдачи, что привело к снижению объема продаж на 2115762,10 тыс. руб.

Сумму резерва анализируемого предприятия нельзя считать комплектной, так как резерв имеется лишь в области производственных ресурсов.

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И ОБЪЕМА ПРОДАЖ

Задание № 6

Информация для необходимых аналитических расчетов находится в Приложении 1 « Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния изменения количества, структуры и цен на реализованную продукцию».

Решение:

1. Рассчитаем выручку от продаж за отчетный год при структуре проданной продукции прошлого года и в ценах прошлого года:

Изделие А: 3530864*1=3530864 тыс. руб.

Изделие В: 1480752*1=1480752 тыс. руб.

Изделие С: 3232203*1=3232203 тыс. руб.

Итого 8243819 тыс. руб.

2. Рассчитаем выручку от продаж за отчетный год при структуре проданной продукции отчетного года и в ценах прошлого года:

Изделие А: 8000*302,3=2418400 тыс. руб.

Изделие В: 9100*264,42=2406222 тыс. руб.

Изделие С: 12156*269,89=3280782 тыс. руб.

Итого 81055404 тыс. руб.

3. Определим изменение выручки в отчетном году по сравнению с прошлым: 8738523-8243819=494704 тыс.руб.

4.Определяем влияние всех факторов на изменение выручки от продаж:

Влияние изменения количества проданной продукции (итог гр.8-итог гр.7)

8243819-8243819=0 тыс.руб

Влияние структурных сдвигов (итог гр.9-итог.гр.8).

8105404-8243819=-138415 тыс.руб.

Влияние изменения цен (итог гр.10-итог гр.9).

8738523-8105404=633119 тыс.руб.

5.Баланс отклонений составил:

0-138415+633119=494704 тыс.руб.

Вывод:

Из приведенных расчетов можно сделать вывод, что изменение выручки произошло под влиянием двух факторов: за счет структурных сдвигов и за счет изменения цен. Влияние роста цен положительное - выручка увеличилась за счет этого фактора на 633119 тыс.руб. За счет изменения структуры производства продукции, выручка снизилась на 138415 тыс.руб.

Задание № 7

Данные необходимые для расчетов необходимо взять из Приложения 4 «Исходные данные для составления бизнес-плана на будущий отчетный период». Дополнительные расчеты оформить там же.

Решение :

Таблица 5.1

№ п/п

Показатель

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Изделие D

Изделие Е

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Спрос на изделие, шт.

14000

4500

4500

-

250

23200

2

Цена изделия на будущий период, тыс.руб

360

460

330

-

980

х

3

Себестоимость единицы продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс. руб.

340

410

268

-

696

х

4

Объм продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс. руб

5040000

2070000

1485000

-

245000

8840000

5

Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план тыс. руб

4760000

1845000

1206000

-

174000

7985000

6

Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб

280000

225000

279000

-

71000

855000

7

Рентабельность продаж, %

5,556

10,870

18,788

-

28,980

9,672

8

Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, № группы

3

2

2

-

1

1. Стоимость объема продаж будущего года определяем по формуле:

Vпл = К*Ц, где К – спрос на изделие; Ц – цена изделия на будущий период.

Изделие А: 14000*360=5040000 тыс. руб.

Изделие В: 4500*460=2070000 тыс. руб.

Изделие С:4500*330=1485000 тыс.руб.

Изделие Е: 250*980= 245000 тыс. руб.

Совокупный объем продаж составит:

5040000+2070000+1485000+245000=8840000 тыс.руб.

2.Себестоимость объема продаж будущего года определяем по формуле:

Sпл = К*Sед, где К – спрос на изделие; Sед – себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес – план.

Изделие А: 14000*340=4760000 тыс. руб.

Изделие В: 4500*410=1845000 тыс. руб.

Изделие С:4500*268=1206000 тыс.руб.

Изделие Е : 250*696= 174000 тыс. руб

Себестоимость всех изделий составит:

4760000+1845000+1206000+174000=7985000 тыс.руб.

3. Планируемая прибыль от продаж определяется по формуле:

Пр = Vпл – Sпл

Изделие А: 5040000-4760000=280000 тыс. руб.

Изделие В: 2070000-1845000=225000 тыс. руб.

Изделие С:1485000-1206000=279000 тыс.руб.

Изделие Е : 245000-174000=71000 тыс. руб

Прибыль по всем изделиям:

280000+225000+279000+71000=855000 тыс.руб.

4.Рентабельность изделий определяется по формуле: Rизд = Пр / Vпл

Изделие А: 280000/5040000*100=5,556%

Изделие В: 225000/ 2070000*100= 10,870%

Изделие С: 279000/1485000*100= 18,788%

Изделие Е : 71000 / 245000*100=28,980%

В целом по всей продукции рентабельность: 855000/8840000*100=9,672%

5.С учетом полученных результатов ранжируем продукцию в группы, согласно условиям задачи. Результаты отражаем в строке 8.

Вывод:

Анализируя результаты, приходим к выводу, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, отсутствуют убыточные изделия.

Изделие А – низкий уровень рентабельности (5,556%); изделия В и С – средний уровень рентабельности (10,870% и 18,788%); а изделие Е – высокий уровень рентабельности (28,980%).

Для предприятия наиболее выгодным является выпуск высокорентабельных изделий Е. Но с учетом спроса на выпускаемую продукцию нельзя отказываться и от низкорентабельных изделий, так как в противном случае производственные мощности будут использоваться неэффективно, и это приведет к росту полной себестоимости выпускаемой продукции. От низкорентабельной продукции можно отказаться в том случае, если есть возможность заменить на высокорентабельную, уже выпускаемую или новую продукцию.

Задание № 8

Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом

Таблица 6

№ п/п

Показатель

За отчетный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

8738523

8840000

2

Переменные затраты, тыс. руб.

4710064

4950700

3

Постоянные затраты, тыс. руб. *

3032268

3034300

4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

996191

855000

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб.

4028459

3889300

6

Уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэфф.

0,461

0,44

7

"Критическая точка" объема продаж, тыс. руб.

6577588

6896136

8

Запас финансовой прочности, тыс. руб.

2160935

1943864

9

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %

24,729

21,99

Решение:

1. Маржинальный доход определяем по формуле:

МД = Выручка – Переменные затраты.

МД1=8738523-4710064=4028459 тыс.руб.

МДпл =8840000-4950700=3889300 тыс.руб.

2. При помощи маржинального анализа определяем долю маржинального дохода в выручке от продаж.

Доля МД = МД / Выручку

Доля МД1=4028459/8738523 =0,461

Доля МДпл =3889300/8840000=0,44

На эту величину делим условно-постоянные расходы и получаем точку безубыточности в стоимостном выражении.

3032268/0,461=6577588 тыс.руб.

3034300/0,44=6896136 тыс.руб.

3. Далее определяем запас финансовой прочности в абсолютном выражении путем вычитания из выручки от продаж критического объема продаж.

8738523-6577588=2160935 тыс.руб.

8840000-6896668=1943864 тыс.руб.

5.Определяем уровень финансовой прочности в объеме продаж:

2160935/8738523=0,2473*100=24,729%

1943332/8840000=0,2198*100=21,99%

Вывод:

Точка безубыточности на предприятии ООО «Рубин» в отчетном году составила 6577588 тыс. рублей, что свидетельствует о том, что фактический объем продаж в отчетном году был безубыточным и рентабельным. Запас финансовой прочности в отчетном году составил 24,729%, а в плановом - 21,99%, т.е. ниже на 2,739%, что значительно ниже нормативного показателя (60-70%).

Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы роста объема продаж и снижения себестоимости продукции. Согласно предыдущим расчетам у предприятия сесть резерв увеличения объемов производства за счет улучшения использования активной части основных средств, повышения производительности оборудования и снижения внутрисменных простоев.

АНАЛИЗ ЗАТРАТ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ

Задание № 9

Расходы по обычным видам деятельности

(поэлементно) за отчетный и прошлый годы

Таблица 7

Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности

За прошлый год

За отчетный год

Отклонение (+,-)

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Материальные затраты

4756320

64,83

4922300

63,58

165980

-1,25

Затраты на оплату труда

1540778

21,00

1703313

22,00

162535

1,00

Отчисления на социальные нужды

400602

5,46

459895

5,94

59293

0,48

Амортизация

474025

6,46

485150

6,27

11125

-0,19

Прочие затраты

165314

2,25

171674

2,22

6360

-0,04

Итого

7337039

100,00

7742332

100,00

405293

0,00

Вывод:

В отчетном году по сравнению с прошлым годом расходы предприятия возросли на 405 293 тыс. рублей, т.е. темп прироста составил 5,52%. Снижение материальных затрат на 1,25 % может свидетельствовать об использовании более дешевого сырья для производства промышленных товаров или изделий. Повышение доли оплаты труда на 1% и отчислений на социальные нужды 0,48 % хоть и в незначительной мере но говорит о том, что темпы снижения затрат на производство опережали ожидаемое снижение расходов по заработной плате. Амортизация в отчетном году по сравнению с прошлым годом возросла на 11125 тыс. рублей, но несмотря на это доля ее в составе общих затрат уменьшилась на 0,19%.

Из данных таблицы следует, что анализируемое предприятие является материалоемким, т.к. доля материальных затрат составляет 63,58 %. Следовательно, основные резервы снижения себестоимости продукции следует искать в первую очередь в направлении рационального использования материальных ресурсов.

Задание № 10

Для решения используем данные, приведенные в Приложении 2 «Вспомогательные расчеты к построению алгоритмов для анализа затрат на 1 руб. продаж».

Исходная информация для расчета влияния факторов на уровень затрат на 1 руб. продаж.

Таблица 7.1

Показатели

Себестоимость продукции, тыс.руб.

Стоимость продукции в отпускных ценах

Затраты на 1 руб. продукции, тыс. руб

1. Предидущий год

7337039,00

8243819,00

89,00

2. Исходя из выпуска ассортимента отчетного года по себестоимости и ценам предидущего года

7283368,56

8105404,84

89,86

3. Исходя из выпуска ассортимента отчетного года в ценах на продукцию прошлого года

7742332,00

8105404,84

95,52

4. Отчетный год

7742332,00

8738523,00

88,60

Решение:

Разница между 1 и 2 показателем – влияние изменение структуры ассортимента на изменение затрат на 1 руб. продаж.

Разница между 2 и 3 показателем дает влияние на изменение себестоимости.

Разница между 3 и 4 показателем дает влияние изменения цены.

Общее отклонение: 88,60 - 89,0 = -0,4

1. Влияние изменения структуры ассортимента: 89,86 – 89,0 = 0,86

2. Влияние изменения себестоимости: 88,6 – 95,52 = -6,95

Общее влияние факторов: -0,4.

Вывод:

Таким образом, себестоимость реализованной продукции в отчетном году снизилась на 0,4 руб. на 1 руб. продаж. Это произошло в основном в результате увеличения цен на продукцию (уменьшение себестоимости 6,95 коп. на 1 рубль продаж). За счет влияния изменения себестоимости в отчетном году по отношению к прошлому себестоимость на 1 рубль продаж выросла на 0,86 руб.

Задание № 11

Для проведения анализа используем данные, приведенные в Приложении 3 «Исходные данные для анализа влияния факторов на уровень материальных затрат».

Решение:

Определим степень влияния отдельных факторов на стоимость основных видов, используемых в производстве материалов, составив двухфакторную мультипликативную модель вида: МЗ = q * p , где

МЗ – стоимость израсходованного материала i-го вида, тыс.руб.

q – количество израсходованного материала i-го вида, тонн

p – цена 1 тонны израсходованного материала i-го вида, тыс.руб.

1. Влияние изменения количества (тыс. руб.):

а) по материалу вида «Х»: (2240-2060) * 585= 105300;

б) по материалу вида «Y»: (1340-1240) * 310 = 31000;

в) по материалу вида «Z»: (1010-1040) * 743 = - 22290;

г) по материалу вида «W»: (2700-2690) * 890 = 8900;

Итого ∆МЗ q = 122910 тыс. руб.

2. Влияние изменения цены (тыс. руб.): ∆ МЗ p = q 1 p 1 - q 1 p 0

а) по материалу вида «Х»: 2240* (596-585) = 24640;

б) по материалу вида «Y»: 1340* (334-310) = 32160;

в) по материалу вида «Z»: 1010* (700-743) = - 43430;

г) по материалу вида «W»: 2700* (901-890) = 29700;

Итого ∆МЗ p = 43070 тыс. руб.

3.Суммарное влияние факторов на изменение стоимости всех израсходованных материалов составило:

∆МЗ q + ∆МЗ p =122910+43070 = 165980 тыс. руб.

Эффективность использования материалов отражается в отношении отклонения по формуле: ресурс за отчетный год – ресурс за предыдущий год * темп роста выручки.

Х: 1335040-(1205100 * 1,06) = +57634 тыс. руб. (относительный перерасход);

Y: 447560-(384400 * 1,06) = +40096 тыс. руб. (относительный перерасход);

Z: 707000-(772720 * 1,06) = -112083 тыс. руб. (относительная экономия);

W: 2432700-(2394100 * 1,06) = -105046 тыс. руб. (относительная экономия).

Резерв снижения себестоимости = 57634 + 40096 = 97730

Вывод:

Анализ факторов показывает, что в отчетном году стоимость используемых в производстве материалов возросла на 165980 тыс. руб.: за счет увеличения расхода материалов на 122910 тыс. руб. и за счет увеличения цены на материалы на 43070 тыс. руб. Так как основным фактором является увеличение расхода материала, то для уменьшения стоимости материалов необходимо искать пути понижения материалоемкости производства.

Задание № 12

Решение:

Для удобства решения построим вспомогательную таблицу 7.2

Анализ степени влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда

Таблица 7. 2

Показатели

Предыдущий

Отчетный

Изменения

п/п

год

год

1

Затраты на оплату труда с отчислениями на соц. нужды, тыс. руб.

1941380

2163208

+221828

2

Численность работников, чел.

29230

30040

810

3

Среднегодовая заработная плата с отчислениями, приходящаяся на 1 работника, тыс. руб.

66417,38

72010,92

5593,54

4

Влияние факторов:

Х

Х

Х

а) численность работников

Х

Х

53798,08

б) среднегодовой заработной платы 1 работника

Х

Х

168029,94

1.Рассчитаем среднегодовую зарплату работников по формуле:

Затраты на оплату труда/Численность работников. чел.

За прошлый год=1941380/29230*1000 = 66417,38 тыс.руб.

За отчетный год=2163208/30040*1000 =72010,92 тыс.руб.

2. Для анализа составим двухфакторную мультипликативную модель:

у = а * b , где

y – затраты на оплату труда, тыс.руб.

а – численность работников, чел.

b – среднегодовая заработная плата, приходящаяся на 1 работника, тыс.руб.

Анализ влияния факторов проведем способом абсолютных разниц.

Определяем влияние изменения численности работников:

∆ya = ∆a * b0 =810*66417,30 = 53798,08 тыс. рублей, т.е. рост численности работников на 810 человек привел к росту затрат на оплату труда на 53798,08 тыс.руб.

Определяем влияние изменения среднегодовой заработной платы 1 работника на изменение затрат на оплату труда:

∆yb = a1 * ∆b = 30040 * 5593,54= 168029,94 тыс. рублей, т.е. повышение среднегодовой заработной платы на 5593,54 тыс. рублей на 1 работника привело к повышению затрат на оплату труда на 168029,94 тыс. руб.

Совокупное влияние факторов, т.е. баланс отклонений составил:

∆y = ∆yа + ∆yb =53798,08 + 168029,94= 221828 тыс. рублей.

Вывод:

Наибольшее влияние на рост затрат на оплату труда оказал рост средней заработной платы работников. При расширении использования аналитических данных бухгалтерского учета возможно более полное отражение влияния различных факторов на уровень затрат по оплате труда.

Задание № 13

Состав, структура и динамика доходов и расходов

Таблица 8

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  490  491  492   ..

 

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение(+,-)

Сумма,

тыс. руб.

%

к итогу

Сумма,

тыс. руб.

%

к итогу

Сумма,

тыс. руб.

%

к итогу

1

Выручка (нетто)

8243819

99,39

8738523

99,47

494704

0,08

2

Проценты к получению

24890

0,30

26208

0,30

1318

0,00

3

Прочие доходы

25960

0,31

20772

0,24

-5188

-0,08

4

Всего доходов

8294669

100,00

8785503

100,00

490834

0,00

5

Себестоимость продукции

5401193

67,51

5556927

65,97

155734

-1,54

6

Коммерческие расходы

767834

9,60

870550

10,33

102716

0,74

7

Управленческие расходы

1168012

14,60

1314855

15,61

146843

1,01

8

Проценты к уплате

285035

3,56

295236

3,50

10201

-0,06

9

Прочие расходы

378349

4,73

385802

4,58

7453

-0,15

10

Всего расходов

8000423

100,00

8423370

100,00

422947

0,00