Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  489  490  491   ..

 

 

Анализ ресурсного потенциала организации

Анализ ресурсного потенциала организации

«Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»

Вариант № 1

Выполнил:

Специальность БУАиА

№ зачетной книжки:

Преподаватель: Зимина Г.А.

Краснодар - 2010 г.

Содержание

1. Анализ ресурсного потенциала организации…………………………3

Задание 1. ………………………………………………………………………...3

Задание 2. …………………………………………………………………………6

Задание 3. …………………………………………………………………………8

Задание 4. …………………………………………………………………..........11

Задание 5. ……………………………………………………………………….15

2. Анализ производства и объема продаж……………………………...18

Задание 6. ……………………………………………………………………….18

Задание 7. ……………………………………………………………………….19

Задание 8. ……………………………………………………………………….21

3. Анализ затрат и себестоимости продукции………………………….24

Задание 9. ………………………………………………………………….........24

Задание 10. ………………………………………..……………………………25

Задание 11. ………………………………………..……………………………27

Задание 12. ………………………………………..…………………………...29

Задание 13. ………………………………………..…………………………...32

4. Анализ финансовых результатов деятельности организации…......34

Задание 14. ………………………………………..…………………………..34

Задание 15. ………………………………………..…………………………..37

Задание 16. ………………………………………..…………………………..39

Задание 17. ………………………………………..…………………………..41

Задание 18. ………………………………………..…………………………..42

Задание 19. ………………………………………..…………………………..43

Задание 20. ………………………………………..…………………………..45

5. Анализ финансового положения организации…………………......48

Задание 21. ………………………………………..………………………….48

Задание 22. ………………………………………..………………………….48

Задание 23. ………………………………………..………………………….54

Задание 24. ………………………………………..………………………….55

6. Комплексная оценка деятельности организации……………….....57

Задание 25. …………………………………………………………………….57

Заключение……………………………………………………………...60

Список использованной литературы……………………………….....64

Анализ ресурсного потенциала организации

Задание №1

При анализе использования трудовых ресурсов в производстве и при продаже продукции воспользуемся способом относительных отклонений. В его основе лежат прямо пропорциональное влияние самого «количественного» из влияющих на анализируемый показатель факторов и возможность определения каждого последующего фактора путем сопоставления уровня показателя (в %), охватывающего n факторов, с аналогичным показателем, охватывающим n-1 факторов[13, с. 119].

Динамика:

- Численности рабочих равна 8181/8100 × 100 = 101%.

- Числа отработанных человеко-дней 1 971 621/1 944 000 × 100 = 101,42%.

- Числа отработанных человеко-часов 13 801 000/14 580 000 × 100 = 94,66%.

- Объема продаж 6240000/5200000 × 100 = 120%.

Таблица 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Динамика показателя ( % )

Разница в процентах (+,-)

Расчет влияния фактора

Фактор, повлиявший на выявленное изменение

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность рабочих (N), чел.

8 100

8 181

101

+ 1

=52 000

Изменение численности рабочих

2

Число отраб. чел. - дней (ЧД), дн.

1 944 000

1 971 621

101,42

+0,42

=

21 840

Изм. числа дней, отраб-ых одним рабочим

3

Число отраб. чел.- часов (Чч), ч.

14 580000

13 801000

94,66

-6,76

=

= -351 520

Изм. продолжительности раб. дня

4

Объем продаж (без НДС)(V), тыс.руб.,ф2

5 200 000

6 240 000

120

+ 25,34

=

=1 317 680

Изм. сред.часовой выработки одного рабочего

Расчет показателей [12, с. 46]:

1. Динамика показателей:

- изменения численности рабочих = N1 / N0 × 100 = 8181 / 8100 × 100 = =101 %;

- изменения числа отработанных чел.-дней = Чд1 / Чд0 × 100 = 1971621 /1944000 × 100 = 101,42%;

- изменения числа отработанных чел.-часов = Чч1 / Чч0 × 100= 13801000 /14580000 × 100 = 94,66%;

- объема продаж = V1 /V0 = 6240000 /5200000 = 120%.

2. Разница в процентах (столб.6) определяется путем сопоставления выявленной динамики с аналогичным результатом предыдущего показателя. Исключением является только показатель численности рабочих, динамика которого сравнивается со 100%.:

- по численности рабочих 101 – 100 = 1%;

- по числу отработанных чел.-дней 101,42 – 101 = 0,42%;

- по числу отработанных чел.-часов 94,66 – 101,42 = -6,76%;

- по объему продаж 120 – 94,66 = 25,34%.

3. Рассчитаем влияние факторов на изменение объема продаж [12,с.25]:

- влияние изменения численности рабочих = V0 × Отклонение / 100 = 5200000 × 1 / 100 = 52 000 тысяч рублей;

- влияние изменения числа отработанных человеко-дней = V0 × Отклонение / 100 = 5200000 × 0,42 / 100 = 21 840 тысяч рублей;

- влияние изменения числа отработанных человеко-часов = V0 × Отклонение / 100 = 5200000 × (-6,76) / 100 = -277 680 тысяч рублей;

- влияние изменения среднечасовой выработки одним рабочим = V0 × Отклонение / 100 = 5200000 × 25,34 / 100 = 1 317 680 тысяч рублей.

4. Общее влияние всех факторов на изменение объема продаж:

ΔV = ΔN + ΔЧд + ΔЧч + ΔВ = 52 000 + 21 840 – 277 680 +1 317 680 = + 1113840 .

Для расчета степени влияния каждого фактора выявленная разница в % умножается на прошлогодний объем продаж и делится на 100. [12, с.12].

Полученные результаты произведенных расчетов оформим в табл.1.

Баланс факторов:

6 240 000 – 5 200 000 = + 1 040 000 тыс.руб.

52 000 + 21 840 – 277 680 +1 317 680 = + 1 113 840 .

1 040 000 тыс.руб. = 1 113 840 тыс.руб.

Произведенный расчет влияния отдельных факторов на рост объема продаж позволяет сделать вывод.

Прирост объема продаж достигнут тремя факторами:

- изменением численности рабочих, что составило 5% (52000/1040000 × 100) от полученного прироста.

- изменением числа дней, отработанных одним рабочим, что составило 2,1% (21 840/1040000 × 100).

- изменение среднечасовой выработки одного рабочего, что составило 78,92% (1040000/1317680 × 100).

Однако один из четырех факторов, влияющих на изменение объема продаж, связанных с использованием трудовых ресурсов, способствовал снижению объемных показателей, а именно продолжительности рабочего дня.

Таким образом, можно отметить незначительную возможность у предприятия увеличить продажу продукции за счет увеличением продолжительности рабочего дня. Благодаря этому прирост выручки от продаж можно увеличить на 26,7% (277680/1040000 × 100).

Но следует не забывать, что использование трудовых ресурсов во времени имеют естественные и законодательно регламентируемые ограничения как по числу выходов на работу в течение календарного периода, так и в течение суток.

Задание №2

Объем материальных затрат, влияющих на выпуск продукции, формируется под влиянием экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным факторам относится количество использованных материалов и себестоимость их заготовления, а к интенсивным – выход продукции на каждый рубль израсходованных в процессе производства материалов или расход материалов на каждый рубль произведенной продукции. Материалоотдача является интенсивным показателем.

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС)(V), тыс.руб

5 200 000

6 240 000

1 040 000

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж(Mз), тыс.руб

3 523 617

4 182 379

658 762

3

Коэфф.материалоотдачи (Мо) проданной продукции (рассчитать),

1,47

1,49

+ 0,02

4

Влияние на изменение объема продаж (V) след. факторов:

X

X

X

5

Изменение стоимости материалов в себестоимости продаж (рассчитать) тыс.руб.

X

X

948 097,13

6

Изменение Материалоотдача продаж (рассчитать), тыс.руб.

X

X

+ 91 902,87

Взаимосвязь экстенсивных и интенсивных показателей можно проследить, включив в правую часть тождества (V=V) материальные производственные затраты (МЗ) [12, с. 25]. Для сохранения указанного равенства умножим и разделим правую его часть на одну и ту же стоимость материальных затрат.

V = V × МЗ/МЗ = МЗ × V/МЗ = МЗ × М0,

Где V – объем продаж, тыс. руб.

МЗ – расход материалов, тыс. руб.

М0 – Материалоотдача использованных материалов, руб. [13, с. 152].

Зная объем продаж V и стоимость материалов в себестоимости продаж Мз найдем материалоотдачу проданной продукции Мо:

Мо(пр.г.)=5200000/3523617=1,47

Мо(отч.г.)= 6240000/4182379=1,49.

Отклонение в материалоотдаче проданной продукции составит +0,02.

На основании проведенного анализа всех показателей выявляются резервы роста объема продаж. В ходе анализа влияния экстенсивных и интенсивных факторов, связанных с использованием материалов, влияющих на объем выпускаемой и продаваемой продукции, применим способ сцепных подставок:

V = МЗ × М0,

базовый расчет – 3523617 × 1,47 = 5 200 000 тыс. руб.

расчетный показатель – 4182379 × 1,47 = 6 148 097,13 тыс.руб.

фактический расчет – 4182379 × 1,49 = 6240000 тыс. руб.

Влияние изменения материальных затрат было положительным и составляло 948 097,13 тыс. руб. (6 148 097,13 – 5200000).

Влияние изменения материалоотдачи по сравнению с прошлогодним показателем за аналогичный период на 0,02руб. привело к увеличению объема продаж на + 91 902,87 тыс. руб. (6 240 000 – 6 148 097,13). Совокупное влияние экстенсивных и интенсивных факторов составило + 1040000 тыс. руб. (948 097,13+ 91 902,87), что соответствует общему изменению объему продаж + 1040000 тыс. руб. (6240000 – 5200000).

Изменение материальных затрат благоприятно повлияло на объем продаж и на материалоотдачу. Можно предположить, что материальные затраты на нашем предприятии в основном росли за счет себестоимости заготовления отдельных видов материалов. Рост объема продаж за счет увеличения количества израсходованного материала может быть вызван разными причинами, например непроизводительными и сверхнормативными расходами. Их ликвидация или снижение является реальным резервом увеличения объема производства и продаж продукции. Данное направление анализа имеет большое значение в организациях обрабатывающих отраслей.

Мероприятия по осуществлению контроля над процессами заготовления материалов могут привести к оптимизации цен приобретения сырья и транспортно-заготовительных расходов.

Отсутствие сверхнормативного расхода материалов дает основание считать, что отрицательное влияние материалоотдачи вызвано структурными сдвигами в производстве и продаже продукции и комплексным влиянием изменения цен на материалы и реализуемую продукцию [13, с. 159].

Задание №3

В состав активной части ОС включаются: силовые машины и оборудования, транспортные средства.

На начало прошлого года стоимость активной части ОС составила 1 062 400 тыс.руб. - на конец прошлого года – 1 089 795 тыс.руб.(732 505+357 290), на конец отчетного года – 1 127 412 тыс.руб.(785016+342396) (12, с.26).

Отсюда среднегодовая стоимость активной части ОС за прошлый год составила = 1 076 097,5 тыс.руб., за отчетный год = 1 108 603,5 тыс.руб.

Почти вся информация, необходимая для определения влияния указанных факторов, есть в Форме №2 [12, с.25] и в Справке №1 [12, с.46]. Исключение составляет показатель «выпуск продукции за 1 машино-час на 1 рубль стоимости активной части основных средств».

Выпуск продукции за 1 машино-час на 1 рубль стоимости активной части ОС

=

Годовой выпуск продукции, тыс.руб.

/

Среднегодовая стоимость активной части производственных ОС, тыс.руб.

/

Количество дней, в течении которых оборудование находилось в рабочем состоянии, дни

/

Продолжительность рабочего дня, ч.

/

Коэффициент сменности

Используя имеющуюся информацию, выполним данный расчет:

- по данным прошлого года – 5 200 000 / 1 076 097,5 / 240 / 7,5 / 1 = 0,0026846.

- по данным отчетного года – 6 240 000 / 1 108 603,5 / 241 / 7 / 1,05 = 0,0031776.

На объемные годовые показатели выпуска и продаж продукции влияют следующие экстенсивные и интенсивные показатели: среднегодовая стоимость активной части ОС и их среднегодовая фондоотдача.

V = ОСакт * Фоакт.год.

Фоакт.год. = Чд * Ксм * Чч * Вч , отсюда:

V = ОСакт * Чд * Ксм * Чч * Вч

В представленном алгоритме расчета влияния отдельных факторов на объем продаж только среднегодовая стоимость активной части ОС является экстенсивным фактором. Остальные - характеризуют интенсивность их использования по времени и по мощности.

Влияние факторов определено способом сцепных подстановок:

Vпр.год. = 1 076 097,5 * 240 * 1 * 7,5 * 0,0026846 = 5 200 000 тыс.руб.

Vрасч.1 = 1 108 603,5 * 240 * 1 * 7,5 * 0,0026846= 5 357 083 тыс.руб.

Vрасч.2 = 1 108 603,5 * 241 * 1 * 7,5 * 0,0026846= 5 339 404 тыс.руб.

Vрасч.3 = 1 108 603,5 * 241 * 1,05 * 7,5 * 0,0026846= 5 648 374 тыс.руб.

Vрасч.4 = 1 108 603,5 * 241 * 1,05 * 7 * 0,0026846= 5 271 816 тыс.руб.

Vотч..г. = 1 108 603,5 * 241 * 1,05 * 7 * 0,0031776= 6 239 932 тыс.руб.

Влияние изменения среднегодовой стоимости активной части производственных ОС:

Vрасч.1 - Vпр.год. = 5 357 082 – 5 200 000 = 157 082 тыс.руб.

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием основных средств

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС) (V), тыс.руб.

5 200 000

6 240 000

1 040 000

2

Ср.годовая первоначальная стоимость активной части производственных ОС (ОСПР ), тыс.руб.

1 076 097,5

1 108 603,5

32 506

3

Количество дней в году, в течение кот. активная часть производственных ОС находилась в рабочем состоянии(ЧД ), дн.

240

241

1

4

Коэффициент сменности работы оборудования (КСМ ), коэфф.

1

1,05

0,05

5

Ср. продолжительность смены (ЧЧ ), ч.

7,5

7

-0,5

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс.руб., стоимость активной части ОС за 1 машино-час работы оборудования (ВЧ ), тыс.руб.

0,0026846

0,0031776

0,000493

7

Степень влияния следующих факторов (рассчитать):

Х

Х

Х

Изменение первоначальной стоимости активной части производственных ОС (∆ ОСПР ), тыс.руб.

Х

Х

157 082

Изменение количества дней, в течение которых основные средства находились в раб. состоянии (∆ ЧД ), тыс.руб.

Х

Х

-17 679

Изменение (∆ КСМ) , тыс.руб

Х

Х

308 970

Изменение ср. продолжительности смены (∆ ЧЧ) , тыс.руб.

Х

Х

376 558

Изменение продукции, приходящийся на 1 тыс.руб., стоимости ОС за 1 машино-час работы(∆ ВЧ) , тыс.руб.

Х

Х

968 116

Влияние изменения числа дней в году, в течении которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии:

Vрасч.2 – Vрасч.1 = 5 339 404 – 5 357 083 = - 17 679 тыс.руб.

Влияние изменения коэффициента сменности:

Vрасч.3 – Vрасч.2 = 5 648 374– 5 339 404 = 308 970 тыс.руб.

Влияние изменения продолжительности рабочего дня:

Vрасч.4 – Vрасч.3 = 5 271 816 – 5 648 374= 376 558 тыс.руб.

Влияние изменения продукции, приходящийся на 1 тыс.руб. стоимости активной части ОС за 1 машино-час работы:

Vотчет. год. – Vрасч.4 = 6 239 932 – 5 271 816 = 968 116 тыс.руб.

Общее изменение объема продаж:

6 240 000 – 5 200 000 = 1 040 000 тыс.руб.

Общее влияние факторов:

157 082 – 17 679 + 308 970 + 376 558 + 968 116 = 1 793 047 тыс.руб.

Баланс факторов:

1 040 000 тыс.руб. = 1 793 047 тыс.руб.

Оценка результатов анализа позволяет сделать вывод, что увеличение продаж в отчетном году произошло в основном за счет интенсивных факторов – увеличения продукции, приходящийся н 1т.р., стоимости ОС за 1машино-час работы и средней продолжительности рабочего дня активной части ОС и коэффициента сменности. Незначительное увеличение продаж произошло за счет увеличения активной части ОС.

Один из интенсивных факторов отрицательно повлиял на увеличение продаж – уменьшение числа дней , в течении которых активная часть ОС находилась в рабочем состоянии. Этот фактор привел к снижению объема продаж на 17 679 тыс. руб. Наиболее вероятной причиной отрицательного влияния изменения числа дней, в течение которых активная часть ОС находилась в рабочем состоянии, являются не запланированные внутрисменные простои (поломка оборудования) по вине самого предприятия или внешних контрагентов (поставка материала).

Задание №4

Согласно схеме анализа экстенсивных и интенсивных факторов использования ресурсов на объем выпуска и продаж продукции всегда влияют два фактора: по факторам труда — численность и выработка, по материалам — МЗ и материалоотдача, по фондам — стоимость активной части ОС и фондоотдача. Из них отбираются экстенсивные факторы (среднесписочная численность рабочих, материальные затраты и среднегодовая стоимость активной части ОС), по которым определяются темпы роста по сравнению с базовыми данными и прирост экстенсивного показателя по каждому виду ресурсов на 1% прироста объема выпуска или продаж продукции (коэффициента экстенсивности использования ресурса, в %). Рассчитанный коэффициент экстенсивности по каждому виду ресурса служит базой для определения коэффициента его интенсивности. Поскольку сумма коэффициентов, характеризующих деятельность в целом, всегда принимается за 100%, зная значение одного, можно определить значение другого — например, коэффициента интенсивности — путем вычитания из 100% значения коэффициента экстенсивности (100 – Кэкст ).

На стадии обобщения данного показателя определяется усредненный коэффициент экстенсивности деятельности организации в целом. Комплексный показатель экстенсивности использования ресурсов рассчитывается как средняя величина значений соответствующих коэффициентов по каждому виду ресурса (∑Кэкст i . / п), а комплексный показатель интенсивности использования всех ресурсов — как 100% минус средняя величина коэффициента экстенсивности использования всех видов ресурсов, в процентах.[18]

Рассмотрим последовательность расчетов по данной методике на примере анализируемого предприятия. Динамика среднесписочной численности рабочих составила:

прошлый год — 8100 человек;

отчетный год — 8181 человек.

Прирост численности рабочих за отчетный год составил 181 человек, или 1%. При приросте выручки от продаж в 20% прирост численности на 1% прироста выручки (коэффициент экстенсивности) составит 0,05 или 5% (0,05 * 100). Коэффициент интенсивности – 95% (100 – 5).

Стоимостная оценка использованных в производстве продукции материалов составила:

прошлый год — 3 523 617тыс. руб.;

отчетный год — 4 182 379 тыс. руб. Прирост — 658 762 тыс. руб., или 84,25%.

Здесь же воспользуемся сомнительным предположением о неизменности ассортимента проданной продукции и росте материалов только за счет увеличения объема продаж. Это подтверждается показателем прироста материальных затрат на 1% прироста объема. Данный показатель в нашем примере равен 421,25% (84,25 / 20 * 100). Поскольку сверхнормативного расхода материалов быть не может, а информации о потерях от брака в отчетности нет, есть основания считать, что увеличение коэффициента экстенсивности в 321,25% вызвано увеличением себестоимости заготовления материалов в отчетном периоде.

В данном случае целесообразнее ограничиться двумя видами ресурсов, исключив из оценки степени экстенсивности и интенсивности развития производства характер использования материалов.

Среднегодовая стоимость активной части ОС:

прошлый год — 1 076 097,5 тыс. руб.;

отчетный год — 1 108 603,5тыс. руб. Прирост — 32 506 тыс. руб., или 3,063%.

Прирост среднегодовой стоимости активной части ОС на 1% прироста выручки (3,063 / 20) составит 0,1532, или 15,32% (0,1532 х 100). Коэффициент интенсивности составит 84,68% (100 – 15,32).

На основании произведенных расчетов определим комплексные показатели использования ресурсов согласно алгоритмам их расчетов:

- комплексный показатель экстенсивного использования ресурсов, коэффициент:

∑Кэкст i / п ,

где ∑Кэкст i / п - комплексный показатель экстенсивного использования ресурсов, коэффициент; ∑Кэкст - сумма всех коэффициентов экстенсивности, рассчитанная как отношение динамики прироста показателей экстенсивного влияния ресурса на 1% прироста объема продаж; i - показатель, на основании которого определяется коэффициент экстенсивности; п — число видов ресурсов.

Числовое значение данного коэффициента равно:

(0,05 + 0,1532 +4,2125) / 3 = 1,4719 или 47,19%;

комплексный показатель экстенсивного использования ресурсов:

∑Кэкст i / п * 100 = 1,4719 * 100 = 47,19%,

комплексный показатель интенсивного использования ресурсов:

100 - ∑Кэкст i / п * 100,

Числовое значение коэффициента интенсивного использования ресурсов равно 52,81% (100 – 47,19).

Результаты сведены в аналитическую табл.4.

Таблица 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный

год

Темп роста

Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж

Кэкст. i

Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж

Экстенсивность использования ресурса

Кэкст. i * 100

Интенсивность использования ресурса

100 - Кэкст. i *100

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность рабочих, чел

8100

8181

1

0,05

5

95

2

Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс.руб.

1 076 097,5

1 108 603,5

3,063

0,1532

15,32

84,68

3

Стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс.руб.

3 523 617

4 182 379

84,25

1,4719

421,25

-321,25

4

Выручка от продаж, тыс.руб.

5200000

6240000

20

Х

Х

Х

5

Алгоритм расчета комплексного показ-ля использ-ия ресурсов

Х

Х

Х

Кэкст. i / n

Кэкст. i *100/ n

100-

Кэкст. i *100/ n

6

Показатели, характер-щие комплексное использ-ие ресурсов

Х

Х

Х

0,4719

47,19

52,81


Задание №5

Обобщим выявленные резервы роста выпуска и продаж продукции по каждому виду ресурсов в таблицу 5.

Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов (в тыс. руб.)

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема продаж, выявленных в процессе анализа

Резерв увеличения объема продаж при комплексном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов

1

2

3

4

1

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

351 520

Х

2

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

Х

Х

3

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

17 679

Х

4

Итого комплектный ресурс

Х

Результаты анализа эффективности использования отдельных видов ресурсов свидетельствуют о неблагополучном положении дел в использовании основных средств.

Анализируемая компания имеет резерв роста объема производства и продаж по трудовым ресурсам за счет снижения числа дней, отработанных одним рабочим в размере 351 520 тыс. руб.

Как отмечалось в задании №2, несмотря на значительный рост материальных затрат и повышение показателя материалоотдачи, нельзя сделать вывод об их нерациональном использовании. Это приводит к выводу о реальном влиянии единственно возможного фактора — изменения себестоимости заготовления материалов. Увеличение себестоимости материалов отрицательно отразится на себестоимости продукции, но не расширит возможности выпуска продукции за счет лучшего использования (ликвидации сверхнормативного расхода) материалов (сырья). Поэтому данными о динамике затрат на материалы нельзя пользоваться для определения резерва увеличения выпуска и продажи продукции.

При этом четко просматривается специфика подсчета резервов увеличения выпуска и продаж продукции за счет снижения себестоимости заготовки расходуемых материалов (сырья). Указанная специфика приобретает принципиальное значение в отраслях, где отклонения от норм расхода ингредиентов не может быть по определению (отклонение от норм карается законом). В этом случае стоимостное отклонение от норм возможно только при изменении себестоимости заготовления материалов (сырья). Увеличение материальных затрат не свидетельствует о перерасходе материалов в натуральном выражении, что исключает возможность его включения в резерв роста объема продаж.

Наиболее нерационально на нашем предприятии использовалась активная часть ОС. Сказалось уменьшение количества дней, в течении которых ОС находились в рабочем состоянии (что привело к снижению объема про­даж на 17 679 тыс. руб.).

Сумму резерва анализируемого предприятия нельзя считать комплектной, поскольку у него нет резерва роста выпуска по такому ресурсу, как материалы (сырье). Компания не может увеличить объем выпуска и продаж за счет использования внутренних резервов. Но такой результат нельзя интерпретировать как окончательный в оценке возможности динамического развития всей организации. Он показывает, что деятельность компании, направленная на снижение нерационального использования ресурсов, может значительно улучшить объемные показатели за счет пересмотра политики в области капитальных вложений, например, приобретения нового, более производительного оборудования — активной части ОС. Ликвидация даже части негативного влияния этого фактора позволит сократить потери, которые будут расти с увеличением сроков эксплуатации основных средств.

При планировании большего объема продаж и разработке программы по обеспечению его необходимыми ресурсами целесообразно учесть возможность частичного (или полного) обеспечения ресурсами, по которым имелся резерв. Например, несмотря на отсутствие комплектного резерва увеличения выпуска и продаж продукции за счет ликвидации внутрихозяйственных потерь, результаты анализа должны использоваться в перспективном планировании. При определении роста производственной программы на 5% сумма прироста продукции составит 312 000 тыс. руб. (6240000 х 5 / 100). Компании практически нужно позаботиться о привлечении материальных ресурсов примерно на эту же сумму в составе и ассортименте, необходимом для выпуска продукции, обеспеченного спросом. При автоматизированном способе производства продукции увеличения численности рабочих может не потребоваться, если за счет роста среднечасовой фондоотдачи в достаточной мере обеспечивается рост выработки рабочего и отпадает необходимость в создании новых рабочих мест.


Анализ производства и объема продаж

Задание №6

Для определения влияния на прирост объема продаж, изменения количества проданной продукции в натуральном выражении, ее структуры и цен на нее, рассмотрим приложение 1 (12, приложение 1, с.36).

Приложение 1

Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния различных факторов на изменение выручки от продаж

№ п/п

Показатель

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прош.

год

Отчет.

год

Прош.

год

Отчет.

год

Прош.

год

Отчет.

год

Прош.

год

Отчет.

год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Количество, шт.

8000

9000

4000

4000

6000

6800

18000

19800

2

Цена, тыс.руб.

200,0

210,0

300,0

407,5

400,0

400,0

Х

Х

3

Выручка за прош. год, тыс.руб.

1600000

1890000

1200000

1630000

2400000

2720000

5200000

6240000

4

Расчетный пока-затель выручки за отчетный год при структуре и ценах прошлого года, тыс.руб.

Х

1760000

Х

1320000

Х

2640000

Х

5720000

5

Расчетный пока-затель выручки за отчетный год при ценах прошлого года, тыс.руб.

Х

1800000

Х

1200000

Х

2720000

Х

5720000

1.Расчитаем темп роста количества проданной продукции Тр = 19 800 / 18 000 * 100 = 110%.

2.Рассчитаем выручку от продаж по структуре и ценам прошлого года

Vi = ki прошл.г. * цi прош.г. * 1,1

изделие А: VА = 8 000 * 200 * 1,1 = 1 760 000 тыс.рублей.

изделие В: VВ = 4 000 * 300 * 1,1 = 1 320 000 тыс.рублей.

изделие С: VС = 6 000 * 400 * 1,1 = 2 640 000 тыс.рублей.

итого: Vрасчетное 1 = 1 760 000 + 1 320 000 + 2 640 000 = 5 720 000 тыс.рублей.

3. Определим выручку от продаж по структуре отчетного года в ценах прошлого года

Vi = ki отч.г. * цi прошл.г.

изделие А: VА = 9 000 * 200 = 1 800 000 тыс.рублей.

изделие В: VВ = 4 000 * 300 = 1 200 000 тыс.рублей.

изделие С: VС = 6 800 * 400 = 2 720 000 тыс.рублей.

итого: Vрасчетное 2 = 1 800 000 + 1 200 000 + 2 720 000 = 5 720 000 тыс.рублей.

4. Определим влияние факторов на изменение выручки от продаж

а) влияние изменения количества проданной продукции

ΔVколичество = Vрасчетное 1 – Vпрош.г. = 5 720 000 – 5 200 000 = 520 000 тыс.рублей.

б) влияние изменения структуры проданной продукции

ΔVструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 = 5 720 000 – 5 720 000 = 0 тыс.руб.

в) влияние изменения цены проданной продукции

ΔVцены = Vотч.г. – Vрасчетное 2 = 6 240 000 – 5 720 000 = 520 000 тыс.рублей.

Баланс отклонения 1 040 000 = 520 000 + 520 000.

Влияние экстенсивных факторов (520 000 + 0) / 1 040 000 * 100 = 50%.

Влияние интенсивных факторов 520 000 / 1 040 000 * 100 = 50%.

Можно заключить, что рост выручки произошел как за счет экстенсивных факторов (изменение количества) так и интенсивных факторов (изменение цены).

Задание №7

Используя данные о результатах маркетингового исследования спроса на изделия A, B, C, D и E (12, приложение 4, с.43), разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год. Расчеты обобщим в приложении 4.

Приложение 4

Исходные данные для составления бизнес – плана на будущий отчетный период

№ п/п

Наименование изделий

Спрос на изделия, шт.

Цена изделия на будущий период, тыс.руб

Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс.руб.

Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб.

Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс.руб

Прибыль от продаж на планируемый период, тыс.руб.

Рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж, коэфф.

Отнесение рентабельности продукции к определенной группе, № группы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

ИзделиеА

10000

260

240

2 600 000

2400000

200 000

7,6923

ІІІ

2

ИзделиеВ

5000

460

410

2 300 000

2050000

250 000

10,8696

ІІ

3

ИзделиеС

7500

430

395

3 225 000

2962500

262 500

8,1395

ІІІ

4

ИзделиеD

8200

590

-

-

-

-

-

-

5

ИзделиеЕ

3000

980

870

2 940 000

2610000

330 000

11,2245

ІІ

Итого

33700

Х

Х

11 065 000

10022500

1042500

Х

Расчеты:

1.

Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб.

=

Спрос на изделия, шт.

*

Цена изделия на будущий период, тыс.руб

2.

Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс.руб

=

Спрос на изделия, шт.

*

Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс.руб.

3.

Прибыль от продаж на планируемый период, тыс.руб.

=

Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб.

-

Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс.руб

4.

Рентабельность изделий исходя из отношения прибыли к объему продаж, коэфф.

=

Прибыль от продаж на планируемый период, тыс.руб.

*

100

/

Объем продаж исходя из спроса и возможности ее выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс.руб.

Исходя из разброса значений рентабельности отдельных видов продукции в анализируемой организации, при включении показателей в одну из указанных групп используем следующую градацию: группа 1 – продукция с рентабельностью 25% и выше, группа 2 – от 10 до 25%, группа 3 – ниже 10%.

Анализируя результаты, отраженные в приложении 4, приходим к выводу, что среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, нет убыточных. Наиболее рентабельным является производство изделия «Е». Немного менее рентабельным является выпуск изделия «В». На третьем месте по уровню рентабельности изделие «С». Изделие - «А» наименее рентабельно.

Естественно, что для предприятия более выгодным является выпуск более высокорентабельных изделий. Но, с учетом спроса на выпускаемую продукцию, нельзя отказываться и от нерентабельных изделий. Так как в противном случае, производственные мощности будут использоваться не эффективно, и это приведет к росту полной себестоимости выпускаемой продукции. От нерентабельной продукции можно отказаться лишь в том случае, если есть возможность заменить ее высокорентабельной уже выпускаемой или новой продукцией.

Задание №8

По данным формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках" и справки №2 «Переменные и постоянные расходы в составе затрат на проданную продукцию» [12, приложение 5,с. 47] и результатов анализа предыдущего задания можно определить точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период. Результаты расчетов оформим в таблице 6.

Таблица 6

Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом

№ п/п

Показатель

За отчетный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

Выручка от продаж, тыс.руб.

6 240 000

11 065 000

2

Переменные затраты, тыс.руб.

3 831 360

4 855 360

3

Постоянные затраты, тыс.руб.

1 847 040

2 731 140

4

Прибыль от продаж, тыс.руб.

561 600

3 478 500

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс.руб.

2 408 640

4 868 600

6

Уровень (доля) маржинального дохода в выручке от продаж, коэфф.

0,386

0,561

7

«Критическая точка» объема продаж, тыс.руб.

4 786 080

4 868 600

8

Запас финансовой прочности, тыс.руб.

1 453 920

6 196 400

9

Уровень запасов финансовой прочности в объеме продаж, %

23,3

56

Расчет данных в таблице:

1. Выручку от продаж возьмем из формы №2.

2. Переменные затраты возьмем из справки №2.

3. Постоянные затраты возьмем из справки №2.

4. Прибыль от продаж» = «Выручка от продаж» - «Переменные затраты» - «Постоянные затраты»;

5. Маржинальный доход = Выручка от продажи – переменные затраты

6. Уровень маржинального дохода = Маржинальный доход / выручка от продажи

7. «Критическая точка» объема продаж = выручка от продаж * (постоянные затраты/маржинальный доход).

8. Запас финансовой прочности = Выручка от продаж – «Критическая точка» объема продаж.

9. Уровень запасов финансовой прочности = Запас финансовой прочности / Выручка от продаж * 100

Таким образом, точка безубыточности на предприятии ОАО "Агат" в отчетном году составила 4 786 080 тыс. рублей, а на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом - 4 868 600 тыс. рублей, что свидетельствует о том, что фактический объем продаж безубыточный и рентабельный.

Запас финансовой прочности в отчетном году составил 1 703 124 тыс.рублей. Данный показатель выражает величину, по достижению которой может начаться снижение выручки от продаж и организация понесет убытки.

ЗФП = V факт- V кр., Уровень ЗПФ = ЗПФ/ V факт*100%;

ЗПФ = 6 240 000 – 4 786 080 = 1 453 920 тыс.руб.,

Уровень ЗПФ = 1 453 920 / 6 240 000 *100 =23,3%.

Нормальное значение уровня ЗПФ от 60 до 70%. В данном случае, ЗПФ равен 23,3%, это свидетельствует о небезопасной ситуации на предприятии, что обуславливает риск непокрытия своих расходов.

1. Рассчитаем на планируемый период, обеспеченный спросом.

ЗФП = V факт- V кр., Уровень ЗПФ = ЗПФ/ V факт*100%;

ЗПФ = 11 065 000 – 4 868 600 = 6 196 400 тыс.руб.,

Уровень ЗПФ = 6 196 400 / 11 065 000 *100 =56%. Значение уровня ЗПФ не является нормальным.


Анализ затрат и себестоимости продукции

Задание №9

Рассмотрим данные ф.№5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Обобщим, необходимую для выводов информацию в таблицу 7.

Таблица 7

Расходы по обычным видам деятельности (поэлементно) за отчетный и прошлый год.

№ п/п

Элемент затрат по обычным видам деятельности

За прошлый год

За отчетный год

Изменение (+,-)

тыс.руб.

%*

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Материальные затраты

2 878 150

60,161

3 566 312

62,804

+688 162

+2,643

2

Затраты на оплату труда

1 027 800

21,484

1 135 680

19,999

+107 880

-1,485

3

Отчис-ия на соц. нужды

259 048

6,121

295 277

5,2

+36 229

-0,921

4

Амортизация

445 292

9,238

506 003

8,911

+60 711

-0,327

5

Прочие затраты

173 710

3,604

175 228

3,086

+1 528

-0,518

6

Итого

4 784 000

100

5 678 500

100

894 400

*%= Элемент затрат/итого

За анализируемый период материальные затраты выросли на 688 162 тыс.руб., доля материальных затрат увеличилась на 2,643%.

Затраты труда за анализируемый период возросли на 107 880 тыс. руб., доля затрат на оплату труда уменьшилась на 1,485%.

Отчисления на социальные нужды выросли на 36 229 тыс.руб., доля уменьшилась на 0,921%. Амортизация за анализируемый период выросла на 60 711 тыс.руб., доля уменьшилась на 0,327%. Прочие затраты выросли на 1 528 тыс.руб., доля уменьшилась на 0,518%.

Наибольшие затраты как в прошлом году, так и в отчетном, являются материальные затраты и затраты на оплату труда.

Тенденция относительно положительна, так как выручка растет и затраты тоже растут.

Задание №10

Охарактеризуем динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб.продаж), выявим влияние на изменение данного показателя структуры проданной продукции, себестоимости отдельных ее видов и цен. Результаты расчетов приведены в приложении 2. [12, приложение 3, с.38].

Приложение 2

Вспомогательные расчеты к построению алгоритмов для анализа затрат на 1 рубль продаж

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  489  490  491   ..

 

№ п/п

Показатель

Услов-ное обозна-чение

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

Прош-лый год

Отчет-ный год

1

Количество, шт.

Q

8 000

9 000

4 000

4 000

6 000

6 800

18 000

19 800

2

Цена, тыс. руб.

Z

200

210

300

407,5

400

400

Х

Х

3

Стоимость, тыс. руб.

QZ

1600000

1890000

1200000

1630000

2400000

2720000

5200000

6240000

4

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

P

160

205

283,5

400,75

395

328

Х

Х

5

Себестоимость продукции, тыс. руб.

QP

1280000

1845000

1134000

1603000

2370000

2230400

4784000

5678400

6

Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции прошлого года, тыс. руб.

* Q1 P0

Х

1440000

Х

1134000