Главная      Учебники - Экономика, бухгалтерия     Лекции по бухгалтерии - часть 7

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  488  489  490   ..

 

 

Комплекский экономический анализ предприятия ООО Рубин

Комплекский экономический анализ предприятия ООО Рубин

по комплексному экономическому анализу хозяйственной деятельности

Вариант 3

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… …3

1. Анализ ресурсного потенциала…………………………………………........4

2. Анализ производства и объема……………………………………………...15

3. Анализ затрат и себестоимости продукции…………………………………22

4. Анализ финансовых результатов деятельности организации…………….32

5. Анализ финансового положения организации…………………………......43

6. Комплексная оценка деятельности организации…………………………..57

Заключение …………………………………………………………………... …60

Список литературы…. …………………………………………………….... ….63

Приложения….……………………………………………………………………64

Введение

Основной задачей проведения комплексного экономического анализа в условиях переходной рыночной экономики является повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.

Важное место в системе комплексного экономического анализа занимает оценка хозяйственной деятельности, представляющая собой обобщающий вывод о результатах деятельности на основе качественного и количественного анализа хозяйственных процессов, отражаемых системой показателей.

В данной курсовой работе предлагается методика комплексной сравнительной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия, основанная на теории и методике комплексного экономического анализа предприятия в условиях рыночных отношений, проводимая с использованием показателей, рассчитанных на основе данных бухгалтерской финансовой отчетности.

Цели выполнения курсовой работы:

– закрепление теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплины «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности»;

– развитие практических навыков проведения экономического анализа;

– обобщение полученных результатов анализа с целью выявления комплексной величины резервов, которые в конечном итоге могут быть квалифицированны как готовые к мобилизации в производственно-хозяйственной деятельности анализируемой организации.

Предметом исследования является комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. Объектом исследования является комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности условного промышленного предприятия ООО «Рубин».

1. Анализ ресурсного потенциала организации

Задание 1.1

Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом в таблице 1.

Таблица 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Динамика показателей, %

Разница в процентах

(+/-)

Расчет влияния фактора

Фактор, повлиявший на выявленное изменение

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность рабочих (N), чел.

9750

10725

110,00

10,00

723839,9

Численность рабочих

2

Число отработанных человеко-дней (Чд), дн.

2340000

2627625

112,292

2,292

165879,98

кол-во дней, отработанных одним работником

3

Число отработанных человеко- часов (Чч), ч.

18720000

20495475

109,484

-2,807

-203203,97

Продолжительность смены

4

Объем продаж (без НДС)(V), тыс. руб.

7238399

8243819

113,890

4,406

318903,09

Выработка одного работника (В)

Расчеты к таблице 1

Графа 5 «Динамика показателя» определяется как отношение показателя отчетного года к показателям прошлого года умноженное на 100%:

Графа 6 «Разница в процентах» определяется путем сопоставления выявленной динамики с аналогичным результатом предыдущего показателя; исключением является первый показатель (численность рабочих), динамика которого сравнивается со 100%.

Разница численности рабочих:

Разница числа отработанных человеко-дней:

Разница числа отработанных человеко-часов:

Разница объема продаж:

Для расчета степени влияния каждого фактора выявленная разница в процентах умножается на прошлогодний объем продаж и делится на 100.

Влияние численности рабочих на изменение объема продаж:

тыс. руб.

Влияние количества дней, отработанных одним работником, на изменение объема продаж:

тыс. руб.

Влияние продолжительности смены на изменение объема продаж:

тыс. руб.

Влияние выработки одного работника на изменение объема продаж:

тыс. руб.

Совокупное влияние факторов на изменение объема продаж:

тыс. руб.

ВЫВОД: в отчетном году на предприятии ООО «Рубин» произошел рост объема продаж на 1005420 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом.

На данное изменение оказали влияние следующие факторы:

1) увеличение численности рабочих на 975 человек привело к увеличению объема продаж на 723839,9 или на 10%;

2) произошло увеличение числа отработанных человеко-дней одним рабочим на 287625. Это привело к увеличению объема продаж на 165879,98 или на 2,29%;

3) увеличилось количество отработанных человеко-часов на 1775475, что привело к снижению объема продаж на 203202,97 или на 2,81%;

4) в отчетном году среднечасовая выработка одного рабочего увеличилась. Повышение производительности труда позволило увеличить объем продаж на 318903,09 или на 4,41%.

Полученное увеличение объема продаж за отчетный период произошло в основном за счет увеличения численности рабочих, а также за счет увеличения числа отработанных человеко-дней. Отрицательную динамику оказало увеличение отработанных человеко-часов, что привело к недополучению предприятием прибыли.

Задание 1.2

Определим степень влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов, а расчеты представим в таблице 2.

Графа 5 «Изменение» рассчитывается как показатель отчетного года за минусом показателя прошлого года.

Коэффициент материалоотдачи проданной продукции рассчитывается как отношение объема продаж к стоимости материалов в себестоимости продаж:

За прошлый год:

За отчетный год:

Сравнительный анализ коэффициентов материалоотдачи показывает, что в отчетном году коэффициент увеличился на 0,0146.

Для определения влияния факторов на прирост объема продаж в отчетном году, воспользуемся мультипликативной моделью:

.

Используем для расчета влияния факторов метод абсолютных разниц.

1. Определим влияние изменения стоимости материалов в себестоимости продаж: = 544630 * 1,7186 = 936025,5022 тыс. руб.

2. Определим влияние изменения материалоотдачи реализованной продукции: =4756320*0,0146=69394,4978 тыс. руб.

Общее влияние факторов: 936025,5022 + 69394,4978 = 1005420 тыс. руб.

Это соответствует совокупному влиянию факторов на изменение объема продаж: 8243819-7238399=1005420 тыс. руб.

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов, связанных с использованием материалов

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,-)

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС) (V), тыс. руб.

7238399

8243819

+1005420

2

Стоимость материалов в себестоимости продаж (Мз), тыс. руб.

4211690

4756320

+544630

3

Коэффициент матер

алоотдачи (Мо) проданной продукции (рассчитать)

1,7186

1,7332

+0,0146

4

Влияние на изменение объема продаж (V) следующих факторов:

Х

Х

Х

а) изменение стоимости материалов в себестоимости продаж (∆Мз) (рассчитать), тыс. руб.

Х

Х

936025,5022

б) изменение материалоотдачи проданной продукции (∆мо) (рассчитать), тыс. руб.

Х

Х

69394,4978

ВЫВОД: в отчетном году на предприятии ООО «Рубин» произошел рост объема продаж на 1005420 тыс. рублей по сравнению с предыдущим годом. Положительное влияние на объем продаж оказало увеличение в отчетном году материалоотдачи, что позволило увеличить объем продаж на 69394,4978 тыс. руб. Так же произошло увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж, что позволило увеличить объем продаж на 936025,5022 тыс. руб.

Задание 1.3

Определим степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на объем продаж, а также резерв роста продаж за счет ликвидации отрицательно повлиявших факторов, расчеты представим в таблицы 3.

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств рассчитывается как:

ПСос прошлый год = (ПСнач. года + ПСкон. года )/2 = (785016+342396+790145+343862) / 2 = 1130709,5 тыс. рублей.

Пос. отчетный год = (ПСнач. года + ПСкон. года )/2 = (802846+347525+851449+361506) / 2 = 1181663 тыс. рублей.

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования рассчитывается как:

Объем продаж / Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств / Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии / Коэффициент сменности оборудования / Средняя продолжительность смены

Вч за прошлый год = 7238399 / 1130709,5 / 240 /1,3 /8 = 0,0026 тыс. руб.

Вч за отчетный год = 8243819 / 1181663 / 245 / 1,5 / 7,8 = 0,0024 тыс. руб.

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования в отчетном году уменьшился на 0,0001 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных факторов,

связанных с использованием основных средств

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Изменение (+,-)

1

2

3

4

5

1

Объем продаж (без НДС) (V ), тыс. руб.

7238399

8243819

1005420

2

Среднегодовая первоначальная стоимость активной части производственных основных средств (ОС пр ), тыс. руб. (ББ)

1130709,5000

1181663,0000

50953,5000

3

Количество дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии (Рд ), дн. (справка 1)

240,0000

245,0000

5,0000

4

Коэффициент сменности работы оборудования (Ксм ) (справка 1)

1,3000

1,5000

0,2000

5

Средняя продолжительность смены (Псм ), ч. (справка 1)

8,0000

7,8000

-0,2000

6

Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования (Вч ), тыс. руб.

0,0026

0,0024

-0,0001

7

Влияние на изменение объема продаж ( V ) следующих факторов (рассчитать):

х

х

х

а) изменения первоначальной стоимости активной части производственных основных средств (∆ОС пр ), тыс. руб.

х

х

326186,1366

б) изменения количества дней, в течение которых основные средства находились в рабочем состоянии (∆Рд ), дн.

х

х

157595,5237

в) изменения коэффициента сменности (∆Ксм ), тыс. руб.

х

х

1188027,7939

г) изменение средней продолжительности смены (Псм) тыс. руб.

х

х

-222755,2114

д) изменения объема продаж, приходящегося на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы, (∆Вч ), тыс. руб.

х

х

-443634,2428

Для расчета влияния факторов (∆ОСак, ∆Рд, ∆Ксм, ∆Псм, ∆Вч) на изменение объема продаж (+1005420 тыс. руб.) воспользуемся способом абсолютных разниц. Получаем следующую мультипликативную модель:

.

а) Влияние изменения среднегодовой стоимости активной части производственных основных средств:

=

= 50953,5 *240 *1,3 *8 *0,0026 = 326186,1366 тыс. руб.

б) Влияние изменения количества дней, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии:

=

= 1181663 *5*1,3 *8 *0,0026 = 157595,5237 тыс. руб.

в) Влияние изменения коэффициента сменности:

=

= 1181663*245*0,2*8*0,0026= 1188027,7939 тыс. руб.

г) Влияние изменения средней продолжительности смены:

=

= 1181663*245*1,5*(-0,2)*0,0026 = -222755,2114 тыс. руб.

д) Влияние изменения продукции, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы:

=

= 1181663*245*1,5*7,8*(0,0001)= - 443634,2428 тыс. руб.

Совокупное влияние факторов:

326186,1366 + 157595,5237 + 1188027,7939 +-222755,2114 - 443634,2428 = 1005420. Это соответствует общему изменение объема продаж: 8243819-7238399=1005420 тыс. руб.

ВЫВОД: на основании произведенных расчетов можно говорить о том, что изменения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, количества дней, в течение которых активная часть основных средств находилась в рабочем состоянии, а также коэффициента сменности позволило увеличить объем продаж на 326186,1366 тыс. руб., 157595,5237 тыс. руб., 1188027,7939 тыс. руб. соответственно.

В то же время изменение средней продолжительности смены, и стоимости продукции, приходящейся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы привело к сокращению объема продаж на 222755,2114 тыс. руб. и 443634,2428 тыс. руб. соответственно.

Сумма отрицательно повлиявших факторов – есть неиспользованный резерв роста объема продаж. В связи с этим, можно рекомендовать предприятию увеличить среднюю продолжительность рабочей смены для максимального увеличения объема продаж.

Задание 1.4

Дадим комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации, расчеты представим в таблице 4.

Гр. 5 = гр. 4/ гр. 3 * 100 -100;

Гр. 6 стр. 1 или 2 или 3 = гр. 5 стр. 1 или 2 или 3 / гр. 5 стр. 4);

Гр. 6 стр. 6 = 2 гр. 6 по стр. 1,2 и 3 / п;

Гр. 7 стр. 1 или 2 или 3 = гр. 6 * 100;

Гр. 7 стр. 6 = ∑ гр.7 по стр. 1, 2 и 3 /n;

Гр. 8 стр. 1 или 2 или 3 = 100 - гр. 7 стр. 1 или 2 или 3;

Гр. 8 стр. 6 = ∑ гр. 8 по стр. 1, 2 и 3 /n.

ВЫВОД: на основании произведенных расчетов можно говорить о том, что предприятие выбрало экстенсивный путь развития (коэффициент экстенсивности – 0,66), т.е. увеличение объема производства за счет увеличения количества средств труда, найма дополнительного числа рабочих, увеличения материальных ресурсов, направляемых на производство. Это подтверждается и показателем, характеризующим комплексное использовании ресурсов, его значение равно 65,84%.

Таблица 4

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Темп прироста, %

Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж (Кэкст.i )

Коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж

экстенсивности использования ресурса (Кэкст.i * 100)

интенсивности использования ресурса (100 - Кэкст.i * 100)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность рабочих, чел.

9750

10725

10

0,7199

71,9938

28,0062

2

Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб.

1130709,5

1181663

4,5063

0,3244

32,4428

67,5572

3

Стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции, тыс. руб.

4211690

4756320

12,931

0,9310

93,0980

6,9020

4

Выручка от продаж продукции, тыс. руб.

7238399

8243819

13,890

Х

Х

Х

5

Алгоритм расчета показателя, характеризующего комплексное использование ресурсов

Х

Х

Х

Кэкст.i /n

Кэкст.i * 100 /n

100 - ∑Кэкст.i * 100 /n

6

Показатели, характеризующие комплексное использование ресурсов

Х

Х

Х

0,6584

65,8448

34,1552

Однако активная часть производственных основных средств использовалась интенсивно. Для получения 1% прироста выручки от продаж потребовалось увеличить на 0,72 % численность рабочих, на 0,32 % среднегодовую стоимость активной части основных средств и на 0,93% стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции.

Ограниченность производственных ресурсов не позволит бесконечно наращивать объем производства. Предприятию необходимо перейти на интенсивный путь развития, а именно: увеличивать производительность труда за счет приобретения более совершенного оборудования, внедрять новейшие технологии производства.

Задание 1.5

Определим комплектный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего (интенсивного или экстенсивного) использования ресурсного потенциала организации, расчеты представим в таблице 5.

Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа

Резерв увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов

1

2

3

4

1

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

203202,9719

-

2

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

-

-

3

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

666389,4542

-

4

Итого комплектный ресурс

Х

-

ВЫВОД: ООО «Рубин» имеет резерв роста объема производства и продаж по трудовым ресурсам за счет снижения внутрисменных потерь рабочего времени в размере 203202,9719 тыс. руб. Наиболее нерационально на предприятии использовалась активная часть основных средств. Сказалось наличие внутрисменных потерь рабочего времени (что привело к снижению объема продаж на 222755,2114 тыс. руб.) и снижение среднечасовой фондоотдачи активной части основных средств (что привело к снижению объема продаж на 443634,2428 тыс. руб.). Сумма резерва роста объема продаж составила 666389,4542 тыс. руб.

Комплектный резерв это минимальная из сопоставляемых сумм, т.к. именно в этом размере рост производства обеспечивается всеми видами ресурсов. Сумму резерва предприятия ООО «Рубин» нельзя считать комплектной, поскольку у него нет резерва роста выпуска по такому ресурсу, как материалы. Компания не может увеличить объем выпуска и продаж за счет использования внутренних резервов.

2. Анализ производства и объема продаж

Задание 2.1

Определим влияние на прирост объема продаж изменения количества проданной продукции (в натуральном выражении), ее структуры и цен на нее.

Для проведения необходимых расчетов используем Приложение 1 «Информация и необходимые аналитические расчеты, необходимые для определения влияния различных факторов на изменение выручки от продаж».

Расчеты представим в таблице 6.1.

Таблица 6.1

Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые для определения влияния изменения количества, структуры и цен на реализованную продукцию

№ п/п

Наимено-вание проданной продукции

Количество проданной продукции, шт.

Цены на проданную продукцию, тыс. руб.

Выручка за прош-лый год, тыс. руб.

Расчетный показатель выручки за отчетный год, тыс. руб.

Выручка за отчетный год, тыс. руб.

за прош-лый год

за отчет-ный год

за прош-лый год

за отчет-ный год

при структуре и ценах прошлого года

в ценах прошлого года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Изделие А

11500

11680

256

302,3

2944000

3532065,1

2990080

3530864

2

Изделие В

5880

5600

305,34

264,42

1795399

2154646,1

1709904

1480752

3

Изделие С

7000

11976

357

269,89

2499000

2998584,9

4275432

3232203

4

Итого

24380

29256

Х

Х

7238399

8685296,2

8975146

8243819

На изменение выручки от продаж, как правило, оказывают влияние 2 фактора – изменение количества проданной продукции и изменение цены на реализованную продукцию.

Определим структуру проданной продукции за прошлый год по формуле:

.

Изделие А = =0,4716;

Изделие В = =0,2412;

Изделие С = =0,2871.

Сравнивая данные показатели можно сказать, что в структуре проданной продукции за прошлый год наибольшую долю составляет изделие А, доля которого равна 0,4716. Изделие С, доля которого составляет 0,287, занимает второе место в структуре продукции. Наименьшую долю имеет изделие В 0,2412.

Рассчитаем выручку от продаж за отчетный год при структуре и ценах прошлого года:

NA = 29256 * 0, 4716 *256 = 3532065,178 тыс. руб.

NB = 29256 *0, 2412 * 305, 34 =2154646, 122 тыс. руб.

NC = 29256 *0, 2871 * 357 = 2998584,943 тыс. руб.

Итого: 8685296, 243 тыс. руб.

Рассчитаем выручку от продаж за отчетный год при структуре проданной продукции отчетного года и в ценах прошлого года:

NA = 11680 * 256 = 2990080 тыс. руб.

NB = 5600 * 305, 34 = 1709904 тыс. руб.

NC = 11976 * 357 =4275432 тыс. руб.

Итого: 8975416 тыс. руб.

Определим влияние на изменение объема продаж факторов:

а) количества проданной продукции:

ΔVколичество = Vрасчетное 1 – Vпрол.г. = 8685296, 2– 7238399 = 1446897 тыс. руб.,

б) структуры проданной продукции:

ΔVструктуры = Vрасчетное 2 – Vрасчетное 1 = 8975146 – 8685296,2 = 290119,7572 тыс. руб.,

в) цены проданной продукции:

ΔVцены = Vотч.г. – Vрасчетное 2 = 8243819 - 8975146 = -731597 тыс. руб.

Совокупное влияние факторов на изменение объема продаж:

ΔVк-во + ΔVс-ры + ΔVцены = 1446897+ 290119,7572-731597 = 1005420 тыс. руб.

ВЫВОД: негативную роль сыграл фактор изменения цен на проданную продукцию, что привело к снижению выручки от продаж на 731597 тыс. руб. Благодаря росту количества продукции в натуральном выражении на 4876 единиц выручка от продаж увеличилась на 1446897тыс. руб. За счет изменения структуры проданной продукции выручка также увеличилась 290119,7572 тыс. руб.

Задание 2.2

Используя результаты маркетингового исследования, представленные в Приложении 4, разработаем часть бизнес-плана по реализации продукции организации на следующий год в таблице 6.2.

Объем продаж = Спрос на изделие * Цена изделия на будущий период.

Себестоимость объема продаж = Спрос на изделие * Себестоимость ед. продукции.

Прибыль от продаж = Объем продаж - Себестоимость объема продаж.

Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Объем продаж *100.

Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности используется следующая градация: группа 1 – продукция с рентабельностью 25% и выше, группа 2 – от 10 до 25 %, группа 3 – ниже 10%.

ВЫВОД: среди изделий, планируемых к продаже в следующем году, нет убыточных. Наиболее рентабельным является производство изделия В. Менее рентабельным является выпуск изделия А. На третьем месте по уровню рентабельности находится выпуск изделия С. Наименее рентабельным является выпуск изделия D. Для выпуска изделия Е в ООО нет соответствующих условий.

Естественно, что для предприятия более выгодным является выпуск более высокорентабельных изделий.

Таблица 6.2

Составление бизнес-плана на будущий период

№ п/п

Показатель

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Изделие D

Изделие Е

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Спрос на изделие, шт.

12000

4500

4600

400

6000

16700

2

Цена изделия на будущий период, тыс. руб.

320

310

750

590

980

Х

3

Себестоимость ед. продукции, возможной к выпуску в следующем отчетном году, тыс. руб.

294

260

695

570

-

Х

4

Объем продаж исходя из спроса и возможности выпуска, который может быть включен в бизнес-план, тыс. руб.

3840000

1395000

3450000

236000

-

8921000

5

Себестоимость объема продаж продукции, включенной в бизнес-план, тыс. руб.

3528000

1170000

3197000

228000

-

Х

6

Прибыль от продаж на планируемый период, тыс. руб.

312000

225000

253000

8000

-

798000

7

Рентабельность продаж, %

8,125

16,1290

7,3333

3,3898

-

Х

8

Отнесение продукции к определенной группе в зависимости от уровня ее рентабельности, № группы

3

2

3

3

-

Х

Но, с учетом спроса на выпускаемую продукцию, нельзя отказываться и от менее рентабельных изделий.

Так как в противном случае, производственные мощности будут использоваться не эффективно, и это приведет к росту полной себестоимости выпускаемой продукции. От менее рентабельной продукции можно отказаться лишь в том случае, если есть возможность заменить ее высокорентабельной уже выпускаемой или новой продукцией.

Задание 2.3

Определим точку безубыточности и зону финансовой устойчивости за отчетный год и на планируемый период (таблица 6.3).

Таблица 6.3

Критический объем продаж за отчетный год и на планируемый объем продаж, обеспеченный спросом

№ п/п

Показатель

За отчетный год

На планируемый период, обеспеченный спросом

1

2

3

4

1

Выручка от продаж, тыс. руб.

8243819

8921000

2

Переменные затраты, тыс. руб.

4426831

5497725

3

Постоянные затраты, тыс. руб.

2910208

2534075

4

Прибыль от продаж, тыс. руб.

906780

889200

5

Маржинальный доход в составе выручки от продаж, тыс. руб.

3816988

3423275

6

Доля маржинального дохода в выручке от продаж

0,4630

0,3837

7

"Критическая точка" объема продаж, тыс. руб.

6285382,088

6603758,995

8

Запас финансовой прочности, тыс. руб.

1958436,912

2317241,005

9

Уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж, %

23,7564

25,9751

Расчеты к таблице 6.3

Прибыль от продаж = Выручка от продаж - Переменные затраты - Постоянные затраты.

за отчетный год: 8243819 – 4426831 – 2910208 = 906780 тыс. руб.,

на планируемый период: 8921000 -5497725 -2534075 =889200 тыс. руб.

В отчетном году прибыль от продаж больше на 17580 тыс. руб., чем в планируемом периоде.

Маржинальный доход определяем как разницу между выручкой от продаж и переменными затратами:

за отчетный год: 8243819 – 4426831 =3816988 тыс. руб.,

на планируемый период: 8921000 -5497725 =3423275 тыс. руб.

Маржинальный доход также больше в отчетном году.

Определим долю маржинального дохода в выручке от продаж по формуле:

.

За отчетный год: 3816988 / 8243819 =0,4630.

На планируемый период: 3423275 / 8921000 =0,3837.

Доля маржинального дохода отчетного года больше чем доля маржинального дохода планируемого периода на 0,0790.

Постоянные расходы делим на долю маржинального дохода и получаем точку безубыточности в стоимостном выражении:

за отчетный год: 2910208 / 0,4630 = 6285382,088 тыс. руб.,

на планируемый период: 2534075 / 0,3837 = 6603758,995 тыс. руб.

точка безубыточности на планируемый период составляет 6603758,995 тыс. руб., что на 318376,907 тыс. руб. больше в отчетном году.

Далее определяем запас финансовой прочности в абсолютном выражении путем вычитания из выручки от продаж критического объема продаж:

за отчетный год: 8243819 - 6285382,088 = 1958436,912 тыс. руб.;

на планируемый период: 8921000 - 6603758,995 = 2317241,005 тыс. руб.

Определим уровень запаса финансовой прочности в объеме продаж по формуле:

.

за отчетный год: 1958436,912 / 8243819 = 23,76 %,

на планируемый период: 2317241,005 / 8921000 = 25,98 %.

Запас финансовой прочности в планируемом периоде больше, чем в отчетном как в абсолютном выражении, так и относительном.

ВЫВОД: в отчетном году точка безубыточности составила 6285382,088 тыс. руб., что свидетельствует о том, что фактический объем продаж в отчетном году был безубыточным и рентабельным. Запас финансовой прочности следует поддерживать на нормативном уровне (60–70%) на случай хозяйственных затруднений и ухудшения конъюнктуры рынка. В рассматриваемом предприятии данный уровень значительно ниже нормативного показателя. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо наиболее полно использовать резервы повышения объема продаж и снижения себестоимости продукции.

3. Анализ затрат и себестоимости продукции

Задание 3.1

Охарактеризуем производственный процесс с точки зрения структуры его затрат, возможные причины его изменения в зависимости от производственной программы (таблица 7).

Расчеты к таблице 7.

Определим структуру элементов затрат за отчетный год:

МЗ = 4756320 /7337039 *100% =64,83%,

ОТ = 1540778 /7337039 *100% =21%,

ОС = 400602 / 7337039 *100% =5,46%,

А = 474025 / 7337039 *100% =6,46 %,

ПЗ = 165314 / 7337039 *100% =2,25%.

Аналогично определяется структура элементов затрат за прошлый год.

ВЫВОД: в отчетном году по сравнению с прошлым годом расходы предприятия возросли на 822463 тыс. рублей.

Таблица 7

Расходы по обычным видам деятельности в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы

№ п/п

Элемент затрат по обычным видам деятельности

За отчетный год

За прошлый год

Изменение (+/-)

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

1

Материальные затраты

4756320

64,8262

4211690

64,65

544630

0,1759

2

Затраты на оплату труда

1540778

21

1302915

20

237863

1

3

Отчисления на социальные нужды

400602

5,4600

338758

5,2

61844

0,26

4

Амортизация

474025

6,4607

497621

7,639

-23596

-1,1779

5

Прочие затраты

165314

2,2531

163592

2,511

1722

-0,2580

6

Итого

7337039

100

6514576

100

822463

х

Изменилась так же и структура расходов.

Так в отчетном году на 544630 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом увеличились материальные затраты, их доля в общей сумме затрат увеличилась с 64,65 % до 64,83 % на 0,18%.

Сумма затрат на оплату труда выросла на 237863 тыс. рублей, а их доля в общей сумме затрат увеличилась незначительно - на 1,0% по сравнению с прошлым годом.

Отчисления на социальные нужды возросли в отчетном году на 61844 тыс. рублей, а их доля в общем составе затрат выросла на 0,26%.

Амортизация в отчетном году по сравнению с прошлым годом снизилась на 23596 тыс. рублей, доля в составе общих затрат уменьшилась соответственно на 1,18 %.

Прочие затраты увеличились в отчетном году так же незначительно на 1772 тыс. рублей, а их доля в составе общих затрат сократилась на 0,2580%.

Таким образом, можно сказать, что наибольший удельный вес в общей сумме затрат составляют материальные затраты и затраты на оплату труда.

В случае изменения производственной программы (ее увеличения) пропорционально увеличатся материальные расходы, а затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды и амортизация будут увеличиваться при экстенсивном пути развития и уменьшаться при интенсивном. Обратная ситуация будет при уменьшении производственной программы.

Задание 3.2

Охарактеризуем динамику себестоимости проданной продукции (затрат на 1 руб. продаж). Выявим влияние на изменение данного показателя структуры проданной продукции, себестоимости отдельных ее видов и цен, используя данные, приведенные в Приложении 2. Результаты расчетов представим в таблицы 8.1.

Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы прошлого года определяется по форме: Q1 P0 = Q1 * P0 .

Для изделия А: 11680 * 253.99 = 2966603 тыс. руб.,

Для изделия В: 5600 * 231.41 = 1295896 тыс. руб.,

Для изделия С: 11976 * 319 = 3820344 тыс. руб.

Итого: 8082843 тыс. руб.

Стоимость продаж отчетного года в ценах предыдущего года определяется по формуле Q1 Z0 = Q1 * Z0 .

Для изделия А: 11680 * 256 = 2990080 тыс. руб.,

Для изделия В: 5600 * 305.34 = 1709904 тыс. руб.,

Для изделия С: 11976 * 356 = 4263456 тыс. руб.

Итого: 8975416 тыс. руб.

Таблица 8.1.

№ п/п

Показатель

Условное обозначение

Изделие А

Изделие В

Изделие С

Итого

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Количество, шт.

Q

11500

11680

5880

5600

7000

11976

24380

29256

2

Цена, тыс. руб.

Z

256

302.3

305.34

264.42

356

269.89

Х

Х

3

Стоимость, тыс. руб.

QZ

2944000

3530864

1795399

1480752

2499000

3232203

7238399

8243819

4

Себестоимость единицы продукции, тыс. руб.

P

253.99

264.01

231.41

250

319

238.26

Х

Х

5

Себестоимость продукции, тыс. руб.

QP

2920885

3083637

1360691

1400000

2233000

2853402

6514576

7337039

6

Себестоимость объема продаж отчетного года при себестоимости единицы прошлого года, тыс. руб.

Q1 P0

Х

2966603

Х

1295896

Х

3820344

Х

8082843

7

Стоимость продаж отчетного года в ценах предыдущего года, тыс. руб.

Q1 Z0

Х

2990080

Х

1709904

Х

4263456

Х

8975416

Затраты на 1 руб. продаж = . Этот показатель характеризует размер себестоимости в 1 руб. цены реализации. Для расчета влияния факторов на изменение затрат на 1 руб. продаж формируется система относительных показателей затрат на 1 руб. продаж.

Затраты на 1 руб. продаж = .

За прошлый год = 6514576 / 7238399 =0,90 руб.

За отчетный год = 7337039 / 8243819= 0,89 руб.

Определим изменение затрат на 1 руб. продаж:

0,89 -0,90 = - 0,01 руб.

В отчетном году затраты на 1 руб. продаж уменьшились на 0,01 руб.

Рассчитаем влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. продаж:

а) Для расчета влияния изменения структуры продаж нужно из затрат на 1 руб. продаж отчетного года при себестоимости единицы продукции и ценах прошлого года вычесть затраты на 1 руб. продаж прошлого года:

руб.

б) Изменение себестоимости отдельных видов продукции:

руб.

в) Изменение цен на продукцию:

руб.

Совокупное влияние факторов:

0,0005 – 0,0831+0,0725 = -0,01руб.

ВЫВОД: себестоимость реализованной продукции в отчетном году снизилась на 0,01 руб. на 1 рубль затрат. Это произошло в результате изменения структуры реализованной продукции, которая увеличилась на 0,0005 руб., увеличение изменения цен на продукцию на 0,0725 руб., но наибольшее влияние оказало снижение себестоимости отдельных видов продукции на 0,0831 руб.

совокупная величина показателей изменение структуры реализованной продукции и изменение цен на продукцию является резервом снижения себестоимости продукции: 0,0005 + 0,0725 = 0,0731 руб.

Резерв снижения себестоимости продаж = величина резерва снижения затрат на 1 руб. продаж * Выручка от продаж за отчетный год = 0,0731*8243819=602595,2676 тыс. руб.

Задание 3.3

Определим степень влияния отдельных факторов на стоимость используемых в производств материалов, а также резервы ее снижения,

используя Приложение 3.

Стоимость израсходованного материала определяется умножением количества этого материала на себестоимость его заготовления.

.

1. Материал вида Х. Определим, как на стоимость материала вида X повлияло изменение количества его расходования и изменение себестоимости его заготовления в отчетном году по сравнению с прошлым периодом.

Изменение количества израсходованного материала:

тыс. руб.

Изменение себестоимости заготовления материала:

тыс. руб.

Совокупное влияние факторов:

тыс. руб.

2. Материал вида У. Проведем аналогичные расчеты.

Изменение количества израсходованного материала:

тыс. руб.

Изменение себестоимости заготовления материала:

тыс. руб.

Совокупное влияние факторов:

тыс. руб.

3. Материал вида Z.

Изменение количества израсходованного материала:

тыс. руб.

Изменение себестоимости заготовления материала:

тыс. руб.

Совокупное влияние факторов:

тыс. руб.

4. Материал вида W.

Изменение количества израсходованного материала:

тыс. руб.

Изменение себестоимости заготовления материала:

тыс. руб.

Совокупное влияние факторов:

тыс. руб.

Итого по всем материалам, используемым в производстве:

1) изменение количества израсходованного материала:

тыс. руб.

2) изменение себестоимости заготовления материала

тыс. руб.

3) совокупное влияние факторов

тыс. руб.

ВЫВОД: стоимость израсходованного материала на предприятии в отчетном году выросла по сравнению с предыдущим годом на 484100 тыс. рублей. Это произошло как за счет роста количества израсходованного материалов, так и за счет увеличения цены на материал. При рассмотрении каждого вида материала, делаем вывод, что увеличение себестоимости заготовления было почти по всем видам материалов, кроме материала вида У (себестоимость уменьшилась на 90550 тыс. руб.). При этом наибольший рост произошел у материала вида W (на 398260 тыс. руб.), а наименьший – у материала Х (на 39300 тыс. руб.). Следует отметить, что рост себестоимости за счет увеличения количества израсходованных материалов превышает рост себестоимости за счет увеличения цены по всем видам материалов. Общее влияние двух факторов (изменение себестоимости заготовления материала и количества израсходованного материала) привело к увеличению стоимости израсходованных материалов.

Задание 3.4

Определим степень влияния отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда и резерв снижения этих затрат.

Воспользуемся данными формы №5.

Затраты на оплату труда (ЗОТ):

Прошлый год = 1302915 тыс. руб.

Отчетный год = 1540778 тыс. руб.

Определим среднюю заработную плату, приходящуюся на одного работника = , где N – это среднегодовая численность рабочих (справка №1).

Прошлый год = тыс. руб.

Отчетный год = тыс. руб.

Определим какими были бы затраты на оплату труда при средней заработной плате, приходящейся на одного работника на уровне прошлого года и численности работников отчетного года:

тыс. руб.

Определим влияние отдельных факторов на уровень затрат по оплате труда:

1) изменение численности работников:

= 1433206-1302915=130291 тыс. руб.

2) изменение средней заработной платы, приходящейся на одного работника:

ЗОТ 1 - = 1540778 – 1433206 = 107572 тыс. руб.

3) совокупное влияние факторов:

тыс. руб.

ВЫВОД: в отчетном году на предприятии ООО «Рубин» произошел рост затрат по оплате труда на 237863 тыс. рублей по сравнению с прошлым годом. Данный рост произошел из-за увеличения средней заработной платы, приходящейся на одного работника, под воздействием которой затраты на оплату труда возросли на 107596,25 тыс. рублей, а за счет увеличения численности работников на 975 чел., затраты на оплату труда выросли на 130266,75 тыс. рублей.

Под фондом оплаты труда (ФОТ) понимается вся сумма выплат работникам организации, определяемая по тарифам, окладам, сдельным расценкам (включая прогрессивные доплаты, надбавки, премии, материальные поощрения и т.п.)

При расширении использования аналитических данных бухгалтерского учета возможно более полное отражение влияния различных факторов на уровень затрат по оплате труда (фонд оплаты труда).

Величина ФОТ зависит от трех основных факторов:

- численность работающих;

- среднечасовая заработная плата.

- количество часов, отработанных и оплаченных за анализируемый период;

Каждый из перечисленных факторов, в свою очередь, может быть представлен как ряд взаимодействующих показателей. То есть можно провести анализ факторов второго уровня.

Анализируя ФОТ, необходимо учитывать такие показатели, как производительность труда и динамика среднегодовой его оплаты.

Задание 3.5

Оценим состав, структуру и динамику доходов и расходов. Расчеты представим в таблице 8.2.

Таблица 8.2

Состав, структура и динамика доходов и расходов

№ п/п

Показатель

Отчетный год

Прошлый год

Изменение (+/-)

сумма, тыс. руб.

% к итогу

сумма, тыс. руб.

% к итогу

сумма, тыс. руб.

% к итогу

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Выручка (нетто)

8243819

99,3870

7238399

99,2663

1005420

0,1206

2

Проценты к получению

24890

0,3001

27676

0,3795

-2786

-0,0795

3

Прочие доходы

25960

0,3130

25823

0,3541

137

-0,0412

4

Всего доходов

8294669

100

7291898

100

1002771

0

5

Себестоимость продукции

5401193

67,5063

4801575

68,4471

599618

-0,9408

6

Коммерческие расходы

767834

9,5967

674452

9,6144

93382

-0,0177

7

Управленческие расходы

1168012

14,5983

1038549

14,8046

129463

-0,2064

8

Проценты к уплате

285035

3,5625

165522

2,3595

119513

1,2029

9

Прочие расходы

378949

4,7363

334922

4,7744

44027

-0,0381

10

Всего расходов

8001023

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  488  489  490   ..