Уважаемый
Председатель
и члены Государственной
аттестационной
комиссии!
На Ваше
рассмотрение
представлена
дипломная
работа на тему:
«Управление
персоналом
в организации
(на примере
Орской таможни)».
Следуя
современным
концепциям
менеджмента,
человек является
важнейшим
элементом
капитала организации,
а затраты на
оплату его
труда, подготовку
и переподготовку,
повышение
квалификации,
создание
благоприятных
условий деятельности
– как особый
вид инвестиций.
Цель
дипломной
работы
- изучение
самостоятельного
вида деятельности
профессиональных
специалистов-менеджеров,
направленной
на повышение
производительной,
творческой
отдачи и активности
персонала, на
разработку
и реализацию
политики подбора
и расстановки
персонала,на
выработку
правил приема
и увольнения
персонала, на
решение вопросов,
связанных с
обучением и
повышением
квалификации
персонала;
разработка
рекомендаций
по использованию
достижений
менеджмента
в таможенной
системе России
и в Орской таможне,
которая является
ее составным
элементом. В
работе осуществлена
попытка определить
факторы, оказывающие
влияние на
развитие служащего
таможни, разделить
их на первостепенные
и факультативные
. Кроме того,
ставилась
задача в условиях
жесткой уставной
и инструктивной
регламентации
деятельности
и поведения
персонила
таможни, найти
возможности
для реализации
творческого
потенциала
работников
и роста их
удовлетворенности
работой.
Таможенные
органы России
являются
правоохранительными.
Их назначение:
Защита
экономических
интересов РФ
и в пределах
своей компетенции
– защита экономической
безопасности
РФ;
Применение
средств таможенного
регулирования
торгово-экономических
отношений;
Взимание
таможенных
пошлин, налогов
и других таможенных
платежей.
Содействие
внешнеэкономическим
связям и т. д.
Так как
одной из основных
функций таможенных
органов является
фискальная,
ежегодно каждое
таможенное
управление
получает от
Государственного
таможенного
комитета плановые
суммы, которые
необходимо
внести в бюджетный
фонд и в фонд
развития таможенной
службы. Каждое
управление
распределяет
эту сумму по
своим таможням.
О масштабах
таможни можно
судить по общей
стоимости
ввозимых и
вывозимых
товаров и по
количеству
оформляемых
в таможне грузовых
таможенных
деклараций.
Сравним статистические
данные по этим
показателям
за 1997 - 1998 гг.(см. табл.
1).
На первый
взгляд, данные
табл. 1 говорят
о спаде внешнеэкономической
деятельности
в зоне деятельности
Орской таможни
в 1998 году. На это
повлиял августовский
кризис 1998 г.
Внешнеэкономическая
деятельность
России, в том
числе и в зоне
деятельности
Орской таможни,
за период с
1995 по 1998 гг. заметно
активизировалась.
Об этом говорит
существенное
увеличение
(на 60,2 % ) в 1998 году по
сравнению с
1995 годом количества
участников
внешнеэкономической
деятельности
(с 627 участников
в 1995 г. до 1005 – в 1998 г.).
Участники
внешнеэкономической
деятельности
в большинстве
случаев заключают
контракты в
зоне деятельности
Орской таможни
со следующими
странами:
а) страны
СНГ: Казахстан,
Узбекистан,
Таджикистан,
Кыргызстан,
Украина, Беларусь;
б) страны
дальнего зарубежья:
Китай, Япония,
Финляндия,
Нидерланды,
Великобритания,
Италия, Таиланд.
Орская
таможня подчиняется
Уральскому
Таможенному
Управлению.
В состав Орской
таможни входят
пять таможенных
постов:
Адамовский
Домбаровский
Медногорский
Новотроийкий
Светлинский.
В Орской
таможне 27 подразделений,
условно объединяемые
в пять круп ных
блоков, каждый
из которых
курирует отдельный
заместитель
начальника
таможни.
В результате
Государственный
таможенный
комитет Российской
Федерации
непрерывно
осуществляет
работу по выработке
модели специалиста
в таможенном
деле, профессионально-квалификационных
характеристик
различных
категорий
служащих, критериев
и методов оценки
кадров при их
выдвижении,
аттестации
и переаттестации.
В дипломной
работе нами
делается попытка
сформировать
современные
требования
подбора кадров
в таможенные
органы.
Один из
критериев
отбора персонала
- это
требование
высшего образования
как такового,
вне связи с его
спецификой.
Это объясняется
тем, что высшее
образование
рассматривается
скорее как
показатель
общего уровня
культуры, эрудиции
и интеллекта
человека.
На процесс
подбора кадров
прежде всего
оказывает
влияние организационная
структура
таможни. Как
мы уже отмечали,
подразделения
Орской таможни
можно условно
объединить
в пять блоков:
-
финансово-экономический;
-
правоохранительный;
-
таможенного
оформления;
-
кадровый;
Должностные
лица первых
трех блоков
находятся в
постоянном
взаимодействии
с участниками
внешнеэкономической
деятельности
. Кадровый
блок осуществляет
работу с персоналом
таможни по
подбору и расстановке
кадров, их обучению
и движению,
их воспитанию
и укреплению
трудовой дисциплины.
Само название
блоков и входящих
в их состав
подразделений
говорит о том,
какие профессии
и специальности
становятся
приоритетными
при подборе
кадров для
таможни. Например,
для сотрудников
финансово-экономичского
блока на сегодняшний
день обязательным
является
экономическое
образование.
Аналогичным
образом складывается
ситуация и в
правоохранительном
блоке, для служащих
которого на
первое место
выдвигается
требование
юридического
образования.
Инспекторам
блока таможенного
оформления
зачастую требуются
и экономические,
и юридические
знания, а кадрового
блока
- знания
в области педагогики
и психологии.
На основе
Инструкции
о порядке отбора
кадров на службу
в таможенные
органы Российской
Федерации,
разработанной
Государственным
таможенным
комитетом, в
Орской таможне
приказом ее
начальника
утвержден
порядок отбора
кандидатов
в Орскую таможню,
состоящий из
18 последовательных
ступеней. Порядок
представлен
в табл. 2.6 дипломной
работы.
Поиск
кандидатов
осуществляется
отделом кадров
и руководителями
структурных
подразделений,
имеющих вакансии.
Вербовка
используется
в двух вариантах:
Как видно
из таблицы 2
графического
материала по
динамике пополнения
кадров Орской
таможни в 1998 г.
производился
более тщательный
отбор кандидатов
- с высшим образованием
в структуре
принятых на
25,3 пункта больше,
чем в 1997 г.
В
1998 году
у руководства
таможни и кадровых
служб было для
этого больше
времени, и была
возможность
выбирать. В
1995 - 97 гг.
приходилось
укомплектовывать
кадрами стремительно
развивающуюся
структуру
таможни в короткие
сроки. Кроме
того, можно
отметить
значительное
омоложение
персонала
таможни: количество
вновь принятых
сотрудников
в возрасте до
30 лет
в струкутуре
персонала
увеличилось
на
20,6 пункта,
а в возрасте
от
30 до
40 лет
- сократилось
на
13,2 пункта;
что же касается
сотрудников
в возрасте
старше
40 лет,
то в
1998 году
их в таможню
не принимали.
Данные
по принятым
экономистам
и юристам оставляют
желать лучшего.
В 1998
году количество
принятых с
экономическим
и юридическим
образованием
даже снизилось:
по принятым
экономистам
- на
3,6 пункта,
по принятым
юристам
- на
0,5 пункта.
Вновь
принятые сотрудники
особенно не
ухудшили
качественный
состав персонала
Орской таможни
(см. табл.
3).
Если
сравнить данные
таблицы 3 за
1997 и
1998 год,
то получим
совсем небольшие
отклонения
в ту или другую
сторону почти
по всем показателям.
Положительным
является увеличение
в 1998
году количества
экономистов
в составе персонала
таможни
на
0,7 пункта.
А особенно
важным является
тот факт, что
в 1998
году количество
сотрудников
со стажем от
2 до
5 лет
уже составило
64,5 % от
общей численности
(сравним: в
1997 году
их количество
было равно
39,3 %). А
это один из
признаков
формирования
кадрового
потенциала
организации.
Для вновь
принятых сотрудников
Таможенным
кодексом определена
возможность
установления
испытательного
срока
- до
одного года.
В Орской
таможне процесс
профессиональной
подготовки
вновь принятых
сотрудников
в период испытательного
срока организован
по схеме 2, представленной
в графическом
материале.
Возможная
"траекториия"
карьеры в Орской
таможне следующая:
инспектор
- старший
инспектор
- ведущий
инспектор
- главный
инспектор
- заместитель
начальника
отдела
- начальник
отдела
- заместитель
начальника
таможни
- начальник
таможни. Если
движение начинается
с таможенного
поста, то перемещение
на равнозначную
должность, но
в одно из подразделений
таможни уже
считается
прогрессом
в карьере служащего,
поскольку
должностные
лица таможенного
поста подотчетны
и подконтрольны
по отношению
к должностным
лицам таможни
в соответствии
с их функциональными
обязанностями.
Если
сравнить данные
по должностному
росту в 1995 - 98 гг.
(табл. 4), сразу
видно, что
количественные
показатели
в 1998
году заметно
ниже.
Снижение
статистических
показателей
следует оценить
как положительный
факт, так как
на этапе развития,
который, как
мы отметили,
начался в
1995 году,
таможню интересует
уже не столько
количество
персонала, а
его качество.
А это признак
того, что принцип
профессионализма
и компетентности
в работе с
персоналом
таможни, наконец-то,
становится
главным, а не
одним среди
многих. Согласно
Положения о
порядке присвоения
персональных
званий должностным
лицам таможенных
органов и организаций
таможенной
службы Российской
Федерации,
,
должностным
лицам таможенных
органов, в том
числе и таможни,
присваиваются
специальные
звания. Это
означает, что
служащий таможни
имеет возможность
не только
должностного
роста, но и
повышения в
звании.
Вышеуказанным
Положением
о порядке присвоения
званий регламентируется,
что звания
должны соответствовать
должностям,
то есть любая
должность имеет
свой предел
по званию (см.
табл. 5).
При присвоении
специального
звания также
учитывается
образование
и стаж работы
в таможенных
органах. Первичное
специальное
звание, например,
инспектора
таможенной
службы III
ранга, как правило,
присваивается
инспекторам,
имеющим среднее
и средне-специальное
образование,
|